МБОУ СОШ № 4 с. Малые Ягуры
  - О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);
 - Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
  Период детства и юности – это время становления личности, а неповторимая и яркая личность может проявиться только в процессе самоутверждения в коллективе сверстников, единомышленников.
  Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.
  Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека.
  Программа направлена на развитие социальной активности обучающихся, приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности в современном обществе.  
  Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии.
  Очень важно, чтобы ученик научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
   Реализация курса «Я – лидер» осуществляется по модульному принципу, что обеспечивает возможность перехода школьников от одной программы к другой на разных этапах обучения. Количество часов, выделяемое на освоение модуля в неделю – 2 часа; на освоение курса – 68 часов. Данная программа рассчитана на 1 год.  
  Программа на учебный год содержит структурированный блок, по завершению которого обучающиеся организуют и проводят общешкольное мероприятие, как результат деятельности по курсу. Содержание блока остается прежним, итоговое мероприятие меняется в соответствии с планом общешкольных мероприятий. 
  Школа формирования социальных умений «Лидер» включает в себя беседы и практические занятия.  
  Предполагается самостоятельная работа, социально-значимые дела и волонтерская деятельность обучающихся.  
  Основными интерактивными методами и технологиями обучения являются моделирование ситуаций, ролей, мозговой штурм, диалогические ситуации, рефлексия опыта, групповая работа, командное взаимодействие, деловые и ролевые игры.  
  3.Групповая работа.
 3.Практическая работа.
  В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты:
  Каждый блок содержит не только занятия по выявлению и развитию лидерских качеств, но и практическую деятельность обучающихся. В течение четверти участники объединения разрабатывают мероприятие для учеников начальной школы по заданной тематике. Как результат работы – организация и проведение общешкольных мероприятий.
  МБОУ СОШ № 4 с. Малые Ягуры
          |   №   |        Тема занятия   |    Форма организации  образовательного процесса   |        Планируемый результат деятельности (личностные, метапредметные, предметные)   |        Характеристика УУД обучающихся   |    Дата по плану   |    Дата по факту   |  
  |   1   |    Знакомство. Понятие «Успешный человек», «Лидер»   |    Практическая работа   |    Овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.       |    Знакомятся с группой, узнают цель и краткое содержание курса, рассматривают понятия «Успешный человек», «Лидер»   |         |         |  
  |   2   |    Тестирование «Лидер ли я?»   |    Практическая работа   |    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Проходят тест для определения наличия комплекса качеств лидера.   |         |         |  
  |   3   |    Ораторское мастерство. Виды публичного выступления   |    Практическая работа   |    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;   |    Рассматривают виды публичного выступления, практикуются в разных видах выступления перед группой   |         |         |  
  |   4   |    Техника речи. Искусство речи (голос,   дикция, интонация, быстрота   вербальных ассоциаций).    |    Практическая работа   |    Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.  Слушать и понимать речь других.       |    Выполняют различные упражнения для развития речи   |         |         |  
  |   5   |    Искусство речи (умение грамотно   выражать свои мысли)   |    Практическая работа   |    Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им;   |    Учатся полно и грамотно формулировать свои мысли   |         |         |  
  |   6   |    Имидж.   |    Практическая работа   |    Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;   |    Рассматривают варианты внешнего вида для различных ситуаций. Создают свой идеальный имидж   |         |         |  
  |   7   |    Осознание себя. Язык тела. Самооценка и саморазвитие.   |    Практическая работа   |    Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;   |    Упражняются в понимании языка тела собеседника. Рассматривают два понятия: самооценка и саморазвитие.   |         |         |  
  |   8   |    Целеполагание   |    Практическая работа   |    Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.  Учиться высказывать своё предположение (версию).  Учиться работать по предложенному учителем плану.   |    Рассматривают понятие «целеполагание», анализируют необходимость этого процесса. Ставят перед собой цель, которую необходимо достичь по завершению курса.   |         |         |  
  |   9   |    Мечты и планы   |    Практическая работа   |    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.  Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;       |    Проводят сравнительный анализ между двумя понятиями. Составляют список планов на ближайшие 3 месяца   |         |         |  
  |   10   |    Виды игр для детей 6-9 лет   |    Практическая работа   |    Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;   |    Изучают виды игр, структуру, цель. Составляют список игр. Изучают правила проведения   |         |         |  
  |   11   |    Проведение игр для учеников начальной школы   |    Практическая работа   |    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Развитие качеств, присущим лидерам;  Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;  Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.   |    Организовывают досуг младших школьников на перемене   |         |         |  
