Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный эколог"»
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром, необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип практической направленности
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
• Земля - единая экосистема.
• Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.
• Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игры, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации экологических праздников.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса являются:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
· освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса являются:
· овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
· владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Учащиеся должны знать:
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
-проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Программа курса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Введение
4
2
Неживая природа
20
3
Живая природа
28
4
Мой дом
14
5
Обобщение
2
Итого
68 часов
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (4 ч). Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Что такое экология? Экология и мы.
Неживая природа (20 ч). Солнце - источник тепла и света. Вода, ее признаки и свойства. Экскурсия на водоем. Берегите воду! Воздух и здоровье человека. Почва. Состав и виды почвы. Охрана почвы. Погода, климат. Предсказания погоды по народным признакам. Времена года. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе.
Проект: «Экологический календарь».
Живая природа (28 ч). Экологические связи неживой и живой природы. Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. Разнообразие растений. Дикорастущие растения и культурные растения. Хвойные и лиственные растения. Охрана растений. Экологические памятки для детей и взрослых. Группы животных. Дикие и домашние животные. Птицы нашего двора. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений. Брейн-ринг «В мире животных». Агитбригада «Береги живое!». Экскурсия в музей, Проекты: «Красная книга», «Животные нашего края».
Мой дом (14 ч). Дом, где мы живем. Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Моя школа, мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». Комнатные растения. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе. Домашние животные, уход за ними. «Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моего города.
Проект: «Огород на окошке»
Обобщение (2 ч). Итоговый тест. Анкетирование. Поле чудес «Знатоки природы».
Тематическое планирование на 2017/2018 учебный год
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Примечание
план.
факт.
1.
Вводное занятие.
1
04.09
2.
Мы – жители планеты Земля.
1
07.09
3.
Что такое экология?
1
11.09
4.
Экология и мы.
1
14.09
5.
Солнце - источник тепла и света.
1
18.09
6, 7.
Вода, ее признаки и свойства
2
21.09
25.09
8, 9.
Экскурсия на водоём.
2
28.09
02.10
10.
Берегите воду!
1
05.10
11.
Воздух и здоровье человека
1
09.10
12, 13.
Почва. Состав и виды почвы.
2
12.10
16.10
14.
Охрана почвы.
1
19.10
15.
Погода, климат.
1
23.10
16, 17.
Предсказания погоды по народным признакам.
2
26.10
06.11
18, 19.
Времена года.
2
09.11
13.11
20.
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе.
1
16.11
21-24.
Проект: «Экологический календарь».
4
20.11
23.11
27.11
30.11
25, 26.
Экологические связи неживой и живой природы.
2
04.12
07.12
27.
Растение – живой организм.
1
11.12
28.
Вода и воздух в жизни растений.
1
14.12
29.
Разнообразие растений.
1
18.12
30.
Дикорастущие растения и культурные растения.
1
21.12
31,32.
Хвойные и лиственные растения.
2
25.12
28.12
33.
Охрана растений.
1
11.01
34.
Экологические памятки для детей и взрослых .
1
15.01
35, 36.
Группы животных.
2
18.01
22.01
37.
Дикие и домашние животные.
1
25.01
38, 39.
Экскурсия в городской краеведческий музей
2
29.01
01.02
40-43.
Проект «Животные нашего края»
4
05.02
08.02
12.02
16.02
44.
Птицы нашего двора.
1
26.02
45, 46.
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц».
2
01.03
05.03
47.
Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений.
1
12.03
48-50.
Проект «Красная книга»
3
15.03
19.03
22.03
51.
Брейн-ринг «В мире животных».
1
26.03
52.
Агитбригада «Береги живое!».
1
29.03
53.
Дом, где мы живем.
1
02.04
54.
Гигиена моего дома. Уборка квартиры.
1
05.04
55.
Моя школа, мой класс.
1
16.04
56.
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате».
19.04
57.
Комнатные растения.
1
23.04
58.
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».
1
26.04
59, 60.
Проект: «Огород на окошке»
2
30.04
03.05
61.
Посадка цветов на школьной клумбе.
1
07.05
62.
Домашние животные, уход за ними.
1
10.05
63.
«Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки.
1
14.05
64.
Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?