Программа проектной деятельности "Школа любознательных"
Программа проектной деятельности "Школа любознательных"
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии. Школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада. Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа проектной деятельности "Школа любознательных" »
Пояснительная записка
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии. Школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада. Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности. Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни.
Проектирование ориентировано на реализацию нужд, на решение актуальных проблем конкретного сообщества. Проектирование – это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков:
- социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
- коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
- мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
- навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Анализируя разные педагогические технологии, я пришла к выводу, что для формирования творческой самостоятельности у учащихся целесообразно применять метод проекта.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа «Школа любознательных» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
Данная программа рассчитана на 33 часа с учебной нагрузкой 1 час в неделю, продолжительность занятий в первом классе – 35 минут.
Ожидаемые результаты:
- Дети освоили первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
- Они знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют ими пользоваться для нахождения нужных сведений.
- Дети любознательны, у них сохранен интерес к исследованию.
- Дети с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.
Проверка полученных результатов осуществляется с помощью наблюдений за учащимися и с помощью разработанных методик. (Приложение №1)
Требования к результатам обучения учащихся
к концу 1-го класса
Основываясь на вышеизложенном, можно выделить несколько групп умений, которые формируются в процессе реализации данной программы:
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Тематическое планирование
№ п/п
Перечень разделов, тем
Количество часов по каждой теме
Теоретические виды занятий
Практические виды занятий
Всего
Введение 9 ч.
Что такое исследование?
1
1
2
Как задавать вопросы?
1
1
2
Методика проведения самостоятельных исследований.
1
1
Коллективная игра – исследование.
1
1
Учимся выделять главное и второстепенное.
1
1
Как делать схемы?
1
1
Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность).
1
1
Мои проекты 24 ч.
Алфавит. Проект: 33 родных сестрицы. Этап планирования.
2
3
5
Алфавит. Проект: 33 родных сестрицы. Этап исследования.
2
3
5
Алфавит. Проект: 33 родных сестрицы. Этап презентации.
1
1
2
Пришла пора учиться. Проект: Твоя школа. Этап планирования.
2
3
5
Пришла пора учиться. Проект: Твоя школа. Этап исследования.
2
3
5
Пришла пора учиться. Проект: Твоя школа. Этап презентации.
1
1
2
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п
Перечень разделов, тем
Количество часов по каждой теме
Теоретические виды занятий
Практические виды занятий
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
1
Выбор темы проекта. Ты – проектант.
1
Тема проекта. Работа со словарями.
1
Выбор помощников в работе над проектом.
1
Этапы работы над проектом.
1
Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «актуальность».
1
Проблема. Решение проблемы.
1
1
Выработка гипотезы –предположения.
1
Цель проекта.
1
Задачи проекта.
1
Сбор информации для проекта.
1
Сбор информации для проекта. Интервью.
1
Обработка информации. Отбор значимой информации.
1
Создание продукта проекта. Знакомство с понятиями «макет», «поделка».
1
Повторение пройденных понятий.
1
Играем в ученых.
1
Отбор информации для выступления.
1
Творческая работа. Презентация. Знакомство с понятием «презентация».
1
Значимость компьютера в создании проектов. Презентации.
1
Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР
1
1
Совмещение текста выступления с показом слайдов презентации.
1
1
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
1
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы
1
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.
1
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации
1
Требования к паспорту проекта.
1
Составление паспорта проекта.
1
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.
1
1
Памятки. Составление памяток по теме проекта
1
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
1
Практическая работа. Создание мини-постера
1
1
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
1
1
1
Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
1
1
Программа МРР. Дизайн
1
1
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
1
1
Требования к компьютерной презентации.
1
1
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
1
1
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
1
1
1
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью.
1
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Визитка.
1
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
1
Твои впечатления работы над проектом
1
Защита проектов
1
Защита проектов
1
Итого:
17
17
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Литература:
1. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2003.
2. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.
4. Соловьева Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. - М.: Издательство АПКиПРО, 2000.
5. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе. - 2003, №6, 7. 2004, №1.
6. Савенков А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №1.
7. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №5.
8. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. - 2006, №2.
Методика №2. Способность детей определять последовательность работы при проведении исследований.
Расставь цифры в определенной последовательности так, как нужно правильно проводить исследование:
Гипотеза исследования
Составление плана работы
Цель и задачи исследования
Защита исследовательской работы
Выбор темы исследования
Отбор способов сбора информации по теме исследования
Методика №3. Использование детьми различных источников информации при подготовке проектов.
Какие способы сбора информации вы используете при подготовке сообщений, докладов. Отметьте галочкой.
Подумать самостоятельно
Прочитать в книгах
Спросить у других людей (учителей, родителей, старших сестер, братьев и др.)
Просмотреть кино- и телефильмы
Обратиться к компьютеру
Понаблюдать
Провести эксперимент
Методика №4. Отношение детей к выполнению заданий исследовательского характера.
При подготовке к урокам тебе приходится проводить исследования. Оцени свое отношение к этому учебному заданию. Поставь галочку в том месте, где ты считаешь нужным.
Когда на уроке дается задание по подготовке исследования, я считаю его: