kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса История религиозной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  элективного курса по основам православной культуры

«История религиозной культуры (102 ч)

Автор: Петрова Л.Н., руководитель МО предметов православного цикла

НОУ Православная гимназия, г.Тюмень

Пояснительная записка

       Элективные курсы (курсы по выбору) – играют важную роль в системе профильного обучения средней школы, они связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов:

       1 тип – курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;

       2 тип -  курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;

       3  тип  -  курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;

       4  тип  -  курсы, дающие практические знания по данному предмету.

       Элективный курс «История религиозной культуры» относится к курсам первого и второго типов, является комплексным. Данный курс является логическим продолжением цикла православных предметов, входящих в учебный план дополнительных образовательных услуг, и состоит из трех частей (9,10,11 класс). Введение курса обусловлено духовной  направленностью учебного заведения и ставит своей целью воспитание людей с твердыми убеждениями, глубоким мировоззрением, верой и совестью. Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным фактором формирования культуры человека, развития государственности, взаимоотношений между людьми.

       Цели данного курса:

       Ознакомление учеников с главнейшими событиями и проблемами истории религиозной культуры, христианской и Русской православной церкви, формирование представлений о решающей роли Русской Церкви в создании российской государственности и культуры, а также формирование способности самостоятельной и адекватной оценки событий современной общественно-политической жизни России, с учетом роли Православия как ведущей традиционной религии страны.

       Задачи курса:

         Теоретические:

       Освоение знаний из истории христианства.  Формирование целостного восприятия мира, представления об исторических путях развития Русской церкви, Российского государства и культуры, неразрывной связи церковной и государственно-политической истории Отечества, важнейшей и неотъемлемой составной частью которых на протяжении веков являлось Православие. Изучение православной религиозной традиции и православной этики. Ознакомление с особенностями церковного искусства и культуры, с особенностями культовой архитектуры разных религий. Ознакомление с древними и мировыми религиями, сектами.

       Освоение знаний из истории русской православной церкви  с древности и до настоящего дня.

       Практические:

       Приобретение навыков  анализа основных источников, связанных с изучением истории христианской и Русской Православной Церкви ; формирование аргументированных исторических оценок явлений церковной жизни и духовной культуры Руси.

      Предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве.

         Развивающие:

       Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.

     Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории.  Творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и истории.

     Формирование потребности учащихся в творческом участии в жизни России, в сохранении и созидании культуры Отечества.

       Воспитательные:

       Формирование  культуры личности на основе традиционных культурных ценностей. Воспитание патриотизма.

       Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

       Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств. Предупреждение возможных тупиков личностного развития.

       Возрождение православных основ семьи. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.

        Краткая характеристика структуры программы

        Программа «История религиозной культуры» как логическое продолжение цикла православных предметов построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся и состоит из трех частей:

       Часть 1 –  9 класс –  Христианство в 16-21 веке

       Часть 2 -  10 класс -  История религий  (Древние и мировые религии)

       Часть 3 -  11 класс -  История религий  (Христианство, секты, современная конфессиональная картина мира)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса История религиозной культуры »

НОУ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДено

на МО предметов зам. директора по УВР директор НОУ

православного ___________________ Православной гимназии

цикла «___»__________2012г. иерей Александр

Руководитель МО Трифонов

Петрова Л.Н. ____________________

протокол № 1 «___»__________2012г.

« » cентября 2012г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс

История религиозной культуры

9-11 класс

2012 -2013 учебный год



Учитель: иерей Александр Трифонов


Программа: Петрова Л.Н. Элективный курс «История религиозной культуры». – Тюмень, ГИМЦ, 2010 г.








2012-2013 г.

Рабочая программа


элективного курса по основам православной культуры


«История религиозной культуры»

(102 ч)



Автор: Петрова Л.Н., руководитель МО предметов православного цикла

НОУ Православная гимназия, г.Тюмень



Пояснительная записка



Элективные курсы (курсы по выбору) – играют важную роль в системе профильного обучения средней школы, они связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов:


1 тип – курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;

2 тип - курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;

3 тип - курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;

4 тип - курсы, дающие практические знания по данному предмету.


