Просмотр содержимого документа
«Планирование занятий внеурочной деятельности»
Пояснительная записка.
Актуальность курса
Высокая суммарная нагрузка учащихся школ требует постоянного контроля за состоянием здоровья детей и организации мероприятий, способствующих улучшению жизнедеятельности различных органов и систем их организма. Одной из главных задач школы является сохранение здоровья учащихся, поэтому педагогический коллектив начальной школы применяет в своей работе здоровьесберегающие технологии. На современном этапе развития школы недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только уроками физической культуры.
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и общего режима дня учащихся является спортивно – оздоровительная деятельность – урочная и внеурочная. На уроках используются различные физкультминутки, направленные на снятие у детей статического напряжения, физкультурные минутки для глаз, для пальцев рук. Организованы динамические перемены и паузы, введен курс внеурочной деятельности «Подвижные игры».
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка младшего школьного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком своего жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений, самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у младших школьников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему важен оптимальный режим двигательной активности в игровых упражнениях и подвижных играх.
Основными задачами спортивно – оздоровительной деятельности в школе являются:
мотивирование школьников к участию в спортивно – оздоровительной деятельности;
укрепление здоровья детей и обеспечение правильного физического развития;
успешное развитие двигательных качеств;
содействие высокому уровню умственной и физической работоспособности;
воспитание морально-волевых качеств.
Курс «Подвижные игры» введён в режим обучающихся начальной школы, с целью отдыха учащихся после нескольких уроков и «зарядки» для последующей учебной деятельности.
Задачи курса:
разрядка умственного напряжения учащихся;
противодействие развитию чрезмерного утомления;
обеспечение эффективного отдыха;
повышение работоспособности школьников;
укрепление здоровья;
совершенствование физического развития и двигательной подготовленности;
обогащение детей знаниями в области оздоровления;
обогащение детей знаниями подвижных игр и эстафет;
формирование умения организованно играть в коллективе сверстников;
воспитание интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях спортом.
Структура курса
Одной из форм организации курса можно выделить три условные части.
1-я часть – подготовительная (5 – 7 минут). Её содержание: построение, организационные указания учителя, ходьба и медленный бег по площадке в колонне по одному, общеразвивающие упражнения либо во время ходьбы, либо в игре.
2-я часть – основная (для активного отдыха детей). Она состоит из общих для всего класса подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений и самостоятельных спортивных игр.
3-я часть – заключительная (5 – 7минут) направлена на организованное окончание активного отдыха детей. В неё входит спокойная ходьба по площадке или несколько упражнений на внимание с тем, чтобы привести организм детей в относительно спокойное состояние, при котором возможна эффективная последующая учебная деятельность.
Для активного отдыха необходим спортивный инвентарь. Без него занятия не достигают нужного эффекта, а самостоятельные игры и развлечения невозможны.
Подвижные игры во время проведения занятий и прогулок сгруппированы по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения.
Игры, преимущественно с бегом «У медведя во бору», «Салки обыкновенные», « Вызов номеров», «Белые медведи», «День и ночь», «К своим флажкам».
Игры, преимущественно с прыжками: «С кочки на кочку», «Попрыгунчики-воробушки», «Кто обгонит?», «Удочка», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Салки», «Эстафета линейная с прыжками», эстафета «Верёвочка под ногами».
Игры, преимущественно с бросанием, передачей и ловлей мяча: «Передача мяча в колоннах», «Охотники и утки», «Ящерица», «Мяч среднему», «Не дай мяча водящему», «Мячом в цель», «Защита укрепления», «Подвижная цель», «Кто дальше бросит», «Передача мячей в шеренгах», «Увёртывайся от мяча» и др.
Игры, преимущественно с построением и перестроением: «Перемена мест», «Шишки, жёлуди, орехи», «У ребят порядок строгий», «Музыкальные змейки».
Подвижные игры для использования во время прогулок в зимний период учебного года:
Игры со снегом: «Защита укрепления», «Не наступи на снежный ком», «Лучший строитель», «Снайперы».
Игры на санках, лыжах, коньках: «Снежком по мячу», «Эстафета на санках», «Кто дальше», «Спуск с горы (на санках)», «Быстрый лыжник», «Пустое место», «Пятнашки простые», «Спустись со склона».
Подвижные игры малой и средней интенсивности для использования в помещении (во время дождя или сильного мороза): «Два сигнала», «Найди предмет», «Бой петухов», «У кого мяч?», «Туннель», «Не урони палку», «Товарищ командир», «Что изменилось», «Руки соседа».
Содержание курса «Подвижные игры»
Курс может быть очень разнообразным, и построен на принципе доступности возрастным особенностям и возможностям младших школьников. К доступным можно отнести следующие виды движений:
ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на носках и пятках;
бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой и т.д.;
прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через скакалку; обруч и т.д.;
бросание и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах, метание мячей на дальность;
лазанье: перелезание, подлезание, пролезание через обручи, лестницы и т.д.;
висы, упоры на детских перекладинах, заборчиках и других конструкциях;
упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами;
упражнения с предметами: с мячами, с обручами, с кеглями и т.д.;
подвижные игры с построениями и перестроениями, с общеразвивающими упражнениями, с бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий;
эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижением на санках, лыжах.
Содержание курса, включающее естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения согласуется с учебным материалом программы по физической культуре для первых классов, дополняет его и способствует лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт и в целом совершенствует моторное развитие младших школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Подвижные игры»
Универсальными компетенциями учащихся являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса «Подвижные игры» являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания курса «Подвижные игры» являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха.
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания курса «Подвижные игры» являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием подвижных игр, соревнований;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры иэлементы соревнований, осуществлять их объективное судейство:
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
выполнять различные действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ урока
Раздел. Тема.
Количество часов
Дата
проведения
Игры осеннего периода
11
1
Разминка.
«Слушай сигнал», «Перебрось - поймай!», «Совушка»
1
2
Разминка.
«Перебрось - поймай!», «У медведя во бору», «Пингвины», «Точно в круг»
1
3
Разминка.
«Передал – садись», «Пробеги не задень», «Совушка»
1
4
Разминка.
«Воробышки и кошка», «С кочки на кочку», «Мяч о стенку»
1
5
Разминка.
«Салки», «Пролезь – не задень!», «Мяч водящему», «Перелёт
птиц»
1
6
Разминка.
«Слушай сигнал», «Перебрось - поймай!», «У медведя во бору»
1
7
Разминка.
«Пробеги не задень», «Салки», «Затейники», «Подбрось - поймай»
1
8
Разминка.
«Гуси - лебеди», «Успей выбежать», «Совушка», «Кто быстрее до кегли»
1
9
Разминка.
«Летает не летает», «Гуси - лебеди», «Успей выбежать».
1
10
Разминка.
Игры «Переноска мячей», «Хитрая лиса», эстафета «Переноска мячей»
1
11
Разминка.
«Медвежата», «Затейники», «С кочки на кочку»
1
Игры зимнего периода
11
12
Разминка.
Игры «Мяч в воздухе», «Воробышки и кошки», «Кто дальше бросит», эстафета «Пройди - не упади»
1
13
Разминка.
«Меткие стрелки», «Охотники и зайцы», «Пройдём по мосточку»
1
14
Разминка.
«Белые медведи», «Кто дальше», «Точно в цель», «Забей шайбу»
1
15
Разминка.
«Кто быстрее!» (на санках), «Охотники и зайцы»
1
16
Разминка.
«Снежная карусель», «Быстрый лыжник», «Летает не летает», «Хоккей»
1
17
Разминка.
«Хоккей», « С льдины на льдину», «Снежком по мячу»
1
18
Разминка.
«Снежная карусель», «Быстрый лыжник», «Летает не летает», «Хоккей»
1
19
Разминка.
«Снайперы», «Затейники», эстафета «Кто быстрее до снеговика»
1
20
Разминка.
Эстафета «Гонки на санках», игра «Два мороза», «Воробышки и кошка»
1
21
Разминка.
«Кто быстрее!» (на санках), «Охотники и зайцы»
1
22
Разминка.
«Снайперы», «Затейники», эстафета «Кто быстрее до снеговика»
1
Подвижные игры весеннего периода
11
23
Разминка.
«У кого мяч?», «Перебрось – поймай!», «Пингвины»
1
24
Разминка.
Эстафета «Передай мяч», игры «Слушай сигнал», «Гуси-лебеди», «Паук и мухи»
1
25
Разминка.
«Салки», «Паук и мухи», «Точно в цель», «Гуси-лебеди»
1
26
Разминка.
«Море волнуется», «Охотники и утки», «Совушка», «Мяч о стенку»
1
27
Разминка.
«Слушай сигнал», «Перебрось - поймай!», «У медведя во бору»
1
28
Разминка.
«Пробеги не задень», «Салки», «Затейники», «Подбрось - поймай»
1
29
Разминка.
Игры «Переноска мячей», «Хитрая лиса», эстафета «Переноска мячей»
1
30
Разминка.
«Медвежата», «Затейники», «С кочки на кочку»
1
31
Разминка.
«Мяч соседу», «Зайцы в огороде», «Догони обруч», «Море волнуется»
1
32
Разминка.
«Зайцы в огороде», «Мяч в кругу», «Салки с мячом», «Лягушки на болоте»
1
33
Разминка.
Эстафета «Передай мяч»
1
Итого
33
Календарно-тематическое планирование.
2 класс
№ урока
Раздел. Тема.
Количество часов
Дата
проведения
Игры осеннего периода
22
1-2
Разминка.
«У кого мяч?», «Перебрось – поймай!», «Пингвины»
2
3-4
Разминка.
Эстафета «Передай мяч», игры «Слушай сигнал», «Гуси-лебеди», «Паук и мухи»
2
5-6
Разминка.
«Салки», «Паук и мухи», «Точно в цель», «Гуси-лебеди»
2
7-8
Разминка.
«Море волнуется», «Охотники и утки», «Совушка», «Мяч о стенку»
2
9-10
Разминка.
«Слушай сигнал», «Перебрось - поймай!», «У медведя во бору»
2
11-12
Разминка.
«Пробеги не задень», «Салки», «Затейники», «Подбрось - поймай»
2
13-14
Разминка.
Игры «Переноска мячей», «Хитрая лиса», эстафета «Переноска мячей»
2
15-16
Разминка.
«Медвежата», «Затейники», «С кочки на кочку»
2
17-18
Разминка.
«Мяч соседу», «Зайцы в огороде», «Догони обруч», «Море волнуется»
2
19-20
Разминка.
«Зайцы в огороде», «Мяч в кругу», «Салки с мячом», «Лягушки на болоте»
2
21-22
Разминка.
Эстафета «Передай мяч»
2
Игры зимнего периода
22
23-24
Разминка.
Игры «Мяч в воздухе», «Воробышки и кошки», «Кто дальше бросит», эстафета «Пройди - не упади»
2
25-26
Разминка.
«Меткие стрелки», «Охотники и зайцы», «Пройдём по мосточку»
2
27-28
Разминка.
«Белые медведи», «Кто дальше», «Точно в цель», «Забей шайбу»
2
29-30
Разминка.
«Кто быстрее!» (на санках), «Охотники и зайцы»
2
31-32
Разминка.
«Снежная карусель», «Быстрый лыжник», «Летает не летает», «Хоккей»
2
33-34
Разминка.
«Хоккей», « С льдины на льдину», «Снежком по мячу»
2
35-36
Разминка.
«Снежная карусель», «Быстрый лыжник», «Летает не летает», «Хоккей»
2
37-38
Разминка.
«Снайперы», «Затейники», эстафета «Кто быстрее до снеговика»
2
39-40
Разминка.
Эстафета «Гонки на санках», игра «Два мороза», «Воробышки и кошка»
2
41-42
Разминка.
«Кто быстрее!» (на санках), «Охотники и зайцы»
2
43-44
Разминка.
«Снайперы», «Затейники», эстафета «Кто быстрее до снеговика»
2
Подвижные игры весеннего периода
24
45-46
Разминка.
«Слушай сигнал», «Перебрось - поймай!», «Совушка»
2
47-48
Разминка.
«Перебрось - поймай!», «У медведя во бору», «Пингвины», «Точно в круг»
2
49-50
Разминка.
«Передал – садись», «Пробеги не задень», «Совушка»
2
51-52
Разминка.
«Воробышки и кошка», «С кочки на кочку», «Мяч о стенку»
2
53-54
Разминка.
«Салки», «Пролезь – не задень!», «Мяч водящему», «Перелёт
птиц»
2
55-56
Разминка.
«Слушай сигнал», «Перебрось - поймай!», «У медведя во бору»
2
57-58
Разминка.
«Пробеги не задень», «Салки», «Затейники», «Подбрось - поймай»
2
59-60
Разминка.
«Гуси - лебеди», «Успей выбежать», «Совушка», «Кто быстрее до кегли»
2
61-62
Разминка.
«Летает не летает», «Гуси - лебеди», «Успей выбежать».
2
63-64
Разминка.
Игры «Переноска мячей», «Хитрая лиса», эстафета «Переноска мячей»