Рабочая программа элективного курса по основам православной культуры
«История религиозной культуры (102 ч)
Автор: Петрова Л.Н., руководитель МО предметов православного цикла
НОУ Православная гимназия, г.Тюмень
Пояснительная записка
Элективные курсы (курсы по выбору) – играют важную роль в системе профильного обучения средней школы, они связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов:
1 тип – курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;
2 тип - курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
3 тип - курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;
4 тип - курсы, дающие практические знания по данному предмету.
Элективный курс «История религиозной культуры» относится к курсам первого и второго типов, является комплексным. Данный курс является логическим продолжением цикла православных предметов, входящих в учебный план дополнительных образовательных услуг, и состоит из трех частей (9,10,11 класс). Введение курса обусловлено духовной направленностью учебного заведения и ставит своей целью воспитание людей с твердыми убеждениями, глубоким мировоззрением, верой и совестью. Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным фактором формирования культуры человека, развития государственности, взаимоотношений между людьми.
Цели данного курса:
Ознакомление учеников с главнейшими событиями и проблемами истории религиозной культуры, христианской и Русской православной церкви, формирование представлений о решающей роли Русской Церкви в создании российской государственности и культуры, а также формирование способности самостоятельной и адекватной оценки событий современной общественно-политической жизни России, с учетом роли Православия как ведущей традиционной религии страны.
Задачи курса:
Теоретические:
Освоение знаний из истории христианства. Формирование целостного восприятия мира, представления об исторических путях развития Русской церкви, Российского государства и культуры, неразрывной связи церковной и государственно-политической истории Отечества, важнейшей и неотъемлемой составной частью которых на протяжении веков являлось Православие. Изучение православной религиозной традиции и православной этики. Ознакомление с особенностями церковного искусства и культуры, с особенностями культовой архитектуры разных религий. Ознакомление с древними и мировыми религиями, сектами.
Освоение знаний из истории русской православной церкви с древности и до настоящего дня.
Практические:
Приобретение навыков анализа основных источников, связанных с изучением истории христианской и Русской Православной Церкви ; формирование аргументированных исторических оценок явлений церковной жизни и духовной культуры Руси.
Предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве.
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.
Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории. Творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и истории.
Формирование потребности учащихся в творческом участии в жизни России, в сохранении и созидании культуры Отечества.
Воспитательные:
Формирование культуры личности на основе традиционных культурных ценностей. Воспитание патриотизма.
Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств. Предупреждение возможных тупиков личностного развития.
Возрождение православных основ семьи. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.
Краткая характеристика структуры программы
Программа «История религиозной культуры» как логическое продолжение цикла православных предметов построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся и состоит из трех частей:
Часть 1 – 9 класс – Христианство в 16-21 веке
Часть 2 - 10 класс - История религий (Древние и мировые религии)
Часть 3 - 11 класс - История религий (Христианство, секты, современная конфессиональная картина мира)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса История религиозной культуры »
НОУ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДено
на МО предметов зам. директора по УВР директор НОУ
православного ___________________ Православной гимназии
цикла «___»__________2012г. иерей Александр
Руководитель МО Трифонов
Петрова Л.Н. ____________________
протокол № 1 «___»__________2012г.
« » cентября 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс
История религиозной культуры
9-11 класс
2012 -2013 учебный год
Учитель: иерей Александр Трифонов
Программа: Петрова Л.Н. Элективный курс «История религиозной культуры». – Тюмень, ГИМЦ, 2010 г.
2012-2013 г.
Рабочая программа
элективного курса по основам православной культуры
«История религиозной культуры»
(102 ч)
Автор: Петрова Л.Н., руководитель МО предметов православного цикла
НОУ Православная гимназия, г.Тюмень
Пояснительная записка
Элективные курсы (курсы по выбору) – играют важную роль в системе профильного обучения средней школы, они связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов:
1 тип – курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;
2 тип - курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
3 тип - курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;
4 тип - курсы, дающие практические знания по данному предмету.
Элективный курс «История религиозной культуры» относится к курсам первого и второго типов, является комплексным. Данный курс является логическим продолжением цикла православных предметов, входящих в учебный план дополнительных образовательных услуг, и состоит из трех частей (9,10,11 класс). Введение курса обусловлено духовной направленностью учебного заведения и ставит своей целью воспитание людей с твердыми убеждениями, глубоким мировоззрением, верой и совестью. Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным фактором формирования культуры человека, развития государственности, взаимоотношений между людьми.
Цели данного курса:
Ознакомление учеников с главнейшими событиями и проблемами истории религиозной культуры, христианской и Русской православной церкви, формирование представлений о решающей роли Русской Церкви в создании российской государственности и культуры, а также формирование способности самостоятельной и адекватной оценки событий современной общественно-политической жизни России, с учетом роли Православия как ведущей традиционной религии страны.
Задачи курса:
Теоретические:
Освоение знаний из истории христианства. Формирование целостного восприятия мира, представления об исторических путях развития Русской церкви, Российского государства и культуры, неразрывной связи церковной и государственно-политической истории Отечества, важнейшей и неотъемлемой составной частью которых на протяжении веков являлось Православие. Изучение православной религиозной традиции и православной этики. Ознакомление с особенностями церковного искусства и культуры, с особенностями культовой архитектуры разных религий. Ознакомление с древними и мировыми религиями, сектами.
Освоение знаний из истории русской православной церкви с древности и до настоящего дня.
Практические:
Приобретение навыков анализа основных источников, связанных с изучением истории христианской и Русской Православной Церкви ; формирование аргументированных исторических оценок явлений церковной жизни и духовной культуры Руси.
Предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве.
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.
Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории. Творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и истории.
Формирование потребности учащихся в творческом участии в жизни России, в сохранении и созидании культуры Отечества.
Воспитательные:
Формирование культуры личности на основе традиционных культурных ценностей. Воспитание патриотизма.
Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств. Предупреждение возможных тупиков личностного развития.
Возрождение православных основ семьи. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.
Краткая характеристика структуры программы
Программа «История религиозной культуры» как логическое продолжение цикла православных предметов построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся и состоит из трех частей:
Часть 1 – 9 класс – Христианство в 16-21 веке
Часть 2 - 10 класс - История религий (Древние и мировые религии)
Часть 3 - 11 класс - История религий (Христианство, секты, современ
ная конфессиональная картина мира)
Условия реализации программы
и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
- учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;
- педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
- педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты;
- необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
- необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
- основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
- теоретические знания следует дополнять посещением храмов, музеев, выставок.
При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
- приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
- единства образовательного и воспитательного процессов;
- рефлексивного обучения;
- принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть
учащиеся по окончании курса
По окончании изучения данного курса предполагается получение школьниками историко-культурологических знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, овладение научной терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.
Учащиеся должны знать историю, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для создания рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на изученную литературу.
Содержание курса
Часть 1
9 класс
Христианство в 16-21 веке
34 часа
Тема 1. « Развитие религиозной мысли в Западной Европе в 15-16 вв.» -
1 ч.
Католическая церковь и народные движения на Западе в 15 в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Идеи гуманизма в западной культуре.
Тема 2. «Возникновение протестантизма» -2 ч.
Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической церкви и подрыв идей христианства.
Мартин Лютер (1483-1543).Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М.Лютера.
Другие лидеры ранней реформации : У.Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.
Консервативное крыло реформации: кальвинизм и англиканство. Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.
Тема 3. «Общая характеристика протестантизма» - 2 ч.
Перенос протестантизма в Новый Свет. Новые американские церкви, секты, объединения.
Тема 4. «Развитие протестантской традиции: церкви, течения, секты, общины» - 4 ч.
Основные течения протестантизма.
Кальвинистские и реформаторские церкви. Методические церкви 18 века.
Англиканская церковь.
Менониты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы.
Возникновение новых протестантских церквей. Мормоны и пятидесятники.
Активное участие протестантских церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм.
Разнообразие современного обновленчества.
Тоталитарные секты.
Тема 5. «Протестантские храмы и искусство» - 1 ч.
Внешний вид и внутреннее устройство протестантских храмов.
Искусство протестантсткого Запада.
Тема 6. «Распространение Римско-католической церкви» - 2 ч.
Крестовые походы. Колониальная экспансия.
Кризис в истории Римско-католической церкви в результате Реформации.
Борьба с гугенотами.
Возникновение ордена иезуитов.
Тридентский собор 1545-1563 гг. Контрреформация.
Вестфальский мирный договор 1648 г.
Великая Французская революция.
1 Ватиканский собор 1869-1870гг.
Тема 7. «Римско-католическая церковь в современном мире» - 2 ч.
Католицизм как самая многочисленная ветвь в христианстве.
Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке.
Ватиканский собор 1962-1965 гг.
Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства.
Униатские церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского.
Тема 8. «Католицизм в России» - 3ч.
Католическая пропаганда на юго-западе Руси.
Переговоры с римским папой во время монголо-татарского ига.
Борьба северной Руси за верность православию.
Попытки ввести католичество в России в Смутное время.
Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России.
Тема 9. «Русская православная церковь в 17 веке» - 3 ч.
Установление патриаршества. Митрополит Иов – первый патриарх Московский и всея Руси. Патриархи в Смутное время. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Исправление богослужебных книг. Раскол в Русской Православной церкви.
Брестский собор. Насильственное насаждение унии. Митрополит Петр Могила. Воссоединение Малороссии с остальной Россией. Подчинение Киевской Митрополии Московскому патриарху.
Тема 10. «Русская Православная церковь в 18 веке» - 3 ч.
Царствование Петра 1. Учреждение Священного Синода.
Учреждение миссий. Русская миссия в Америке.
Русская Православная церковь в Речи Посполитой.
Миссионерство в Сибири.
Христианство в Китае, на Кавказе.
Борьба с вредными западными влияниями.
Тема 11. «Русская Православная церковь в 19 веке» - 3 ч.
Взаимоотношение Церкви и государства. Царствование императоров Александра 1, Николая 1, Александра 2, Александра 3.
Монастыри и монашество. Саровская пустынь и Серафим Саровский.
Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский.
Оптина пустынь.
Русская церковь и православный Восток.
Русская церковь в царствование императора Николая 2.
Тема 12. «Русская Православная церковь в 20 веке. Новейший период.» - 8 ч.
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.
Восстановление патриаршества.
Положение Русской Православной Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».
Волна «показательных процессов» над духовенством.
Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси.
Обновленческое движение. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).
Русская Православная Церковь в советскую эпоху. Взаимоотношения Церкви и государства.
Деятельность Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.
Поместный Собор 1945 г.
Православная Церковь в эмиграции.
Возрождение церковной жизни в России к концу 20 века.
Роль православия в культурной жизни России.
Тематическое планирование курса
9 класс
№
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1.
Предмет истории религиозной культуры. Цели и задачи курса.
Католическая церковь.
Идеи гуманизма в западной культуре
1
1
2.
Возникновение протестантизма. Мартин Лютер. Жизнь и деятельность
1
1
3.
Кальвинизм и англиканств
1
1
4.
Классификация протестантских церквей
1
1
5.
Протестантизм в Новом Свете
1
1
6.
Основные течения протестантизма.
Англиканская церковь
1
1
7.
Англиканская церковь. Новые протестантские церкви. Мормоны и пятидесятники
1
1
8.
Экуменизм. Тоталитарные секты
1
1
9.
Контрольная работа № 1
1
1
10.
Протестантские храмы и искусство
1
1
11.
Крестовые походы. Колониальная экспансия
1
1
12.
Борьба с гугенотами. Орден иезуитов. Контрреформация
1
1
13.
Католицизм как самая многочисленна
1
1
14.
Униатские церкви различных обрядов
1
1
15.
Католицизм в России. Борьба Руси за верность православию
1
1
16.
Церковь греческого (восточного) обряда в современной России
1
1
17.
Контрольная работа №2
1
1
18.
Установление патриаршества на Руси в 1589 г. Митрополит Иов
1
1
19.
Раскол в Русской Православной церкви.
Реформы патриарха Никона
1
1
20.
Литовская уния. Подчинение Киевской митрополии Московскому Патриархату
1
1
21.
Синодальный период Русской Православной церкви. Учреждение Святейшего Синода
1
1
22.
Учреждение миссий
1
1
23.
Борьба с западными влияниями
1
1
24.
Взаимоотношения Церкви и государства
1
1
25.
Монастыри и монашество
1
1
26.Контрольная работа № 31127.Поместный Собор РПЦ 1917-1918 гг. и восстановление патриаршества1128.Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»1129.«Показательные процессы» над духовенством1130.Святитель Тихон. Обновленческое движение.1131.Русская Православная Церковь в Великую Отечественную войну.1132.Возрождение церковной жизни в России к концу 20 века.1133.Роль православия в современной жизни России. Повторение и обобщение изученного.1134.Контрольная работа № 4.11
Всего - 34 ч. Теория – 30 ч. Практика -4 ч.
Учебно-методическое обеспечение:
Смирнов Петр, протоиерей. История христианской Православной Церкви. М.: Православная беседа, 1994. – 172 с.
Тальберг Н. История Русской Церкви. – 1994. – в 2 т.
Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005).- М.: 2007. – 816с.
Содержание курса
Часть 2
10 класс
История религий
(Древние и мировые религии)
34 часа
Тема 1. « Что такое религия?» - 1 ч.
Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве.
Тема 2. «Возникновение религий» - 1 ч.
Историческая и общественная необходимость существования религии.
Свидетельства существования религиозных представлений. Формы и элементы первобытных верований.
Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.
Тема 3. «Классификация религий» - 1 ч.
Многообразие принципов классификации религий.
Тема 4. «Мифология» - 2 ч.
Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Источники мифа.
Природные мифы, их происхождение, толкование.
Виды мифов.
Тема 5. «Анимизм» - 1 ч.
Анимизм как учение о духовных существах.
Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство.
Почитание деревьев, животных. Тотемизм.
Тема 6. «Обряды и церемонии» - 3 ч.
Религиозные обряды: их практическое и символическое значение.
Жертвоприношения. Приношение крови.
Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях.
Очищение огнем и водой.
Религиозное очищение на высших ступенях культуры.
Тема 7. «Ведийская и брахманская религии» - 2 ч.
Время существования ведийской культуры. Происхождение Вед.
Ведийские божества.
Брахманский период. Жрецы, смерть, загробная жизнь, обряд захоронения. Касты. Философское сочинение Веды – Упанишады.
Браманические философские школы, секты.
Тема 8. «Религия Древней Греции» - 2 ч.
Древнейшие культы и божества. Почитание священных растений и деревьев. Артемида и Дионис. Культ животных.
Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме.
Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.
Тема 10. «Религии древних славян» - 2 ч.
Славянское язычество. Культ природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов.
Обряды погребения умерших.
Славянские празднования. Проявления язычества в современной жизни.
Тема 11. «Государство и религия» - 2 ч.
Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Духовно-исторические традиции России.
Революционные преобразования в России. Декрет 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Проблема культа личности. Антирелигиозные мероприятия в России.
Тема 12. «Мировые и национальные религии» - 1ч.
Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности.
Тема 13. «Буддизм» - 5 ч.
Происхождение названия. Возникновение учения. Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Жизнь и деяния Будды. Политеизм буддизма.
Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни». Культовая система буддизма.
История распространения буддизма в 18 странах Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии.
Тема 14. «Некоторые национальные религии» - 4 ч.
Возникновение джайнизма. Влияние ислама в 8-16 вв. Святилища и храмы индусов.
Китайские религии. Древняя государственная религия – синизм .
Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история народа. Иегова.
Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии.
Последующие пророки.
Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.
Тема 15. «Ислам» - 5 ч.
Культурно-исторические условия возникновения ислама.
Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Священная книга Коран. Суть учения Мухаммада, основные черты культа. Система запретов и предписаний.
Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений в исламе: суннизма, шиизма ми хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты.
Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации.
Тематическое планирование курса
№ТемаВсего часовТеорияПрактика1.Что такое религия?112.Возникновение религий113.Классификация религий114.Мифология. Источники мифа115.Виды мифов116.Анимизм. Фетишизм. Тотемизм117.Религиозные обряды. Их значение118.Религиозное очищение на высших ступенях культуры119.Контрольная работа № 11110.Ведийская культура. Происхождение Вед. Ведийские божества.1111.Брахманская религия. Касты. «Упанишады»1112.Древнейшие культы и божества. Греческая мифология1113.Культовые обряды, архитектура, искусство1114.Божества древних римлян1115.Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи1116.Славянское язычество. Проявление язычества в современной жизни1117.Контрольная работа № 31118.Государство и религия1119.Декрет 1918 г. В России1120.Мировые и национальные религии, их особенности1121.Возникновение учения. Жизнь и деяния Будды1122.Учение Будды1123.Культовая система буддизма1124.Распространение буддизма1125.Контрольная работа № 31126.Джайнизм1127.Китайские религии. Синизм1128.Конфуцианство. Даосизм. Китайская философия1129.Иудаизм. Моисей. Современный иудаизм1130.Возникновение ислама1131.Учение Мухаммада. Священная книга Коран1132.Основные направления и течения ислама1133.Ислам в современном мире1134.Контрольная работа № 411
Всего: 34 ч. Теория – 30 ч. Практика - 4ч.
Учебно-методическое обеспечение:
Библейская энциклопедия.- М.,1990.
Бородина А.В. История религиозной культуры: основы православной культуры. Учебное пособие. – М.,2005.
Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник.- Тюмень,2009. – 304 с.
Щапов Я.Н., Осипов А.И., Корнев В.И. и др. Религии мира. - М.,1994.
Содержание курса
Часть 3
11 класс
История религий
(христианство, секты, современная конфессиональная картина мира)
34 ч
Тема 1. «Христианство» - 17 ч.
История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации.
Вселенские соборы. Основы христианского вероучения. Символ веры. Богослужение.
Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви.
Православие. 15 Автокефальных церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.
Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году.
Церковные реформы Петра 1. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества. Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом.
Восстановление патриаршества в 1917 году. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в 20 веке.
Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире.
Особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации.
Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.
Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма.
Тема 2. «Сектантство» - 9 ч.
История возникновения слова «секта», его значение.
Классификация сект (по происхождению и по подобию). Характерные признаки сект. Древние ереси. Средневековые ереси. Секты Нового времени.
Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.
Тема 3. «Современная религиозная ситуация в Тюменской области» - 8 ч.
Краткий обзор конфессионального состава Тюменской области. Христианство: православие, католицизм, протестантизм (адвентисты седьмого дня, баптисты, евангельские христиане, лютеране, методисты и др.). Ислам, буддизм. Иудаизм. Нетрадиционные религиозные движения и культы. Религии народов Севера.
Государственно-конфессиональные м межконфессиональные отношения в Тюменской области.
Тематическое планирование курса
№ТемаВсего часовТеорияПрактика1.История возникновения и распространения христианства
112.Вселенские соборы. Символ веры113.Монашество114.Православие. Православный календарь115.Учреждение патриаршества116.Церковные реформы Петра 1. Священный Синод117.Причины возникновения старообрядчества118.Восстановление патриаршества в 1917 году119.Контрольная работа № 11110.Судьба Церкви в 20 веке1111.Отделение Римской церкви1112.Католицизм в современном мире1113.Униатская церковь1114.Протестантизм, его особенности1115.Протестантизм в современном мире1116.Экуменизм1117.Контрольная работа № 21118.История возникновения слова «секта», его значение1119.Классификация сект
1120.Характерные признаки сект1121.Древние и средневековые ереси1122.Секты Нового времени1123.Современные секты России1124.Тоталитарные секты1125.Нетрадиционные религиозные движения 1126.Контрольная работа № 31127.Конфессиональный состав Тюменской области1128.Христианство1129.Ислам1130.Буддизм, иудаизм1131.Нетрадиционные религиозные движения и культы1132.Религии народов Севера1133.Межконфессиональные отношения1134.Контрольная работа № 411
Всего: 34ч. Теория: 30 ч. Практика: 4 ч.
Учебно-методическое обеспечение:
Библейская энциклопедия.- М.,1990.
Бородина А.В. История религиозной культуры: основы православной культуры. Учебное пособие. – М.,2005.
Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник.- Тюмень,2009. – 304 с.
Щапов Я.Н., Осипов А.И., Корнев В.И. и др. Религии мира. - М.,1994.