Бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра психологического, социально – педагогического, общего и специального (коррекционного) образования
Программа кружка для учащихся 7-9 классов
специальной коррекционной школы –интерната VIII вида
«Юные экологи»
Исполнитель:
Калитова Е.А. воспитатель
МОУ «Чебулинская (коррек)
специальная школа-интернат
VIII вида
Консультант:
Загляда Л.И.
методист, доцент кафедры
Содержание:
1. Пояснительная записка …………………………………………………..3-5
2 .Учебно – тематический план……………………………………………..6
3.Календарно – тематический план………………………………………...7-8
4. Краткое содержаниепрограммы………………………………………..9-11
5. Ключевые слова и понятия………………………………………………..12
6. Список литературы……………………………………………………….13
7. Приложение………………………………………………………………..14
Пояснительная записка
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей с ОВЗ необходимо научить любить природу, охранять и преумножать природные богатства родного края.
Экологическое воспитание и экологическое просвещение населения должно стать непрерывным и всеобщим и первым его звеном является экологическое воспитание детей в образовательных учреждениях. Кроме того, занятия по экологии являются прекрасным средством для развития у ребенка таких психических процессов, как внимание, память, мышление.
Целью экологического воспитания является развитие гуманной , социально активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
Актуальность данной программы связана с все более обостряющимися противоречиями между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, изменениями в ней. Дети не только познакомятся с экологическими правилами, но научатся учитывать их в своей деятельности. Это поможет понять основное: человек – это часть природы, а не его хозяин. Кроме теоретических вопросов, включены практические, направленные на формирование умений и навыков самостоятельного использования знаний основ экологии, расширение познавательного интереса и участие в охране природы своей местности.
Программа ориентирована на разновозрастную группу учащихся 7 – 9 классов специальной коррекционной школы -интерната VIII вида. Объем программы в часах: программа рассчитана на 1 год, по одному часу в неделю. Основные методы и формы организации кружка – беседы, уроки самостоятельной работы, игры, экскурсии, наблюдения, оценка загрязненности поселка. Эти формы вовлекают детей в практическую деятельность, позволяют развить собственные познавательные навыки.
Цели программы:
научить детей любить, беречь окружающий мир, соблюдать главное правило, нахождения в природе: «Не навреди!»;
сформировать экологически целесообразное поведение личности ребенка.
Задачи программы
воспитание экологически грамотного человека;
формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе;
воспитание гуманного отношения к природе
составление экологической карты поселка;
участие детей в посильной для них природоохранной деятельности;
развитие творческой и деловой активности детей при решении экологических проблем.
Ожидаемые результаты:
включенность ребенка в мир природы;
осознание детьми потребности в общении с живой природой;
активная природоохранная деятельность;
вывод ребенка на самоопределение своего поведения в природе;
активность к познанию окружающего мира и своего места в нем, при этом - соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!
Основные требования к уровню знаний и умений
К концу года учащиеся должны знать:
-ключевые понятия науки экологии;
-правила и нормы поведения в окружающей среде;
-особенности флоры и фауны родного края;
-экологическую обстановку в области;
-влияние вредных факторов на здоровье.
Учащиеся должны уметь:
-применять информацию об экологических ситуациях;
-проявлять стремление и желание улучшать состояние окружающей среды в своей местности;
-охарактеризовать экологическую обстановку своей местности; участвовать в природоохранных акциях.
Учебно –тематический план
Номер п/п | Тема | Количество часов |
всего | теор | практ |
1. | Введение | 2 | 1 | 1 |
2. | Экология Кемеровской области | 11 | 10 | 1 |
3. | Воздействие человека на окружающую среду. Экология района | 13 | 8 | 5 |
4. | Мой безопасный дом | 7 | 7 | |
5. | Практикум «Экологическая обстановка в школе» | 3 | | 3 |
Календарно- тематический план
Номер п\п | Тема | Количество часов |
Всего | теор | прак |
| Раздел 1. Введение | 2 | 1 | 1 |
1. | Что такое экология | | | |
2. | П/р «Распределение обязанностей между членам кружка» | | | |
| Раздел 2. Экология Кемеровской области | 11 | 10 | 1 |
3-4. | Экологическая обстановка в Кемеровской области | | | |
5-6. | Факторы влияющее на состояние окружающей среды | | | |
7. | Влияние промышленности на состояние окружающей среды | | | |
8. | Влияние сельского хозяйства на состояние окружающей среды | | | |
9. | Природоохранная деятельность в Кемеровской области. Красная книга Кемеровской области | | | |
10. | Охраняемые растения Кемеровской области | | | |
11. | Охраняемые животные Кемеровской области | | | |
12. | Охраняемые территории Кемеровской области | | | |
13. | П\р «Составление Красной книги Кемеровской области» | | | |
| Раздел 3. Воздействие человека на окружающею среду. Экология района | 13 | 7 | 6 |
14. | Экологическая обстановка в районе | | | |
15. | Зоны экологической опасности района | | | |
16. | Экология поселка | | | |
17. | Зоны экологической опасности поселка | | | |
18. | Поселок опасный и безопасный | | | |
19-20. | Окружающая среда и здоровье человека | | | |
21. | Игра «Человек и окружающая среда» | | | |
22-23. | Экскурсия «Экологическая обстановка поселка» | | | |
24-25. | Экскурсия « Экологическое состояние водоёма» | | | |
26. | П/р «Составление карты мест экологической опасности поселка» | | | |
| Раздел 4. Мой безопасный дом | 7 | 6 | 1 |
27. | Мой дом –моя крепость | | | |
28. | Источники загрязнения внутренней среды жилища | | | |
29-30. | Экологические проблемы связанные с использованием бытовой химией, парфюмерией | | | |
31. | Как сделать наш дом безосным | | | |
32. | Экологические знаки | | | |
33. | Игра –викторина «В мире этикеток( экологические знаки)» | | | |
| Раздел 5. Практикум «Экологическая обстановка в школе» | 3 | | 3 |
34. | П/р «Экологическая оценка школьных помещений» | | | |
35. | П/р «Экологическая оценка школьного участка» | | | |
36. | П/р «Решение экологических задач» | | | |
Содержание программы
Раздел 1. Введение (2 часа)
Теоретические занятия(1ч)
Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Пути и способы изучения взаимоотношений человека и природы.
Практическая работа (1ч)
Рассказ о целях и задачах работы кружка. Выяснение интересов кружковцев. Обсуждение плана работы кружка. Распределение обязанностей между членами кружка. Ознакомление с объектами наблюдений.
Раздел 2. Экология Кемеровской области (11 часов)
Теоретические занятия (10 ч)
Экологическая обстановка в Кемеровской области. Основные виды деятельности человека, влияющие на состояние окружающей среды в области: сельское хозяйство, промышленность, добыча полезных ископаемых. Мероприятия по оздоровлению окружающей среды: озеленение территорий, ликвидация несанкционированных свалок, содержание систем водоотведения. Красная книга Кемеровская область: охраняемые растения и животные. Природоохраняемые территории :государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау».
Практическое занятие (1ч)
Подбор информации о животных и растениях занесенных в красную книгу кемеровской области.
Раздел 3. Воздействие человека на окружающую среду(13 часов)
Теоретические занятия (6ч)
Экологическая обстановка в районе, поселке. Факторы влияющие на экологическую обстановку в поселке: нексанкционированые свалки бытового мусора, проблема бездомных собак, транспорт, заболоченность. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека: заболеваемость населения, смертность, заболеваемость беременных женщин.
Практические занятия (2ч)
Составление карты мест загрязнения местности в поселке возле школы, плана неблагоприятных месс поселка. Взаимоотношения человека и окружающей среды и их последствия.
Экскурсии (4ч)
Выявление экологически неблагоприятных мест поселка, причин загрязнения окружающей среды поселка. Выявление состояния местного водоёма, причин загрязнения . Составление плана работы по очистке водоёма.
Раздел 4. Мой безопасный дом
Теоретические занятия (8ч)
Экологическая опасность подстерегающая нас дома: влияние бытовой химии, парфюмерии на состояние внутренней среды жилища; что может стать источником экологической опасности дома; как можно сделать дом
безопасным; что можно узнать о продуктах питания по этикеткам, какую опасность таят этикетки на продуктах питания.
Раздел 5. Практикум «Экологическая обстановка в школе» (3 часа)
Практические занятия (3ч)
Выявление состояния внутренней среды школьных помещений, источники загрязнения школьных помещений, определения мероприятий по улучшению состояния школьных помещений. Выявление экологического состояния школьного участка, источников загрязнения школьного участка, составление плана мероприятий, направленных на улучшение состояния школьного участка.
Ключевые слова и понятия:
Экология
Экологическая обстановка
Экологические проблемы
Заповедники
Заказники
Канцерогены
Пестициды
Утилизация отходов
Заказники
Национальные парки
Заповедники
Бытовая химия
Список литературы
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: развития, 1998г.
Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Росийской экологической академии. Центр экологического обучения.
Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешьна уроке.
Молодова ЛП. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996 г.
Модестов С.Ю. сборник творческих задач по биологии, экологии. Спб.: Акцидент.
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Волгоград: Учитель, 2003.