МБОУ СОШ № 4 с. Малые Ягуры
- О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);
- Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
Период детства и юности – это время становления личности, а неповторимая и яркая личность может проявиться только в процессе самоутверждения в коллективе сверстников, единомышленников.
Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека.
Программа направлена на развитие социальной активности обучающихся, приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности в современном обществе.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии.
Очень важно, чтобы ученик научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Реализация курса «Я – лидер» осуществляется по модульному принципу, что обеспечивает возможность перехода школьников от одной программы к другой на разных этапах обучения. Количество часов, выделяемое на освоение модуля в неделю – 2 часа; на освоение курса – 68 часов. Данная программа рассчитана на 1 год.
Программа на учебный год содержит структурированный блок, по завершению которого обучающиеся организуют и проводят общешкольное мероприятие, как результат деятельности по курсу. Содержание блока остается прежним, итоговое мероприятие меняется в соответствии с планом общешкольных мероприятий.
Школа формирования социальных умений «Лидер» включает в себя беседы и практические занятия.
Предполагается самостоятельная работа, социально-значимые дела и волонтерская деятельность обучающихся.
Основными интерактивными методами и технологиями обучения являются моделирование ситуаций, ролей, мозговой штурм, диалогические ситуации, рефлексия опыта, групповая работа, командное взаимодействие, деловые и ролевые игры.
3.Групповая работа.
3.Практическая работа.
В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты:
Каждый блок содержит не только занятия по выявлению и развитию лидерских качеств, но и практическую деятельность обучающихся. В течение четверти участники объединения разрабатывают мероприятие для учеников начальной школы по заданной тематике. Как результат работы – организация и проведение общешкольных мероприятий.
МБОУ СОШ № 4 с. Малые Ягуры
№ | Тема занятия | Форма организации образовательного процесса | Планируемый результат деятельности (личностные, метапредметные, предметные) | Характеристика УУД обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Знакомство. Понятие «Успешный человек», «Лидер» | Практическая работа | Овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. | Знакомятся с группой, узнают цель и краткое содержание курса, рассматривают понятия «Успешный человек», «Лидер» | | |
2 | Тестирование «Лидер ли я?» | Практическая работа | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Проходят тест для определения наличия комплекса качеств лидера. | | |
3 | Ораторское мастерство. Виды публичного выступления | Практическая работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность; | Рассматривают виды публичного выступления, практикуются в разных видах выступления перед группой | | |
4 | Техника речи. Искусство речи (голос, дикция, интонация, быстрота вербальных ассоциаций). | Практическая работа | Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. Слушать и понимать речь других. | Выполняют различные упражнения для развития речи | | |
5 | Искусство речи (умение грамотно выражать свои мысли) | Практическая работа | Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им; | Учатся полно и грамотно формулировать свои мысли | | |
6 | Имидж. | Практическая работа | Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; | Рассматривают варианты внешнего вида для различных ситуаций. Создают свой идеальный имидж | | |
7 | Осознание себя. Язык тела. Самооценка и саморазвитие. | Практическая работа | Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; | Упражняются в понимании языка тела собеседника. Рассматривают два понятия: самооценка и саморазвитие. | | |
8 | Целеполагание | Практическая работа | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. | Рассматривают понятие «целеполагание», анализируют необходимость этого процесса. Ставят перед собой цель, которую необходимо достичь по завершению курса. | | |
9 | Мечты и планы | Практическая работа | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам; | Проводят сравнительный анализ между двумя понятиями. Составляют список планов на ближайшие 3 месяца | | |
10 | Виды игр для детей 6-9 лет | Практическая работа | Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; | Изучают виды игр, структуру, цель. Составляют список игр. Изучают правила проведения | | |
11 | Проведение игр для учеников начальной школы | Практическая работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развитие качеств, присущим лидерам; Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии; Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. | Организовывают досуг младших школьников на перемене | | |
12 | Проведение игр для учеников начальной школы | Практическая работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развитие качеств, присущим лидерам; Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии; Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач | Организовывают досуг младших школьников на перемене | | |
13 | Разработка мероприятия | Практическая работа | Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность; Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать | Составляют план мероприятия, определяют структуру, распределяют роли, определяют содержание. | | |
14 | Подготовка к мероприятию | Практическая работа | Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; | Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал | | |
15 | Подготовка к мероприятию | Практическая работа | Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; | Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал | | |
16 | Проведение мероприятия | Практическая работа | Развитие качеств, присущим лидерам; Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии; Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. | Публичное выступление | | |
17 | Лидерские качества. | Практическая работа | Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам; Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. | Изучают лидерские качества, сопоставляют с собой. Ставят цель по развитию у себя необходимых качеств. | | |
18 | Эффективно работающая команда. | Практическая работа | Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; | Изучают особенности работы в команде. Определяют действия для эффективной работы. | | |
19 | Эффективно работающая команда. | Практическая работа | Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; | Изучают особенности работы в команде. Определяют действия для эффективной работы. | | |
20 | Лидер и команда. | Практическая работа | Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. | Рассматривают особенности взаимодействия лидера и коллектива. Способы влияния лидера на коллектив. | | |
21 | Генератор идей (творческие способности) | Практическая работа | Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать | Изучают творческую сторону лидера. Создают макет «Мои идеи» | | |
22 | Эффект призмы | Практическая работа | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. | Изучают психологическое понятие «Эффект призмы». Выполняют упражнение «Отражение» | | |
23 | Навык и привычка. | Практическая работа | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать | Рассматривают два понятия. Анализируют сходства и различия, плюсы и минусы. | | |
24 | Секрет активной личности | Практическая работа | Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. | Обсуждают тему и выявляют секреты, к которым необходимо стремиться | | |
25 | Тестирование «Насколько я активен?» | Практическая работа | Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии; Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Проходят тест для определения уровня жизненной активности | | |
26 | Принципы активной личности | Практическая работа | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; | Составляют список принципов активной личности, к которому они стремятся | | |
27 | Виды игр для детей 6-9 лет | Практическая работа | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. | Изучают виды игр, структуру, цель. Составляют список игр. Изучают правила проведения | | |
28 | Проведение игр для учеников начальной школы | Практическая работа | Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. | Организовывают досуг младших школьников на перемене | | |
29 | Проведение игр для учеников начальной школы | Практическая работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развитие качеств, присущим лидерам; Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии; Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач | Организовывают досуг младших школьников на перемене | | |
30 | Разработка мероприятия | Практическая работа | Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность; Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать | Составляют план мероприятия, определяют структуру, распределяют роли, определяют содержание. | | |
31 | Подготовка к мероприятию | Практическая работа | Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; | Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал | | |
32 | Подготовка к мероприятию | Практическая работа | Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; | Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал | | |
33 | Проведение мероприятия | Практическая работа | Развитие качеств, присущим лидерам; Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии; Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. | Публичное выступление | | |
34 | Общение. Формальное и неформальное общение | Практическая работа | Овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. | Изучают виды общения | | |
35 | Общение. Формальное и неформальное общение | Практическая работа | Овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. | Изучают виды общения | | |
36 | Установление отношений и разрешение конфликтов | Практическая работа | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Рассматривают понятие «Конфликт» и варианты избежания конфликта | | |
37 | Способы выхода из конфликта | Практическая работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность; | Изучают способы выхода из конфликта. Выполняют упражнение для закрепления теоретических знаний | | |
38 | Способы выхода из конфликта | Практическая работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность; | Изучают способы выхода из конфликта. Выполняют упражнение для закрепления теоретических знаний | | |
39 | Тестирование «Конфликтность» | Практическая работа | Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. Слушать и понимать речь других. | Проходят тест для определения уровня конфликтности | | |
40 | Принципы эффективного общения. | Практическая работа | Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им; | Изучают тему занятия и составляют свой список принципов эффективного общения | | |
41 | Типы собеседников | Практическая работа | Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; | Изучают типы собеседников. Определяют свой тип. Пробуют себя в другой роли | | |
42 | Вербальное и невербальное общение. | Практическая работа | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам; | Изучают виды общения | | |
43 | Искусство спора. | Практическая работа | Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; | Рассматривают понятие «спор». Анализируют плюсы и минусы. Определяют правильную линию поведения в споре. | | |
44 | Межличностные отношения. | Практическая работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развитие качеств, присущим лидерам; Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии; Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. | Изучают особенности межличностных отношений. Проводят сравнительный анализ межличностных отношений и межгрупповых | | |
45 | Способы разрешения нестандартных ситуаций | Практическая работа | Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность; Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать | Выполняют различные упражнения для нахождения выхода из нестандартной ситуации | | |
46 | Виды игр для детей 6-9 лет | Практическая работа | Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; | Изучают виды игр, структуру, цель. Составляют список игр. Изучают правила проведения | | |
47 | Проведение игр для учеников начальной школы | Практическая работа | Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; | Организовывают досуг младших школьников на перемене | | |
48 | Разработка мероприятия | Практическая работа | Овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. | Составляют план мероприятия, определяют структуру, распределяют роли, определяют содержание. | | |
49 | Подготовка к мероприятию | Практическая работа | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал | | |
50 | Подготовка к мероприятию | Практическая работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность; | Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал | | |
51 | Проведение мероприятия | Практическая работа | Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. Слушать и понимать речь других. | Публичное выступление | | |
52 | Управление временем | Практическая работа | Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам; Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. | Обсуждают необходимость использования планов и списков. Определяют достоинства планирования | | |
53 | Управление временем | Практическая работа | Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; | Изучают основы тайм-менеджмента | | |
54 | Управление беседой | Практическая работа | Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. | Практикуются в правильном ведении беседы | | |
55 | Умение владеть собой | Практическая работа | Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать | Изучают способы самообладания | | |
56 | Тестирование «Подверженность стрессу» | Практическая работа | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. | Проходят тест для определения стрессоустойчивости | | |
57 | Как снять раздражение? | Практическая работа | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать | Изучают способы снятия раздражения, выхода из стресса | | |
58 | Психологический комфорт | Практическая работа | Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. | Практикуются в создании психологического комфорта внутри себя и в общении с другими людьми | | |
59 | Виды игр для детей | Практическая работа | Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии; Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Изучают виды игр, структуру, цель. Составляют список игр. Изучают правила проведения | | |
60 | Проведение игр для учеников начальной школы | Практическая работа | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; | Организовывают досуг младших школьников на перемене | | |
61 | Проведение игр для учеников | Практическая работа | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. | Организовывают досуг младших школьников на перемене | | |
62 | Разработка мероприятия | Практическая работа | Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. | Составляют план мероприятия, определяют структуру, распределяют роли, определяют содержание. | | |
63 | Подготовка к мероприятию | Практическая работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развитие качеств, присущим лидерам; Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии; Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач | Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал | | |
64 | Подготовка к мероприятию | Практическая работа | Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность; Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать | Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал | | |
65 | Проведение мероприятия | Практическая работа | Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; | Публичное выступление | | |
66 | Самоанализ «Чего я достиг?» | Практическая работа | Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; | Анализируют свои достижения. Определяют цели, которых не удалось достигнуть, и выявляют причину | | |
67 | Самоанализ «Чего я достиг?» | Практическая работа | Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; | Анализируют свои достижения. Определяют цели, которых не удалось достигнуть, и выявляют причину | | |
68 | Круглый стол «Результаты изучения курса» | Практическая работа | Развитие качеств, присущим лидерам; Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии; Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач. | Рассказывают группе свои результаты. Совместно обсуждают общие достижения. Предлагают варианты саморазвития на будущее. | | |
Итого: 68 часов |
Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002.
Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.– М., 2003.
Иванов. И. П. Энциклопедия коллективно– творческих дел. – М., 1989.
Игротека “Лидер 21 века”. – Н.Новгород, 2006.
Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. – Минск, 2004.
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 1993.
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – ж-л. “Классный руководитель” №4, 2006.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.1986.
Лутошкин А.Н.Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1979.
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей/ авт.– сост. А.Н.Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.– М.: Глобус, 2007.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.– М., 1978.
Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М., 1996.
Сухомлинский А.В. Методика воспитания коллектива. – М., 1980.
Филлипова Н. Оргсбор как школа самоорганизации. – Уфа, 2003.
Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель, 2007.
Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры, – М., 1994.
Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. – М., 1994.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
Щуркова Н.Е. За гранью урока.– М., 2004.