kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Юный эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена программа кружка  по внеурочной деятельности "Юный эколог"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный эколог"»

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Миссией образовательного учреждения является созда­ние социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и пове­дения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная  необходимость гармонизации своего образа жизни с  окружающим социальным и природным миром,   необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной  педагогической деятельности коллектива яв­ляется образовательная программа «Юный эколог».

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2.  Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5.  Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

•  принцип единства сознания и деятельности; 

•  принцип наглядности; 

•  принцип личностной ориентации; 

•  принцип системности и целостности; 

•  принцип экологического гуманизма; 

• принцип практической направленности

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

•  Земля - единая экосистема. 

•  Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.

•  Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе. 

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игры, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классных уголках «Юный эколог». 

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении класс­ных комнат, участие в организации экологических праздников.





ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

Личностными   результатами   изучения  курса являются: 

  Показатели в личностной  сфере  ребёнка:

-   интерес к познанию мира природы; 

-   потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-   осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

-   преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. 

Метапредметными   результатами   изучения  курса являются:

·     умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

·      освоение норм и правил   социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах  разного типа (класс, школа, семья и др.);

·     способность работать с моделями изучаемых объектов  и явлений  окружающего мира. 

Предметными    результатами   изучения  курса  являются:

·     овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения  в природной и социальной среде;

·     усвоение первоначальных   сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и  явлений, характерных для  природной и социальной  действительности;

·     умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;

·     владение навыками устанавливать и выявлять  причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; 

Учащиеся должны знать:

-   планета Земля - наш большой дом;

-   Солнце - источник жизни на Земле;

-   неживое и живое в природе;

-   основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

-   влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

-   значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

-   значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-человек  - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

-   способы сохранения окружающей природы;

-   что такое наблюдение и опыт;

-   экология - наука об общем доме;

-   экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

- заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

-   наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

-   оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-   ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- оценивать  поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

-проявлять  нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

 - выражать  свое отношение к природе и людям в игре и про­дуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления  сказок, мини-сочинений и т. п. 

Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по­мощью диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.  



Программа курса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

4

2

Неживая природа

20

3

Живая природа

28

4

Мой дом

14

5

Обобщение

2

Итого

68 часов

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (4 ч). Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Что такое экология? Экология и мы.

Неживая природа (20 ч). Солнце - источник тепла и света. Вода, ее признаки и свойства. Экскурсия на водоем. Берегите воду! Воздух и здоровье человека. Почва. Состав и виды почвы. Охрана почвы. Погода, климат. Предсказания погоды по народным признакам. Времена года. Наблюдения за сезонными изме­нениями в неживой при­роде.

Проект: «Экологический календарь».

Живая природа (28 ч). Экологические связи неживой и живой природы. Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. Разнообразие растений. Дикорастущие растения и куль­турные растения. Хвойные и лиственные растения. Охрана растений. Экологические памятки для де­тей и взрослых. Группы животных. Дикие и домашние животные. Птицы нашего двора. Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц». Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений.  Брейн-ринг «В мире животных». Агитбригада «Береги живое!». Экскурсия в музей, Проекты: «Красная книга», «Животные нашего края».

Мой дом (14 ч). Дом, где мы живем. Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Моя школа, мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». Комнатные растения. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе. Домашние животные, уход за ними. «Наши меньшие братья» - аквари­умные рыбки. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моего города.

Проект: «Огород на окошке»

Обобщение (2 ч). Итоговый тест. Анкетирование. Поле чудес «Знатоки природы». 

 

 Тематическое планирование на 2017/2018 учебный год

                    Тема

Кол-во

часов

Дата

Примечание


план.

факт.

1.

Вводное занятие.  

1

 04.09



2.

Мы – жители планеты Земля. 

1

 07.09



3.

Что такое экология?

1

 11.09



4.

Экология и мы. 

1

 14.09



5.

Солнце - источник тепла и света. 

