Данные методические рекомендации учебно-методического комплекта к дополнительной общеобразовательной программе дополнительного образования детей помогут педагогам и методистам дополнительного образования спланировать и создать свой учебно-методический комплект к дополнительной общеобразовательной программе по своему профилю и направленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей.
Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ, в соответствии с учебным планом.
После создания учебно-методический комплекс апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля учащихся, в него вносятся необходимые коррективы. Таким образом, учебно-методический комплекс постоянно совершенствуется.
Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:
предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеобразовательной программы;
предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих учащимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
обеспечивать межпредметные связи;
обеспечивать простоту использования для педагогов и учащихся.
Положение об учебно-методическом комплексе
дополнительной общеобразовательной программы
I. Общие положения
Учебно-методический комплекс (далее УМК) определяет единый порядок учебно-методического обеспечения образовательного процесса центра детского творчества.
УМК разрабатывается педагогами дополнительного образования по реализуемой ими общеобразовательной программе, в соответствии с учебным планом.
II. Структура учебно-методического комплекса
2.1. Дополнительная общеобразовательная программа является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. Дополнительная общеобразовательная программа оформляется в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программа дополнительного образования детей, утвержденными на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003 г.
2.2. УМК дополнительной общеобразовательной программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:
дополнительную общеобразовательную программу;
учебные пособия;
дидактические материалы;
методические материалы;
мониторинг по дополнительной общеобразовательной программе.
справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);
художественная литература;
научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
периодические издания;
видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);
электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам общеобразовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);
Содержание учебного пособия может быть:
в целом по дополнительной общеобразовательной программе;
по отдельным разделам дополнительной общеобразовательной программы;
по отдельным темам дополнительной общеобразовательной программы.
2.4. Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной общеобразовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:
раздаточный материал для учащихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).
2.5. Методические материалы по темам, занятиям дополнительной общеобразовательной программы должны содержать:
планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;
контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;
виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых учащимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ;
методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.
2.6. Мониторинг по дополнительной общеобразовательной программе позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам учащегося и отследить реальную степень соответствия того, что учащийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. При определении уровня освоения учащимся программы педагогу необходимо использовать 10-ти балльную систему оценки показателей качества результатов обучения.:
минимальный уровень – 1 балл,
средний уровень – от 2 до 5 баллов,
максимальный уровень – от 6 до 10 баллов.
Ввести эти показатели в таблицу – задача каждого педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих учащихся на том или ином этапе освоения программы.
№
п/п
Ф.И.
учащегося
Показатели
Итоговый (средний) балл
Теоретическая подготовка учащегося: а) теоретические знания; б) владение специальной терминологией
Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога; б) умение выступать перед аудиторией.
Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать рабочее (учебное) место; б) навыки соблюдения правил безопасности.
III. Контроль
Контроль за состоянием и разработкой УМК дополнительных общеобразовательных программ возлагается на руководителя структурного подразделения и проводится в рамках ежегодного смотра-конкурса учебных кабинетов.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и руководители структурных подразделений контролируют обеспеченность учебными, дидактическими материалами учащихся по соответствующим дополнительным общеобразовательным программам.
Методический совет МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара осуществляет общий контроль наличия УМК реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.
Данное положение обсуждается на научно-методическом совете, принимается на педагогическом совете МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара.
Срок действия данного положения не ограничен.
Оценочный лист учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы
Оценивание каждого показателя осуществляется по четырехбалльной системе:
0 – отсутствие материалов для оценивания; 1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям; 2 – материалы в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям; 3 – материалы на 90% соответствуют предъявляемым требованиям; 4 – материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям.
Максимальное количество баллов – 20 баллов.
№
п/п
Показатели
Баллы
1.
Наличие дополнительной общеобразовательной программы, оформленной в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей:
2.
Учебные пособия:
– справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);
– художественная литература;
– научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
– периодические издания;
– видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
– аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);
– электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам общеобразовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);
3.
Дидактические материалы:
раздаточный материал для учащихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).
4.
Методические материалы:
– планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;
– контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;
– виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых учащимися по итогам освоения темы, раздела программы и критерии оценки выполнения данных работ;
– методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.
5.
Мониторинг по дополнительной общеобразовательной программе (наличие и своевременное заполнение ведомости)