  |   12   |    Проведение игр для учеников начальной школы   |    Практическая работа   |    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Развитие качеств, присущим лидерам;  Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;  Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач   |    Организовывают досуг младших школьников на перемене   |         |         |  
  |   13   |    Разработка мероприятия    |    Практическая работа   |    Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать   |    Составляют план мероприятия, определяют структуру, распределяют роли, определяют содержание.   |         |         |  
  |   14   |    Подготовка к мероприятию    |    Практическая работа   |    Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;   |    Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал   |         |         |  
  |   15   |    Подготовка к мероприятию    |    Практическая работа   |    Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.  Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;   |    Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал   |         |         |  
  |   16   |    Проведение мероприятия    |    Практическая работа   |    Развитие качеств, присущим лидерам;  Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;  Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.   |    Публичное выступление   |         |         |  
  |   17   |     Лидерские качества.   |    Практическая работа   |    Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;  Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.   |    Изучают лидерские качества, сопоставляют с собой. Ставят цель по развитию у себя необходимых качеств.   |         |         |  
  |   18   |    Эффективно работающая команда.    |    Практическая работа   |    Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;   |    Изучают особенности работы в команде. Определяют действия для эффективной работы.   |         |         |  
  |   19   |    Эффективно работающая команда.    |    Практическая работа   |    Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;   |    Изучают особенности работы в команде. Определяют действия для эффективной работы.   |         |         |  
  |   20   |    Лидер и команда.   |    Практическая работа   |    Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;  Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.   |    Рассматривают особенности взаимодействия лидера и коллектива. Способы влияния лидера на коллектив.    |         |         |  
  |   21   |    Генератор идей (творческие   способности)   |    Практическая работа   |    Учиться высказывать своё предположение (версию).  Учиться работать по предложенному учителем плану.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать   |    Изучают творческую сторону лидера. Создают макет «Мои идеи»    |         |         |  
  |   22   |    Эффект призмы        |    Практическая работа   |    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.   |    Изучают психологическое понятие «Эффект призмы». Выполняют упражнение «Отражение»   |         |         |  
  |   23   |    Навык и привычка.    |    Практическая работа   |    Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать   |    Рассматривают два понятия. Анализируют сходства и различия, плюсы и минусы.   |         |         |  
  |   24   |    Секрет активной личности   |    Практическая работа   |    Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.   |    Обсуждают тему и выявляют секреты, к которым необходимо стремиться   |         |         |  
  |   25   |    Тестирование «Насколько я активен?»   |    Практическая работа   |    Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).   |    Проходят тест для определения уровня жизненной активности   |         |         |  
  |   26   |    Принципы активной личности   |    Практическая работа   |    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.   Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;   |    Составляют список принципов активной личности, к которому они стремятся    |         |         |  
  |   27   |    Виды игр для детей 6-9 лет   |    Практическая работа   |    Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.   |    Изучают виды игр, структуру, цель. Составляют список игр. Изучают правила проведения   |         |         |  
  |   28   |    Проведение игр для учеников начальной школы   |    Практическая работа   |    Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.       |    Организовывают досуг младших школьников на перемене   |         |         |  
  |   29   |    Проведение игр для учеников начальной школы   |    Практическая работа   |    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Развитие качеств, присущим лидерам;  Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;  Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач   |    Организовывают досуг младших школьников на перемене   |         |         |  
  |   30   |    Разработка мероприятия    |    Практическая работа   |    Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать   |    Составляют план мероприятия, определяют структуру, распределяют роли, определяют содержание.   |         |         |  
  |   31   |    Подготовка к мероприятию    |    Практическая работа   |    Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;   |    Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал   |         |         |  