1

18.09


 

6, 7.

Вода, ее признаки и свойства

2

21.09

25.09


 

8, 9.

Экскурсия на водоём. 

2

28.09

02.10


 

10.

Берегите воду! 

1

05.10


 

11.

Воздух и здоровье человека 

1

09.10


 

12, 13.

Почва. Состав и виды почвы. 

2

12.10

16.10


 

14.

Охрана почвы. 

1

19.10


 

15.

Погода, климат. 

1

23.10


 

16, 17.

Предсказания погоды по народным признакам. 

2

26.10

06.11


 

18, 19.

Времена года. 

2

09.11

13.11


 

20.

Наблюдения за сезонными изме­нениями в неживой природе.

1

16.11


 

21-24.

Проект: «Экологический календарь».

4

20.11

23.11

27.11

30.11


 

25, 26.

Экологические связи неживой и живой природы.

2

04.12

07.12


 

27.

Растение – живой организм. 

1

11.12


 

28.

Вода и воздух в жизни растений. 

1

14.12


 

29.

Разнообразие растений. 

1

18.12


 

30.

Дикорастущие растения и куль­турные растения. 

1

21.12


 

31,32.

Хвойные и лиственные растения. 

2

25.12

28.12


 

33.

Охрана растений. 

1

11.01


 

34.

Экологические памятки для де­тей и взрослых . 

1

15.01


 

35, 36.

Группы животных. 

2

18.01

22.01


 

37.

Дикие и домашние животные. 

1

25.01


 

38, 39.

Экскурсия в городской краеведческий музей

29.01

01.02


 

40-43.

Проект «Животные нашего края»

4

05.02

08.02

12.02

16.02


 

44.

Птицы нашего двора. 

1

26.02


 

45, 46.

Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц». 

2

01.03

05.03


 

47.

Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений.   

1

12.03

 


48-50.

Проект «Красная книга» 

3

 15.03

19.03

22.03



51.

Брейн-ринг «В мире животных». 

1

26.03 



52.

Агитбригада «Береги живое!». 

1

 29.03



53.

Дом, где мы живем.

1

 02.04



54.

Гигиена моего дома. Уборка квартиры. 

1

 05.04



55.

Моя школа, мой класс. 

1

 16.04



56.

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». 


 19.04



57.

Комнатные растения. 

1

 23.04



58.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». 

1

 26.04



59, 60.

Проект: «Огород на окошке»

2

 30.04

03.05



61.

Посадка цветов на школьной клумбе.

1

 07.05



62.

Домашние животные, уход за ними.

1

 10.05



63.

«Наши меньшие братья» - аквари­умные рыбки. 

1

 14.05



64.

Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? 

1

 17.05



65, 66.

Экология моего города. Экологический десант. 

2

 21.05

24.05



67.

Итоговый тест. Анкетирование.

1

 28.05



68.

Поле чудес «Знатоки природы».

1

 31.05






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа кружка "Юный эколог"

Автор: Иштыкова Марина Викторовна

Дата: 29.10.2018

Номер свидетельства: 482560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "программа кружка "Юные экологи" "
    ["seo_title"] => string(34) "proghramma-kruzhka-iunyie-ekologhi"
    ["file_id"] => string(6) "238069"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444475223"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка "Юный эколог" 1 класс"
    ["seo_title"] => string(38) "programma_kruzhka_iunyi_ekolog_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "582124"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1622463458"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программ по внеурочной деятельности кружок "Юный эколог" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramm-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-iunyi-ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "235024"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443577876"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Экологический кружок «Юный эколог»"
    ["seo_title"] => string(92) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-ekologhichieskii-kruzhok-iunyi-ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "288403"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454611764"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "КТП кружка "Юный эколог исследовать" "
    ["seo_title"] => string(37) "ktp-kruzhka-iunyi-ekologh-issliedovat"
    ["file_id"] => string(6) "102187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402485680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства