Программа внеурочной деятельности «Начальные основы музейной деятельности»
Программа внеурочной деятельности «Начальные основы музейной деятельности»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начальные основы музейной деятельности" составлена для обучающихся 5 - 7 классов. Отличительная особенность данной программы от уже существующих образовательных программ - предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Начальные основы музейной деятельности» »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 128 г. Челябинска
Приложение к Образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ № 128
(Принята на Педагогическом
Совете 15.09.2011 года
с изменениями от 29.08.2014 года
Протокол № 1)
Программа внеурочной деятельности
«Начальные основы музейной деятельности»
Составитель программы
учитель истории и обществознания:
Осачева Е.В.
2014 г.
Оглавление
Пояснительная записка 3 стр.
1. Виды деятельности 6 стр.
2. Планируемые результаты освоения курса 8 стр.
3. Содержание курса 12 стр.
4. Учебно – тематическое планирование 18 стр.
5. Рекомендации к проведению занятий 22 стр.
6. Мониторинг сформированности качеств личности 38 стр.
Литература 41 стр.
Пояснительнаязаписка
Преподавание курса «Начальные основы музейной деятельности» осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
4. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2014.
7. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
8. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591
9. Учебный план МАОУ СОШ №128 на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности является модифицированной программой (составлена на основе авторской программы «Музееведение») для обучающихся 5 - 7 классов.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ - программа «Начальные основы музейной деятельности» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов изобразительного искусства, природоведения, литературы, истории и др. В условиях партнерского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее. Новизна: Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых качествах.
Актуальность
Актуальность и педагогическая целесообразность: Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной иисторической памяти.
Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Курс «Начальные основы музейной деятельности» разработан для учащихся 5, 6, 7-х классов, занятия проводятся 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и т.п.).
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.
Так как в школе на протяжении многих лет успешно осуществляет свою деятельность музей Разведки имени Героя Советского Союза Н.И.Кузнецова, в рамках военно-патриотического воспитания возникла насущная потребность курса «Начальные основы музееведения», что нашло подтверждение в социальном запросе обучающихся и их родителей.
Содержание обучения включает в себя познавательный, развивающий и воспитательный компоненты.
Познавательный компонент предполагает ознакомления учащихся с основами музееологии, вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описаниями предметов материальной культуры. Основными принципами построения музейной экспозиции, методикой проведения экскурсий.
Развивающий компонент предусматривает формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников, развитие логического и креативного мышления, навыков самостоятельных исследований, коммуникативно-речевых умений и навыков, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Воспитательный компонент создает условия для развития интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, развитие интереса и уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию для осознанного формирования собственной культурной среды.
Цель программы:воспитание гражданинаРоссии, патриота малой Родины, осознающего свою идентичность как члена семьи, этнической группы, региональной общности и желающего принять активное участие в развитии культуры родного города Челябинска.
Задачи программы:
Знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области ( краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);
Развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
Воспитание у детей уважения к историко-культурному наследию Челябинска и Южного Урала, позитивного отношения к городской среде, социально-ответственного поведения в ней;
Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению, возрождению и развитию культуры родного края.
1. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин);
Знакомятся с историей и культурой родного края, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников);
Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах);
Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими);
Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
При составлении программы внеурочной деятельности учтено, что содержание, форма организации должны помогать ученику через успешную практическую деятельность оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Программа построена так, что она позволяет в полной мере использовать активные формы организации занятий.
Программа внеурочной деятельности должна создать мотивацию. Помочь ученикам поверить в себя, ответить на вопрос «Могу ли я, хочу ли учить это, заниматься этим?» Курс должен познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими. Включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности.
Актуальность курсов по основам музейной деятельности обусловлена расширением сети музеев. Во многих школах ведется активная краеведческая работа, результатом которой является создание школьных музеев.
Изучая основы музейной и туристической деятельности, учащиеся получают новые знания в предметных областях, которые не включены в школьную программу, такие как вспомогательные исторические дисциплины, основные виды музейной деятельности, специфика различных музейных профессий, приобщаются к поисково-собирательской работе, изучению и описанию музейных предметов, созданию коллекций, приобретают навыки экспозиционной деятельности, проведения экскурсий. Знания, умения, полученные в рамках курсов по основам музейной и туристической деятельности могут быть востребованы при создании семейных архивов, домашних музеев, при работе в туристических фирмах. Овладение практическими знаниями и умениями дает возможность учащимся лучше узнать родную историю и культуру, способствует воспитанию чувства патриотизма.
Формы занятий, планируемые по каждому разделу программы
Базовые формы учебных занятий:
Информационные - беседа, лекция. Практические: составление словаря музейных терминов, составление кроссвордов, защита проектов об одном из известных музеев России, составление учетной карточки экспоната школьного музея, выступления ребят в качестве экскурсоводов; исследовательские (работа со справочной литературой, создание проектов), игровая деятельность, экскурсии. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом); самостоятельная работа (изучение материала и выполнение заданий в учебных пособиях); практическая отработка умений и навыков с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные). Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися: в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом, изготовление пособий, работа со справочной литературой, разработка проектов), наглядный (наблюдение, исследование, эксперимент), словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения), работа с книгой ( художественная и справочная литература), поиск информации в сети Интернет, видеометод (просмотр, обучение). В воспитании - методы формированиясознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, конкурсы, поощрения). Формы подведения итогов по каждой теме или разделу: - подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов; - выставка рисунков по материалам экскурсий.
2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности школьников «Юные музееведы» распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования, ньюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества, для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Здесь осваивается умение представить собственные разработки заказчикам, зрителям, экспертам. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
Личностные результаты
- формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
- умения учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет
коммуникативные
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Предметные результаты изучения курса учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Формы подведения итогов реализации программы
«Начальные основы музейной деятельности»
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; итоговый – открытые занятия, КВН, выставки творческих работ, игры-тренинги, публикации в печати разного уровня, участие в праздниках.
Требования к уровню подготовки учащихся
После 3 года обучения воспитанники должны:
Знать правила
Уметь
Владеть
- ведения полевых тетрадей,
- поведения в походе,
- ведения экскурсии
- разработать тексты экскурсий,
- использовать технические средства при проведении экскурсий,
- выполнять индивидуально - поисковые исследовательские задания.
- навыками подготовки тематических экспозиций школьного музея к памятным датам,
- основными формами поисково-исследовательской работы.
3. Содержание курса
«Начальные основы музейной деятельности»
1-й год обучения
Вводное занятие. 1 час.
Музей в системе культуры. Музей как институт социальной памяти.
Тема 1. История развития музейного дела. 9 часов
История развития музейного дела. 1 час.
Происхождение музея, музеи Античного мира, эпохи Возрождения, первые национальные музеи, крупнейшие западноевропейские музеи. 1 час.
История развития музейного дела в России. Профили и типы музеев. Формирование и современное состояние сети музеев области. 1 час.
Специфика школьных музеев. 1 час.
Экскурсия в музей г.Челябинска. 1 час.
Защита проекта об одном из известных музеях нашей страны. 4 часа.
Тема 2. Основные направления и формы музейной деятельности. 2 часа
2.1. Знакомство с музейными профессиями. Экскурсия в отделы музея. 2 часа
Тема 3. Охрана культурного и природного наследия (включая реставрационные и консервационные работы) 2 часа.
3.1. Реставрационные и консервационные работы. 2 часа.
Тема 4. Музейный предмет и способы его изучения. 5 часов.
4.1. Понятие музейного предмета. Этапы изучения музейных предметов. 1 час.
2-й год обучения № п.п. Разделы программы и темы занятий Часы учебного времени 1. Музейное дело. Выставки. 5 часов. 1.1. Музейное дело. Ознакомление с информацией в сети Интернет Закрепление понятия «музейное дело». Работа с компьютером. 1 час
1.2 Музейное дело. Выставки. Ознакомление с информацией в сети Интернет. Работа с компьютером. 1 час. 1.3 Положение о музее в образовательном учреждении Посещение школьного музея. 1 час. 1.4 Повторение прав и обязанностей юных музееведов Положение о музее в образовательном учреждении. Посещение школьного музея. 1 час. 1.5 Работа в сети Интернет. Знакомство с тематикой выставок музеев на текущий год. 1 час.
2. Музееведение как научная дисциплина. 8 часов. 2.1. Музееведение как научная дисциплина. Продолжение составления словаря музейных терминов. Изучение музееведения как научной дисциплины. 1 час. 2.2. Музееведение как научная дисциплина. Продолжение составления словаря музейных терминов Изучение музееведения как научной дисциплины. Работа в библиотеке, ресурсы Интернет. 1 час. 2.3 Основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему «Музеи города Челябинска». 2 часа. 2.4. Краеведческий музей города Челябинска. Знакомство с историей музея. Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. 2 часа. 2.5. Коллекционирование. Музей восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира. Понятие «коллекционирование». Знакомство с музеями восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира. 2 часа. 3. Древняя Греция: храмы 2 часа. 3.1 Древняя Греция: храмы. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями) Знакомство с храмами Древней Греции. Работа с компьютером. 2 часа. 4. Общественные и частные собрания Рима. 2 часа. 4.1. Общественные и частные собрания Древнего Рима Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима Знакомство с общественными и частными собраниями Древнего Рима. Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима. 2 часа.
5. Знакомство с музеями и картинными галереями Европы 4 часа. 5.1 Музеи и картинные галереи Европы (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями. Работа с компьютером. 2 часа.
5.2 Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании (по выбору детей). 2 часа.
6. Защита проектов об одном из известных музеях нашей страны. 4 часа. 6.1 Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. 1 час. 6.2 Музейная сеть и классификация музеев. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах Знакомство с частными музеями и музеями, созданными на общественных началах. Защита проектов. 1 час. 6.3 Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет. Защита проектов. 1 час. 6.4 Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет. Защита проектов.1 час. 7. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений 3 часа. 7.1 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. Фонды музея. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея Знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Работа с экспонатами в архиве музея. 3 часа. 8. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея 4 часа. 8.1. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Знакомство с научной организацией фондов музеев. 1 час. 8.2 Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Составление учётной карточки экспоната школьного музея Знакомство с научной организацией фондов музеев. Составление учётной карточки экспоната школьного музея. 1 час. 8.3 Музейная экспозиция и её виды. Составление отчёта о выполнении плана работы школьного музея. Закрепление знаний о музейной экспозиции, о её видах. Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея. 1 час. 8.4 Музейная экспозиция и её виды. Составление отчёта о выполнении плана работы школьного музея Закрепление знаний о музейной экспозиции, о её видах. Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея. 1 час.
9. Обновление экспозиций школьного музея. 2 часа. 9.1 Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы - юные музееведы». 1 час. 9.2 Проведение итогового мероприятия. 2 часа.
Итого: 35 часов.
3-й год обучения 1. Музейное дело. Выставки. (5 часов) 1.1 Музейное дело. Выставки. Ознакомление с информацией в сети Интернет. Теория: Закрепление понятия «музейное дело». Выставки. Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. 1.2 Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении. Посещение школьного музея. Теория: Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении. Практика: Посещение школьного музея. 2. Музееведение как научная дисциплина. (8 часов) 2.1 Музееведение как научная дисциплина. Продолжение составления словаря музейных терминов. Теория: Изучение музееведения как научной дисциплины. Практика: Составления словаря музейных терминов. 2.2 Основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему музея. Теория: Изучить основные социальные функции музеев. Практика: Составление кроссворда на тему музея. 2.3 Музей области (по выбору). Теория: Знакомство с музеем. Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. . 2.4 Коллекционирование. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира. Теория: Понятие «коллекционирование». Знакомство с музеями и коллекциями. Практика: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира. 3. Русь Православная: храмы. (2 часа) 3.1 Русь Православная: храмы. Поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями. Мероприятие «Мы - юные музееведы».
4.Общественные и частные собрания России. (2 часа) 4.1 Общественные и частные собрания нашей страны. Знакомство через сеть Интернет с музеями. Теория: Знакомство с общественными и частными собраниями. Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями.
5.Знакомство с музеями и картинными галереями мира. (4 часа) 5.1 Сообщения о музеях и картинных галереях (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями. Теория: Знакомство с музеями и картинными галереями. Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями. 5.2 Сообщения о музеях и картинных галереях (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями. 6. Защита проектов об одном из известных музеях нашей страны. (4 часа)
6.1 Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей). Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Теория: Знакомство с частными музеями и музеями, созданными на общественных началах. Практика: Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей). 6.2 Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет. Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет. 7. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. (3 часа) 7.1 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Теория: Знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Практика: Работа с экспонатами в архиве музея. 8. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. (4 часа) 8.1. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Составление учётной карточки экспоната школьного музея. 8.2. Музейная экспозиция и её виды. Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея. Теория: Закрепление знаний о музейной экспозиции, о её видах. Практика: Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея. 9. Обновление экспозиций школьного музея. (3 часа) 9.1. Подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
4. Учебно-тематический план (1-й год обучения)
№ п/п, дата
Наименование разделов, темы
Всего часов
Лекционных часов
Практических часов
Форма урока
формы контроля
1
Вводное занятие.
1
Беседа
2
История развития музейного дела.
1
1
Лекция с элементами беседы. Работа со словарем.
записи в словаре
3
Происхождение музея, музеи античного мира, эпохи Возрождения, первые национальные музеи, крупнейшие западноевропейские музеи. Профили и типы музеев.
1
0,5
0,5
Диалогическая лекция. Работа в группах с иллюстративным материалом по определению профиля музея. Работа со словарем.
Представление итогов групповой работы: определение и характеристика профиля музея
4
История развития музейного дела в России. Формирование и современное состояние сети музеев области.
1
1
Лекция с элементами беседы. Работа со словарем.
записи в словаре
5
Специфика школьных музеев.
1
0,5
0,5
Работа с тестами. Работа со словарем.
Экскурсия в отделы музея.
анкета
6
Экскурсия в музей города Челябинска
1
1
Экскурсия в отделы музея.
Фотоотчет о посещении музея
7
Подготовка и защита проекта об одном из известных музеях нашей страны.
4
2
2
Диалогическая лекция. Индивидуальная работа с источниками информации, подготовка проекта.
Проект
8
Знакомство с музейными профессиями. Экскурсия в отделы музея
2
1
1
Лекция с элементами беседы, экскурсия.
Минисочинение по теме.
9
Реставрационные и консервационные работы по сохранению природного и культурного наследия.
2
1
1
Диалогическая лекция, работа в сети Интернет.
записи в словаре
10
Понятие музейного предмета. Этапы изучения музейных предметов
1
1
Лекция с элементами беседы
записи в словаре
11
Описание музейного предмета
2
1
1
Практическая работа по составлению описания музейных предметов разных видов.
Представление научного описания музейного предмета
12
Создание музейной экспозиции
2
2
Практическое занятие.
Создание выставки
13
Основы проектирования музейных экспозиций
1
1
Лекция с элементами беседы
записи в словаре
14
Этапы создания экспозиции. Тематико-экспозиционный план.
1
1
Работа в группах с иллюстративным материалом.
Составление плана
15
Монтаж экспозиции, основные требования к размещению экспонатов на экспозиции.
1
0,5
0,5
Лекция с элементами беседы
Самостоятельный выбор размещения экспонатов
16
Текст в экспозиции: виды и функции, правила составления
1
0,5
0,5
Диалогическая лекция, работа в сети Интернет.
Работа с текстами, составление текстов
17
Создание музейной экспозиции. Практическое занятие
1
1
Практическое занятие
Создание музейной экспозиции
18
Понятие экскурсионной деятельности. Основные требования к проведению экскурсии.
1
1
Лекция с элементами беседы
записи в словаре
19
Этапы подготовки экскурсии и методы ее проведения.
1
1
Лекция с элементами беседы
Подготовка экскурсии
20
Методика проведения экскурсии.
1
1
Лекция с элементами беседы
игра
21
Подготовка и проведение экскурсии. Практическое занятие.
1
1
Практическая работа по составлению экскурсии
Проведение экскурсии
22
Виды научно-просветительской деятельности
1
1
Диалогическая лекция
записи в словаре
23
Новые информационные технологии в музейной деятельности. Формирование музейных электронных информационных ресурсов.
3
1
2
Лекция с элементами беседы, работа с ресурсами Интернет.
презентация
24
Итоговое занятие. «Мы создаем музей»
3
3
Групповая работа по подготовке и презентации проекта музея.
представление и защита проекта
35
18
17
5. Рекомендации к проведению отдельных занятий по курсу
«Начальные основы музейной деятельности»
Тема 1. История развития музейного дела.
Для организации индивидуального подхода при проведении курсов по музееологии рекомендуется изучить интересы и наклонности учащихся в области музееологии. Следует предложить заполнить предложенные ниже анкеты. Прежде чем ответить на вопросы, следует прочесть все варианты ответов, обвести кружочком номер одного или нескольких выбранных ответов или написать свой вариант ответа.
Анкета №1.
Какие формы музейной деятельности для Вас более привлекательны.
Комплектование коллекций
Реклама музея.
Краеведческие экспедиции.
Работа в архивах, библиотеках.
Создание экспозиций.
Общение с посетителями (проведение экскурсий, лекций)
Организация конкурсов, праздников, концертов.)
Другие формы работы…….
Анкета№2
Что такое «музей» по Вашему мнению? (напишите одно или несколько определений)
Музей - это……
Анкета №3.
Чем должен отличаться школьный музей от других музеев?
Только тем, что находится в школе?
Он должен быть адресован детям и быть интересным для них.
В нем хотя бы некоторое экспонаты можно брать в руки.
В нем можно рисовать, мастерить, проводить опыты.
Он может рассказывать о жизни школы.
Часть экспонатов для него создается руками детей.
Учителя сами могут проводить здесь уроки.
Сюда можно приходить чаще, чем в другие музеи.
Другие ответы………
Анкета №4.
Представьте, что Вы создаете музей. Придумайте для него название и напишите, каким он будет…………..
Тема 3. Охрана культурного и природного наследия (включая реставрационные и консервационные работы).
Государственная охрана культурного и природного наследия.
Особенность изучения темы заключается в организации самостоятельной работы учащихся с отдельными статьями законов и положений, регламентирующих охрану объектов культурного наследия. Отдельные статьи, включающие содержание терминов и мероприятий могут быть проработаны самостоятельно учащимися.
Основополагающим документом при изучении темы являются статьи 6, 8, 12 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Статьи определяют ряд ключевых положений современного законодательства о культуре:
равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры;
неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность;
право на приобщение к культурным ценностям.
Определение понятий, заложенных в законодательстве: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изменениями от 27 февраля 2003 г.). Статьи 3, 4 раскрывают понятия культурное наследие, памятник, ансамбль, достопримечательные места, и категориями объектов культурного наследия: объекты федерального, регионального и муниципального значения.
Ст. 6, 33 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" раскрывают содержание понятия государственной охраны объектов культурного наследия. Необходимо акцентировать внимание на одной из основных составляющих понятия государственной охраны объектов культурного наследия – учет, который включает в себя паспортизацию объекта, государственный контроль, в том числе, за использованием объектов культурного наследия, включение особо ценных объектов в государственный реестр. При работе со ст. 33 особенно следует обратить внимание на п. 4, 6, предусматривающие ответственность за повреждения объектов культурного значения, и необходимость согласования градостроительной документации.
Музей, как одно из учреждений, осуществляющий собирание, учет, сохранение, изучение и популяризацию объектов культурного наследия. Работа с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изменениями от 10 января 2003 г.). Статья 3 ФЗ раскрывает основные понятия и формы работы музея: культурные ценности, музейный предмет, музейная коллекция, музейный фонд, музей, хранение, публикация.
Основные виды деятельности музеев изложены в статьях 27, 33, согласно которым, хранение, выявление и учет музейных предметов и музейных коллекций имеют приоритетное значение.
Музейный фонд Российской федерации по формам собственности состоит из государственной и негосударственной части. Ст. 13, 15, 16, 19, 20, 21 определяют состав государственной и негосударственной части музейного фонда, порядок включения музейных предметов в состав музейного фонда РФ и их исключения, положения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями. При работе со статьями ФЗ необходимо акцентировать внимание учащихся на различии понятий «собственность» и «оперативное управление».
Публикация музейных предметов как одно из направлений деятельности музеев. Публикацией считается представление музейного предмета для обозрения. Это может быть представление предмета на экспозиции, на выставке, помещение изображения в каталоге, электронном каталоге и т.п. Следует различать понятия публикации музейного предмета и тиражирование его изображения в коммерческих целях.
Понятие лицензия и лицензированная деятельность. Основные виды лицензированной деятельности учреждений, осуществляющих собирание, учет, изучение, консервацию памятников материальной культуры. Объяснить, почему комплектование и хранение государственных наград, холодного и огнестрельного оружия, предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, является лицензированной деятельностью государственных музеев.
Консервация и реставрация объектов культурного наследия.
Для изучения темы необходимо, прежде всего, провести работу с терминами консервация, ремонт, реставрация, воссоздание объекта культурного наследия (ст. 41, 42, 43, 47 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Необходимо обратить внимание на порядок производства работ по сохранению объекта культурного наследия (ст. 46):
Наличие задания от органа, осуществляющего контроль за сохранением объекта (в зависимости от категории объекта федеральным или региональным органом);
Наличие лицензии на производство консервационных и реставрационных работ;
Проведение реставрационных работ в соответствии с реставрационными нормами, и только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.
Осуществление научного руководства при проведении консервационных и реставрационных работ.
Реставрационные работы предваряет заседание реставрационного совета музея или учреждения, на чьем балансе находится объект культурного наследия. На заседании совета предоставляются сведения об объекте с указанием повреждений и необходимых консервационных или реставрационных работ, назначается ответственный за проведение реставрации. При проведении реставрационных работ обязательным этапом является фотофиксация объекта или предмета. За время реставрационных работ фотофиксация производится как минимум три раза: до производства реставрационных работ, во время реставрационных работ, после реставрационных работ. Параллельно проведению консервационных или реставрационных работ ведется паспорт, где фиксируются все производимые действия, с приложением фотографий. После окончания работ проводится заседание реставрационного совета, где принимается отчет о проведении реставрационных работ.
Проверочное задание на усвоение терминов:
I вариант: ученики называют памятники, ансамбли, достопримечательные места, известные из курса истории, литературы, краеведения и определяют их категории;
II вариант: учитель предлагает изображения памятников, ансамблей, достопримечательных мест и предлагает определить терминологию и категории объектов.
Рекомендации по проведению лекции: обратить особое внимание о нахождении музейных предметов в государственной собственности и передаче их в оперативное управление музеев. Рассказать об основных видах лицензированной деятельности музеев. Объяснить, почему комплектование и хранение государственных наград, холодного и огнестрельного оружия, предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни является лицензированной деятельностью государственных музеев.
Основные термины: музейный фонд, объект культурного наследия, лицензированная деятельность, оперативное управление, контрабанда музейных предметов, консервация объектов культурного наследия, реставрация объектов культурного наследия.
Практическая деятельность учащихся: 0,5 часа. Работа с отдельными статьями документов: ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ»: закрепление понятия о государственной собственности музейных предметов, о музеях, как учреждений, где музейные предметы находятся в оперативном управлении. Разработать Устав проектируемого музея.
Тема 4. Музейный предмет и способы его изучения. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета.
Рекомендации по проведению занятия: обратить внимание на различие терминов музейный предмет и экспонат. Привлекая статьи ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ» акцентировать внимание, что хранение и изучение музейных предметов является одной из главнейших функций музея. Дать характеристику методов изучения музейного предмета.
Практическая деятельность учащихся: составить план изучения музейного предмета.
Примечание: Занятие может быть проведено в школьном музее. При отсутствии музея может быть организована работа с материалами домашнего архива учащихся.
Ключевым понятием для изучения темы являются термины «музейный предмет», «коллекция» и отличие этих понятий от термина «экспонат». Привлекая статьи ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ» акцентировать внимание, что хранение и изучение музейных предметов является одной из главнейших функций музея. Главной целью изучения музейного предмета является определение культурного, исторического, информационного потенциала, который несет в себе музейный предмет. Этот вид деятельности музея способствует организации источниковой базы, на основе которой музеем осуществляются культурно-просветительские задачи.
Изучение музейного предмета можно назвать непрерывным процессом, в ходе которого происходит накопление и фиксация сведений о предмете или коллекции. Однако в процессе изучения музейного предмета условно можно выделить несколько этапов:
Сбор первоначальной информации;
Уточнение и/или дополнение информации, собранной в процессе комплектования;
Каталогизация музейного предмета или коллекции в соответствии с собранными в ходе изучения сведениями.
Музейный предмет или коллекция изучаются с двух сторон: во-первых, как материальный объект деятельности человека; во-вторых, как материальный объект, содержащий информацию об определенном историческом, культурном событии или об историческом периоде. Соответственно можно определить основные позиции, в соответствии с которыми собирается информация о музейном предмете.
Происхождение предмета – название (научное или местное), функции, автор, дата и место производства, бытование предмета (этническая, социальная среда)
Историческая или культурная значимость предмета (типовой, редкий, уникальный, мемориальный, связанный с историческим или культурным событием или процессом); информативность предмета, его репрезентативность, аттрактивность;
Определение материала, техники исполнения предмета, размера, веса, цвета и т.д.;
Стиль исполнения предмета;
Определение степени физической сохранности музейного предмета, возможности его длительного хранения, изучения, экспонирования.
Методы изучения музейного предмета: атрибуция, классификация, систематизация, интерпретация, описание.
В процессе атрибуции составляется общая характеристика музейного предмета. Она включает в себя определение назначения предмета; материала, из которого изготовлен предмет, техники, даты, места создания; размера, цвета; фиксируются и расшифровываются знаки, клейма, печати, надписи, подписи, стиль художественного исполнения предмета (в том числе производится фотофиксация знаков, клейм, печатей). Для письменных источников необходимо раскрыть содержание, значение, репрезентативность информации. При атрибуции музейного предмета необходимо представить характерные признаки в комплексе.
В ходе классификации и систематизации музейного предмета проводится сравнительный анализ по характерным признакам с другими аналогичными или сходными по происхождению предметами. Для проведения сравнительного анализа могут быть привлечены подобные предметы, находящиеся в музее, каталоги, определители и т.д. По мере проведения классификации и систематизации выявляются общие и отличительные признаки, которые присущи конкретному музейному предмету.
Путем классификации и систематизации сведения о предмете обобщаются и структурируются, что в свою очередь позволяет более адекватно интерпретировать культурную, социальную, историческую информацию, носителем которой является музейный предмет.
Наконец, завершающим этапом в изучении музейного предмета является составление его научного описания. Описание музейного предмета составляется в соответствии с существующими в музее формами и включает в себя описание предмета и обработанных сведений о нем. Описание музейного предмета может варьироваться в зависимости от цели для которой оно составляется: общемузейная инвентарная карточка, учетная карточка, паспорт, каталог, картотека и т.д. Однако составление научного описания предмета имеет ряд нормативных параметров для различного вида источников. (см. Приложение 1.)
Примечание: Занятие может быть проведено в школьном музее. При отсутствии музея может быть организована работа с материалами домашнего архива учащихся. практическое занятие по изучению музейного предмета, с использованием основных методов, изученных на уроке.
Тема 5. Экспозиционная работа.
Содержание: Основные понятия и принципы построения экспозиции.
разработка архитектурно-художественного решения экспозиции.
При проведении занятий необходимо особо отметить, что специфика музейной экспозиции заключается в том, что отражение в ней того или иного события, природного или социального явления осуществляется с помощью не только музейных предметов, но также художественных и технических средств. Поэтому над созданием экспозиции работает большой коллектив, включающий в себя научных работников, художников, дизайнеров, техников. Перед этим коллективом стоит задача: соединения точных научных данных с художественным образностью отражаемой проблемы
У каждой экспозиции есть два основных автора: научный сотрудник и музейный художник. Их творческое сотрудничество, умение находить взаимоприемлемые решения, общее понимание концептуальных задач и порождает главным образом, уникальную неповторимость каждой музейной экспозиции.
1. Отбор экспонатов и их группировка.
Отбирая материалы для экспозиции, необходимо помнить, что они должны иметь хорошую сохранность, четкое изображение и разборчивый текст (если это письменный документ). Очищая предмет от бытовой пыли и грязи, нельзя портить его основу, нанесенную эмаль, орнаменты.
С другой стороны – в предмете должны быть сохранены следы внешнего на него воздействия в среде бытования. Нельзя допускать закрашивания музейных предметов, прорисовывания утраченных изображений и т.д.
В предмете должны быть ясно выражены его черты, как достоверного первоисточника (наличие дат, печатей подписей, клейм). При наличии какого-либо фрагмента предмета, рукописи, изображения можно поместить на планшет и прорисовать контуром на чистом фоне недостающие части.
Отбор экспонатов тесно связан с их группировкой. Группировать можно различными приемами в зависимости то поставленной задачи.
По систематическому принципу (например, систематическая коллекция камней, минералов, фрагментов керамики, геологических находок и т.д.)
Соединение предметов в логические группы. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами (русский дом, старая школа, горница и т.д.)
Заключительным этапом в разработке экспозиции или выставки является написание тематико-экспозиционного плана. Он включает следующие графы:
№ п/п
Название темы
Ведущий текст
Наименование экспоната
Характеристика экспоната
Предполагаемое место экспонирования
Размер
Место хранения
Примечания
2. Монтаж экспозиции.
Монтаж начинается с размещения и укрепления стендов, витрин подиумов, т.е. всего экспозиционного оборудования. Затем производится раскладка материалов у соответствующих стендов. Эта своеобразная проверка позволит улучшить экспозицию, внести необходимые дополнения, прежде чем размещать и укреплять сами экспонаты.
Размещая экспонаты и монтируя всю экспозицию, необходимо предусмотреть условия обеспечивающие сохранность предметов: нельзя укреплять экспонаты проволокой, прикалывать кнопками и булавками, применять липкую ленту, прибивать гвоздями к полу или стене.
При монтаже различных видов экспозиционных материалов следует соблюдать определенные условия.
Вещевые предметы обычно располагаются в геометрических витринах, под колпаками. Крупногабаритные можно ставить на пол только так, чтобы они не загромождали проход и были доступны для обозрения.
Знамена и вымпелы располагаются так, чтобы текст и изображение находились в вертикальной плоскости.
Предметы одежды подвешиваются на плечиках, концы которых обматываются ватой и обшиваются холстом во избежание прорыва ткани.
Ветхие и тонкие ткани экспонируются только в горизонтальных витринах.
Документы и фото, располагаемые в витринах, можно прижимать стеклом, чтобы они не сдвигались и не коробились.
Рукописи, листовки, газеты экспонируются в открытом виде. При необходимости можно поместить рядом с документом увеличенную часть текста.
