kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса История религиозной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  элективного курса по основам православной культуры

«История религиозной культуры (102 ч)

Автор: Петрова Л.Н., руководитель МО предметов православного цикла

НОУ Православная гимназия, г.Тюмень

Пояснительная записка

       Элективные курсы (курсы по выбору) – играют важную роль в системе профильного обучения средней школы, они связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов:

       1 тип – курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;

       2 тип -  курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;

       3  тип  -  курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;

       4  тип  -  курсы, дающие практические знания по данному предмету.

       Элективный курс «История религиозной культуры» относится к курсам первого и второго типов, является комплексным. Данный курс является логическим продолжением цикла православных предметов, входящих в учебный план дополнительных образовательных услуг, и состоит из трех частей (9,10,11 класс). Введение курса обусловлено духовной  направленностью учебного заведения и ставит своей целью воспитание людей с твердыми убеждениями, глубоким мировоззрением, верой и совестью. Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным фактором формирования культуры человека, развития государственности, взаимоотношений между людьми.

       Цели данного курса:

       Ознакомление учеников с главнейшими событиями и проблемами истории религиозной культуры, христианской и Русской православной церкви, формирование представлений о решающей роли Русской Церкви в создании российской государственности и культуры, а также формирование способности самостоятельной и адекватной оценки событий современной общественно-политической жизни России, с учетом роли Православия как ведущей традиционной религии страны.

       Задачи курса:

         Теоретические:

       Освоение знаний из истории христианства.  Формирование целостного восприятия мира, представления об исторических путях развития Русской церкви, Российского государства и культуры, неразрывной связи церковной и государственно-политической истории Отечества, важнейшей и неотъемлемой составной частью которых на протяжении веков являлось Православие. Изучение православной религиозной традиции и православной этики. Ознакомление с особенностями церковного искусства и культуры, с особенностями культовой архитектуры разных религий. Ознакомление с древними и мировыми религиями, сектами.

       Освоение знаний из истории русской православной церкви  с древности и до настоящего дня.

       Практические:

       Приобретение навыков  анализа основных источников, связанных с изучением истории христианской и Русской Православной Церкви ; формирование аргументированных исторических оценок явлений церковной жизни и духовной культуры Руси.

      Предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве.

         Развивающие:

       Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.

     Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории.  Творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и истории.

     Формирование потребности учащихся в творческом участии в жизни России, в сохранении и созидании культуры Отечества.

       Воспитательные:

       Формирование  культуры личности на основе традиционных культурных ценностей. Воспитание патриотизма.

       Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

       Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств. Предупреждение возможных тупиков личностного развития.

       Возрождение православных основ семьи. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.

        Краткая характеристика структуры программы

        Программа «История религиозной культуры» как логическое продолжение цикла православных предметов построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся и состоит из трех частей:

       Часть 1 –  9 класс –  Христианство в 16-21 веке

       Часть 2 -  10 класс -  История религий  (Древние и мировые религии)

       Часть 3 -  11 класс -  История религий  (Христианство, секты, современная конфессиональная картина мира)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса История религиозной культуры »

НОУ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДено

на МО предметов зам. директора по УВР директор НОУ

православного ___________________ Православной гимназии

цикла «___»__________2012г. иерей Александр

Руководитель МО Трифонов

Петрова Л.Н. ____________________

протокол № 1 «___»__________2012г.

« » cентября 2012г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс

История религиозной культуры

9-11 класс

2012 -2013 учебный год



Учитель: иерей Александр Трифонов


Программа: Петрова Л.Н. Элективный курс «История религиозной культуры». – Тюмень, ГИМЦ, 2010 г.








2012-2013 г.

Рабочая программа


элективного курса по основам православной культуры


«История религиозной культуры»

(102 ч)



Автор: Петрова Л.Н., руководитель МО предметов православного цикла

НОУ Православная гимназия, г.Тюмень



Пояснительная записка



Элективные курсы (курсы по выбору) – играют важную роль в системе профильного обучения средней школы, они связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов:


1 тип – курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;

2 тип - курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;

3 тип - курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;

4 тип - курсы, дающие практические знания по данному предмету.


Элективный курс «История религиозной культуры» относится к курсам первого и второго типов, является комплексным. Данный курс является логическим продолжением цикла православных предметов, входящих в учебный план дополнительных образовательных услуг, и состоит из трех частей (9,10,11 класс). Введение курса обусловлено духовной направленностью учебного заведения и ставит своей целью воспитание людей с твердыми убеждениями, глубоким мировоззрением, верой и совестью. Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным фактором формирования культуры человека, развития государственности, взаимоотношений между людьми.


Цели данного курса:


Ознакомление учеников с главнейшими событиями и проблемами истории религиозной культуры, христианской и Русской православной церкви, формирование представлений о решающей роли Русской Церкви в создании российской государственности и культуры, а также формирование способности самостоятельной и адекватной оценки событий современной общественно-политической жизни России, с учетом роли Православия как ведущей традиционной религии страны.


Задачи курса:

Теоретические:

Освоение знаний из истории христианства. Формирование целостного восприятия мира, представления об исторических путях развития Русской церкви, Российского государства и культуры, неразрывной связи церковной и государственно-политической истории Отечества, важнейшей и неотъемлемой составной частью которых на протяжении веков являлось Православие. Изучение православной религиозной традиции и православной этики. Ознакомление с особенностями церковного искусства и культуры, с особенностями культовой архитектуры разных религий. Ознакомление с древними и мировыми религиями, сектами.

Освоение знаний из истории русской православной церкви с древности и до настоящего дня.


Практические:

Приобретение навыков анализа основных источников, связанных с изучением истории христианской и Русской Православной Церкви ; формирование аргументированных исторических оценок явлений церковной жизни и духовной культуры Руси.

Предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве.


Развивающие:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.

Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории. Творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и истории.

Формирование потребности учащихся в творческом участии в жизни России, в сохранении и созидании культуры Отечества.

Воспитательные:

Формирование культуры личности на основе традиционных культурных ценностей. Воспитание патриотизма.

Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств. Предупреждение возможных тупиков личностного развития.

Возрождение православных основ семьи. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.


Краткая характеристика структуры программы


Программа «История религиозной культуры» как логическое продолжение цикла православных предметов построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся и состоит из трех частей:


Часть 1 – 9 класс – Христианство в 16-21 веке

Часть 2 - 10 класс - История религий (Древние и мировые религии)

Часть 3 - 11 класс - История религий (Христианство, секты, современ

ная конфессиональная картина мира)


Условия реализации программы

и основные методические рекомендации


Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

- учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;

- педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

- педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты;

- необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

- необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

- основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

- теоретические знания следует дополнять посещением храмов, музеев, выставок.


При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

- приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

- единства образовательного и воспитательного процессов;

- рефлексивного обучения;

- принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.


Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть

учащиеся по окончании курса


По окончании изучения данного курса предполагается получение школьниками историко-культурологических знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, овладение научной терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать историю, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для создания рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на изученную литературу.


Содержание курса


Часть 1

9 класс

Христианство в 16-21 веке

34 часа


Тема 1. « Развитие религиозной мысли в Западной Европе в 15-16 вв.» -

1 ч.

Католическая церковь и народные движения на Западе в 15 в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Идеи гуманизма в западной культуре.


Тема 2. «Возникновение протестантизма» -2 ч.

Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической церкви и подрыв идей христианства.

Мартин Лютер (1483-1543).Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М.Лютера.

Другие лидеры ранней реформации : У.Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.

Консервативное крыло реформации: кальвинизм и англиканство. Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.


Тема 3. «Общая характеристика протестантизма» - 2 ч.

Классификация протестантских церквей. «Северная традиция».

Перенос протестантизма в Новый Свет. Новые американские церкви, секты, объединения.


Тема 4. «Развитие протестантской традиции: церкви, течения, секты, общины» - 4 ч.

Основные течения протестантизма.

Кальвинистские и реформаторские церкви. Методические церкви 18 века.

Англиканская церковь.

Менониты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы.

Возникновение новых протестантских церквей. Мормоны и пятидесятники.

Активное участие протестантских церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм.

Разнообразие современного обновленчества.

Тоталитарные секты.


Тема 5. «Протестантские храмы и искусство» - 1 ч.

Внешний вид и внутреннее устройство протестантских храмов.

Искусство протестантсткого Запада.


Тема 6. «Распространение Римско-католической церкви» - 2 ч.

Крестовые походы. Колониальная экспансия.

Кризис в истории Римско-католической церкви в результате Реформации.

Борьба с гугенотами.

Возникновение ордена иезуитов.

Тридентский собор 1545-1563 гг. Контрреформация.

Вестфальский мирный договор 1648 г.

Великая Французская революция.

1 Ватиканский собор 1869-1870гг.


Тема 7. «Римско-католическая церковь в современном мире» - 2 ч.

Католицизм как самая многочисленная ветвь в христианстве.

Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке.

Ватиканский собор 1962-1965 гг.


Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства.

Униатские церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского.

Тема 8. «Католицизм в России» - 3ч.

Католическая пропаганда на юго-западе Руси.

Переговоры с римским папой во время монголо-татарского ига.

Борьба северной Руси за верность православию.

Попытки ввести католичество в России в Смутное время.

Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России.


Тема 9. «Русская православная церковь в 17 веке» - 3 ч.

Установление патриаршества. Митрополит Иов – первый патриарх Московский и всея Руси. Патриархи в Смутное время. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Исправление богослужебных книг. Раскол в Русской Православной церкви.

Брестский собор. Насильственное насаждение унии. Митрополит Петр Могила. Воссоединение Малороссии с остальной Россией. Подчинение Киевской Митрополии Московскому патриарху.


Тема 10. «Русская Православная церковь в 18 веке» - 3 ч.

Царствование Петра 1. Учреждение Священного Синода.

Учреждение миссий. Русская миссия в Америке.

Русская Православная церковь в Речи Посполитой.

Миссионерство в Сибири.

Христианство в Китае, на Кавказе.

Борьба с вредными западными влияниями.


Тема 11. «Русская Православная церковь в 19 веке» - 3 ч.

Взаимоотношение Церкви и государства. Царствование императоров Александра 1, Николая 1, Александра 2, Александра 3.

Монастыри и монашество. Саровская пустынь и Серафим Саровский.

Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский.

Оптина пустынь.

Русская церковь и православный Восток.

Русская церковь в царствование императора Николая 2.


Тема 12. «Русская Православная церковь в 20 веке. Новейший период.» - 8 ч.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Восстановление патриаршества.

Положение Русской Православной Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

Волна «показательных процессов» над духовенством.

Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси.

Обновленческое движение. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).

Русская Православная Церковь в советскую эпоху. Взаимоотношения Церкви и государства.

Деятельность Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.

Поместный Собор 1945 г.

Православная Церковь в эмиграции.

Возрождение церковной жизни в России к концу 20 века.

Роль православия в культурной жизни России.



Тематическое планирование курса

9 класс



Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Предмет истории религиозной культуры. Цели и задачи курса.

Католическая церковь.

Идеи гуманизма в западной культуре

1

1


2.

Возникновение протестантизма. Мартин Лютер. Жизнь и деятельность

1

1


3.

Кальвинизм и англиканств

1

1


4.

Классификация протестантских церквей

1

1


5.

Протестантизм в Новом Свете

1

1


6.

Основные течения протестантизма.

Англиканская церковь

1

1


7.

Англиканская церковь. Новые протестантские церкви. Мормоны и пятидесятники

1

1


8.

Экуменизм. Тоталитарные секты

1

1


9.

Контрольная работа № 1

1


1

10.

Протестантские храмы и искусство

1

1


11.

Крестовые походы. Колониальная экспансия

1

1


12.

Борьба с гугенотами. Орден иезуитов. Контрреформация

1

1


13.

Католицизм как самая многочисленна

1

1


14.

Униатские церкви различных обрядов

1

1


15.

Католицизм в России. Борьба Руси за верность православию

1

1


16.

Церковь греческого (восточного) обряда в современной России

1

1


17.

Контрольная работа №2

1


1

18.

Установление патриаршества на Руси в 1589 г. Митрополит Иов

1

1


19.

Раскол в Русской Православной церкви.

Реформы патриарха Никона

1

1


20.

Литовская уния. Подчинение Киевской митрополии Московскому Патриархату

1

1


21.

Синодальный период Русской Православной церкви. Учреждение Святейшего Синода

1

1


22.

Учреждение миссий

1

1


23.

Борьба с западными влияниями

1

1


24.

Взаимоотношения Церкви и государства

1

1


25.

Монастыри и монашество

1


1



26.Контрольная работа № 31127.Поместный Собор РПЦ 1917-1918 гг. и восстановление патриаршества1128.Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»1129.«Показательные процессы» над духовенством1130.Святитель Тихон. Обновленческое движение.1131.Русская Православная Церковь в Великую Отечественную войну.1132.Возрождение церковной жизни в России к концу 20 века.1133.Роль православия в современной жизни России. Повторение и обобщение изученного.1134.Контрольная работа № 4.11


Всего - 34 ч. Теория – 30 ч. Практика -4 ч.



Учебно-методическое обеспечение:


Смирнов Петр, протоиерей. История христианской Православной Церкви. М.: Православная беседа, 1994. – 172 с.


Тальберг Н. История Русской Церкви. – 1994. – в 2 т.


Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005).- М.: 2007. – 816с.




Содержание курса

Часть 2

10 класс


История религий

(Древние и мировые религии)


34 часа

Тема 1. « Что такое религия?» - 1 ч.

Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве.


Тема 2. «Возникновение религий» - 1 ч.

Историческая и общественная необходимость существования религии.

Свидетельства существования религиозных представлений. Формы и элементы первобытных верований.

Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.


Тема 3. «Классификация религий» - 1 ч.

Многообразие принципов классификации религий.


Тема 4. «Мифология» - 2 ч.

Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Источники мифа.

Природные мифы, их происхождение, толкование.

Виды мифов.


Тема 5. «Анимизм» - 1 ч.

Анимизм как учение о духовных существах.

Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство.

Почитание деревьев, животных. Тотемизм.


Тема 6. «Обряды и церемонии» - 3 ч.

Религиозные обряды: их практическое и символическое значение.

Жертвоприношения. Приношение крови.

Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях.

Очищение огнем и водой.

Религиозное очищение на высших ступенях культуры.


Тема 7. «Ведийская и брахманская религии» - 2 ч.

Время существования ведийской культуры. Происхождение Вед.

Ведийские божества.

Брахманский период. Жрецы, смерть, загробная жизнь, обряд захоронения. Касты. Философское сочинение Веды – Упанишады.

Браманические философские школы, секты.


Тема 8. «Религия Древней Греции» - 2 ч.

Древнейшие культы и божества. Почитание священных растений и деревьев. Артемида и Дионис. Культ животных.

Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая мифология.

Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны.

Культовые обряды, архитектура, искусство.


Тема 9. «Религия Древнего Рима» - 2 ч.

Божества древних римлян.

Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме.

Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.


Тема 10. «Религии древних славян» - 2 ч.

Славянское язычество. Культ природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов.

Обряды погребения умерших.

Славянские празднования. Проявления язычества в современной жизни.


Тема 11. «Государство и религия» - 2 ч.

Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Духовно-исторические традиции России.

Революционные преобразования в России. Декрет 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Проблема культа личности. Антирелигиозные мероприятия в России.


Тема 12. «Мировые и национальные религии» - 1ч.

Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности.


Тема 13. «Буддизм» - 5 ч.

Происхождение названия. Возникновение учения. Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Жизнь и деяния Будды. Политеизм буддизма.

Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни». Культовая система буддизма.

История распространения буддизма в 18 странах Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии.


Тема 14. «Некоторые национальные религии» - 4 ч.

Возникновение джайнизма. Влияние ислама в 8-16 вв. Святилища и храмы индусов.

Китайские религии. Древняя государственная религия – синизм .

Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия.

Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история народа. Иегова.

Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии.

Последующие пророки.

Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.


Тема 15. «Ислам» - 5 ч.

Культурно-исторические условия возникновения ислама.

Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Священная книга Коран. Суть учения Мухаммада, основные черты культа. Система запретов и предписаний.

Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений в исламе: суннизма, шиизма ми хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты.

Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации.



Тематическое планирование курса



№ТемаВсего часовТеорияПрактика1.Что такое религия?112.Возникновение религий113.Классификация религий114.Мифология. Источники мифа115.Виды мифов116.Анимизм. Фетишизм. Тотемизм117.Религиозные обряды. Их значение118.Религиозное очищение на высших ступенях культуры119.Контрольная работа № 11110.Ведийская культура. Происхождение Вед. Ведийские божества.1111.Брахманская религия. Касты. «Упанишады»1112.Древнейшие культы и божества. Греческая мифология1113.Культовые обряды, архитектура, искусство1114.Божества древних римлян1115.Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи1116.Славянское язычество. Проявление язычества в современной жизни1117.Контрольная работа № 31118.Государство и религия1119.Декрет 1918 г. В России1120.Мировые и национальные религии, их особенности1121.Возникновение учения. Жизнь и деяния Будды1122.Учение Будды1123.Культовая система буддизма1124.Распространение буддизма1125.Контрольная работа № 31126.Джайнизм1127.Китайские религии. Синизм1128.Конфуцианство. Даосизм. Китайская философия1129.Иудаизм. Моисей. Современный иудаизм1130.Возникновение ислама1131.Учение Мухаммада. Священная книга Коран1132.Основные направления и течения ислама1133.Ислам в современном мире1134.Контрольная работа № 411

Всего: 34 ч. Теория – 30 ч. Практика - 4ч.



Учебно-методическое обеспечение:


Библейская энциклопедия.- М.,1990.

Бородина А.В. История религиозной культуры: основы православной культуры. Учебное пособие. – М.,2005.

Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник.- Тюмень,2009. – 304 с.

Щапов Я.Н., Осипов А.И., Корнев В.И. и др. Религии мира. - М.,1994.




Содержание курса


Часть 3

11 класс


История религий

(христианство, секты, современная конфессиональная картина мира)


34 ч


Тема 1. «Христианство» - 17 ч.

История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации.

Вселенские соборы. Основы христианского вероучения. Символ веры. Богослужение.

Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви.

Православие. 15 Автокефальных церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.

Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году.

Церковные реформы Петра 1. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества. Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом.

Восстановление патриаршества в 1917 году. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в 20 веке.

Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире.

Особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации.

Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.

Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма.


Тема 2. «Сектантство» - 9 ч.

История возникновения слова «секта», его значение.

Классификация сект (по происхождению и по подобию). Характерные признаки сект. Древние ереси. Средневековые ереси. Секты Нового времени.

Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.


Тема 3. «Современная религиозная ситуация в Тюменской области» - 8 ч.

Краткий обзор конфессионального состава Тюменской области. Христианство: православие, католицизм, протестантизм (адвентисты седьмого дня, баптисты, евангельские христиане, лютеране, методисты и др.). Ислам, буддизм. Иудаизм. Нетрадиционные религиозные движения и культы. Религии народов Севера.

Государственно-конфессиональные м межконфессиональные отношения в Тюменской области.



Тематическое планирование курса



№ТемаВсего часовТеорияПрактика1.История возникновения и распространения христианства

112.Вселенские соборы. Символ веры113.Монашество114.Православие. Православный календарь115.Учреждение патриаршества116.Церковные реформы Петра 1. Священный Синод117.Причины возникновения старообрядчества118.Восстановление патриаршества в 1917 году119.Контрольная работа № 11110.Судьба Церкви в 20 веке1111.Отделение Римской церкви1112.Католицизм в современном мире1113.Униатская церковь1114.Протестантизм, его особенности1115.Протестантизм в современном мире1116.Экуменизм1117.Контрольная работа № 21118.История возникновения слова «секта», его значение1119.Классификация сект

1120.Характерные признаки сект1121.Древние и средневековые ереси1122.Секты Нового времени1123.Современные секты России1124.Тоталитарные секты1125.Нетрадиционные религиозные движения 1126.Контрольная работа № 31127.Конфессиональный состав Тюменской области1128.Христианство1129.Ислам1130.Буддизм, иудаизм1131.Нетрадиционные религиозные движения и культы1132.Религии народов Севера1133.Межконфессиональные отношения1134.Контрольная работа № 411

Всего: 34ч. Теория: 30 ч. Практика: 4 ч.



Учебно-методическое обеспечение:


Библейская энциклопедия.- М.,1990.

Бородина А.В. История религиозной культуры: основы православной культуры. Учебное пособие. – М.,2005.

Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник.- Тюмень,2009. – 304 с.

Щапов Я.Н., Осипов А.И., Корнев В.И. и др. Религии мира. - М.,1994.

12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Программа курса История религиозной культуры

Автор: Петрова Людмила Николаевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Программа по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(19) "proghramma-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "188913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426772635"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-orkse-modul-osnovy-mirovykh-rielighioznykh-kul-tur"
    ["file_id"] => string(6) "287959"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454569906"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по Основам Православной Культуры 4 класс"
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaiaproghrammapoosnovampravoslavnoikultury4klass"
    ["file_id"] => string(6) "300004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456652252"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса ( Модуль  «Основы светской этики») "
    ["seo_title"] => string(130) "rabochaia-uchiebnaia-programma-po-kursu-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-dlia-4-klassa-modul-osnovy-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "138350"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417530225"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства