Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный патриот"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Васильсурская средняя школа
Утверждаю:
и.о.директор школы__________
Д.Г.Толобов
Приказ № 155 от 28 августа 2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Юный патриот
для учащихся 5– 6 классов
Составитель:
Методист ДК
Никифорова Т.В.
р.п.Васильсурск
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Юный патриот» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель рабочей программы:формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны).
Задачи:
обучающие–способствовать развитию познавательного интереса к истории страны, родного края, историческому прошлому народа;
воспитательные-способствовать формированию общественной активности личности и гражданской позиции;
развивающие – содействовать развитиюсамостоятельности,ответственности,потребности в саморазвитии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа«Юный патриот»относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Кемеровской области, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Рабочая программа «Юный патриот» относится к тематическим программам и основывается на принципах: последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа «Юный патриот» рассчитана на учащихся 5-6 классов. На реализацию программы отводится 70 часов (35 часа в 5 классе, 35 часа в 6 классе) из расчёта 1 час в неделю.
Формы занятий: беседа, кинолекторий, экскурсия, встречи с интересными людьми, походы по историческим и памятным местам, практическая работа.
Виды деятельности: познавательная, поисковая, конструктивная.
Занятия проводятся в школьном музее «Патриот».
Формы подведения итогов – результаты опроса участников образовательных отношений, участие в выставках, конкурсах, конференцияхмуниципального уровня «Маленький исследователь», «Живи, земля Кузнецкая», марафоне «Истории хранители живые».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Личностные УУД:
социализация личности;
формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру;
развитие творческого потенциала ученика;
воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
воспитание интереса к творческой деятельности;
формирование гражданского отношения к Отечеству;
бережное отношение к духовным ценностям;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации
Метапредметные УУД:
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;
формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
развитие способности осознанно строить речевое высказывание;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию;
воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение,отношение;
сформированность интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине, знание своих корней;
развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа рассчитана на два года обучения.
Первый год обучения
5класс.
Первый раздел «Моя семья – моя Россия». Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий,
реликвий, заметок различного характера, работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, изучение значения твоего рода в истории страны.
Второй раздел «Россия – наша Родина».Содержание программного материала: символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Второй год обучения
6класс
Первый раздел «Мой край родной»Содержание программного материала:
Символы Кемеровской области,культурное наследие родного края, народы, их нравы и традиции. Мариинск-город-музей под открытым небом, его достопримечательности, история.
Второй раздел«Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».Содержание программного материала: Вов в судьбах наших земляков,встречи с ветераном Великой Отечественной войны, памятники героям. Учителя и ученики школы -герои Вов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Наименование
разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Количество часов
Форма проведения
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
5 класс
1 раздел
«Моя семья – моя Россия»
1.Наследие в школьном музее
1
1
экскурсия
2.Что такое семья, род?
Объяснение основных понятий
3
1
2
беседа
сочинение
3.Профессии в моей родословной. Наш семейный альбом.
Беседа о профессиях в семье и составление семейного альбома
3
1
2
беседа
4.Как составить родословную.
Составление родословной
4
1
3
урок-практикум
взаимопроверка
5.Реликвия в моей семье.
Объяснение понятия слова «реликвия», беседа
о семейных реликвиях
2
1
1
фотовыставка
6.Вклад моей семьи в летопись победы.
Защита своего проекта
5
1
4
исследоват.деятельность
написание исследовательской работы
7.Медаль в моем доме.
Защита своего проекта
3
1
2
конкурс-сочинений
написание исследовательской работы
8.Знакомство с музеем посёлка.
Посещение тематических выставок
4
4
экскурсия
Всего: 25ч.
25
7
16
2 раздел
«Россия – наша Родина»
1.Государственные символы России.
Знакомство с историей гимна, герба и флага России
3
1
2
классный час
2.Государственные праздники России.
Знакомство с праздниками России
2
1
1
час общения
сообщения
3.Народный календарь.
2
1
1
сообщения
составление презентации
4.Красота родной природы.
3
1
1
слайд-презентация
рисунки
на конкурс
Всего:
10
4
5
Итого:
35
11
21
6 класс
1 раздел
«Мой край родной»
1.Культурное наследие родного края
рассказ о поэтах и писателях Кузбасса, чтение стихов.
4
1
3
сообщения
2.Этнография родного края.
2
1
урок- презентация
3.Народы, населяющие Кемеровскую область
знакомство с разнообразием народов Кемеровской области
3
1
2
составление альбома
4.Альбом «Знай и люби свой город».
составление альбома
3
1
2
рисунки, сочинения, мини-доклады
викторина
5.«Юный экскурсовод»
подготовка текстов для проведения экскурсии
4
1
3
подготовка экскурсоводов, проведение экскурсий
ведение экскурсит
2 раздел
«Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
1. «Улица Героя»
знакомство с героями Мариинска, в честь кого названы улицы города
5
1
4
цикл краеведческих часов.
2.Герои-земляки.
5
1
4
устный журнал
3.Встреча с ветераном Великой Отечественной войны
беседа с ветеранами о Вов в их судьбе
2
1
1
встречи
мини-сочинение
4. Великая Отечественная война в истории моего города
знакомство с историческими фактами
2
1
1
сообщения
5.Памятники Мариинска-города –музея под открытым небом.
просмотр слайд-презентации
3
1
2
рисунки, поделки
6.Конкурс чтецов «Дороги войны – дороги Победы».
чтение стихотворений
2
2
конкурс
Итого по разделу: 35
35
9
26
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Необходимое оборудование и оснащение
Количество
Учебно-методические материалы:нет
Дидактические и раздаточные материалы по программе: альбомы «Памятник», «Заочная экскурсия по музею», «Символы государства», информационные папки «Учитель на войне», «Мариинск-город-музей», «История школы».
6
Аудиозаписи, слайды по содержанию программы: слайды «Мариинск», «Их имена на нашем обелиске»,«ВОВ», «Кузбасс».
Оборудование (мебель): стол ученика, стол учителя.
2
Список литературы для учителя:
1. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.
2. И. Бондаренко И.И., Музейно-краеведческая работа средней школы как средство формирования творческих способностей учащихся[Текст]: М., 1970.
4. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
I год обучения
Учащиеся должны знать:
-историю своего рода, своей семьиисторию своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-историю государственных символов России;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды.
Учащиеся должны уметь:
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
II год обучения
Учащиеся должны знать:
-символику Кемеровской области
- историю Малой Родины и родного края;
-историю религий народов исконно проживающих на территории Кемеровской области;
-памятники Мариинска
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
Учащиеся должны уметь:
- рассказать о символике кемеровской области;
-оформить тематический альбом;
-рассказать о родном городе, и его истории и достопримечательностях.
С целью контроля эффективности рабочей программы «Юный патриот»организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 1 раз в полгода.
Формы и средства контроля:
- диагностика личностного роста по методике П.В.Степановой;
-диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой;