kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа проектной деятельности "Школа любознательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии. Школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада. Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа проектной деятельности "Школа любознательных" »

Пояснительная записка

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии. Школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада. Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности. Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни.

Проектирование ориентировано на реализацию нужд, на решение актуальных проблем конкретного сообщества. Проектирование – это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков:

- социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

- коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

- мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

- навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Анализируя разные педагогические технологии, я пришла к выводу, что для формирования творческой самостоятельности у учащихся целесообразно применять метод проекта.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа «Школа любознательных» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:

  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».

Данная программа рассчитана на 33 часа с учебной нагрузкой 1 час в неделю, продолжительность занятий в первом классе – 35 минут.

Ожидаемые результаты:

- Дети освоили первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

- Они знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют ими пользоваться для нахождения нужных сведений.

- Дети любознательны, у них сохранен интерес к исследованию.

- Дети с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.

Проверка полученных результатов осуществляется с помощью наблюдений за учащимися и с помощью разработанных методик. (Приложение №1)

Требования к результатам обучения учащихся

к концу 1-го класса

Основываясь на вышеизложенном, можно выделить несколько групп умений, которые формируются в процессе реализации данной программы:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).






























Тематическое планирование

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов по каждой теме

Теоретические виды занятий

Практические виды занятий

Всего

Введение 9 ч.

Что такое исследование?

1

1

2

Как задавать вопросы?

1

1

2

Методика проведения самостоятельных исследований.

1


1

Коллективная игра – исследование.


1

1

Учимся выделять главное и второстепенное.

1


1

Как делать схемы?


1

1

Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность).


1

1

Мои проекты 24 ч.

Алфавит. Проект: 33 родных сестрицы. Этап планирования.

2

3

5

Алфавит. Проект: 33 родных сестрицы. Этап исследования.

2

3

5

Алфавит. Проект: 33 родных сестрицы. Этап презентации.

1

1

2

Пришла пора учиться. Проект: Твоя школа. Этап планирования.

2

3

5

Пришла пора учиться. Проект: Твоя школа. Этап исследования.


2

3

5

Пришла пора учиться. Проект: Твоя школа. Этап презентации.


1

1

2

































Тематическое планирование

2 класс


№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов по каждой теме

Теоретические виды занятий

Практические виды занятий

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1


Выбор темы проекта. Ты – проектант.

1


Тема проекта. Работа со словарями.


1

Выбор помощников в работе над проектом.

1


Этапы работы над проектом.

1


Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «актуальность».

1


Проблема. Решение проблемы.

1

1

Выработка гипотезы –предположения.

1


Цель проекта.

1


Задачи проекта.

1


Сбор информации для проекта.


1

Сбор информации для проекта. Интервью.


1

Обработка информации. Отбор значимой информации.


1

Создание продукта проекта. Знакомство с понятиями «макет», «поделка».


1

Повторение пройденных понятий.


1

Играем в ученых.


1

Отбор информации для выступления.

1


Творческая работа. Презентация. Знакомство с понятием «презентация».

1


Значимость компьютера в создании проектов. Презентации.

1


Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

1



1

Совмещение текста выступления с показом слайдов презентации.

1



1

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.


1

Советы проектанту.

1


Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.


1

Самоанализ деятельности.


1

Конкурс проектно-исследовательской деятельности.


1

Пробное выступление перед классом.


1

Самоанализ – рефлексия после выступления.


1

Благодарственные рисунки-отклики помощникам.


1

Научно-познавательная конференция.


1

Пожелания будущим проектантам.


1

Тест «Чему я научился?»


1







Тематическое планирование

3 класс


№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов по каждой теме

Теоретические виды занятий

Практические виды занятий

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1


Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

1


Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

1


Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

1


Требования к паспорту проекта.

1


Составление паспорта проекта.


1

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.

1



1

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1


Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

1


Практическая работа. Создание мини-постера


1


1

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

1



1


1

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

1



1

Программа МРР. Дизайн

1



1

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

1



1

Требования к компьютерной презентации.

1



1

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР


1


1

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

1



1


1

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью.

1


Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Визитка.

1


Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия


1

Твои впечатления работы над проектом

1


Защита проектов


1

Защита проектов


1

Итого:

17

17































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

 

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.






Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.































Литература:

1. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2003.

2. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.

4. Соловьева Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. - М.: Издательство АПКиПРО, 2000.

5. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе. - 2003, №6, 7. 2004, №1.

6. Савенков А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №1.

7. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №5.

8. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. - 2006, №2.

9. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2010.

10. Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект», 1 класс. Рабочая тетрадь. Смоленск, «РОСТкнига», 2011 г.

11. Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект», 1 класс. Методические рекомендации для учителя. Смоленск, «РОСТкнига», 2011 г.



Приложение №1

Методика №1. Желание детей участвовать в исследовательской работе.


Фамилия, имя ______________________________________________________

Класс ____________ Дата ____________________________________________


Ты уже знаешь, что такое исследование. Напиши, что тебе нравится делать, когда ты проводишь исследование:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


А теперь подумай и напиши, что тебе не нравится делать, когда ты проводишь исследование:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________


По какой теме ты бы хотел провести исследование? Напиши.

________________________________________________________________________


Методика №2. Способность детей определять последовательность работы при проведении исследований.

Расставь цифры в определенной последовательности так, как нужно правильно проводить исследование:

  • Гипотеза исследования

  • Составление плана работы

  • Цель и задачи исследования

  • Защита исследовательской работы

  • Выбор темы исследования

  • Отбор способов сбора информации по теме исследования










Методика №3. Использование детьми различных источников информации при подготовке проектов.

Какие способы сбора информации вы используете при подготовке сообщений, докладов. Отметьте галочкой.

  • Подумать самостоятельно

  • Прочитать в книгах

  • Спросить у других людей (учителей, родителей, старших сестер, братьев и др.)

  • Просмотреть кино- и телефильмы

  • Обратиться к компьютеру

  • Понаблюдать

  • Провести эксперимент


Методика №4. Отношение детей к выполнению заданий исследовательского характера.

При подготовке к урокам тебе приходится проводить исследования. Оцени свое отношение к этому учебному заданию. Поставь галочку в том месте, где ты считаешь нужным.

Когда на уроке дается задание по подготовке исследования, я считаю его:


Приятным

Разнообразным

Интересным

Желательным

Легким

Нужным

Беспокойным

Простым

Непонятным

Полезным

 

Неприятным

Однообразным

Скучным

Нежелательным

Трудным

Ненужным

Спокойным

Сложным

Понятным

Бесполезным
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа проектной деятельности "Школа любознательных"

Автор: Железняк Ольга Игоревна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Программа внеурочной деятельности   "Любознательная информатика" "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liuboznatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "114972"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411753559"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Проект. Проектная деятельность в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(55) "proiekt-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "263855"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449599514"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Проект. Проектная деятельность в начальной школе УМК Перспектива"
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "263859"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449599645"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» "
    ["seo_title"] => string(73) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raschietno-konstruktorskoie-biuro"
    ["file_id"] => string(6) "148723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419833640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства