РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по экономике для 10 класса «Основы потребительской культуры»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по экономике для 10 класса «Основы потребительской культуры»
Пояснительная записка
В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях потребителя, системе защиты прав потребителей, о разумном потребительском поведении. Эти знания востребованы в современной школе и формирование их необходимо в рамках отдельного учебного курса. Поэтому данный курс приобретает особую актуальность.
Предлагаемый элективный курс: «Основы потребительской культуры» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Протокол № 1_ от «____»_августа 2014г. пр.№64-o от «29» августа 2014г.
«_28___»_августа 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по экономике
для 10 класса
«Основы потребительской культуры»
на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Основы потребительской культуры» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы В.Д.Симоненко, Т.А. Степанченко. Допущена Министерством образования РФ 2008 год.
Составитель:
учитель географии высшей
квалификационной категории
Фролова Светлана Владимировна
2014 г.
Пояснительная записка
В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях потребителя, системе защиты прав потребителей, о разумном потребительском поведении. Эти знания востребованы в современной школе и формирование их необходимо в рамках отдельного учебного курса. Поэтому данный курс приобретает особую актуальность.
Предлагаемый элективный курс: «Основы потребительской культуры» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению, а также выбора профиля дальнейшего образования, поможет школьникам адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.
Программа курса составлена на основе учебной программы В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко «Основы потребительской культуры. Программа элективного курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (для любого профиля обучения)». Содержание учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Программа курса рассчитана на 34 часа учебного времени с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся.
Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных исследований учащимися - выполнение мини-проекта.
Курс «Основы потребительской культуры» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:
иностранный язык (термины, маркировка, символы)
русский язык – правила написания терминов
право – права и обязанности граждан, знакомство с законом
химия – красители, жиры.
Цели курса:
Формирование знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.
Развитие экономического и логического мышления, творческих способностей, коммуникативных способностей.
Воспитание организованности, деловитости, культуры поведения и смелости в защите своих прав.
Задачи курса:
Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями в области прав потребителей.
Познакомить с основными законодательными актами, регламентирующими права и защиту интересов потребителей, а также элементы маркировки на упаковки товаров.
Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен знать требования объективных экономических законов и вести себя в соответствии с этими требованиями.
Наглядно в доступно-игровой форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителя при покупке товаров.
Требования к уровню подготовки
По окончании изучения элективного курса «Основы потребительских знаний», учащиеся должны:
Иметь представление:
о способах воздействия бизнеса на потребителей, критически оценивать рекламную информацию;
правовых законодательных актах, регулирующих права и защиту интересов потребителей;
об органах по защите прав потребителей: арбитражный суд, Государственный Антимонопольный комитет, Госстандарт России, Госсанэпидемслужба России.
Знать/понимать:
место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека.
специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей.
основы теории потребительского поведения.
свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав.
современную систему штрихового кодирования.
элементы маркировки на товарах.
Уметь:
разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения
анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества
различать символы на упаковке товаров, этикетках, вкладышах, ярлыках, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию
защищать свои права в случае их нарушения
решать ситуации, применяя закон РФ «О защите прав потребителей».
оформлять исковые заявления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
методикой расшифровки штрихового кода.
технологией упаковки товаров.
технологией покупки товаров: одежды, обуви в кредит.
технологией определения элементов маркировки товаров.
В результате изучения ученик должен:
Знать
Систему защиты интересов потребителей
В каких случаях необходимо обратиться к юристу и в суд
Что такое моральный вред и как он возмещается
Уметь
Написать исковое заявление
Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель
Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей»
Контроль уровня обученности
Формы контроля знаний, умений, навыков:
тестовые работы
доклад
графический диктант (верно/неверно)
решение проблемных ситуаций
урок-защита тематических заданий.
деловые игры
выполнение и защита мини-проекта
Способы оценки результатов деятельности учащихся:
психолого-педагогический – анализ наблюдений деятельности учащихся
рейтинговые оценки (тестирование)
выполнение и защита заданий, проектов.
Перечень литературы и средств обучения
Для учащихся:
Закон РФ « О защите прав потребителей»
Публикации в местных и центральных газетах.
Для учителя:
Гражданский кодекс Российской федерации, часть 1 и 2. М., 1994.
Закон РФ « О защите прав потребителей»
Закон РФ «О рекламе»
Закон РФ «О сертификации»
Правила бытового обслуживания населения РФ
Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утверждены Постановлением правительства
Экономические журналы «Спрос», «Впрок», «Денежка», публикации в местных и центральных газетах.
Федько В.П., Альбеков А.У. «Маркировка и сертификация товаров и услуг». – Ростов-на-Дону, «Феникс»,1998г.
Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях».
Потребитель в законе: Самоучитель разумного потребительского поведения. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1995г.
Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Список использованных источников
Закон «Об образовании»
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Программа элективного курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений \ Вита-пресс, 2008 г.
Тематический план
№ темы
Название темы
Кол-во часов
всего
5
1
Тема 1. Потребительская культура и экология человека
2
Тема 2. Потребитель и закон
8
3
Тема 3. Потребитель — король на рынке
6
4
Тема 4. Куда уходят деньги?
6
5
Тема 5. Информация для потребителей
9
ИТОГО
34
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема урока
Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)
Ведущие формы, методы
(индивидуальная работа, групповая, фронтальная;
проектов и т.д.)
Средства обучения на уроке
(наглядность, ИКТ и т.д.)
Дата
по плану/факт.
Тема 1. Потребительская культура и экология человека (5ч.)
Понятие «культура» Виды культуры. Принципы культурного потребления. Понятие «потребительская культура», ее место в системе общей культуры человека. Потребительская культура личности и общества. Важнейшие слагаемые потребительской культуры. Взаимосвязь человека с природой. Экономическая деятельность и экология человека. Виды потребления. Рациональное потребление. Питание и здоровье человека.
Знать: виды культуры: Уровни потребительской культуры, важнейшие слагаемые потребительской культуры: материальные и духовные ценности, знания, образцы и нормы поведения, виды потребления.
Уметь: применить знания на практике
1
Что такое потребительская культура
Групповая
Презентация
2
Культура потребителя и окружающая среда
Практикум: игра-диспут; мозговой штурм.
Групповая
Презентация
3
Культура потребителя и окружающая среда
Групповая
Презентация
4
Потребление: структура и нормы
Практикум: игра-диспут; мозговой штурм.
Групповая
Презентация
5
Поговорим о культуре питания
Презентация
Тема 2. Потребитель и закон (8ч.)
Понятие «потребитель» в обыденной жизни. Кто является потребителем по «закону»? Основные права потребителей. Суверенитет потребителя. Причины, ограничивающие суверенитет потребителя и суверенитет производителя. Рациональность потребителя. Возникновение и развитие потребностей. Переход потребностей с одного уровня на другой. Основные виды потребностей. «Пирамида» человеческих потребностей по А. Маслоу. Психология потребителя. Психологические факторы поведения потребителя. Мотив и потребность. Самоменеджмент и его роль в управлении поведением потребителя.
Знать: Основные права потребителей. Причины, ограничивающие суверенитет потребителя и суверенитет производителя. Классификацию человеческих потребностей, классификацию человеческих потребностей, психологию потребителя.
Уметь: Написать исковое заявление. Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель.
Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей»
6
Кто такой потребитель?
Групповая
Презентация
7
Суверенитет и рациональность потребителя
Групповая
Презентация
8
Разнообразие человеческих потребностей и их классификация
Групповая
Презентация
9
Разнообразие человеческих потребностей и их классификация
Практикум: «Анализ человеческих потребностей»
Групповая
Презентация
10
Психология потребителя
Практикум: «Анализ человеческих потребностей»
Групповая
Презентация
11
Психология потребителя
Групповая
Презентация
12
Потребность в защите: закон «О защите прав потребителей»
Групповая
Презентация
13
Потребность в защите: закон «О защите прав потребителей»
игра «Медицинский консилиум».
Групповая
Презентация
Тема 3. Потребитель — король на рынке (6ч.)
Сущность выражения «Потребитель — король...». Понятие «рынок».Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги. Потребительский спрос и факторы спроса. Что выигрывает от конкуренции потребитель? Виды торговли. Виды и способы магазинной и внемагазинной торговли: преимущества и недостатки. Скидки. Купоны и флаеры. Дисконтные карты. Продажа гражданам товаров длительного пользования в кредит; по образцам. Особенности комиссионной торговли и на дому у покупателей. Скидки. Купоны и флаеры. Дисконтные карты.
Знать: Сущность и понятие «рынок», виды и способы торговли, правила пользованием кредита. Виды и способы магазинной и внемагазинной торговли.
Уметь: Написать исковое заявление. Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель.
Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей»
14
Что такое рынок?
Групповая
Презентация
15
Виды и способы торговли
Практикум: конкурс «Торговые агенты»
Групповая
Презентация
16
Продажа товаров и кредит. Комиссионная торговли
Групповая
Презентация
17
Продажа товаров по образцам и на дому у покупателей
Практикум: конкурс «Торговые агенты»
Групповая
Презентация
18
Продажа товаров по образцам и на дому у покупателей
Групповая
Презентация
19
Дешевле только даром
Групповая
Презентация
Тема 4. Куда уходят деньги? (6ч.)
Знать: Деньги. Из истории возникновения денег. Свойства и функции денег. Пластиковые карты: правила пользования. Национальная валюта. Как потребителю грамотно распоряжаться деньгами? Доходы и их источники. Номинальные и реальные доходы. Потребительские расходы. Классификация расходов. Закон Энгеля. Рациональный бюджет школьника. Виды налогов: прямые и косвенные. Права и обязанности налогоплательщиков. Сколько и за что следует платить? Льготы при уплате налогов. Ответственность налогоплательщиков в случае нарушения законодательства.
Уметь: Написать исковое заявление. Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель.
Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей»
20
Деньги — слуги или господа?
Групповая
Презентация
21
Разумные расходы — статья доходов
Групповая
Презентация
22
Разумные расходы — статья доходов
тест «Как вам стать миллионером?»; аукцион понятий.
Групповая
Презентация
23
Рациональный бюджет школьника
Практикум: «Рациональный бюджет школьника»
Групповая
Презентация
24
Каждый платит налоги
тест «Как вам стать миллионером?»; аукцион понятий.
Групповая
Презентация
25
Каждый платит налоги
Групповая
Презентация
Тема 5. Информация для потребителей
Право потребителей на информацию. Источники информации: контролируемые и иные. Достоверность информации. Понятие «реклама». Формы рекламы. Наиболее популярные приемы, используемые в рекламе. Классификация видов рекламы. Федеральный закон «О рекламе». Виды рекламы. Публичная оферта и социальная реклама. Маркировка. Средства, с помощью которых потребитель, получает информацию о товарах: этикетка, вкладыш, маркировка на упаковке продуктов питания, промышленных товаров. Закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184. О знаке обращения на рынке. Товарный знак фирмы — лучшая реклама. Особенности использования символики и товарных знаков. Подделка товарного знака и ее последствия. Условия использования чужого товарного знака. Регистрация товарных знаков. Отличие бренда от товарного знака. Пищевые добавки (индекс Е). Причины, по которым применяются пищевые добавки. Классификация пищевых добавок. Запрещенные к применению в России индексы Е. Противопоказания к использованию продуктов с пищевыми добавками.
Знать: источники информации и формы рекламы, классификацию видов рекламы, регистрация товарных знаков. Отличие бренда от товарного знака, классификацию добавок, Причины, по которым применяются пищевые добавки
Уметь: Написать исковое заявление. Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель.
Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей»
26
Источники информации
Практикум: игра «Рекламодатели»;
Групповая
27
Реклама — двигатель торговли
Практикум: «Что обозначают эти знаки (маркировка)?»
Групповая
28
Реклама — двигатель торговли
Групповая
Презентация
29
Виды рекламы
Групповая
Презентация
30
Виды рекламы
Групповая
31
Символы на этикетках, упаковках, вкладышах
Практикум: «Определение пищевых добавок в продуктах»;
Групповая
Презентация
32
Символы на этикетках, упаковках, вкладышах
33
Назначение товарных знаков
Практикум: «Товарный знак — лучшая реклама».
Групповая
Презентация
34
Индекс Е. Что он означает?
Индивидуальная
Презентация
Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/Сост.Л.Н.Поташева. -3-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2008
УМК:
Основы потребительской культуры:Учебник для старших классов общеобразоват.учрежд./ Симоненко В.Д., Степченко Т.А. – 3-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008