Просмотр содержимого документа
«Планирование по учебному курсу Сенсорное развитие.»
Пояснительная записка по курсу «Сенсорное развитие».
Примерная адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
В учебном плане коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» представлены с расчетом 1 час в неделю, 34 часа в год. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Задачи программы:
1) Развитие и коррекция зрительного восприятия;
2) Развитие и коррекция слухового восприятия;
3) Развитие и коррекция кинестетического восприятия;
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей.
Предметные результаты освоения программы
Возможные результаты освоения программы по сенсорному развитию:
Класс
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Электронные учебно-методические материалы
8класс
Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2023-2024 учебный год.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Содержание программы
Содержание предмета «сенсорное развитие» включает следующие разделы: «зрительное восприятие», «слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие».
1 Зрительное восприятие
Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом. Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.
2 Слуховое восприятие
Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения) Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука Формирование умения соотносить звук с его источником Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты
3 Кинестетическое восприятие.
Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела Формирование адекватной реакции на положение тела Формирование адекватной реакции на изменение положения тела Формирование адекватной реакции на положение частей тела Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей Формирование умения различать свойства материалов
4 Восприятие запаха.
Формирование адекватной реакции на запахи Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.
Методическая литература для учителя:
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ
Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Оборудование:
- Магнитная доска, набор букв на магнитах.
- Образцы письменных букв.
- Касса букв и слогов.
- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Сенсорное развитие»
№
Тема
Кол-во час
Дата
Планируемые результаты
Электронные учебно-методические материалы
Мониторинг
Предметные
Личностные
1 четверть ч.
1
Обследование ребенка
Развитие и коррекция зрительного восприятия
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
http://умксипр.рф/
Текущий
контроль.
2
«Найди отличия»
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3
Найди игрушку.
Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов
Способность к осмыслению социального окружения.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
http://умксипр.рф/
Текущий
контроль.
4
Узнавание (различение ) цвета объектов
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
5
«Что перепутал художник?»
6
Различие цвета
.
Развитие и коррекция знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий
Овладение начальными навыками адаптации.
http://умксипр.рф/
Текущий
контроль.
7
«Дай шарик, кубик»
Учить узнавать на ощупь предметы. Учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится»
Уметь выбирать знакомые игрушки без предъявления образца
Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
http://умксипр.рф/
http://умксипр.рф/
Текущий
контроль.
Текущий
контроль.
8
«Найди машинку»
9
Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый
Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
…
http://умксипр.рф/
Текущий
контроль.
1
2 четверть ч.
Формирование умения узнавать и различать цвет объектов(черный).
Развитие и коррекция знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий
Овладение начальными навыками адаптации.
http://умксипр.рф/
Текущий
контроль.
2
Формирование умения узнавать и различать цвет объектов(оранжевый).
Учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб.
Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.
.
http://умксипр.рф/
Текущий
контроль
3
Сбор геометрической игрушки
4
«Собери картинку»
Учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
http://умксипр.рф/
Текущий
контроль
5
Обобщающий урок.
Использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.