В открытом виде можно располагать крупные предметы, устойчивые от влияния света, температурных колебаний.
Мелкие по размеру экспонаты укрепляются на подставках, стержневых держателях, подвесках.
Разместив экспонаты нужно составить этикетаж – Пояснительные тексты к каждому экспонату или группе экспонатов.
В этикетке дается название предмета, краткие сведения о его происхождении и значении. Несмотря на краткость, этикетка должна содержать основную информацию об экспонате.
Если в витрине много мелких вещей, около них помещается номер, соответствующий записи в аннотации (помещать этикетку около каждого мелкого предмета не рекомендуется).
При монтаже необходимо обеспечить хорошую освещенность экспонатов. Источники света должны быть скрыты от глаз за внутренними стенами витрин.
3. Основные правила размещения экспозиционных материалов.
Каждый музей индивидуален. Однако имеется ряд единых требований и рекомендаций построения экспозиции.
А) Экспозиционный пояс.
Экспонаты размещаются в залах музея в так называемом экспозиционном поясе, в пространстве удобном для обозрения, верхняя граница которого на уровне 2,5 метра от пола, нижняя не ниже 0,8 – 1 метра то пола. Расстояние между экспонатами должно быть не менее 10-15 см.
В) Оптимальное расстояние экспонатов от посетителей.
Крупные экспонаты: фотографии, рисунки, схемы располагаются выше (или ниже) уровня глаз, а мелкие - на уровне глаз. В витрине крупные вещи располагаются в глубине, о мелкие (или с мелким шрифтом) – на переднем плане. Документальные памятники должны располагаться на плоскости витрин под углом 25-30 градусов. Для этого применяются наклонные витрины.
Изобразительные материалы, располагающиеся выше уровня глаз, подвешиваются с наклоном к зрителю под тем же углом зрения
Г) Выделение ведущих экспонатов
ведущему экспонату отводится центральное место;
он располагается на подставке или на подвесках;
используется подсвет;
если экспонат блеклый, его помещают на ярком фоне;
увеличение детали или фрагмента экспоната (увеличить текст документа, расшифровать текст на печати, монете)
Д) Принцип равновесия. Нельзя допускать расположения в одной части зала объемных предметов, а в других плоскостных
Экспонаты одной половины стенда должны соответствовать по типу и оформлению экспонатам другой половины. Не допускается размещение на одной половине окантованных изображений, на другой – в рамках, на одной – текстов и диаграмм, на другой картин и документов
Подбирая рамки, окантовку паспорту можно уравновесить различные по величине экспонаты.
Нужно избегать таких явлений, как сплошные фоторяды, большие тексты с мелким шрифтом.
Важно выделение художественными средствами наиболее значимых ведущих тем экспозиции.
4. Ориентирование в музее.
Экспозицию в музее в музее целесообразно разместить таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, которые можно разделить на следующие виды: оглавительные тексты, ведущие, объяснительные, этикетаж. Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Их задача дать « путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить ее тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов.
Ж) При оформлении экспозиции следует учесть, что осмотр осуществляется слева направо, по часовой стрелке.
Разновидностью оглавительных текстов считаются и текстовые указатели осмотра экспозиции («начало осмотра». «продолжение осмотра», и.т.п.)
Каждый раздел экспозиции предваряют заголовком. Название раздела принято размещать над экспозиционным комплексом, относящимся к данному разделу экспозиции.
Заголовок должен быть лаконичным и отражать сущность экспозиционного комплекса.
Каждый экспонат экспозиции, подлинный или копийный, снабжают этикеткой (аннотацией). Этикетаж позволяет посетителям музея как бы самостоятельно «читать экспозицию» без помощи экскурсовода. Этикетаж может выполняться как на отдельных этикетках, так и на самих экспозиционных площадках: стендах, подиумах и.т.д. Желательно только, чтобы во всей экспозиции или экспозиционном комплексе этикетки выполнялись в одном стиле: цвет бумаги, размер и цвет шрифта.
Иногда непосредственно рядом с экспонатом этикетки разместить невозможно или нецелесообразно. В таком случае экспонаты нумеруют (рядом с экспонатом наносят его порядковый номер), и в каком-то удобном месте экспозиционного комплекса располагается этикетаж в соответствии с порядковыми номерами экспонатов.
Следует учесть при составлении этикетажа, что текст этикетки состоит из двух частей: название экспоната и аннотации к нему.
При этом название экспоната сохраняется в соответствии с его описанием в инвентарной книге, а аннотация может изменяться в зависимости от целей его использования в экспозиционном комплексе.
Обеспечение сохранности экспонатов.
В целях обеспечения сохранности музейных предметов, выставленных на экспозициях и выставках, составляется топографическая опись залов экспозиции или выставки. Топографическая опись включает в себя перечень всех экспонатов и места их размещения на экспозиции. Опись экспонатов составляется по часовой стрелке, начиная со входа. Стены обозначаются заглавными буквами: Стена А, стена Б, угол стен В и Г. Витрины, стенды нумеруются: Витрина 1, стенд 3. можно привести примерную топографическую опись:
Место нахождения
№ по КП
Наименование предмета
Сохранность
Результаты сверки
Стена А
Витрина 1. Верхняя полка
ШМ-258/1
Горн пионерский
Без видимых повреждений
(указываются все перемещения экспоната и причины по которой экспонат демонтирован).
При замене экспоната топографическая опись переделывается с указанием новых музейных предметов, помещенных на экспозиции или выставке.
Сверка наличия и состояния сохранности должна проводиться ежедневно в присутствии дежурного сотрудника музея и смотрителя, ответственного за зал.
При размещении в залах музея особенно ценных или мелких предметов учитывается возможность покушения на кражу, поэтому витрины должны монтироваться с учетом недоступности музейных предметов. При необходимости в витринах монтируется сигнализация, срабатывающая на проникновение, разбитие стекла и т.д.
Тема 6. Просветительская деятельность музеев.
Методика подготовки и проведения экскурсии.
Понятие экскурсии: Коллективный осмотр музея, проводимый по определенной теме и специальному маршруту специалистом экскурсоводом. Это определение включает два взаимно связанных понятия: Экскурсия – группа людей пришедших для осмотра музея, и экскурсия вид научно- педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа музейной экспозиции, выставки, памятников истории и культуры города. Особенностью экскурсии является сочетание рассказа и показа при главенствующей роли зрительного восприятия .
Требования, предъявляемые к экскурсии: идейность, научность, профессионализм.
Идейность - воспитание любви и уважения к родному краю; повышение образованности и культуры, воспитание чувства патриотизма.
Научность - правильность и достоверность излагаемых научных фактов, использование новейших данных в области науки и краеведения
Профессионализм - ознакомление с группой и ее запросами, логичность, последовательность в изложении материала и построения всей экскурсии, правильное сочетание показа и рассказа, эмоциональность, популярность, доходчивость, занимательность в изложении, высокая культура речи, активизация группы.
Можно выделить следующие этапы подготовки экскурсии:
1. Выбор темы экскурсии, название экскурсии, определение ее цели.
2. Подбор литературы, ее изучение.
3. Отбор объектов показа, и их изучение.
4. Разработка маршрута экскурсии.
5. Работа над тезисным текстом.
6. Устная отработка экскурсии.
7. Проведение экскурсии.
В процессе подготовки экскурсии работа должна идти одновременно по двум направлениям: изучение литературы, различных источников по теме экскурсии и изучение непосредственно самих объектов показа.
При подборе и изучении литературы рекомендуется соблюдать следующую последовательность:
составление библиографии по всей теме и отдельным разделам;
изучение документов и литературы общего характера по всей теме;
изучение литературы по отдельным вопросам и разделам экскурсии: учебной, научно-исследовательской, справочной, научно-популярной, статистической;
ознакомление с материалами имеющимися в музее (в отделах, фондах, в библиотеке.)
Фиксирование материала.
Материал может фиксироваться в виде краткой записи, выписки цитаты, тезиса, конспекта. Материал заносится на отдельные карточки в соответствии с объектом показа.
Отбор объектов показа.
Объекты показа в зависимости от роли, выполняемой в экскурсии, делятся на:
основные – для убедительного и полного раскрытия темы экскурсии,
дополнительные - для усиления эмоционального воздействия экскурсии.
Работа над текстом экскурсии.
При работе над текстом экскурсии осуществляется распределение материала по маршруту экскурсии применительно к объектом показа, распределение времени экскурсии на отдельные подтемы.
Текст должен строго соответствовать теме и целевому назначению экскурсии.
Текст включает в себя вступление, основную часть, заключение.
Вступление раскрывает основную целенаправленность экскурсии, направляет внимание слушателей на восприятие ее содержания (не более 5-7 мин.).
Основная часть- состоит, как правило, из ряда подтем.
В этой части экскурсии должно быть:
снабжение ее краткими цифрами и иллюстративным материалом
краткое обобщение , оценка и вывод по каждой подтеме.
логические переходы от подтемы к подтеме для объединения отдельных частей в единый рассказ.
Заключение - подводит итоги, обобщает, позволяет сделать оценку изложенному в экскурсии (не более 5 мин.)
Устная отработка экскурсии.
При отработке экскурсии необходимо обратить внимание на следующее:
отработать вариант вступления к экскурсии, дать краткую справку о музее;
отработать нужный темп речи, расставить смысловые акценты, следить за тем, чтобы речь была выразительной, четкой,
отработать показ, описание экспонатов и логическую взаимосвязь с темой экскурсии;
выбрать для себя и группы расположения экспонатов, чтобы во время показа они, были хорошо видны всем слушателям.
Методика проведения экскурсии.
Исходя из специфики экскурсионной работы, при ее проведении необходимо использование следующих методических приемов. Следует учесть, что один из основных принципов проведения экскурсии является принцип «от показа к рассказу». С помощью методических приемов показа экскурсовод помогает видеть объект, руководит его восприятием.
В экскурсии рекомендуется сочетать показ с элементами самостоятельного наблюдения объекта экскурсантами. Благоприятные возможности для этого представляет прием паузы.
Экскурсовод может предварительно акцентировать внимание группы на детальном осмотре экспоната. Здесь уместен прием задания. Это рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей. После самостоятельного осмотра рекомендуется посредством вопросно-ответного приема подытожить наблюдения ,обобщить их
Экскурсионный показ осуществляется в определенной последовательности.
1. Прием предварительного обзора. Он позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел экспозиции или комплекс. Экскурсовод должен организуя первые впечатления об объекте, ориентировать их на его тематическом и художественном решении, а потом перейти к конкретным разделам, комплексам экспонатам.
2. Зрительный анализ- детальное наблюдение объекта. Экскурсовод дает как можно более полный, всесторонний анализ экспоната, но при этом не надо забывать, что это стремление может привести к отходу от темы, нарушит стройность экскурсии «пример с документом стиль, форма, характер шрифта, качества бумаги, свидетельствует об эпохе».
3. Прием зрительной реконструкции - мысленное восстановление первоначального облика объекта по сохранившимся и зрительно воспринимаемым деталям. (Предметы, археологии, быта)
4. Прием сравнения - сравниваются определенные признаки двух, трех объектов, которые одновременно наблюдаются экскурсантами. (Пример).
5. Жест в экскурсии является одним из элементов показа. Жест сопровождает рассказ и отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому факту. Он может сделать изложение более эмоциональным, помогает увлечь группу. Но к жесту следует обращаться по мере ощущения потребности в нем. Жесты необходимо разнообразить, технически отрабатывать. Они должны быть лаконичными.
Отметить, что неотъемлемым элементом экскурсии является рассказ. По отношению к показу он вторичен и вне показа не существует.
Методические приемы рассказа.
1. Повествование - наиболее целесообразный способ изложения событий, важных моментов биографии, сюжетов литературных произведений, раскрытия явлений природы.
2. Описание - это более подробное изложение материала об объекте, широкая характеристика его. Одновременно описываются внешние признаки экспонатов события связанные с ним.
3. Объяснение – носит доказательный характер и указывает на причины того или иного явления.
4. Комментирование.
5. Конкретизация содержания. Чаще всего это связано с конкретизацией места и времени совершения событий.
6. Цитирование. Использование в тексте экскурсии цитат, отрывков из художественных произведений, из воспоминаний, из донесений и приказов военного времени. Цитата из исторических документов – это устное доказательство выдвинутого в рассказе положения.
7. Прием литературного монтажа – рассказ строится на определенном наборе отрывков из литературных произведений, документов, воспоминаний статей, и периодической печати.
8. Прием инструктирования. При осмотре мемориальной части музея или их отдельных помещений таких в которых не может разместиться вся группа, экскурсовод указывает на что следует обратить внимание, дает инструкцию, как себя вести там, определяет время нахождения.
9. Прием беседы. Прием беседы вызывает большую активность в форме вопросов и ответов. Система наводящих вопросов активизирует каждого члена группы, раскрывает содержание темы и позволяет придти к правильным выводам.
Метод—Общего знакомого.
Интерактивный метод – Погружения в эпоху.- когда предлагается представить себя в роли участника события отраженного в экспозиции, изобразить его в лицах, быстро отыскать определенные экспонаты.
Отметить, что любой методический прием на практике должен применяться естественно, свободно и как таковой быть невидимым для экскурсантов.
Ни один из методических приемов не может быть универсальным, главным: на практике они могут переплетаться. Экскурсовод выбирает те приемы. Которые обеспечивают наибольшую эффективность .
Использование цифр в экскурсии.
Во многих экскурсиях необходимо использовать цифры, но методика использования цифрового материала имеет свои особенности.
Цифры можно разделить на три группы.
1 Необходимые цифры: исторические даты, даты жизни деятелей материалы о которых внесены в экспозиции музея.
2. Цифры сравнительные, отражающие динамику того или иного явления.
3. Абсолютные цифры. Их дают только специалистам, хорошо подготовленной аудитории.
Следует учесть: цифры, (если они правильно подобраны, умело вплетены в план рассказа) - великолепные аргументы, веские доказательства, но слушать цифры трудно. В целях лучшего усвоения цифровых данных, следует больше использовать прием сравнения – например.
Во время экскурсии перед экскурсоводом стоит важная задача – связать между собой содержание всех подтем в единое целое. Большую роль в этом играют логические переходы. Логические переходы - это словесный мостик от одной подтемы к последующей.
В некоторых случаях применяются звукозаписи, видеозаписи, Демонстрация видеофильма не должна превышать 5 мин. Звукозаписи 2-3 мин.
Экскурсии различаются по месту проведения, объектам показа, характеру тематики, целевому назначению, составу экскурсионных групп.
Можно выделить обзорные экскурсии по музею, по городу. Они дают общее представление о музее, городе.
Тематические экскурсии – это экскурсии на темы профильных дисциплин. Они имеют ряд вариантов:
Сквозные – на темы охватывающие ряд исторических периодов. Например « Слава русского оружия».
Специализированные. Например, искусствоведческие, по отдельным отраслям материальной и духовной культуры.
Учебные экскурсии – экскурсии для учащихся в соответствии с программами образовательных учреждений.
Документирование экскурсий.
На экскурсию составляются следующие документы: маршрут экскурсии, и методическая разработка.
Маршрут экскурсии включает в себя следующие разделы: объект показа; справка об объекте; время.
6. Мониторинг сформированности качеств личности
Диагностическая карта учета результатов обучения по программе
учащимися 5 класса на 2014-2015 учебный год
Фамилия, имя воспитанника
Теоретическая подготовка: Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы
Владение специальной терминологией
Практическая подготовка: Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Творческие навыки
Общеучебные умения и навыки: Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога
Умение выступать перед аудиторией
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Учебно-организационные умения и навыки: Умение организовать свое рабочее место
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Рациональное распределение времени, планирование работы
Уровень :
В – высокий
С – средний
Н - низкий
Мониторинг сформированности качеств личности
путем освоения программы
Показатели
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Оценка в баллах
1 Ориентационные качества
1. Самооценка
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям
а) высокий уровень – нормальная
8-10 баллов
б) средний уровень – заниженная
5-7 баллов
в) низкий уровень – завышенная
менее 5 баллов
2. Интерес к занятиям в объединении
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы
а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно
8-10 баллов
б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком
5-7 баллов
в) низкий уровень – продиктован ребенку извне
менее 5 баллов
2. Организационно-волевые качества
1. Терпение
Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени
а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие
8-10 баллов
б) средний уровень – на большую часть занятия
5-7 баллов
в) низкий уровень – менее чем на половину занятия
менее 5 баллов
2. Воля
Способность активно побуждать себя к практическим действиям
а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком
8-10 баллов
б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога
5-7 баллов
в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне
менее 5 баллов
3. Самоконтроль
Умение контролировать свои поступки
а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам
8-10 баллов
б) средний уровень – периодически контролирует себя сам
5-7 баллов
в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно
менее 5 баллов
Диагностика развития личностных качеств в процессе освоения программы
Ф.И. воспитанника
Организационно-волевые качества:
Воля
Терпение
Самоконтроль
Ориентационные качества:
Самооценка
Интерес к занятиям в объединении
Поведенческие качества:
Конфликтность (отношение воспитанника к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)
Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского коллектива)
Уровень:
В – высокий
С – средний
Н - низкий
Литература
Основы законодательства Российской Федерации о культуре.
О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. Федеральный закон.
Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.
Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории.
Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками (с древнейших времен до 1917 г.)
Историческое краеведение (Основные источники изучения родного края): Пособие для студентов педвузов. \ Под редакцией Н.П. Милонова М.: 1995
Михайловская А.И. Музейная экспозиция (Организация и техника) \Под редакцией Ф.Н. Петрова и К.Г. Матвеева.- М.: 1984.
Музееведение. Музеи исторического профиля. Учебное пособие для вузов по спец. « История» \ Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста.- М: 1988.
Музей и школа. Пособие для учителя.\ Е.Г. Вансалова, А.К. Ламунова. Под ред. Т.А. Кудриной.-М: 1985.
Музейные термины \Сб. трудов Центрального музея Революции. Терминологические проблемы музееведения. М.:1986.
Российская музейная энциклопедия: В 2-х томах.- М: 2001.
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. Книга для учителя.- М:1988.
Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов.- СПб, 2000.
Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники.- Тверь,1992.
Шкурко А.И. Учет и хранение фондов. Методические указания.- 1976.
Этикетаж и тексты в музейной экспозиции. Методические рекомендации \ Сост. А.М. Гак.- М. 1990.
Программа «Юные музееведы» для обучающихся 5-х классов, автор Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 28 с УИОП» г. Старый Оскол, 2011.