kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по экономике для 10 класса «Основы потребительской культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях потребителя, системе защиты прав потребителей, о разумном потребительском поведении. Эти знания востребованы в современной школе и формирование их необходимо в рамках отдельного учебного курса. Поэтому данный курс приобретает особую актуальность.

Предлагаемый элективный курс: «Основы потребительской культуры» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по экономике для 10 класса «Основы потребительской культуры»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №9»

_______Фролова С.В. _______И.Н.Нейскаш ___________Д.С. Сманюк

Протокол № 1_ от «____»_августа 2014г. пр.№64-o от «29» августа 2014г.

«_28___»_августа 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по экономике

для 10 класса

«Основы потребительской культуры»

на 2014 – 2015 учебный год



Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Основы потребительской культуры» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы В.Д.Симоненко, Т.А. Степанченко. Допущена Министерством образования РФ 2008 год.











Составитель:

учитель географии высшей

квалификационной категории

Фролова Светлана Владимировна



2014 г.

Пояснительная записка

В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях потребителя, системе защиты прав потребителей, о разумном потребительском поведении. Эти знания востребованы в современной школе и формирование их необходимо в рамках отдельного учебного курса. Поэтому данный курс приобретает особую актуальность.

Предлагаемый элективный курс: «Основы потребительской культуры» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению, а также выбора профиля дальнейшего образования, поможет школьникам адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.

Программа курса составлена на основе учебной программы В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко «Основы потребительской культуры. Программа элективного курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (для любого профиля обучения)». Содержание учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.

Программа курса рассчитана на 34 часа учебного времени с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся.

Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных исследований учащимися - выполнение мини-проекта.  

Курс «Основы потребительской культуры» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:

  • иностранный язык (термины, маркировка, символы)

  • русский язык – правила написания терминов

  • право – права и обязанности граждан, знакомство с законом

  • химия – красители, жиры.

Цели курса:

  1. Формирование знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.

  2. Развитие экономического и логического мышления, творческих способностей, коммуникативных способностей.

  3. Воспитание организованности, деловитости, культуры поведения и смелости в защите своих прав.

Задачи курса:

  1. Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями в области прав потребителей.

  2. Познакомить с основными законодательными актами, регламентирующими права и защиту интересов потребителей, а также элементы маркировки на упаковки товаров.

  3. Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен знать требования объективных экономических законов и вести себя в соответствии с этими требованиями.

  4. Наглядно в доступно-игровой форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителя при покупке товаров.



Требования к уровню подготовки

По окончании изучения элективного курса «Основы потребительских знаний», учащиеся должны:

Иметь представление:

  • о способах воздействия бизнеса на потребителей, критически оценивать рекламную информацию;

  • правовых законодательных актах, регулирующих права и защиту интересов потребителей;

  • об органах по защите прав потребителей: арбитражный суд, Государственный Антимонопольный комитет, Госстандарт России, Госсанэпидемслужба России.

Знать/понимать:

  • место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека.

  • специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

  • основы теории потребительского поведения.

  • свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав.

  • современную систему штрихового кодирования.

  • элементы маркировки на товарах.

Уметь:

  • разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения

  • анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества

  • различать символы на упаковке товаров, этикетках, вкладышах, ярлыках, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию

  • защищать свои права в случае их нарушения

  • решать ситуации, применяя закон РФ «О защите прав потребителей».

  • оформлять исковые заявления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • методикой расшифровки штрихового кода.

  • технологией упаковки товаров.

  • технологией покупки товаров: одежды, обуви в кредит.

  • технологией определения элементов маркировки товаров.





В результате изучения ученик должен:

Знать

  1. Систему защиты интересов потребителей

  2. В каких случаях необходимо обратиться к юристу и в суд

  3. Что такое моральный вред и как он возмещается

Уметь

  1. Написать исковое заявление

  2. Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель

  3. Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей»



Контроль уровня обученности

Формы контроля знаний, умений, навыков:

  • тестовые работы

  • доклад

  • графический диктант (верно/неверно)

  • решение проблемных ситуаций

  • урок-защита тематических заданий.

  • деловые игры

  • выполнение и защита мини-проекта

Способы оценки результатов деятельности учащихся:
  • психолого-педагогический – анализ наблюдений деятельности учащихся

  • рейтинговые оценки (тестирование)

  • выполнение и защита заданий, проектов.

Перечень литературы и средств обучения

Для учащихся:

  • Закон РФ « О защите прав потребителей»

  • Публикации в местных и центральных газетах.

Для учителя:

  •  Гражданский кодекс Российской федерации, часть 1 и 2. М., 1994.

