Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро»
Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро»
Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро»
Содержание
Пояснительная записка.
Планируемые результаты.
Содержание программы. 2 класс
Тематическое планирование. 2 класс
Содержание программы. 3 класс
Тематическое планирование. 3 класс
Содержание программы. 4 класс
Тематическое планирование. 4 класс
Материально-техническое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Требований Стандарта (п.19.3)
Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа» Составитель Р.Г. Чуракова М.Академкнига/Учебник, 2010
Методические рекомендации «Проектирование основной образовательной программы ОУ»/Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. М.Академкнига/Учебник, 2011
УМК «Перспективная начальная школа»
Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Форма организации внеурочной деятельности — факультатив. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы).
Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.
Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
Метапредметные результаты
Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям.
Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях
Активное использование лабораторного оборудования, макетов, муляжей, контрольно-измерительных приборов, хрестоматий, справочников, словарей, Интернет-ресурсов.
Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации проектно-исследовательского замысла
Формирование способности оценивать результаты научно-творческой деятельности собственной и одноклассников.
Предметные результаты
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Конструировать несложные задачи.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 2 КЛАСС
№
Темы практических
задач
Темы по математике и окружающему миру
Как найти сокровища?
(решение задачи позволяет ученику стать сотрудником Расчетно-конструкторского бюро)
Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» »
Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро»
Содержание
Пояснительная записка.
Планируемые результаты.
Содержание программы. 2 класс
Тематическое планирование. 2 класс
Содержание программы. 3 класс
Тематическое планирование. 3 класс
Содержание программы. 4 класс
Тематическое планирование. 4 класс
Материально-техническое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Требований Стандарта (п.19.3)
Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа» Составитель Р.Г. Чуракова М.Академкнига/Учебник, 2010
Методические рекомендации «Проектирование основной образовательной программы ОУ»/Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. М.Академкнига/Учебник, 2011
УМК «Перспективная начальная школа»
Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Форма организации внеурочной деятельности — факультатив. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы).
Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.
Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
Метапредметные результаты
Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям.
Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях
Активное использование лабораторного оборудования, макетов, муляжей, контрольно-измерительных приборов, хрестоматий, справочников, словарей, Интернет-ресурсов.
Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации проектно-исследовательского замысла
Формирование способности оценивать результаты научно-творческой деятельности собственной и одноклассников.
Предметные результаты
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Конструировать несложные задачи.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 2 КЛАСС
№
Темы практических
задач
Темы по математике и окружающему миру
Как найти сокровища?
(решение задачи позволяет ученику стать сотрудником Расчетно-конструкторского бюро)
Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика).
Далеко ли до
Солнца?
«Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звёзды.
Солнце —
обыкновенный
жёлтый карлик
(начало)
Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. Прямоугольник и квадрат. Планеты и звёзды.
Солнце —обыкновенный
жёлтый карлик
(окончание)
Сравнение двузначных чисел. Разностное сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание) двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м. Планеты и звёзды.
Спутники
планет (начало)
Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды.
Спутники планет
(окончание)
Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звёзды.
Кто строит дома
на воде?
«Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и в виде одного выражения. Живая природа Земли.
Кто построил
это гнездо?
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли.
Едят ли птицы
сладкое?
Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и вычитание. Живая природа Земли.
Почему яйцу
нельзя переохлаждаться?
Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли.
Московский Кремль
(начало)
Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Числовой луч и натуральный ряд чисел. Родная страна — Россия.
Московский
Кремль
(окончание)
Данное и искомое. Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения. Родная страна — Россия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 класс
№
Тема
Кол-во часов
Страницы тетради
1
Введение
1
стр.3
2,3
Как найти сокровища?
2
Стр.4-7
4,5
Далеко ли до Солнца?
2
стр.11-13
6
Отчет в Конструкторское бюро
1
7,8
Солнце – обыкновенный желтый карлик. Созвездия
2
стр.14-16
9-10
Солнце – обыкновенный желтый карлик. Звезды.
2
стр.17-18
11
Отчет в Конструкторское бюро
1
12,13
Спутники планет. Луна
2
стр.19-20
14,15
Спутники планет.
2
Стр 21-22
16
Отчет в Конструкторское бюро
1
17,18
Кто строит крепости на воде?
2
Стр23-24
19
Отчет в Конструкторское бюро
1
20,21
Кто построил это гнездо?
2
Стр 25-26
22
Отчет в Конструкторское бюро
1
23,24
Едят ли птички сладкое?
2
Стр. 27-29
25
Отчет в Конструкторское бюро
1
26,27
Почему яйцу нельзя переохлаждаться?
2
Стр.30-32
28
Отчет в Конструкторское бюро
1
29, 30
Московский Кремль
2
Стр.33-35
31,32
Московский Кремль
2
Стр.36-37
33
Отчет в Конструкторское бюро
1
34
Итоговое занятие
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 3 класс
№
Темы практических
задач
Темы по математике и окружающему миру
Что находится
внутри Земли?
Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырёхугольника. Окружность и круг. Планета, на которой мы живём.
Помогите Пете
Семёнову
Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления.
Много ли на Земле льда? (начало)
Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды).
Много ли на Земле льда? (окончание)
Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния воды).
Где хранится пресная вода?
Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды).
«Многоэтажная» атмосфера Земли
Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле.
Облака
Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Неживая природа.
Сказочный мир горных пещер
Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы.
Жизнь под Землёй
Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. Горные породы
Природное
сообщество —
аквариум
Сравнение и измерение площади многоугольника. Умножение на число 100 и число 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества.
Озеро Байкал
Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем
Стены Древнего Кремля
Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3 класс
№
Тема
Кол-во часов
Страницы тетради
1
Введение
1
2,3
Что находится
внутри Земли?
2
7–8
4
Отчет в Конструкторское бюро
1
5,6
Помогите Пете
Семёнову
2
9–10
7
Отчет в Конструкторское бюро
1
8,9
Много ли на Земле льда? (начало)
2
11–13
10
Отчет в Конструкторское бюро
1
11,12
Много ли на Земле льда? (окончание)
2
14–15
13
Отчет в Конструкторское бюро
1
14,15
Где хранится пресная вода?
2
16–18
16
Отчет в Конструкторское бюро
1
17,18
«Многоэтажная» атмосфера Земли
2
19–20
19
Отчет в Конструкторское бюро
1
20,21
Облака
2
21–22
22
Отчет в Конструкторское бюро
1
23,24
Сказочный мир горных пещер
2
23–25
25
Отчет в Конструкторское бюро
1
26,27
Жизнь под Землёй
2
26–27
28
Отчет в Конструкторское бюро
1
29
Природное
сообщество —
аквариум
1
28–29
30
Отчет в Конструкторское бюро
1
31
Озеро Байкал
1
30–31
32
Отчет в Конструкторское бюро
1
33
Стены Древнего Кремля
1
32–34
34
Отчет в Конструкторское бюро
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 4 класс
№
Темы практических
задач
Темы по математике и окружающему миру
1
Путь «Из варяг в греки»
Чертёж как способ краткой записи задачи. Задачи с заданным результатом разностного сравнения величин. Задачи с заданным результатом кратного сравнения величин. Алгоритм умножения столбиком. История Отечества.
2
Славянские цифры
Класс миллионов. Постоянная и переменная величины. Буквенное выражение. Значение буквенного выражения. История Отечества.
3
Лесные богатства
России
Цена. Задача определения стоимости. Задача определения количества. Родная страна — Россия.
4
Земли, не освоенные человеком
Деление с остатком. Деление нацело. Запись деления столбиком. Охрана природы.
5
Дневник путешествия по Черноморскому побережью
Скорость. Задача на определение расстояния. Задача на определение времени. Родная страна – Россия.
6
Сколько соли
в солёной воде?
Вместимость. Объём. Единицы измерения объема.
7
Трудолюбивые
пчёлы
Производительность. Задача на определение времени работы. Задача на определение объема работы. Насекомые.
8
Быстро ли
растет человек?
Деление на однозначное и двузначное числа столбиком. Алгоритм деления столбиком. Человек – часть природы.
9
Волосы
Сложение и вычитание величин. Умножение величины и числа. Деление величины на число. Нахождение части от величины и величины по её части. Человек – часть природы.
10
Скорость, с которой течет кровь
Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути постоянна. Движение в одном направлении. Человек – часть природы.
11
«Производительность» сердца
Когда время работы постоянно. Когда объем выполненной работы постоянен. Производительность при совместной работе. Время совместной работы. Человек – часть природы.
12
Сколько стоят деньги?
Когда количество постоянно. Когда стоимость постоянна. Цена набора товаров. Человек и общество.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3 класс
№
Тема
Кол-во часов
Страницы тетради
1
Введение
1
2,3
Путь «Из варяг в греки»
2
7–9
4
Отчет в Конструкторское бюро
1
5,6
Славянские цифры
2
9–12
7
Отчет в Конструкторское бюро
1
8,9
Лесные богатства России
2
13–15
10
Отчет в Конструкторское бюро
1
11,12
Земли, не освоенные человеком
2
16–18
13
Отчет в Конструкторское бюро
1
14,15
Дневник путешествия по Черноморскому побережью
2
19–21
16
Отчет в Конструкторское бюро
1
17,18
Сколько соли в солёной воде?
2
22–23
19
Отчет в Конструкторское бюро
1
20,21
Трудолюбивые пчёлы
2
24-25
22
Отчет в Конструкторское бюро
1
23
Быстро ли растет человек?
1
26
24
Отчет в Конструкторское бюро
1
25,26
Волосы
2
27–28
27
Отчет в Конструкторское бюро
1
28
Скорость, с которой течет кровь
1
29
29
Отчет в Конструкторское бюро
1
30,31
«Производительность» сердца
2
30–31
32
Отчет в Конструкторское бюро
1
33
Сколько стоят деньги?
1
32-33
34
Отчет в Конструкторское бюро
1
Материально-техническое обеспечение
2 класс
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 2 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
3 класс
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
4 класс
Захарова О.А. Математика в практических заданиях.4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 4 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 4 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.