В данной разработке представлено планирование занятий внеурочной деятельности для 5 классов по программе "Мой выбор", направленной на профилактикку вредных привычек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Мой выбор»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
муниципального образования города Братска
Программа внеурочной деятельности
«Мой выбор»
для учащихся 5-х классов
Составила: Социальный педагог
МБОУ «СОШ № 3»Т.Г. Побойкина
.
г. Братск, 2015
Содержание
Введение в программу
План проведения занятий по программе
Материально-техническое обеспечение
Перечень методов, название педагогической технологии
Описание способов анализа
Список использованной литературы
Приложения.
Введение
Данная программа, предназначена для учащихся 5-х классов, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного при содействии Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Стремление вести здоровый образ жизни и воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения.
Несмотря на усилия взрослых (медиков, юристов, педагогов, родителей) число детей и подростков, использующих одурманивающие вещества, продолжает расти. Снижается возраст первой пробы наркотиков или токсикоманических веществ. Среди тех, кто имеет опыт употребления наркотиков, все больше оказывается девочек. Если раньше считалось, что риск приобщения к наркотизации реален лишь для так называемых трудных подростков, то сегодня проблема приобретает другой характер – наркотики распространяются и в группах подростков, не доставляющих хлопот учителям и родителям, воспитывающихся во вполне благополучных семьях.
Все наркогенные вещества (алкоголь, никотин, наркотические, токсикоманические вещества), несмотря на разнообразие, кажущиеся различия, обладают биохимическим сходством, а именно: способности воздействовать на определенные зоны головного мозга, ответственные за возникновение у человека приятных ощущений. Состояние эйфории имеет для организма большое значение. Ощущение приятного служит показателем того, что с помощью определенного фактора внешнего мира можно реализовать ту или иную потребность. Изначально это служит своеобразным подкреплением. Типичное заблуждение. С ним не всегда может справиться взрослый, не говоря уже о подростках. Поэтому школа и семья должны помочь детям и молодым людям различить за розовой дымкой эйфорических ощущений черный призрак болезни.
Как это сделать, если в силу занятости взрослых, дети предоставлены сами себе, лишены родительского внимания и заботы. Часто чувствуют себя непонятыми, отверженными. Подростки, живущие в ситуации затяжных конфликтов, вынуждены самостоятельно решать проблему социальной адаптации. Ищут ответы на волнующие их вопросы, поддержку и понимание на улице. Возникшие комплексы уничтожают с помощью психоактивных веществ, высказывая желания «стать своим в компании», «выглядеть взрослыми», «испытать новые ощущения», «расслабиться». Результаты опросов показывают, что современные школьники хорошо осведомлены, что «пить, курить – здоровью вредить». Однако это не только не пугает их, но и, наоборот, подстегивает любопытство, толкает их на опасные эксперименты с одурманивающими веществами.
Известный польский психотерапевт Марек Котаньский утверждал, что «наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующимся окружающими». В этом утверждении и состоит актуальность темы педагогической и семейной профилактики наркотизма в школе.
Цель: вытеснить за счет средств воспитания и обучения из сферы интересов детей и подростков форм активности, связанных с употреблением наркогенных веществ, сформировать у детей навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки.
Для более успешного достижения цели профилактики употребления психоактивных веществ, я ознакомилась с программой А.Г.Макеевой «Все цвета, кроме черного». Суть ее не в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ. Важно развить у учащихся представление о том, как они могут сделать свою жизнь интересной и увлекательной. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, учащиеся могут проявить свои творческие, организационные способности.
Применив «Все цвета, кроме черного» на практике, мне стало ясно, что работа системная и строится по принципу спирали: каждое следующее занятие углубляло, расширяло и дополняло те знания и навыки, которые дети получили на предыдущем занятии. Важно было привить ребенку навыки обсуждения и анализа проблемы, выбора линии поведения. Каждая ситуация была «проиграна» с одноклассниками. Предлагались различные задания на закрепление формул общения в новых для ребенка ситуациях. Коллективная работа в классе предполагает широкое использование вариантов игр: ролевая, сюжетно-ролевая, образно-ролевая, тренинговые игры. Использованы также дискуссионные формы и метод проектной деятельности. Эти занятия можно применить, как классные часы в разделе «Мы – за здоровый образ жизни!». У каждого учащегося есть тетради, с помощью которых они работают на классных часах.
Таким образом, школьник является не просто слушателем, воспринимающим готовую информацию, он активно участвует в обсуждении, анализе, оценке представленных норм, поведенческих схем, формирует свое собственное отношение к этим проблемам.
В пятом классе реализуются воспитательные и образовательные задачи. Расширение знаний о правилах здорового образа жизни, формирование самооценки, развитие коммуникативных навыков.
Для успешного достижения цели, были поставлены следующиезадачи:
- создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- формирование познавательных интересов представления о том, как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, не прибегая к ПАВ;
- получение новых знаний, укрепление веры ребенка в свои силы, возможности, его способность преодолеть возникающие трудности;
- формирование способностей эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
- развитие личностных ресурсов детей и подростков за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей, повышающих их устойчивость к наркогенному соблазну.
Для эффективности решения поставленных задач используется поддержка родителей. Перед началом работы они знакомятся с содержанием программы. Им разъясняются цели и задачи занятий: нужно понимать, что профилактическая работа потребует от взрослых отказа от собственных вредных привычек, заставит их более внимательно относиться и к собственному здоровью. Ведь самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка – воспитание личным примером. Родители помогают детям работать в тетрадях дома, что повлияет на просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
План проведения занятий
Количество часов
Название занятий
Содержание деятельности
1 час
4 часа
6 часов
4 часа
6 часов
6 часов
5 часов
3 часа
1 занятие «Узнаем друг друга»
2занятие «Жизнь по часам!»
3 занятие «Внимание как психическая функция человека»
4 занятие «Возможности нашей памяти»
5 занятие «Homosapiensе - человек разумный»
6 занятие «Какой ты человек»
7 занятие «Что я знаю о себе».
8 занятие «Итоговое»
Ознакомление учащихся с содержанием и планом курса. Обсуждение форм и методов работы на занятиях. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете.
Цель:развивать представления подростков о роли режима дня в жизни человека (его влиянии на здоровье, возможности реализовывать намеченное).
Задачи:формирование навыков оценки собственного режима дня с точки зрения его влияния на здоровье; формировать навык планирования собственного режима дня с учетом особенностей своей учебной, внеучебной нагрузки, занятости дома.
Цель: расширить представление подростков о роли внимания для успешной учебы.
Задачи:выявление способностей оценивать собственную внимательность: развитие представления о негативном влиянии психоактивных веществ на характеристики внимания; освоение навыков развития внимательности.
Цель: развить представления подростков о роли памяти для успешной деятельности человека.
Задачи:учить анализировать уровень развития различных видов собственной памяти, оценивать личностные особенности памяти; развить представлений о негативных последствиях употребления психоактивных веществ для
характеристик памяти.
Цель:развить представления подростков о роли мышления, познавательной деятельности в жизни человека.
Задачи: формирование навыков эффективной организации учебной деятельности; закрепить представления о негативном влиянии наркотизации на интеллектуальные способности человека.
Цель:развить представления подростков о том, как
формируется характер, об особенностях своего характера.
Задачи:развитие умения адекватно оценивать собственные поступки и поступки окружающих; формировать у подростков понятия ответственности за свое будущее, объяснить, что
характер - результат его работы над собой.
Цель: сформировать у подростков адекватной самооценки.
Задачи: развитие представления о роли личной активности человека в достижении желаемого, личной ответственности за происходящее с ним; развить стремление к самосовершенствованию.
Итоги работы в течение года. Учащиеся с помощью учителя обобщают все, что они узнали о себе, своих психофизиологических особенностях и личных качествах, и заносят все сведения в сводную таблицу.
2. Художественное или графическое оформление: тетради
3.Технические средства и мультимедийное сопровождение:компьютер, проектор для демонстрации презентации,музыкальные диски
Методы и технологии, применяемые в программе
В разработке использованы лекции, самостоятельные работы, практические работы, проектная деятельность, тренинги, тестирование, коллективно-творческие дела, деловые игры, релаксация.
Описание способов анализа, рефлексия итогов
Несмотря на то, что занятия программы напрямую не рассказывают о наркотиках, их классификации, о свойствах табака и алкоголя, ребята, учась понимать себя, окружающих, владеть жизненной ситуацией, противостоять напору со стороны негативного влияния и так далее, уже смогут адекватно подойти к этой проблеме, зная, что важнее всего – здоровье, как собственное, так и окружающих.
Последние исследования психологов и социологов доказали, что дети, приобщенные к наркотикам, испытывают трудности межличностного общения, чувствуют себя неуверенно и одиноко. Поэтому я постаралась на занятиях научить детей позитивно относиться к себе (особенно если у ребенка низкая самооценка, если он не верит в себя) и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
Список используемой литературы
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками: Тренинг для педагогов. – М., 2004.
Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися 8-9 классов – М., 2004.
Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7-8 классов – М., 2004.
Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. – М., 1999.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 5-е изд. – М., 1999.
Приложения
Приложение 1
Энергизаторы
«Здравствуй друг!»: дети становятся в круг, и каждый по очереди произносит фразу: «Здравствуй, друг! Как ты тут? Я так ждал, ты пришел. Хорошо!»
«Поход»: взять коробки большие, пустые (6шт.) ребенок ставит одну ногу, в эту же коробку ставит ногу одноклассник. Надо пройти паровозиком определенное расстояние.
Сказка. Инсценировать «Волк и семеро козлят»: Раздать карточки с ролями «Коза», «Козлята» и «Волк». Говорят о своей роли только «Козлята». «Волку» и «Маме» надо так попроситься в дом, чтобы козлята поверили в правдивость сказанного. «Козлятам» важно не ошибиться, и домой пустить «Маму».
«Мое настроение»: дети становятся в круг, и каждый по очереди передает мяч, называя цвет своего настроения.
«Наша планета»: перекатывать мяч из рук в руки. «Я не могу без своей планеты. Ее надо передавать бережно. Вернуть первому, кто начал игру».
«Прогулка на ипподром»: идем по асфальту (грудь), затем идем по болоту (щеки), по песку (ладошки), по тропинке (ногами).
«Фруктовый салат»: дети делятся на различные фрукты и «смешиваются». Как только я произнесу цифру «три» все фрукты сортируются.
«Телеграф»: руки сцепить за спиной, взявши соседа. Легким нажатием рук, передать «информацию» другому со словами: «Я передаю телеграмму…». Передать надо незаметно.
«Пианино» - кладутся руки на колени соседу. По очереди поднимаются руки с колен. Важно: не перепутать очередность рук.
«Прогулка»: идем по мокрому асфальту (топаем), затем идем по листьям (шуршим ладонями), по лужам (хлопаем по коленям), подул ветер (теребим волосы), пошел дождь (хлопаем в ладоши), убегаем от дождя – по лужам, по листьям, по асфальту. Забежали домой (сложить руки домиком).
Приветствие на острове «Чунга-чанга»: это очень просто. Всем нужно повернуться друг к другу. Вот так. (Встает напротив кого-нибудь). Теперь смотрите внимательно и повторяйте за нами.
Раз, два, три! (Хлопают ладонями по своим коленям).
Посмотри! (Качают головой из стороны в сторону).
Я – хороший! (Каждый гладит себя рукой по голове).
Ты – хороший! (Гладит соседа по голове).
Вместе хлопаем в ладоши! (Хлопают по ладоням соседа).
Правда, здорово? Давайте повторим еще раз.
«Испуганный Ежик»: Решить, кто из присутствующих будет ежиком, которого сильно напугала собака. Ежик свернулся в клубок, выставил иголки и шипит на любого, кто к нему приближается.задача участников – успокоить Ежика при помощи слов, прикосновений, так, чтобы он поверил и спрятал иголки.
«Это я, это я, это все мои друзья…»:
Ребята должны отвечать после каждой строчки.
- Кто сегодня рано встал?
Умываться побежал?
Причесаться не забыл?
И уроки не учил?
Кто пришел на день рожденье?
Кто так любит есть варенье?
Кто умеет здесь считать?
А кто любит и поспать?
Любит громко покричать?
Или тихо поворчать?
Кто послушный в мире самый?
Никогда не спорит с мамой?
Кто готов сейчас играть?
И себя нарисовать?
«Титаник»: Ребята делятся на четыре команды: «Красное-Черное-Белое-Серое». Становятся на бумагу, через секунды бумага постепенно рвется. Остается маленький клочок, на котором необходимо удержаться всей командой. Самые выносливые – выигрывают.
«Рассказ по кругу»: Первый начинает, следующий продолжает. Заканчиваем на позитивной ноте. Тему выбираем любую. Каждый учащийся добавляет к рассказу по одному предложению.
«Снежный ком»: по кругу каждый называет свое имя и все имена, уже названные перед ним. Можно к имени добавить что-нибудь о себе, например: мое увлечение, хобби.
«Атомы и молекулы»: Вы – одинокие атомы. Начинаете хаотическое движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом – будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулы. Число атомов в которых я назову.
«Групповой рисунок»: для выполнения этого упражнения на взаимодействие детям выдается большой лист ватмана и фломастеры и предлагается сделать совместный рисунок. Они должны сами решить, что это будет за рисунок, и распределить между собой роли в процессе его создания.
«Встреча»: группа становится в круг. Все по очереди представляются и делают при этом какое-либо движение, жест. Принимают ту или иную позу, стараясь продемонстрировать свое настроение в данный момент. При этом тот, кто представляется, делает шаг вперед. После каждого представления вся группа повторяет произнесенное имя с той же интонацией и тем же движением.
«Знакомство»: - назвать имена по кругу; - называем имена, добавляя прилагательное, характеризующее участника. Прилагательное должно начинаться на начальную букву имени назовите себя так, как вы бы хотели, чтобы называли вас окружающие.
«Представь соседа по паре»: рассказать что-нибудь интересное о своем соседе.
«Поиск общего в паре (четверке, восьмерке)»: разделить участников по парам. За одну минуту они должны найти общий признак.
«Перемена местами»: участники становятся в круг, ведущий – в центре. По команде ведущего все участники меняются местами по любому признаку («поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы» (сережки, джинсы, кеды и т.д.)). В момент перемены, ведущий старается занять свободное место. Кто из участников остается вне круга, становится ведущим и говорит: «Я – не тормоз!». Участники отвечают: «А мы знаем…».
«Порви листочек»: ребята держат в руках лист бумаги формата А4. С закрытыми глазами они сворачивают лист пополам, затем еще пополам, еще и еще раз, пока лист не станет малых размеров. Затем участники делают надрывы в правом углу листа и левом. После открывают глаза и каждый видит свое «искусство». Вывод: у каждого ребенка узоры разные, значит: несмотря на то, что мы делаем одинаковые вещи, результат у каждого может быть разным.
«Беседа»: разделить группу на две команды «Васильки и Лютики. Образуем два круга: один – внешний, другой – внутренний. По команде ведущего (хлопок) Лютики начинают беседу с Васильками. Звучит очередной хлопок, Лютики делают шаг вправо и продолжают беседу. Так до тех пор, пока все участники не пройдут «круг общения».
«Обидные фразы»: написать на бумаге фразу, которой вас очень сильно обидели, сложить и положить ведущему в корзинку (сумку, пакет и т.д.). Ведущий перемешивает и обходит круг заново, раздавая наугад свернутые обидные фразы. Ребята обсуждают случайно попавшиеся фразы, анализируют: как бы они вели себя, если бы услышали такую фразу в свой адрес. Затем бумажки собираются и сжигаются (рвутся, выбрасываются).
«Овощной салат»: ребят делят на огурцы, помидоры, морковь, свеклу, капусту, перец… Водящий – ложка. Он «перемешивает салат»: «Я хочу салат из.., и произносит те овощи из которых он хочет сделать салат. Все овощи перемешиваются, меняясь местами. Свободное место старается занять и «ложка». Кто не успевает занять свободное место, становится в центр (ложка) и говорит: «Я – не тормоз». Все отвечают: «А мы знаем».
«Комплимент»: Делим детей за Зайчиков и Белочек. Создаем два круга: внешний и внутренний. Зайчики начинают говорить Белочкам комплименты. Белочек отвечают: «Спасибо. А я еще и…». По хлопку ведущего Зайчики делают шаг вправо и продолжают говорить комплимент другой Белочки. Игра продолжается пока все участники не сделают полный круг.
«Странный город»: здесь живут веселые, счастливые, любящие друг друга люди. Но в этом городе есть одна странность: каждый вечер они выходят гулять на площадь. Там есть часы. Когда они бьют один раз, все жители собираются по двое, два – по трое, три – вчетвером и т.д.
«Общение в парах». Ребят делят на пары. Они по команде ведущего начинают общаться. Сначала беседа ведется сидя, затем стоя, спиной друг к другу, на расстоянии одного шага, двух шагов, вплотную друг к другу, один спиной, другой – лицом. Анализируем, когда удобней было общаться.
«Общий рисунок»: ребятам раздаются листы формата А4. Делят группу на пары. Оба участника держась рукой за один карандаш, создают рисунок. Делают это не договариваясь друг с другом. Анализируется, что было легче: управлять или подчиняться.