  • Закон РФ « О защите прав потребителей»

  • Закон РФ «О рекламе»

  • Закон РФ «О сертификации»

  • Правила бытового обслуживания населения РФ

  • Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утверждены Постановлением правительства

  • Александрова А.Л. «Основы потребительской культуры: Пособие для учителя». – Екатеринбург: Сред. – Урал, 1995г.

  • Симоненко В.Д. «Основы домашней экономики».- Брянск: БППУ 1995г.

  • Симоненко В.Д., Степченко В.А. «Основы потребительской культуры». Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2005г.

  • «Теория потребительского спроса и поведения». – В.М. Гальперина. – СПБ 1996г.

  • Экономические журналы «Спрос», «Впрок», «Денежка», публикации в местных и центральных газетах.

  • Федько В.П., Альбеков А.У. «Маркировка и сертификация товаров и услуг». – Ростов-на-Дону, «Феникс»,1998г.

  • Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях».

  • Потребитель в законе: Самоучитель разумного потребительского поведения. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1995г.

  • Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».



Список использованных источников
  1. Закон «Об образовании»

  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Программа элективного курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений \ Вита-пресс, 2008 г.





Тематический план

№ темы

Название темы

Кол-во часов

всего

5

1

Тема 1. Потребительская культура и экология человека

2

Тема 2. Потребитель и закон

8

3

Тема 3. Потребитель — король на рынке

6

4

Тема 4. Куда уходят деньги?

6

5

Тема 5. Информация для потребителей

9


ИТОГО

34

























КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Дата

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)

Ведущие формы, методы

(индивидуальная работа, групповая, фронтальная;

проектов и т.д.)

Средства обучения на уроке

(наглядность, ИКТ и т.д.)

Дата

по плану/факт.

Тема 1. Потребительская культура и экология человека (5ч.)

Понятие «культура» Виды культуры. Принципы культурного потреб­ления. Понятие «потребительская культура», ее место в системе общей культу­ры человека. Потребительская культура личности и общества. Важнейшие слагаемые потребительской культуры. Взаимосвязь человека с природой. Экономическая деятельность и экология человека. Виды потребления. Рациональное потребление. Питание и здоровье человека.

Знать: виды культуры: Уровни потребительской культуры, важнейшие слагаемые потребительской культуры: материальные и духовные ценности, знания, образцы и нормы поведения, виды потребления.

Уметь: применить знания на практике


1

Что такое потребительская культура


Групповая

Презентация


2

Культура потребителя и окружающая среда

Практикум: игра-диспут; мозговой штурм.

Групповая

Презентация


3

Культура потребителя и окружающая среда


Групповая

Презентация


4

Потребление: структура и нормы

Практикум: игра-диспут; мозговой штурм.

Групповая

Презентация


5

Поговорим о культуре питания



Презентация


Тема 2. Потребитель и закон (8ч.)

Понятие «потребитель» в обыденной жизни. Кто является потреби­телем по «закону»? Основные права потребителей. Суверенитет потребителя. Причины, ограничивающие суверенитет потребителя и суверенитет производителя. Рациональность потребителя. Возникновение и развитие потребно­стей. Переход потребностей с одного уровня на другой. Основные виды потребностей. «Пирамида» человеческих потребностей по А. Маслоу. Психология потребителя. Психологические факторы поведения по­требителя. Мотив и потребность. Самоменеджмент и его роль в управ­лении поведением потребителя.

Знать: Основные права потребителей. Причины, ограничивающие суверенитет потребителя и суверенитет производителя. Классификацию человеческих потребностей, классификацию человеческих потребностей, психологию потребителя.

Уметь: Написать исковое заявление. Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель.

Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей»




6

Кто такой потребитель?


Групповая

Презентация


7

Суверенитет и рациональность потребителя


Групповая

Презентация


8

Разнообразие человеческих потребностей и их классификация


Групповая

Презентация


9

Разнообразие человеческих потребностей и их классификация

Практикум: «Анализ человеческих потребностей»

Групповая

Презентация


10

Психология потребителя

Практикум: «Анализ человеческих потребностей»

Групповая

Презентация


11

Психология потребителя


Групповая

Презентация


12

Потребность в защите: закон «О защите прав потребителей»


Групповая

Презентация


13

Потребность в защите: закон «О защите прав потребителей»

игра «Медицин­ский консилиум».

Групповая

Презентация


Тема 3. Потребитель — король на рынке (6ч.)

Сущность выражения «Потребитель — король...». Понятие «рынок». Товары потребительского назначения: длительного пользования, крат­косрочного пользования и бытовые услуги. Потребительский спрос и факторы спроса. Что выигрывает от конкуренции потребитель? Виды торговли. Виды и способы магазинной и внемагазинной торговли: преимуще­ства и недостатки. Скидки. Купоны и флаеры. Дисконтные карты. Продажа гражданам товаров длительного пользования в кредит; по образцам. Особенности комиссионной торговли и на дому у покупателей. Скидки. Купоны и флаеры. Дисконтные карты.

Знать: Сущность и понятие «рынок», виды и способы торговли, правила пользованием кредита. Виды и способы магазинной и внемагазинной торговли.

Уметь: Написать исковое заявление. Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель.

Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей»






14

Что такое рынок?


Групповая

Презентация


15

Виды и способы торговли

Практикум: конкурс «Торговые агенты»

Групповая

Презентация


16

Продажа товаров и кредит. Комиссионная торговли


Групповая

Презентация


17

Продажа товаров по образцам и на дому у покупателей

Практикум: конкурс «Торговые агенты»

Групповая

Презентация


18

Продажа товаров по образцам и на дому у покупателей


Групповая

Презентация


19

Дешевле только даром


Групповая

Презентация


Тема 4. Куда уходят деньги? (6ч.)

Знать: Деньги. Из истории возникновения денег. Свойства и функции де­нег. Пластиковые карты: правила пользования. Национальная валюта. Как потребителю грамотно распоряжаться деньгами? Доходы и их источники. Номинальные и реальные доходы. Потре­бительские расходы. Классификация расходов. Закон Энгеля. Рацио­нальный бюджет школьника. Виды налогов: прямые и косвенные. Права и обязанности налого­плательщиков. Сколько и за что следует платить? Льготы при уплате налогов. Ответственность налогоплательщиков в случае нарушения за­конодательства.

Уметь: Написать исковое заявление. Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель.

Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей»




20

Деньги — слуги или господа?


Групповая

Презентация


21

Разумные расходы — статья доходов


Групповая

Презентация


22

Разумные расходы — статья доходов

тест «Как вам стать миллионером?»; аукцион понятий.

Групповая

Презентация


23

Рациональный бюджет школьника

Практикум: «Рациональный бюджет школьника»

Групповая

Презентация


24

Каждый платит налоги

тест «Как вам стать миллионером?»; аукцион понятий.

Групповая

Презентация


25

Каждый платит налоги


Групповая

Презентация


Тема 5. Информация для потребителей

Право потребителей на информацию. Источники информации: кон­тролируемые и иные. Достоверность информации. Понятие «реклама». Формы рекламы. Наиболее популярные приемы, используемые в рек­ламе. Классификация видов рекламы. Федеральный закон «О рекламе». Виды рекламы. Публичная оферта и социальная реклама. Маркировка. Средства, с помощью которых потребитель, получает информацию о товарах: этикетка, вкладыш, маркировка на упаковке продуктов питания, промышленных товаров. Закон «О техническом ре­гулировании» от 27.12.2002 № 184. О знаке обращения на рынке. Товарный знак фирмы — лучшая реклама. Особенности использова­ния символики и товарных знаков. Подделка товарного знака и ее по­следствия. Условия использования чужого товарного знака. Регистра­ция товарных знаков. Отличие бренда от товарного знака. Пищевые добавки (индекс Е). Причины, по которым применяются пищевые добавки. Классификация пищевых добавок. Запрещенные к применению в России индексы Е. Противопоказания к использова­нию продуктов с пищевыми добавками.

Знать: источники информации и формы рекламы, классификацию видов рекламы, регистра­ция товарных знаков. Отличие бренда от товарного знака, классификацию добавок, Причины, по которым применяются пищевые добавки

Уметь: Написать исковое заявление. Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель.

Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей»






26

Источники информации

Практикум: игра «Рекламодатели»;

Групповая



27

Реклама — двигатель торговли

Практикум: «Что обозначают эти знаки (мар­кировка)?»

Групповая



28

Реклама — двигатель торговли


Групповая

Презентация


29

Виды рекламы


Групповая

Презентация


30

Виды рекламы


Групповая



31

Символы на этикетках, упаковках, вкладышах

Практикум: «Определение пищевых добавок в продуктах»;

Групповая

Презентация


32

Символы на этикетках, упаковках, вкладышах


33

Назначение товарных знаков

Практикум: «Товарный знак — лучшая реклама».

Групповая

Презентация


34

Индекс Е. Что он означает?


Индивидуальная

Презентация


Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/Сост.Л.Н.Поташева. -3-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2008

УМК:

  1. Основы потребительской культуры:Учебник для старших классов общеобразоват.учрежд./ Симоненко В.Д., Степченко Т.А. – 3-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008

  2. Основы потребительской культуры: Методическое пособие/ Симоненко В.Д., Степченко Т.А. – 2-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Фролова Светлана Владимировна

Дата: 15.11.2018

Номер свидетельства: 485831

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства