ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по экономике на основе Примерной программы основного общего образования по экономике.
Календарно-тематический план по предмету «Введение в экономику» для 8 классов VII вида ориентирован на использование учебника:
− Экономика. Основы потребительских знаний: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ П. Крючкова, Е. Кузнецова, Т. Кузнецова и др. Под общей ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк. – М.: ИИФ «СПРОС» КонфОП; ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Курс «Основы потребительских знаний» представляется особенно актуальным, так как рассматривается как набор умений и навыков грамотного потребительского поведения, как осмысление роли и места потребителя в социально-экономической системе общества.
Основная цель – формирование экономического мышления и потребительской культуры учащихся и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.
В ходе занятий по данному курсу решаются следующие задачи:
− Сформировать у учащихся знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.
− Научить учащихся принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, экологических характеристик товаров, личного бюджетного ограничения.
− Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
− Просветить учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей.
− Развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
− Воспитывать у учащихся ответственность, организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность, бережное отношение к ресурсам и смелость в защите своих прав.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- основные экономические понятия;
- роль экономики в ведении домашнего хозяйства;
- составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;
- возможности рационального использования средств и пути их увеличения;
- три вида бюджета;
- постоянные, переменные и непредвиденные расходы семьи;
- что такое кредит и при каких условиях он выдается;
- физиологические обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью;
- права и обязанности потребителя;
- источники и средства информации;
- признаки определения качества товаров;
- виды рекламы и его цели;
- требования к оформлению рекламы;
- иметь представление о способах воздействия бизнеса на потребителей (через рекламу, особые способы продажи и т. п.);
- систему и правила действий потребителя при защите своих прав;
- правила приобретения товаров;
- оформление заказов на услуги;
- источники и средства информации;
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- оперировать экономическими терминами;
- анализировать и планировать семейный бюджет;
- различать виды потребностей, объяснять причины возникновения проблемы выбора;
- определять источник образования доходов в семье;
- определять расходы учащегося и находить способы их уменьшения;
- учитывать свойства товаров при покупке;
- найти способы снижения расходов в семье путём соизмерения потребностей с материальными доходами и возможностями семьи, экономии электроэнергии, бережного отношения к продуктам и одежде;
- рассчитывать прибыль, которую можно получить при реализации выращенной продукции;
- пользоваться законом «О защите прав потребителей»;
- определять информацию, необходимую для компетентного выбора товаров и услуг;
- искать и анализировать потребительскую информацию; оценивать достаточность информации, возможность её недостоверности;
- определять качество товара;
- читать знаки на упаковке товара;
- различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах; извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;
- определять пищевые добавки в продуктах;
- составлять рекламу товару или услуге;
- анализировать рекламу потребительских товаров;
- отстаивать свои права при покупке товара или оказании услуги;
- разумно потреблять имеющиеся блага;
- читать договор на услуги;
- составить текст делового письма в комиссию по защите прав потребителя на некачественно приобретённую продукцию;
- уметь грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях: при покупке товара, пользовании услугами службы быта;
- умение интерпретировать и использовать знания в конкретных ситуациях.