Программа по внеурочной деятельности "Юный патриот"
Программа по внеурочной деятельности "Юный патриот"
Программа по внеурочной деятельности "Юный патриот" рассчитана на учащихся 5 классов.Программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ», областными и городскими программами по патриотическому воспитанию и предназначена для учащихся 5-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города Тотьмы Вологодской области. Программа направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Юный патриот" »
«Утверждаю»
Директор ОУ
__________/Неклюдова Н.А./
«__»__________2014 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тотемская средняя общеобразовательная школа №3
ПРОГРАММА
кружка
поВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Юный патриот»
для учащихся 5 классов
на 2014-2015 учебный год
Автор: Агеев Василий Григорьевич,
учитель ОБЖ и технологии
Тотьма
2014-2015
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ», областными и городскими программами по патриотическому воспитанию и предназначена для учащихся 5-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города Тотьмы Вологодской области. Программа направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего
поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной
доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная
политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание
человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного,
патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру
других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения
военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи
Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы
патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество;
важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности,
независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания
детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки
подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать
ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника
правоохранительных органов.
В связи с этим на базе МБОУ СОШ № 3 создается военно-патриотический кружок
«Юный патриот», в котором учащиеся приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания
и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Цель:
создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к
Российской Армии;
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Срок реализации: 2014 – 2015г., программа рассчитана на 34 часа в год.
Ожидаемые результаты:
формирование духовно-патриотических ценностей у учащихся;
воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного
развития учащихся;
создание условий для преемственности поколений;
оказание первой медицинской помощи
В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов.
В школе стало традицией проведение таких мероприятий, как
- День Знаний;
- День пожилых людей;
- День Учителя;
- День Матери;
- День защитника Отечества;
- Зарничка
- День Победы;
- День защиты детей;
- Смотр строя и песни и другие.
Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом школьного самоуправления. В этом плане надо отметить работу Совета старшеклассников, Совета командиров, командиров классов и т.д.
Механизм реализации программы.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ СОШ №3.
Воспитательная работа строится с учетом возрастных критериев.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.
В своей деятельности члены военно-патриотического кружка «Юный патриот»
руководствуются нормативно-правовыми документами:
1. Конституцией и законами Российской Федерации;
2. Законом «Об образовании»;
3. Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
4. Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.»
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Основные понятия, содержание
Цели
1.
Вводное занятие
1
Знакомство с особенностями кружка, программой и т.д.
Замотивировать учащихся на активную работу как кружковца
Раздел 1. Я- гражданин РФ (9 часов)
2.
Россия - Родина моя. Символы государства.
1
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.
3-4.
Родной край – частица России. Символика края.
2
Символика края. Достопримечательности края. Люди и их занятия.
Экскурсия по городу или в музей.
вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
5-6.
Я - ученик.
2
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
познакомить с традициями школы, её символикой, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.
7.
Моя семья.
1
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.
8.
Мои права и обязанности.
1
гражданин, права и обязанности граждан, патриот.
Закрепить права и обязанности гражданина; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
9-10.
Защита творческих проектов
2
Темы проектов:
«Моя родословная»
«Модель ученика»
«Мой город» (виртуальная экскурсия)
«Мои права»
«Мои обязанности» и другие
Раздел 2. Я – защитник Родины (13 часов)
10.
История военной символики и формы (мундира)
1
Обмундирование в России. История мундира.
Познакомить с военной символикой и формой, историей ее образования.
11.
Виды войск в России
1
Виды войск и их назначение.
Познакомить с родами войск в России.
12.
Русский солдат: сам черт ему не брат.
1
Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа.
оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли
рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.
13-14
Русские полководцы.
2
Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.
создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского, А.В.Суворова как великих полководцев, почитаемых народом
15
Маршал победы Г.К. Жуков
1
Образ полководца Г.К.Жукова.
создать целостный образ Маршала Победы Г.К.Жукова
16-17.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
2
Край в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.
18.
День защитника Отечества.
1
Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.
познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.
19.
Дети войны.
1
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.
расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.
20.
День победы
1
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.
познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся
21-22.
Защита творческих проектов
2
Темы проектов:
«Труженики тыла»
«Тотьмичи – Герои советского союза»
«Тотьмичи – участники В.О.В.»
«Рода войск РФ»
Великие полководцы России» и другие
Раздел 3. Я – и здоровье (10 часов)
23.
Что такое гигиена
1
Понятие «гигиена», ее значение в жизни человека
Познакомить с понятием «гигиена», ее составляющими; показать значение гигиены в жизни человека
24.
Культура питания: самые полезные продукты
1
понятие «культура питания»; культура приема пищи. Традиции своей национальной кухни. Значение правильного питания для здоровья человека.
воспитывать у учащихся культуру питания; уважительное отношение к традициям питания
25.
Физкультура и спорт
1
Значение физических упражнений и занятий спортом
26.
Закаливание
1
Значение закаливания для оздоровления организма; приемы закаливания.
27.
Вредные привычки
1
Понятие «вредные привычки», их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Продолжать работу по профилактике вредных привычек
28-29.
Первая медицинская помощь
2
Первая помощь утопающему
Первая помощь при отравлениях
Первая помощь при отравлениях лекарственными препаратами.
Первая помощь при обморожениях.
Знакомство с правилами оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях
30
Безопасное поведение
1
Безопасное поведение на дороге, на улице
Формирование культуры поведения на дороге, улице. Объяснить нормы безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств;
-повторить нормы безопасного поведения при переходе проезжей части;
Понятие «режим дня», его составляющие. Биологические ритмы и распорядок дня. Как составить режим дня школьника
Учить правильно планировать свое время
33.
Защита творческих проектов
1
Безопасность в доме
Правила безопасности на воде
Курить – здоровью вредить
Мой режим дня
Опасные и безопасные ситуации
Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело
Быть не может красоты без мыла, щетки и воды.
Вкусное часто бывает опасным
34.
Итоговое занятие
1
Подведение итогов работы за год, планирование на следующий. Оценка достижений кружковцев
Используемая литература:
1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика.
2008, № 8. С. 56 - 62
2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель.
Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб.,
2007. С. 68 - 75
3. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62
4. Краткий справочник по педагогическим технологиям/Под редакцией Н. Е. Щурковой.
М., 1997
5. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М.
1996
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795.
7. Обществознание. Учебник для 9 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. 11-е изд. - М.: 2011. — 224с
8. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org
11. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006г.
12. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.