  |   32   |    Подготовка к мероприятию    |    Практическая работа   |    Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.  Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;   |    Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал   |         |         |  
  |   33   |    Проведение   мероприятия    |    Практическая работа   |    Развитие качеств, присущим лидерам;  Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;  Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.   |    Публичное выступление   |         |         |  
  |   34   |    Общение. Формальное и неформальное общение   |    Практическая работа   |    Овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.       |    Изучают виды общения   |         |         |  
  |   35   |    Общение. Формальное и неформальное общение   |    Практическая работа   |    Овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.       |    Изучают виды общения   |         |         |  
  |   36   |    Установление отношений и разрешение конфликтов   |    Практическая работа   |    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Рассматривают понятие «Конфликт» и варианты избежания конфликта   |         |         |  
  |   37   |    Способы выхода из конфликта   |    Практическая работа   |    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;   |    Изучают способы выхода из конфликта. Выполняют упражнение для закрепления теоретических знаний   |         |         |  
  |   38   |    Способы выхода из конфликта   |    Практическая работа   |    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;   |    Изучают способы выхода из конфликта. Выполняют упражнение для закрепления теоретических знаний   |         |         |  
  |   39   |    Тестирование «Конфликтность»   |    Практическая работа   |    Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.  Слушать и понимать речь других.       |    Проходят тест для определения уровня конфликтности   |         |         |  
  |   40   |    Принципы эффективного общения.        |    Практическая работа   |    Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им;   |    Изучают тему занятия и составляют свой список принципов эффективного общения   |         |         |  
  |   41   |    Типы собеседников   |    Практическая работа   |    Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;   |    Изучают типы собеседников. Определяют свой тип. Пробуют себя в другой роли   |         |         |  
  |   42   |    Вербальное и невербальное общение.   |    Практическая работа   |    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.  Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;       |    Изучают виды общения   |         |         |  
  |   43   |    Искусство спора.   |    Практическая работа   |    Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;   |    Рассматривают понятие «спор». Анализируют плюсы и минусы. Определяют правильную линию поведения в споре.   |         |         |  
  |   44   |    Межличностные отношения.    |    Практическая работа   |    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Развитие качеств, присущим лидерам;  Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;  Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.   |    Изучают особенности межличностных отношений. Проводят сравнительный анализ межличностных отношений и межгрупповых   |         |         |  
  |   45   |    Способы разрешения нестандартных ситуаций   |    Практическая работа   |    Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать   |    Выполняют различные упражнения для нахождения выхода из нестандартной ситуации   |         |         |  
  |   46   |    Виды игр для детей 6-9 лет   |    Практическая работа   |    Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;   |    Изучают виды игр, структуру, цель. Составляют список игр. Изучают правила проведения   |         |         |  
  |   47   |    Проведение игр для учеников начальной школы   |    Практическая работа   |    Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.  Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;   |    Организовывают досуг младших школьников на перемене   |         |         |  
  |   48   |    Разработка мероприятия    |    Практическая работа   |    Овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.       |    Составляют план мероприятия, определяют структуру, распределяют роли, определяют содержание.   |         |         |  
  |   49   |    Подготовка к мероприятию    |    Практическая работа   |    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал   |         |         |  
  |   50   |    Подготовка к мероприятию    |    Практическая работа   |    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;   |    Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал   |         |         |  
  |   51   |    Проведение мероприятия    |    Практическая работа   |    Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.  Слушать и понимать речь других.       |    Публичное выступление   |         |         |  
  |   52   |    Управление временем   |    Практическая работа   |    Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;  Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.   |    Обсуждают необходимость использования планов и списков. Определяют достоинства планирования   |         |         |  
  |   53   |    Управление временем   |    Практическая работа   |    Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;   |    Изучают основы тайм-менеджмента   |         |         |  
  |   54   |    Управление беседой   |    Практическая работа   |    Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;  Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.   |    Практикуются в правильном ведении беседы   |         |         |  
  |   55   |    Умение владеть собой   |    Практическая работа   |    Учиться высказывать своё предположение (версию).  Учиться работать по предложенному учителем плану.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать   |    Изучают способы самообладания   |         |         |  
  |   56   |    Тестирование «Подверженность стрессу»   |    Практическая работа   |    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.   |    Проходят тест для определения стрессоустойчивости   |         |         |  
  |   57   |    Как снять раздражение?   |    Практическая работа   |    Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать   |    Изучают способы снятия раздражения, выхода из стресса   |         |         |  
  |   58   |    Психологический комфорт   |    Практическая работа   |    Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.   |    Практикуются в создании психологического комфорта внутри себя и в общении с другими людьми   |         |         |  
  |   59   |    Виды игр для детей    |    Практическая работа   |    Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).   |    Изучают виды игр, структуру, цель. Составляют список игр. Изучают правила проведения   |         |         |  
  |   60   |    Проведение игр для учеников начальной школы   |    Практическая работа   |    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.   Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;   |    Организовывают досуг младших школьников на перемене   |         |         |  
  |   61   |    Проведение игр для учеников    |    Практическая работа   |    Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.   |    Организовывают досуг младших школьников на перемене   |         |         |  
  |   62   |    Разработка мероприятия    |    Практическая работа   |    Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.       |    Составляют план мероприятия, определяют структуру, распределяют роли, определяют содержание.   |         |         |  
  |   63   |    Подготовка к мероприятию    |    Практическая работа   |    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Развитие качеств, присущим лидерам;  Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;  Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач   |    Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал   |         |         |  
  |   64   |    Подготовка к мероприятию    |    Практическая работа   |    Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать   |    Учат текст, подбирают костюмы, репетируют выступление, готовят необходимый материал   |         |         |  
  |   65   |    Проведение мероприятия    |    Практическая работа   |    Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;   |    Публичное выступление   |         |         |  
  |   66   |    Самоанализ «Чего я достиг?»   |    Практическая работа   |    Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.  Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;   |    Анализируют свои достижения. Определяют цели, которых не удалось достигнуть, и выявляют причину   |         |         |  
  |   67   |    Самоанализ «Чего я достиг?»   |    Практическая работа   |    Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.  Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;   |    Анализируют свои достижения. Определяют цели, которых не удалось достигнуть, и выявляют причину   |         |         |  
  |   68   |    Круглый стол «Результаты изучения курса»   |    Практическая работа   |    Развитие качеств, присущим лидерам;  Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;  Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.   |    Рассказывают группе свои результаты. Совместно обсуждают общие достижения. Предлагают варианты саморазвития на будущее.    |         |         |  
  |   Итого: 68 часов       |  
 
    Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002.
   Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.– М., 2003.
   Иванов. И. П. Энциклопедия коллективно– творческих дел. – М., 1989.
   Игротека “Лидер 21 века”. – Н.Новгород, 2006.
   Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. – Минск, 2004.
   Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 1993.
   Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
   Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – ж-л. “Классный руководитель” №4, 2006.
   Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.1986.
   Лутошкин А.Н.Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1979.  
   Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей/ авт.– сост. А.Н.Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.– М.: Глобус, 2007.
   Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.– М., 1978.
   Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М., 1996.
   Сухомлинский А.В. Методика воспитания коллектива. – М., 1980.
   Филлипова Н. Оргсбор как школа самоорганизации. – Уфа, 2003.
   Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель, 2007.
   Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры, – М., 1994.
   Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. – М., 1994.
   Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
   Щуркова Н.Е. За гранью урока.– М., 2004.