Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - юный патриот» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - юный патриот» 2 класс
Рабочая программа «Я - юный патриот» относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у обучающихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Курской области, г. Курска, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - юный патриот» 2 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» духовно-нравственного направления разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ООП НОО в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 55 имени Александра Невского» города Курска.
Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 55 имени Александра Невского» города Курска.
Цели рабочей программы: формирование основ патриотизма: воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны, воспитание патриота своей малой родины, образованного творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации;
Задачи: формировать устойчивую мотивацию к познавательной деятельности;
развивать патриотические чувства учащихся через изучение истории родного края;
прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Формы организации учебного процесса.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности
Занятия внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
социальная деятельность
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Связь содержания программы с учебными предметами. Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.
Литературное чтение:
• анализ и оценка поступков героев,
• развитие чувства прекрасного,
• развитие эмоциональной сферы ребёнка,
• чтение произведений о России, её природе, людях, истории,
• приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,
• просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.
Русский язык:
• раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
• развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.
запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
Окружающий мир:
• правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.
• общечеловеческие правила поведения,
• наследие предков в культуре и символах государства,
• славные и трудные страницы прошлого,
• знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.
Изобразительное искусство:
оформление творческих работ;
Технология:
изготовление различных элементов по темам занятий.
Формы контроля: сообщения учащихся, конкурсы выполненных работ, проекты.
Общая характеристика программы
Рабочая программа«Я - маленький патриот»относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у обучающихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Курской области, г. Курска, законам РФ, старшему поколению, к природе. Данная программа обеспечивает процесс изучения родного края, раскрывает не только важнейшие грани истории, материальной и духовной культуры, но и формирует у школьников активную жизненную позицию, подталкивает к принятию верных решений. Рабочая программа «Я - маленький патриот»относится к тематическим программам и основывается на принципах: последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности. Через работу по программе «Я - маленький патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как классные часы, экскурсии в музеи, поисковые исследования и т.д. Внеурочная работа по этому направлению должна способствовать формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Описание места программы в учебном плане
Рабочая программа «Я - маленький патриот» рассчитана на обучающихся 2 класса. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №55" на работу в этом направлении во 2 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеаудиторной занятости.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа адресована обучающимся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2015-2016 учебный год.
Формы занятий: экскурсии, беседа, кинолекторий, встречи с интересными людьми, походы по историческим и памятным местам, практическая работа. Виды деятельности: познавательная, поисковая, конструктивная. Занятия по теории проводятся в школьном «Музее кавалеров ордена Александра Невского».
Возможные результаты («выходы») деятельности младших школьников:
В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны. 10 февраля 1995года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон о Днях воинской славы России и Памятных датах России. В Законе установлены дни славы русского оружия — дни воинской славы России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Практика показала, что с исторического смысла и значения этих памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны. История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Программа внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего города. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
По окончании курса дети должны знать:
- о значимых страницах истории страны, города Курска
- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,
- о культурном достоянии своего края,
- о моральных нормах и правилах поведения,
- об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
По окончании курса дети должны уметь:
- рассказывать о родной стране, своем городе
-ориентироваться в историческом времени,
- бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,
- уважительно относиться к защитникам Родины,
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,
- уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Я – маленький патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
- основы российской, гражданской идентичности,
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- узнавать государственную символику своего региона,
- описывать достопримечательности родного края,
- находить на карте, свой регион и его главный город,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:
патриотизм;
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Его имя носит наша школа. А. Невский и его победы. (1ч.), Экскурсия в школьный «Музей кавалеров ордена Александра Невского» (1ч). Воплощение образа Александра Невского в памяти народа (живопись, скульптура, поэзия) (1ч.), Куряне – кавалеры ордена А.Невского. (1чю). История Курского края от каменного века до 17 века. Тематическая экскурсия в Курский государственный музей археологии (1ч.). Экскурсия в Курский краеведческий музей.(1чю) Как жили наши предки славяне.(1ч.). Конкурс рисунков. «Курск – древний», «Курск – город будущего» (1ч.).История одной фотографии(1ч.). Знай и люби свой город.(1ч.) Дети войны. Экскурсия в военно – исторический музей «Юные защитники Родины» «ч.).Я горжусь своими сверстниками.(1ч.) Вклад моей семьи в летопись победы. Медаль в моём доме.(2ч.) О подвигах женщин в военное время. Посещение школьного музея «Фронтовые подруги»(2ч.) Образ женщины в русской культуре (живопись, скульптура, поэзия)(1ч.). Конкурс чтецов, посвящённый женщине – воину.(1ч.). Герои Советского союза – наши земляки. Экскурсия к стеле героям – курянам. (2ч.) День защитника Отечества. Изготовление открытки. (1ч.).Об отце говорю с уважением. Конкурс портретов «Мой папа – защитник Отечества»(1ч.) Весёлые старты, посвящённые Дню Защитника Отечества.(1ч.). Там, где погиб неизвестный солдат. (1ч.).Конкурс военно-патриотической песни.(2ч.). Открытка ветерану. Изготовление открытки. (1ч.).Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы. «Дороги войны – дороги Победы». (1ч.).Заочное путешествие по городам – героям (Москва, Ленинград, Волгоград,Тула) (2ч.).Зарничка - 2016 .(2ч.).Экскурсия на Мемориальный комплекс «Павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» (2ч.).Обобщающее занятие по курсу «Юный патриот»(1ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПРОГРАММЫ
Наименование разделов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Количество часов
Форма проведения
Всего
Теория
Практика
1.Куряне – кавалеры ордена Александра Невского.
сообщения, защита проектов, презентация, экскурсия, фотовыставка
4
1
3
экскурсия в школьный «Музей кавалеров ордена Александра Невского»
2.История Курского края.
сообщения, защита проекта, презентация, экскурсия, конкурс рисунков
4
2
2
Экскурсия в Курский государственный музей археологии
3.Знакомство с краеведческим музеем города Курска.
Посещение тематических выставок
3
2
1
Экскурсия в Курский Краеведческий музей,составление альбома
4.Культурное наследие родного края. Курские писатели о ВОВ.
рассказ о поэтах и писателях Курской области, чтение стихов.
2
1
1
Сообщения
Экскурсия в школьную библиотеку
1. Улица Героя.
знакомство с героями Курска, в честь кого названы улицы города, рисунки, сообщения
5
1
4
экскурсия по городу
О подвигах женщин в военное время.
Знакомство с судьбами женщин – участниц ВОВ
4
1
3
посещение школьного музея «Фронтовые подруги»
3.Встреча с ветераном Великой Отечественной войны
беседа с ветеранами о ВОВ в их судьбе
2
1
1
встречи
4. Великая Отечественная война в истории моего города
знакомство с историческими фактами
2
1
1
сообщения
5.Памятники Курска-города –музея под открытым небом.
просмотр слайд-презентации
3
-
2
Экскурсии по городу,посещение памятников
6.Конкурсы чтецов
чтение стихотворений
3
-
3
конкурс
Итого по разделу: 34
34
9
25
Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год.
Всего: 34 часа, 1 час в неделю
№ п\п
Тема занятия
Описание примерного содержания занятий
Перечень УУД обучающихся
Дата проведения
1
Его имя носит наша школа. А. Невский и его победы.
Беседа, показ презентации
Познавательные:
-умение строить высказывание;
-поиск информации;
Коммуникативные:
-постановка вопроса;
-умение выражать свои мысли;
2
Экскурсия в школьный «Музей кавалеров ордена Александра Невского»
Рассказ, знакомство с экспозицией музея
3
Воплощение образа Александра Невского в памяти народа (живопись, скульптура, поэзия)
Защита проектов
4
Куряне – кавалеры ордена А.Невского.
Сообщения обучающихся, мини - проекты
5
История Курского края от каменного века до 17 века. Тематическая экскурсия в Курский государственный музей археологии
Беседа, знакомство с экспозицией музея
6
Экскурсия в Курский краеведческий музей.
Беседа, знакомство с экспозицией исторического отдела музея
7
Как жили наши предки славяне
Обмен впечатлениями по материалам экскурсий
8
Конкурс рисунков. «Курск – древний», «Курск – город будущего»
Защита проектов
9
История одной фотографии
Мини-сочинения, устные рассказы по фотографии
Познавательные:
-умение строить высказывание;
-формулировка проблемы;
-рефлексия деятельности;
-структурирование знаний;
-поиск информации;
-моделирование
10
Знай и люби свой город.
составление альбома
11
Дети войны
Экскурсия в библиотеку, рассказ, беседа по вопросам
12
Экскурсия в военно – исторический музей «Юные защитники Родины»
Рассказ, беседа, знакомство с экспозицией музея
Коммуникативные:
-постановка вопроса;
-умение выражать свои мысли;
-управление поведением партнера;
-планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные:
-целеполагание;
-планирование;
-контроль;
-коррекция;
-оценка.
Личностные:
-самоопределение;
смыслообразование;
-нравственно-эстетическое оценивание.
13
Я горжусь своими сверстниками
Обмен впечатлениями по материалам экскурсии
14-15
Вклад моей семьи в летопись победы. Медаль в моём доме.
Защита своего проекта, рассказ о
16
О подвигах женщин в военное время. Посещение школьного музея «Фронтовые подруги»
Рассказ, беседа, знакомство с экспозицией музея
17
Образ женщины в русской культуре (живопись, скульптура, поэзия)
Выставка фотографий, конкурс чтецов
18
Конкурс чтецов, посвящённый женщине - воину
19
Герои Советского союза – наши земляки. Экскурсия к стеле героям – курянам.
20
День защитника Отечества. Изготовление открытки.
Практическое занятие
21
Об отце говорю с уважением. Конкурс портретов «Мой папа – защитник Отечества»