Элективный курс «История религиозной культуры» относится к курсам первого и второго типов, является комплексным. Данный курс является логическим продолжением цикла православных предметов, входящих в учебный план дополнительных образовательных услуг, и состоит из трех частей (9,10,11 класс). Введение курса обусловлено духовной направленностью учебного заведения и ставит своей целью воспитание людей с твердыми убеждениями, глубоким мировоззрением, верой и совестью. Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным фактором формирования культуры человека, развития государственности, взаимоотношений между людьми.


Цели данного курса:


Ознакомление учеников с главнейшими событиями и проблемами истории религиозной культуры, христианской и Русской православной церкви, формирование представлений о решающей роли Русской Церкви в создании российской государственности и культуры, а также формирование способности самостоятельной и адекватной оценки событий современной общественно-политической жизни России, с учетом роли Православия как ведущей традиционной религии страны.


Задачи курса:

Теоретические:

Освоение знаний из истории христианства. Формирование целостного восприятия мира, представления об исторических путях развития Русской церкви, Российского государства и культуры, неразрывной связи церковной и государственно-политической истории Отечества, важнейшей и неотъемлемой составной частью которых на протяжении веков являлось Православие. Изучение православной религиозной традиции и православной этики. Ознакомление с особенностями церковного искусства и культуры, с особенностями культовой архитектуры разных религий. Ознакомление с древними и мировыми религиями, сектами.

Освоение знаний из истории русской православной церкви с древности и до настоящего дня.


Практические:

Приобретение навыков анализа основных источников, связанных с изучением истории христианской и Русской Православной Церкви ; формирование аргументированных исторических оценок явлений церковной жизни и духовной культуры Руси.

Предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве.


Развивающие:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.

Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории. Творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и истории.

Формирование потребности учащихся в творческом участии в жизни России, в сохранении и созидании культуры Отечества.

Воспитательные:

Формирование культуры личности на основе традиционных культурных ценностей. Воспитание патриотизма.

Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств. Предупреждение возможных тупиков личностного развития.

Возрождение православных основ семьи. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.


Краткая характеристика структуры программы


Программа «История религиозной культуры» как логическое продолжение цикла православных предметов построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся и состоит из трех частей:


Часть 1 – 9 класс – Христианство в 16-21 веке

Часть 2 - 10 класс - История религий (Древние и мировые религии)

Часть 3 - 11 класс - История религий (Христианство, секты, современ

ная конфессиональная картина мира)


Условия реализации программы

и основные методические рекомендации


Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

- учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;

- педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

- педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты;

- необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

- необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

- основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

- теоретические знания следует дополнять посещением храмов, музеев, выставок.


При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

- приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

- единства образовательного и воспитательного процессов;

- рефлексивного обучения;

- принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.


Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть

учащиеся по окончании курса


По окончании изучения данного курса предполагается получение школьниками историко-культурологических знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, овладение научной терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать историю, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для создания рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на изученную литературу.


Содержание курса


Часть 1

9 класс

Христианство в 16-21 веке

34 часа


Тема 1. « Развитие религиозной мысли в Западной Европе в 15-16 вв.» -

1 ч.

Католическая церковь и народные движения на Западе в 15 в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Идеи гуманизма в западной культуре.


Тема 2. «Возникновение протестантизма» -2 ч.

Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической церкви и подрыв идей христианства.

Мартин Лютер (1483-1543).Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М.Лютера.

Другие лидеры ранней реформации : У.Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.

Консервативное крыло реформации: кальвинизм и англиканство. Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.


Тема 3. «Общая характеристика протестантизма» - 2 ч.

Классификация протестантских церквей. «Северная традиция».

Перенос протестантизма в Новый Свет. Новые американские церкви, секты, объединения.


Тема 4. «Развитие протестантской традиции: церкви, течения, секты, общины» - 4 ч.

Основные течения протестантизма.

Кальвинистские и реформаторские церкви. Методические церкви 18 века.

Англиканская церковь.

Менониты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы.

Возникновение новых протестантских церквей. Мормоны и пятидесятники.

Активное участие протестантских церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм.

Разнообразие современного обновленчества.

Тоталитарные секты.


Тема 5. «Протестантские храмы и искусство» - 1 ч.

Внешний вид и внутреннее устройство протестантских храмов.

Искусство протестантсткого Запада.


Тема 6. «Распространение Римско-католической церкви» - 2 ч.

Крестовые походы. Колониальная экспансия.

Кризис в истории Римско-католической церкви в результате Реформации.

Борьба с гугенотами.

Возникновение ордена иезуитов.

Тридентский собор 1545-1563 гг. Контрреформация.

Вестфальский мирный договор 1648 г.

Великая Французская революция.

1 Ватиканский собор 1869-1870гг.


Тема 7. «Римско-католическая церковь в современном мире» - 2 ч.

Католицизм как самая многочисленная ветвь в христианстве.

Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке.

Ватиканский собор 1962-1965 гг.


Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства.

Униатские церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского.

Тема 8. «Католицизм в России» - 3ч.

Католическая пропаганда на юго-западе Руси.

Переговоры с римским папой во время монголо-татарского ига.

Борьба северной Руси за верность православию.

Попытки ввести католичество в России в Смутное время.

Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России.


Тема 9. «Русская православная церковь в 17 веке» - 3 ч.

Установление патриаршества. Митрополит Иов – первый патриарх Московский и всея Руси. Патриархи в Смутное время. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Исправление богослужебных книг. Раскол в Русской Православной церкви.

Брестский собор. Насильственное насаждение унии. Митрополит Петр Могила. Воссоединение Малороссии с остальной Россией. Подчинение Киевской Митрополии Московскому патриарху.


Тема 10. «Русская Православная церковь в 18 веке» - 3 ч.

Царствование Петра 1. Учреждение Священного Синода.

Учреждение миссий. Русская миссия в Америке.

Русская Православная церковь в Речи Посполитой.

Миссионерство в Сибири.

Христианство в Китае, на Кавказе.

Борьба с вредными западными влияниями.


Тема 11. «Русская Православная церковь в 19 веке» - 3 ч.

Взаимоотношение Церкви и государства. Царствование императоров Александра 1, Николая 1, Александра 2, Александра 3.

Монастыри и монашество. Саровская пустынь и Серафим Саровский.

Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский.

Оптина пустынь.

Русская церковь и православный Восток.

Русская церковь в царствование императора Николая 2.


Тема 12. «Русская Православная церковь в 20 веке. Новейший период.» - 8 ч.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Восстановление патриаршества.

Положение Русской Православной Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

Волна «показательных процессов» над духовенством.

Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси.

Обновленческое движение. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).

Русская Православная Церковь в советскую эпоху. Взаимоотношения Церкви и государства.

Деятельность Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.

Поместный Собор 1945 г.

Православная Церковь в эмиграции.

Возрождение церковной жизни в России к концу 20 века.

Роль православия в культурной жизни России.



Тематическое планирование курса

9 класс



Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Предмет истории религиозной культуры. Цели и задачи курса.

Католическая церковь.

Идеи гуманизма в западной культуре

1

1


2.

Возникновение протестантизма. Мартин Лютер. Жизнь и деятельность

1

1


3.

Кальвинизм и англиканств

1

1


4.

Классификация протестантских церквей

1

1


5.

Протестантизм в Новом Свете

1

1


6.

Основные течения протестантизма.

Англиканская церковь

1

1


7.

Англиканская церковь. Новые протестантские церкви. Мормоны и пятидесятники

1

1


8.

Экуменизм. Тоталитарные секты

1

1


9.

Контрольная работа № 1

1


1

10.

Протестантские храмы и искусство

1

1


11.

Крестовые походы. Колониальная экспансия

1

1


12.

Борьба с гугенотами. Орден иезуитов. Контрреформация

1

1


13.

Католицизм как самая многочисленна

1

1


14.

Униатские церкви различных обрядов

1

1


15.

Католицизм в России. Борьба Руси за верность православию

1

1


16.

Церковь греческого (восточного) обряда в современной России

1

1


17.

Контрольная работа №2

1


1

18.

Установление патриаршества на Руси в 1589 г. Митрополит Иов

1

1


19.

Раскол в Русской Православной церкви.

Реформы патриарха Никона

1

1


20.

Литовская уния. Подчинение Киевской митрополии Московскому Патриархату

1

1


21.

Синодальный период Русской Православной церкви. Учреждение Святейшего Синода

1

1


22.

Учреждение миссий

1

1


23.

Борьба с западными влияниями

1

1


24.

Взаимоотношения Церкви и государства

1

1


25.

Монастыри и монашество

1


1



26.Контрольная работа № 31127.Поместный Собор РПЦ 1917-1918 гг. и восстановление патриаршества1128.Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»1129.«Показательные процессы» над духовенством1130.Святитель Тихон. Обновленческое движение.1131.Русская Православная Церковь в Великую Отечественную войну.1132.Возрождение церковной жизни в России к концу 20 века.1133.Роль православия в современной жизни России. Повторение и обобщение изученного.1134.Контрольная работа № 4.11


Всего - 34 ч. Теория – 30 ч. Практика -4 ч.



Учебно-методическое обеспечение:


Смирнов Петр, протоиерей. История христианской Православной Церкви. М.: Православная беседа, 1994. – 172 с.


Тальберг Н. История Русской Церкви. – 1994. – в 2 т.


Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005).- М.: 2007. – 816с.




Содержание курса

Часть 2

10 класс


История религий

(Древние и мировые религии)


34 часа

Тема 1. « Что такое религия?» - 1 ч.

Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве.


Тема 2. «Возникновение религий» - 1 ч.

Историческая и общественная необходимость существования религии.

Свидетельства существования религиозных представлений. Формы и элементы первобытных верований.

Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.


Тема 3. «Классификация религий» - 1 ч.

Многообразие принципов классификации религий.


Тема 4. «Мифология» - 2 ч.

Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Источники мифа.

Природные мифы, их происхождение, толкование.

Виды мифов.


Тема 5. «Анимизм» - 1 ч.

Анимизм как учение о духовных существах.

Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство.

Почитание деревьев, животных. Тотемизм.


Тема 6. «Обряды и церемонии» - 3 ч.

Религиозные обряды: их практическое и символическое значение.

Жертвоприношения. Приношение крови.

Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях.

Очищение огнем и водой.

Религиозное очищение на высших ступенях культуры.


Тема 7. «Ведийская и брахманская религии» - 2 ч.

Время существования ведийской культуры. Происхождение Вед.

Ведийские божества.

Брахманский период. Жрецы, смерть, загробная жизнь, обряд захоронения. Касты. Философское сочинение Веды – Упанишады.

Браманические философские школы, секты.


Тема 8. «Религия Древней Греции» - 2 ч.

Древнейшие культы и божества. Почитание священных растений и деревьев. Артемида и Дионис. Культ животных.

Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая мифология.

Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны.

Культовые обряды, архитектура, искусство.


Тема 9. «Религия Древнего Рима» - 2 ч.

Божества древних римлян.

Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме.

Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.


Тема 10. «Религии древних славян» - 2 ч.

Славянское язычество. Культ природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов.

Обряды погребения умерших.

Славянские празднования. Проявления язычества в современной жизни.


Тема 11. «Государство и религия» - 2 ч.

Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Духовно-исторические традиции России.

Революционные преобразования в России. Декрет 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Проблема культа личности. Антирелигиозные мероприятия в России.


Тема 12. «Мировые и национальные религии» - 1ч.

Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности.


Тема 13. «Буддизм» - 5 ч.

Происхождение названия. Возникновение учения. Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Жизнь и деяния Будды. Политеизм буддизма.

Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни». Культовая система буддизма.

История распространения буддизма в 18 странах Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии.


Тема 14. «Некоторые национальные религии» - 4 ч.

Возникновение джайнизма. Влияние ислама в 8-16 вв. Святилища и храмы индусов.

Китайские религии. Древняя государственная религия – синизм .

Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия.

Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история народа. Иегова.

Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии.

Последующие пророки.

Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.


Тема 15. «Ислам» - 5 ч.

Культурно-исторические условия возникновения ислама.

Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Священная книга Коран. Суть учения Мухаммада, основные черты культа. Система запретов и предписаний.

Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений в исламе: суннизма, шиизма ми хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты.

Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации.



Тематическое планирование курса



№ТемаВсего часовТеорияПрактика1.Что такое религия?112.Возникновение религий113.Классификация религий114.Мифология. Источники мифа115.Виды мифов116.Анимизм. Фетишизм. Тотемизм117.Религиозные обряды. Их значение118.Религиозное очищение на высших ступенях культуры119.Контрольная работа № 11110.Ведийская культура. Происхождение Вед. Ведийские божества.1111.Брахманская религия. Касты. «Упанишады»1112.Древнейшие культы и божества. Греческая мифология1113.Культовые обряды, архитектура, искусство1114.Божества древних римлян1115.Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи1116.Славянское язычество. Проявление язычества в современной жизни1117.Контрольная работа № 31118.Государство и религия1119.Декрет 1918 г. В России1120.Мировые и национальные религии, их особенности1121.Возникновение учения. Жизнь и деяния Будды1122.Учение Будды1123.Культовая система буддизма1124.Распространение буддизма1125.Контрольная работа № 31126.Джайнизм1127.Китайские религии. Синизм1128.Конфуцианство. Даосизм. Китайская философия1129.Иудаизм. Моисей. Современный иудаизм1130.Возникновение ислама1131.Учение Мухаммада. Священная книга Коран1132.Основные направления и течения ислама1133.Ислам в современном мире1134.Контрольная работа № 411

Всего: 34 ч. Теория – 30 ч. Практика - 4ч.



Учебно-методическое обеспечение:


Библейская энциклопедия.- М.,1990.

Бородина А.В. История религиозной культуры: основы православной культуры. Учебное пособие. – М.,2005.

Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник.- Тюмень,2009. – 304 с.

Щапов Я.Н., Осипов А.И., Корнев В.И. и др. Религии мира. - М.,1994.




Содержание курса


Часть 3

11 класс


История религий

(христианство, секты, современная конфессиональная картина мира)


34 ч


Тема 1. «Христианство» - 17 ч.

История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации.

Вселенские соборы. Основы христианского вероучения. Символ веры. Богослужение.

Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви.

Православие. 15 Автокефальных церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.

Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году.

Церковные реформы Петра 1. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества. Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом.

Восстановление патриаршества в 1917 году. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в 20 веке.

Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире.

Особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации.

Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.

Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма.


Тема 2. «Сектантство» - 9 ч.

История возникновения слова «секта», его значение.

Классификация сект (по происхождению и по подобию). Характерные признаки сект. Древние ереси. Средневековые ереси. Секты Нового времени.

Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.


Тема 3. «Современная религиозная ситуация в Тюменской области» - 8 ч.

Краткий обзор конфессионального состава Тюменской области. Христианство: православие, католицизм, протестантизм (адвентисты седьмого дня, баптисты, евангельские христиане, лютеране, методисты и др.). Ислам, буддизм. Иудаизм. Нетрадиционные религиозные движения и культы. Религии народов Севера.

Государственно-конфессиональные м межконфессиональные отношения в Тюменской области.



Тематическое планирование курса



№ТемаВсего часовТеорияПрактика1.История возникновения и распространения христианства

112.Вселенские соборы. Символ веры113.Монашество114.Православие. Православный календарь115.Учреждение патриаршества116.Церковные реформы Петра 1. Священный Синод117.Причины возникновения старообрядчества118.Восстановление патриаршества в 1917 году119.Контрольная работа № 11110.Судьба Церкви в 20 веке1111.Отделение Римской церкви1112.Католицизм в современном мире1113.Униатская церковь1114.Протестантизм, его особенности1115.Протестантизм в современном мире1116.Экуменизм1117.Контрольная работа № 21118.История возникновения слова «секта», его значение1119.Классификация сект

1120.Характерные признаки сект1121.Древние и средневековые ереси1122.Секты Нового времени1123.Современные секты России1124.Тоталитарные секты1125.Нетрадиционные религиозные движения 1126.Контрольная работа № 31127.Конфессиональный состав Тюменской области1128.Христианство1129.Ислам1130.Буддизм, иудаизм1131.Нетрадиционные религиозные движения и культы1132.Религии народов Севера1133.Межконфессиональные отношения1134.Контрольная работа № 411

Всего: 34ч. Теория: 30 ч. Практика: 4 ч.



Учебно-методическое обеспечение:


Библейская энциклопедия.- М.,1990.

Бородина А.В. История религиозной культуры: основы православной культуры. Учебное пособие. – М.,2005.

Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник.- Тюмень,2009. – 304 с.

Щапов Я.Н., Осипов А.И., Корнев В.И. и др. Религии мира. - М.,1994.

12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Программа курса История религиозной культуры

Автор: Петрова Людмила Николаевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Программа по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(19) "proghramma-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "188913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426772635"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-orkse-modul-osnovy-mirovykh-rielighioznykh-kul-tur"
    ["file_id"] => string(6) "287959"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454569906"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по Основам Православной Культуры 4 класс"
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaiaproghrammapoosnovampravoslavnoikultury4klass"
    ["file_id"] => string(6) "300004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456652252"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса ( Модуль  «Основы светской этики») "
    ["seo_title"] => string(130) "rabochaia-uchiebnaia-programma-po-kursu-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-dlia-4-klassa-modul-osnovy-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "138350"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417530225"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства