Номинация: «Организация досуга и внеклассной работы»
Название работы: Проект «Мое призвание»
Автор: учитель высшей квалификационной категории Еремина Людмила Роландовна
Место выполнения работы: МБОУ «СОШ №93» г. Новокузнецк, Кемеровской области
Педагогический проект « Мое призвание»
Цель проекта :
Вовлечение детей в допрофессиональную подготовку во внеурочное время, через сюжетно-ролевые игры, способствующие успешному вхождению младшего школьника в современную социокультурную среду.
Задачи:
· познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
· формировать конкретно - наглядные представления о существенных сторонах профессии;
· развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;
· воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Мое призвание"»
Номинация: «Организация досуга и внеклассной работы»
Название работы: Проект «Мое призвание»
Автор: учитель высшей квалификационной категории Еремина Людмила Роландовна
Место выполнения работы: МБОУ «СОШ №93» г. Новокузнецк, Кемеровской области
Педагогический проект « Мое призвание»
Цель проекта :
Вовлечение детей в допрофессиональную подготовку во внеурочное время, через сюжетно-ролевые игры, способствующие успешному вхождению младшего школьника в современную социокультурную среду.
Задачи:
· познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
· формировать конкретно - наглядные представления о существенных сторонах профессии;
· развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;
· воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Актуальность проекта
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования является организация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачу разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования готовности к адаптации к меняющимся социальным условиям в жизни общества. Особо отмечается новая роль профессиональной ориентации. Введение новых стандартов образования уже на этапе начальной школы предоставит возможность наиболее полного изучения личности ребенка, развитие всех способностей и личных качеств, формированию начальных знаний профессиональной ориентации. Актуальность проблемы формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль представлений учащихся о профессиях и труде. Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучениена старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. Внеклассные мероприятия, посвященные формированию представлений о мире труда и профессий, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях и мире труда, поданная в доступных и интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Для младших школьников характерны восприимчивость, любознательность и эмоциональность. Они стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания. Взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.
Этапы реализации проекта
1 Подготовительный
Цель: подготовка методических материалов для реализации проекта.
Задачи:
- разработка программы «Мое призвание», учебно-тематического плана, дидактического обеспечения занятий;
- подготовка материалов и оборудования, инструментов, необходимых для реализации программы;
- согласование содержания и форм образовательной деятельности с лицами, задействованными в реализации проекта.
2 Организационно-исполнительский
Цель: апробация программы
Задачи:
- реализация программы - «Мое призвание» разработка картыразвития младших школьников для фиксации уровня развития профессиональных интересов и первичных профессиональных умений школьников, определения динамики этих изменений.
- осуществление мониторинга профессиональных интересов и первичных умений школьника, определения динамики этих изменений;
- разработка критериев, позволяющих оценивать результативность реализациипрограммы;
- разработка методических материалов к занятиям.
3 Обобщающий
Цель: обобщение опыта работы по программе.
Задачи:
- обработка данных мониторинга эффективности реализации программы;
- обобщение и оформление опыта работы по программе;
- подготовка методических рекомендаций по реализации данной программы;
- подготовка материалов для публикации из опыта работы по программе.
Календарный план
1 класс
Занятия направлены на знакомство с отдельными профессиями; учащиеся узнают, какие есть профессии, через образы любимых героев формируют профессиональную мечту.
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Как трудятся россияне
1
2
Из истории ремесел
1
3
Я – гражданин. Право на труд
1
4
Профессии моих родителей
1
5
Экскурсия на предприятие, где работают родители
1
6
О какой профессии мечтаете вы.
1
7
Введение в мир профессий
1
8
Профессии в школе
1
9
«Он щедро учит нас всему». Профессия – учитель
1
10
Поиграем в школу. Учитель и ученик.
1
11
В чем состоит работа библиотекаря
1
12
Знакомство со школьной библиотекой
1
13
Я – библиотекарь. Книжная выставка в классе.
1
14
Кто создает книги? Писатель. Работники типографии
1
15
Раннее детство. Кто рядом с нами в детском саду
1
16
И в детском саду, и в школе, и в кафе... Профессия повара
1
17
Накрываем праздничный стол. Сервировка стола
1
18
Итоговое занятие. Я и моя будущая профессия
1
Календарный план
2 класс
Во 2 классе помимо углубления и расширения знаний о профессиях показывается значимость каждой профессии для общества; через сюжетно - ролевые игры оценивают себя и свои возможности, тем самым формируют свои потребности и мотивы.
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Дискуссия. Для чего нужно хорошо учиться в школе?
1
2
Моя коллекция, мои увлечения
1
3
Для чего человеку необходимо трудиться? Мир профессий
1
4
Кем может работать любитель математики. Профессия бухгалтера.
1
5
Кем может работать любитель литературы? Профессии писателя и журналиста
1
6
Мы – создатели детского журнала
1
7
Профессии любителей природы. Биолог, эколог
1
8
Селекционно-исследовательская деятельность
1
9
Вода. Работа на глубине, на самом дне. Профессия водолаза
1
10
Экскурсия на городское предприятие «Ирбис»
1
11
Кто любит краски и карандаши. Художники – люди творческие
1
12
Экскурсия в художественный музей города
1
13
Мы – художники. Создадим мир красоты вокруг нас
1
14
Кто может быть артистом
1
15
Театр кукол. Кто такие кукловоды
1
16
Артисты цирка. Дрессировщик, клоун, фокусник
1
17
Посещение цирка
1
18
Итоговое занятие. Я и моя будущая профессия
1
Календарный план
3 класс
В 3 - 4 классах представления о мире профессий расширяются, создаются условия для формирования коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности. Больше внимания уделяется прикладному содержанию учебных дисциплин, связанных со сферами человеческой деятельности, появляется возможность разрабатывать план своей деятельности на основе выявленных специальных способностей учащихся, способность к конструированию личного плана профессионального развития.
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Праздник «Дни наук в начальной школе»
1
2
Химия для малышей. Чем занимаются химики
1
3
Профессия – архитектор
1
4
Конструирование домов «Мой город в будущем»
1
5
Экскурсия по городу. Сооружения нашего города.
1
6
Кто строит города? От чертежа к проекту
1
7
«Слегка шуршат тугие шины, он нас по городу везет». Водитель
1
8
Виды транспорта. Инженер-конструктор
1
9
Кто обеспечивает нашу безопасность на дорогах города. Инспектор ГИБДД
1
10
46. Экскурсия в учебный класс ГИБДД
1
11
47. Есть такая профессия – Родину защищать. Военнослужащий
1
12
48. Праздник Защитника Отечества
1
13
49. А если вы заболели? Чуткое сердце врача
1
14
50. Разные болезни – разные врачи.
1
15
51. «У этой художницы не кисти и краски, а гребень и ножницы». Парикмахер
1
16
52. Кто помогает нам в быту. Слесарь, сапожник, электрик, портной
1
17
53. Экскурсия на предприятие, где работают родители
1
18
54. Итоговое занятие. Я и моя будущая профессия
1
Календарный план
4 класс
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Открытие дней наук. В какую профессию ведут нас знания
1
2
Менеджер. Умение работать с людьми
1
3
Мыслительные операции анализа и синтеза. Профессия – следователь
1
4
Участковый на страже порядка
1
5
МЧС. Опасные профессии – пожарный, спасатель
1
6
Экскурсия в пожарную часть города
1
7
Сфера обслуживания. Продавец, кассир
1
8
Кем можно работать жителям сельской местности. Механизатор, агроном
1
9
Профессия – фермер
1
10
Профессии неба. Летчик, стюардесса, космонавт
1
11
Профессии моря
1
12
Знакомство с профессиями СМИ
1
13
Мы – журналисты. Берем интервью у своих одноклассников
1
14
Мы – дизайнеры. Создание рекламы
1
15
Героическая профессия под землей – шахтер
1
16
Заводы и фабрики города. Кем я могу работать на заводе
1
17
Профессиональные учебные заведения нашего города
1
18
Итоговое занятие «Все работы хороши, выбирай на вкус»
1
Литература
1. Антоненко, А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С. 48-59.
2. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.
3. Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст]/А.И. Кочетов. – Минск, 1984. – 160 с.
4. Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст]/ Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. - № 5. – С. 33 – 37.
5. Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: Тезисы Всерос. науч. – практ. конф. – Кемерово: ОблИУУ, 2001. – 289 с.
6. Тамбовкина, Т.В. Мир профессий [Текст]/Т.В. Тамбовкина// Начальная школа. – 1999. -№ 21. – С. 12-13
7. Яковлева, С.В. Мир профессий [Текст]/С.В. Яковлева// Начальная школа. – 1998. -№ 29. – С. 12-13