Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса клуб ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Историческое краеведение» составлена на основе авторской программы «Сохраним историческое и культурное наследие Хабаровской земли», автор – Лысунец. В.А. методист ЦДТ «ГАРМОНИЯ», 2013 ,г. Хабаровск. Программа курса «Историческое краеведение» предназначена для обучающихся 6 класса , 17 часов в году , 1 час в 2 недели
Цель курса: воспитать патриотов своего города и края, уважение к историческому наследию предшествующих поколений, бережному отношению к памятникам истории и культуры средствами историко-краеведческой, экскурсионной деятельности.
Задачи курса:
расширение и углубление знаний о родном крае;
содействие гармоничному развитию личности;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Направленность курса. Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей в начальной школе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края.
Новизна программы состоит в том, что при разработке (содержательной части) программы большое внимание уделяется новому направлению
– виртуальным экскурсиям, которые через погружение в историческое и культурное наследие города и края, через экранное пространство дает возможность увидеть, познать, и оценить историческое прошлое.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время возрастает потребность приобщения детей к общечеловеческим ценностям, мотивации к познанию и творчеству, через изучение исторического и культурного наследия города и края.
Тематика программы охватывает экономическое, географическое, этнографическое, архитектурное, историческое, культурное пространство развития территории.
Акцентируется внимание на умение работать с книгой, картой, мультимедийными средствами, ведение бесед, обсуждений, презентаций виртуальных экскурсий.
Формы занятий:
Дискуссия;
Тест;
Ролевая игра;
Творческое задание;
Содержание программы
I. Организационное вводное занятие. 1 ч
Постановка целей и задач на период работы. Основы краеведения. Общее понятие содержания исторического, географического, литературного, этнографического, биологического краеведения.
II. Краеведческие возможности края. 3 ч
Территориально-административная карта города Хабаровска и Хабаровского
края. Виды памятников и мемориалы города Хабаровска, памятные и мемориальные доски,
архитектурные ансамбли города. Знакомство с музеями города. Знакомство с
природными памятниками Хабаровского края. Понятие виртуальная экскурсия.
III. Коренные народы Дальнего Востока. 2 ч
Этническая карта Хабаровского края. История и культура коренных народов Хабаровского края
Хозяйство и быт, общественное управление. Традиционные
художественные ремесла и промыслы коренных народов.
IV. Русский флаг на Амуре. 2 ч
Наш край в далеком прошлом. Землепроходцы дальневосточной земли XVII века. Походы землепроходцев на Восток. Маршруты Москвитина, Пояркова, Хабарова, Атласова. Имена землепроходцев на карте Хабаровского края. Появление на карте Дальнего Востока первых поселений. Переселенческая политика Российского государства. Сплавы и их роль в освоении и заселении берегов Амура.
V. От Хабаровки до Хабаровска. 3 ч
Путешествие по городским улицам. Достопримечательности
города и памятные места. Путеводитель по городу Хабаровску. От селения Хабаровка до города Хабаровска. Первостроители города Хабаровска. Я.В.Дьяченко. Чьи имена носят улицы города. Прошлое и настоящее улиц города.
VI. Город и его жители. 3 ч
Архитектурная летопись города. Памятники деревянного и каменного зодчества Хабаровска.
История застройки городских улиц Хабаровска. Первые архитекторы города. Особенности и художественная выразительность деревянного и каменного зодчества
VII. Каменная летопись края. 2 ч
Площади, мемориалы и памятники города. Памятники истории и
культуры, их значение: научное, художественное, историческое. Законодательство Российской Федерации об охране памятников истории и культуры. Виды памятников. Статус памятников: федерального, регионального, муниципального значения. Памятные места города: история создания, авторы, судьбы. Главные символы страны, Хабаровского края, города Хабаровска, городов края.
Календарно-тематическое планирование
N п/п
Тема
Колич часов
даты
Содержание
Основные умения и навыки
1.
Организационное вводное занятие
1 ч.
Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы.
2.
Краеведческие возможности края
3
Территория и границы Хабаровского края, района им. Лазо, с. Бичевая. Климат, растительность и животный мир края. Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края.
Знания: границы Хабаровского края; административное деление края, названия
городов и районов; основные виды
растительного и животного мира;
основные горные системы;
крупные реки и озера; полезные ископаемые.
Умения: определять на карте России местоположение края; показать на
карте границы края, находить города и
райцентры; находить и показывать
крупнейшие реки, озера, хребты края.
3.
Далекое прошлое края.
2 ч
Коренное население края, понятие терминов «малочисленные народности», «аборигены», места их расселения. Этнография как наука. Культурное наследие коренного населения края.
Знания: понятие « абориген», «коренные
народы», «малочисленные народы»; племена
и народы населявшие территорию края
в прошлом.
4.
Русский флаг на Амуре.
3 ч.
Открытие и освоение российского Дальнего Востока. Русские землепроходцы: И.Ю. Москвитин, В.Д.Поярков,
Е.П. Хабаров.
«Амурский вопрос». Н.Н. Муравьев- Амурский и Г.И. Невельской - их роль в освоении Дальнего Востока. Деятельность Амурской экспедиции(1851-1855гг.)
Знания: Этапы освоения русскими Дальнего
Востока; персоналии первопроходцев;
маршруты экспедиций землепроходцев и исследователей Амурской экспедиции.
Умения: оперировать терминами,
работать с картой.
5.
От Хабаровки до Хабаровска.
3 ч.
Географическое положение города. История возникновения. Первостроители и основатели города. Личность Я.В. Дьяченко. Этапы становления города: изменение роли и статуса
г. Хабаровска. Символика
г. Хабаровска, Приамурского генерал- губернаторства, Хабаровского края.
Знания: Основную периодизацию истории
города; символику города и края.
Умения: определять местоположение
г. Хабаровска на картах края, России; готовить сообщения.
6.
Город и его жители.
3 ч.
Знакомство с деятельностью известных исторических личностей, знаменитых горожан, внесших вклад в становление и развитие г. Хабаровска. Генерал-губернаторы Приамурского края. Купечество города, ученые и исследователи Приамурья и Хабаровского края. Знаменитые земляки.
Знания: персоналии – генерал- губернаторов
края ( А.Н. Корф, Н.л. Гондатти, Н.И. Гродеков);
купцы – Плюснины, Пьянковы, Тифонтай;
ученые – В.К. Арсеньев, М.И. Венюков,
Р.К. Маак, К.И. Максимович, А.П. Окладников;
Терминология.
Умения: составлять родословную,
генеалогическое древо семьи.
7.
Каменная летопись края.
2 ч.
Памятники истории и культуры, их значение: научное, художественное, историческое. Законодательство РФ об охране памятников истории и культуры. Виды памятников, статус памятников.
Знания: типы, статус памятников,
терминология, основные памятники и архитектурные ансамбли.
Умения: составлять описание памятников; пользоваться справочной литературой.
Итого:
17 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни своего края;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своего края;
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности
Предметные результаты:
-Знакомство с различными аспектами истории родного края - политическими, социальными, культурологи ческими, экономическими