kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа объединения дополнительного образования "Моя малая Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Программа предназначена для изучения младшими школьниками основ краеведения Архангельской области. Богатейший материал о крае позволит расширить знания обучающихся о родных местах, привить им уважение к истории и культуре родного края.

              Программа  составлена на основе методических пособий :

  • «Путешествие с волшебницей природой», авторы – составители: Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В.;
  • «Дидактические материалы по экологии», авторы – составители :Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения дополнительного образования "Моя малая Родина" »

Пояснительная записка

Программа предназначена для изучения младшими школьниками основ краеведения Архангельской области. Богатейший материал о крае позволит расширить знания обучающихся о родных местах, привить им уважение к истории и культуре родного края.

Программа составлена на основе методических пособий :

  • «Путешествие с волшебницей природой», авторы – составители: Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В.;

  • «Дидактические материалы по экологии», авторы – составители :Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П.

Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание и пронизывают все основные виды социальной практики. В программе кружка «Моя малая Родина» предусмотрена реализация содержания регионального компонента по предметам: окружающий мир, технология, литературное чтение.

В программе предлагается вариант изучения родного края, основанный на принципах: интеграции, экологизации, демократии и гуманизма.

Содержание материала интегрирует в себе информацию из области таких предметов как: история, география, экология, культурология. Таким образом, это позволяет осуществить комплексный подход в изучении родного края, сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания.

Цель программы: расширить и обогатить знания школьников о родном крае через единство культуры России и народов Севера.


Задачи:

  • воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину;

  • расширение знаний школьников об истории родного города, улиц на которых они живут, о людях, прославивших свой город;

  • воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения;

  • содействие моральному развитию детей;

  • побуждение их к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта.

Данная программа рассчитана на работу с учащимися 3 класса начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю).

В зависимости от содержания материала, целевых установок, форма и виды деятельности работы в кружке могут быть:

лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);

экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);

научно-исследовательской (мини-исследования по определённой теме, работа с информацией, подготовка докладов и т. д.);

литературно-творческой (сочинения на темы экскурсий);

оформительской (изготовление наглядных пособий , оформление выставок);

организационно-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников на краеведческие темы, организация экскурсий в музей, библиотеку, встречи с представителями коренного населения, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов);

подготовка фотовыставок; создание презентаций.

Успех работы кружка во многом будет зависеть от умелого сочетания форм и видов деятельности. Составляя план работы кружка, педагог и школьники должны представлять конечную цель, практический итог работы за год. Таким итогом может быть, например, участие в городской игре , участие в викторине «Моя малая Родина» .


Основные направления:

Программа “Моя малая Родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое и духовное.

Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Уроки.
Работа с документами; Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Создание презентации «Моя малая Родина»

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном городе.

Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую атрибутику, посещают городской музей и библиотеки города.

В ходе работы учащиеся овладеют следующими умениями и навыками:

самостоятельно подбирать литературу по теме;

готовить и выступать с мини-докладами и сообщениями;

работать в семейных архивах;

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

сравнивать и обобщать факты;

бережно относиться к природе;

испытывать чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.

Прогнозируемые результаты:

  • Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины»,

  • создание презентации «Моя малая Родина».

Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка.

Ценные материалы, собранные ребятами, должны читаться на уроках, звучать на классных мероприятиях, отражаться на фотовыставках .








Учебно – тематический план


Дата

№ занятия

Тема

Количество часов

Примечание


Моя малая Родина.

1 ч.



Красотою славится наша земля. Знакомство с природой района. Легенды и предания.

1 ч.

Творческое задание (стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае).


Осенняя экскурсия «Какого цвета моя малая Родина?»

1 ч.

экскурсия


Дом, дом, открой свою тайну». О крестьянском доме, внутренней планировке и убранстве.

1 ч.

музей


Старая школа. Об обучении в школе в прошлом.

1 ч.

музей


Лодка в чемодане. Знакомство с устройством и строительством подводных кораблей.

1 ч.

музей


Мука да соль, получилась мукасоль ( лепка из солёного теста).

1 ч.

музей


История родного города. Экскурсия.

1 ч.

экскурсия


Осенняя сказка.

1 ч.

праздник


Забавы вокруг печки. Старинные поморские игры, забавы.

1 ч.

музей


Как рукодельница семью одевала. Женские ремёсла.

1 ч.

музей


«Крутим, вьём, чудеса создаём». Создание народной куклы.

1 ч.

музей


«Наши знаменитые земляки» (писатели)

1 ч.

библиотека


«Города нашего края». Виртуальная экскурсия по городам Архангельской области.

1 ч.

библиотека

ИКТ


« Традиции в моей семье».

1 ч.

сбор материала


«Традиции нашей семьи»

(семейные обычаи и праздники).

1 ч.

библиотека


«Мой дом – моя крепость».

1 ч.

конкурс рисунков


«Не позволяй душе лениться». Люди разных профессий.

1 ч.

сбор материала


«Где работают наши мамы и папы».

1 ч.

экскурсия


« Папы разные нужны…»

1 ч.

праздник


«История моей страны в названиях улиц. Названия улиц нашего города».

1 ч.

Конкурс рассказов


«Моя родная улица».

1 ч.

рассказ учащихся об улицах, на которых они живут


«И добротно, и красиво». Вышивка, ткачество, роспись и резьба по дереву.

1 ч.

музей


«Наши мамы лучшие на свете» .

1 ч.

праздник


В гостях у бабушки Ульяны. Каргопольская игрушка.

1 ч.

библиотека


Весенняя экскурсия «Какого цвета моя малая Родина?»


1 ч.

экскурсия


«Гордость нашего города» (поисковый отчет о людях, прославивших свой город, и, проживающих на улицах нашего города)

1 ч.

Рассказ детей «Герои моей семьи»


«Наши защитники»

1 ч.

Конкурс детского рисунка «Давным-давно была война »


Никто не забыт, ничто не забыто!»

1 ч.

экскурсия


«Каждому уголку города – заботу и внимание» .

1 ч.

уборка закрепленной территории


«Северные сказители и сказительницы».

1 ч.

библиотека


«Красная Книга Архангельской области».

1 ч.

библиотека


Природа кричит SOS.

1 ч.

музей


Отчёт – презентация «Моя малая Родина».

1 ч.

ИКТ

Содержание программы

Теоретическая часть.

Ознакомление с имеющимися материалами по истории Архангельской области, города Северодвинска.

Поиск материалов о ремеслах. Изучение ремесел своих предков.

Изучение истории своей семьи в истории развития города.

Проведение викторин. Награждение лучших.

Практическая часть.

  • Экскурсии в городской музей с целью ознакомления с материалами музея.

Ремесла родного края.

Изучение экспозиций «Мир рукотворных предметов» городского музея, знакомство с ремеслами, отраженными в экспозициях: лепка из глины, лепка из теста, ткачество, гончарство, вышивка, роспись по дереву, резьба.

Встречи (вертуальные) с представителями ремесел в их мастерских.

Семейные традиции и реликвии.

Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в семьях до сих пор с целью их обогащения.

Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа.

Выступление перед одноклассниками.

  • Экскурсии в библиотеку с целью ознакомления с библиотечными материалами по данным темам.

Выставка детских работ по темам «Семейные традиции»,

«Семейная реликвия», «Моя семья в истории города», «Мы

идём в музей», «Мы идём в библиотеку», фотовыставки.


Разделы

Количество часов

Проведено

Примечание

Теория

6ч.




Практика

28ч.





  1. Музей

9ч.




  1. Библиотека

6ч.




  1. Праздники

3ч.




  1. Экскурсии по городу

5ч.




  1. Творческие задания

5ч.





Итого

34ч.




Список литературы.



  1. А. Прудникова. Золотое колесо. – Северодвинск: ОАО «Северодвинская типография», 2008г.

  2. Архангельская область. Словарь – справочник для младших школьников. – Архангельск, Поморский университет,2005г.

  3. В. И. Даль Пословицы русского народа,-—М, 1957.

  4. В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.

  5. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.

  6. В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г

  7. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  8. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

  9. Е. Антропова. Северный клубок. - ОАО «ИИП «Правда Севера», 2008г.

  10. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г

  11. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.

  12. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

  13. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962.

  14. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа объединения дополнительного образования "Моя малая Родина"

Автор: Коба Елена Валентиновна

Дата: 21.09.2014

Номер свидетельства: 114137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Образовательная программа по внеурочной деятельности "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА" "
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "120508"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413729337"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Опыт работы детского общественного объединения "Оорлештер""
    ["seo_title"] => string(69) "opyt_raboty_dietskogho_obshchiestviennogho_obiedinieniia_oorlieshtier"
    ["file_id"] => string(6) "383696"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485349472"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Этнокультурные традиции"
    ["seo_title"] => string(23) "etnokulturnyietraditsii"
    ["file_id"] => string(6) "309811"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458881511"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства