Программа объединения дополнительного образования "Моя малая Родина"
Программа объединения дополнительного образования "Моя малая Родина"
Программа предназначена для изучения младшими школьниками основ краеведения Архангельской области. Богатейший материал о крае позволит расширить знания обучающихся о родных местах, привить им уважение к истории и культуре родного края.
Программа составлена на основе методических пособий :
«Путешествие с волшебницей природой», авторы – составители: Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В.;
«Дидактические материалы по экологии», авторы – составители :Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа объединения дополнительного образования "Моя малая Родина" »
Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения младшими школьниками основ краеведения Архангельской области. Богатейший материал о крае позволит расширить знания обучающихся о родных местах, привить им уважение к истории и культуре родного края.
Программа составлена на основе методических пособий :
«Путешествие с волшебницей природой», авторы – составители: Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В.;
«Дидактические материалы по экологии», авторы – составители :Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П.
Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание и пронизывают все основные виды социальной практики. В программе кружка «Моя малая Родина» предусмотрена реализация содержания регионального компонента по предметам: окружающий мир, технология, литературное чтение.
В программе предлагается вариант изучения родного края, основанный на принципах: интеграции, экологизации, демократии и гуманизма.
Содержание материала интегрирует в себе информацию из области таких предметов как: история, география, экология, культурология. Таким образом, это позволяет осуществить комплексный подход в изучении родного края, сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания.
Цель программы: расширить и обогатить знания школьников о родном крае через единство культуры России и народов Севера.
Задачи:
воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину;
расширение знаний школьников об истории родного города, улиц на которых они живут, о людях, прославивших свой город;
воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения;
содействие моральному развитию детей;
побуждение их к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта.
Данная программа рассчитана на работу с учащимися 3 класса начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю).
В зависимости от содержания материала, целевых установок, форма и виды деятельности работы в кружке могут быть:
лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);
организационно-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников на краеведческие темы, организация экскурсий в музей, библиотеку, встречи с представителями коренного населения, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов);
подготовка фотовыставок; создание презентаций.
Успех работы кружка во многом будет зависеть от умелого сочетания форм и видов деятельности. Составляя план работы кружка, педагог и школьники должны представлять конечную цель, практический итог работы за год. Таким итогом может быть, например, участие в городской игре , участие в викторине «Моя малая Родина» .
Основные направления:
Программа “Моя малая Родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое и духовное.
Формы проведения занятий: Экскурсия. Уроки. Работа с документами; Интернет-ресурсами. Исследовательская деятельность. Создание презентации «Моя малая Родина»
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном городе.
Механизм реализации программы: На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую атрибутику, посещают городской музей и библиотеки города.
В ходе работы учащиеся овладеют следующими умениями и навыками:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
готовить и выступать с мини-докладами и сообщениями;
работать в семейных архивах;
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
сравнивать и обобщать факты;
бережно относиться к природе;
испытывать чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины»,
создание презентации «Моя малая Родина».
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка.
Ценные материалы, собранные ребятами, должны читаться на уроках, звучать на классных мероприятиях, отражаться на фотовыставках .
Учебно – тематический план
Дата
№ занятия
Тема
Количество часов
Примечание
Моя малая Родина.
1 ч.
Красотою славится наша земля. Знакомство с природой района. Легенды и предания.
1 ч.
Творческое задание (стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае).
Осенняя экскурсия «Какого цвета моя малая Родина?»
1 ч.
экскурсия
Дом, дом, открой свою тайну». О крестьянском доме, внутренней планировке и убранстве.
1 ч.
музей
Старая школа. Об обучении в школе в прошлом.
1 ч.
музей
Лодка в чемодане. Знакомство с устройством и строительством подводных кораблей.
1 ч.
музей
Мука да соль, получилась мукасоль ( лепка из солёного теста).
1 ч.
музей
История родного города. Экскурсия.
1 ч.
экскурсия
Осенняя сказка.
1 ч.
праздник
Забавы вокруг печки. Старинные поморские игры, забавы.
1 ч.
музей
Как рукодельница семью одевала. Женские ремёсла.
1 ч.
музей
«Крутим, вьём, чудеса создаём». Создание народной куклы.
1 ч.
музей
«Наши знаменитые земляки» (писатели)
1 ч.
библиотека
«Города нашего края». Виртуальная экскурсия по городам Архангельской области.
1 ч.
библиотека
ИКТ
« Традиции в моей семье».
1 ч.
сбор материала
«Традиции нашей семьи»
(семейные обычаи и праздники).
1 ч.
библиотека
«Мой дом – моя крепость».
1 ч.
конкурс рисунков
«Не позволяй душе лениться». Люди разных профессий.
1 ч.
сбор материала
«Где работают наши мамы и папы».
1 ч.
экскурсия
« Папы разные нужны…»
1 ч.
праздник
«История моей страны в названиях улиц. Названия улиц нашего города».
1 ч.
Конкурс рассказов
«Моя родная улица».
1 ч.
рассказ учащихся об улицах, на которых они живут
«И добротно, и красиво». Вышивка, ткачество, роспись и резьба по дереву.
1 ч.
музей
«Наши мамы лучшие на свете» .
1 ч.
праздник
В гостях у бабушки Ульяны. Каргопольская игрушка.
1 ч.
библиотека
Весенняя экскурсия «Какого цвета моя малая Родина?»
1 ч.
экскурсия
«Гордость нашего города» (поисковый отчет о людях, прославивших свой город, и, проживающих на улицах нашего города)
1 ч.
Рассказ детей «Герои моей семьи»
«Наши защитники»
1 ч.
Конкурс детского рисунка «Давным-давно была война »
Никто не забыт, ничто не забыто!»
1 ч.
экскурсия
«Каждому уголку города – заботу и внимание» .
1 ч.
уборка закрепленной территории
«Северные сказители и сказительницы».
1 ч.
библиотека
«Красная Книга Архангельской области».
1 ч.
библиотека
Природа кричит SOS.
1 ч.
музей
Отчёт – презентация «Моя малая Родина».
1 ч.
ИКТ
Содержание программы
Теоретическая часть.
Ознакомление с имеющимися материалами по истории Архангельской области, города Северодвинска.
Поиск материалов о ремеслах. Изучение ремесел своих предков.
Изучение истории своей семьи в истории развития города.
Проведение викторин. Награждение лучших.
Практическая часть.
Экскурсии в городской музей с целью ознакомления с материалами музея.
Ремесла родного края.
Изучение экспозиций «Мир рукотворных предметов» городского музея, знакомство с ремеслами, отраженными в экспозициях: лепка из глины, лепка из теста, ткачество, гончарство, вышивка, роспись по дереву, резьба.
Встречи (вертуальные) с представителями ремесел в их мастерских.
Семейные традиции и реликвии.
Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в семьях до сих пор с целью их обогащения.
Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа.
Выступление перед одноклассниками.
Экскурсии в библиотеку с целью ознакомления с библиотечными материалами по данным темам.
Выставка детских работ по темам «Семейные традиции»,
«Семейная реликвия», «Моя семья в истории города», «Мы
идём в музей», «Мы идём в библиотеку», фотовыставки.
№
Разделы
Количество часов
Проведено
Примечание
Теория
6ч.
Практика
28ч.
Музей
9ч.
Библиотека
6ч.
Праздники
3ч.
Экскурсии по городу
5ч.
Творческие задания
5ч.
Итого
34ч.
Список литературы.
А. Прудникова. Золотое колесо. – Северодвинск: ОАО «Северодвинская типография», 2008г.
Архангельская область. Словарь – справочник для младших школьников. – Архангельск, Поморский университет,2005г.
В. И. Даль Пословицы русского народа,-—М, 1957.
В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.
В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г
В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.