Данная работа является календарно-тематическим планированием биологического кружка "Юный эколог исcледователь". Програмный материал расчитан на учащихся 6-7 классов. Рассчитана на 34 часа.
Содержание программы:Введение(2 часа),Гербарий растительности (5 часов), Определители флоры и фауны (4 часов),Бытовой мусор: виды мусора, утилизация мусора, вред мусора (5 часов),Антропогенное воздействие на биосферу(16 часов),Антропогенное влияние на атмосферу(3 часа),Антропогенное влияние на гидросферу(5 часов),Антропогенное влияние на литосферу(3 часа),Заключительное занятие (2 часа).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КТП кружка "Юный эколог исследовать" »
Календарно-тематическое планирование
Кружковой работы
Название кружка: «Юный эколог- исследователь»
Количество часов : 34
Классы: 6-7-ые
Руководитель: Салеева М.С.
г.ТАРАЗ
Учебно-тематический план
Раздел, тема
Теория
Практика
Итого
1.Введение
1
1
2
2.Гербарий растительности
1
4
5
3. Определитель флоры и фауны
1
3
4
4. Бытовой мусор
1
4
5
5. Антропогенное воздействие на биосферу
6
10
16
6. Подведение итогов
0
2
2
Итого
10
24
34
Содержание программы
Введение(2 часа)
Теоретические знания: Экология. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.
Практикумы: Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Гербарий растительности (5 часов)
Теоретические знания: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практикумы: Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
Экскурсии: В городской парк, территория школы. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
Практические работы :
- Определение многообразия растительного мира изучаемой местности;
- Отбор определенных видов растений;
- Работа с определителями флоры.
Темы работ:
Исследовательские:
Рассмотреть растения собранных гербариев и определить:
- вид, род, семейство растения;
- жизненную форму растения;
- определить корневую систему (форма, видоизменение корня);
- листья(простые, сложные);
- генеративные и вегетативные органы растения.
Реферативные:
По одному их собранных растений написать доклад.
Определители флоры и фауны (4 часов)
Теоретические знания: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.
Практикумы: Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии: В городской парк , к водоему. Работа с определителями фауны.
Практические работы :
- Определение многообразия животного мира изучаемой местности;
- Отбор определенных видов животных.
- Работа с определителями фауны.
Темы работ:
Исследовательские:
Рассмотреть растения собранных гербариев и определить:
- вид, род, семейство животного;
-
Реферативные:
Написание реферата по результатам экскурсий.
Бытовой мусор: виды мусора, утилизация мусора, вред мусора (5 часов)
Анкетирование, опросы, исследование, подготовка и проведение конференции «Экологическое состояние микрорайона, округа школы», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Практические работы:
- оценка загрязнения территории города и микрорайона школы;
-определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате неправильного хранения и утилизации бытового мусора.
Темы работ:
Исследовательские:
-определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате неправильного хранения и утилизации бытового мусора.
Реферативные:
-экологический мониторинг. Методы исследования.
- влияние бытового мусора на организм человека.
Творческие:
- конкурс поделок из бытового мусора;
-оформление выставки поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора»
Антропогенное воздействие на биосферу(16 часов)
Теоретические знания:
Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные(аварии, катастрофы), природные(стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Экологические последствия землетрясений, цунами, извержения вулканов, штормов ит.д Особые виды антропогенного воздействия воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное, опасные отходы.
Темы работ:
Реферативные:
- радиоактивное загрязнение. Что это такое?
-мифы и реальность Чернобыля, Семипалатинска.
Антропогенное влияние на атмосферу(3 часа)
Теоретические знания:
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха(естественные., антропогенные). Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы(«парниковый эффект», «озоновые дыры», «кислотные дожди»). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, состав, свойства, экологическая опасность, влияние на организм.
Практикумы:
Рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры в кабинете в ходе занятия.
Темы работ:
Исследовательские:
-определение пылевого загрязнения территории школы зимой
Реферативные:
-влияние пыли на организм человека;
-роль зелекных насаждений в защите от пыли.
Антропогенное влияние на гидросферу(5 часов)
Теоретические знания:
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов:нефтепродуктами, минеральными солями, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды(промышленное, автомобильное).Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Практикум:
Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы. Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности.
Экскурсии:
К водоему. Экскурсия «Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема».
Темы работ:
Исследовательские:
-оценка экологического состояния водных источников города.
Реферативные:
-вода, живая и мертвая;
-роль воды в жизни человека
Творческие:
Оформление стенда «Вода-это жизнь!»
Антропогенное влияние на литосферу(3 часа)
Теоретические знания:
Почва и ее экологическое значение. Нарушение почв. Деградация почв. Эрозия почв: водная , ветровая. Загрязнители почв(пестициды, нефть, отходы). Экологические последствия загрязнения литосферы. Приемы и методы изучения загрязнения литосферы.
Практикум:
Исследование почвы в микрорайоне школы.Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции
Экскурсии:
Микрорайоны, округ школы
Темы работ:
Исследовательские:
-характеристика почвы пришкольной территории;
Реферативные:
-состав почвы;
- почвы Жамбылской области
Творческие:
-написание и распространение листовок « Нет мусору!»
-изготовление плакотов в местах свалок мусора;
-уборка мусора в микрорайоне школы
Биоиндификация (5 часов)
Теоретические знания:
Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способа оценки их экологического состояния. Факторы нарушения экосистем и их определение. Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды(растительных и животных организмов). Биоиндификация на примере лишайника, сосны и т.д.
Экскурсии:
В городской парк, на водоемы города.
Практикум:
Проведение оценки экологического состояния водных объектов, города, проведение конференции «Загрязнение микрорайона школы».
Темы работ:
Исследовательские:
-биоиндификация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков;
-оценка экологического состояния парков по асимметрии листьев;
-изучение водных беспозвоночных реки и ее экологическое состояние.
Реферативные:
-биоиндификация. Методы исследования.
Заключительное занятие (2 часа)
Практикум:
Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.
Каледнарно-тематическое планирование
№
Время
Деятельность
Результаты
1
Введение
1.1
1 неделя
2.09-7.09
Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения
конспект
1.2
2 неделя
9.09-14.09
Практикумы: Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Результаты работы
2
Гербарий растительности
2.1
3 неделя
16.09-21.09
Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
конспект
2.2
4 неделя
23.09-28.09
Экскурсии в городской парк, территория школы.
Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
Результаты работы
2.3
5 неделя
30.09-5.10
Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
Результаты работы
2.4
6 неделя
14.10-19.10
Определение многообразия растительного мира изучаемой местности;
Отбор определенных видов растений;
Работа с определителями флоры.
Результаты работы
2.5
7 неделя
21.10-26.10
Круглый стол «Подведение итогов работы над темой». Анализ и сасоанализ деятельности учащихся.
Результаты круглого стола
3
Определители флоры и фауны
3.1
8 неделя
28.10-2.11
Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.
конспект
3.2
9 неделя
4.11-9.11
Экскурсии:В городской парк, к водоему.
Отчет об экскурсии
3.3
10 неделя
11.11-16.11
Определение многообразия животного мира изучаемой местности;
Отбор определенных видов животных.
Результаты работы
3.4
11 неделя
25.11-30.11
Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий
Результаты работы, защита работ.
4
Бытовой мусор: виды мусора, утилизация мусора, вред мусора
Анкетирование, опросы, исследование, подготовка и проведение конференции «Экологическое состояние микрорайона, округа школы», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Результаты работы
4.4
15 неделя
23.12-28.12
Оценка загрязнения территории города и микрорайона школы;
Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате неправильного хранения и утилизации бытового мусора.
Презентация, доклад.
4.5
16 неделя
6.01-11.01
Оформление выставки поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора»
Конкурс поделок из бытового мусора;
5
Антропогенное воздействие на биосферу
5.1
17неделя
13.01-18.01
Влияние на биосферу, виды влияний, их последствия.
Просмотр видеофрагмента, работа со справочной литературой и учебными дисками.
конспект
5.2
18неделя
20.01-25.01
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха(естественные., антропогенные). Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы(«парниковый эффект», «озоновые дыры», «кислотные дожди»).
конспект
5.3
19неделя
27.01-1.02
Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.
Рассматривание пыли под микроскопом.
Результаты исследования
5.4
20неделя
3.02-8.02
Запыленность, состав, свойства, экологическая опасность, влияние на организм.
Влияние пыли на организм человека. Роль зеленых насаждений в защите от пыли.
Презентация творческой работы
5.5
21неделя
10.02-15.02
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды(промышленное, автомобильное).
конспект
5.6
22неделя
24.02-1.03
Методы отбора проб воды. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Проведение исследовательских работ, сбор проб, химический анализ воды.
Конспект,результаты исследований
5.7
23неделя
3.03-7.03
Оформление результатов исследовательских работ
презентация
5.8
24неделя
10.03-15.03
Оформление стенда «Вода-это жизнь!»
стенд
5.9
25неделя
17.03-22.03
Почва и ее экологическое значение. Нарушение почв. Деградация почв. Эрозия почв: водная , ветровая. Загрязнители почв(пестициды, нефть, отходы). Экологические последствия загрязнения литосферы.
конспект
5.10
26неделя
24.03-29.03
Приемы и методы изучения загрязнения литосферы.
Экскурсии на свалки города.
Карта города «Несанкционированные свалки»
5.11
27неделя
31.03-5.04
Оформление фотовыставки «Свалки-боль города!», выставки поделок из вторматериалов.
выставка
5.12
28неделя
7.04
Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способа оценки их экологического состояния. Факторы нарушения экосистем и их определение.
Конспект, результаты работ
5.13
29неделя
14.04-19.04
Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды(растительных и животных организмов).
5.14
30неделя
21.04-27.04
Биоиндификация на примере лишайника, сосны и т.д.
5.15
31неделя
28.0-3.05
Конференция по результатам исследовательских и творческих работ учащихся.
презентация
5.16
32 неделя
5.05.-10.05
Анализ и самоанализ деятельности учащихся
6
Заключительные занятия
6.1
6.2
33неделя12.05-17.05.
34 неделя
19.05-24.05
Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.