Просмотр содержимого документа
««Я и моя семья в мире чтения»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №74 «Семицветик»
Педагогический проект
«Я и моя семья в мире чтения»
Работа воспитателя
высшей квалификационной категории
Романовой Татьяны Петровны
г. Березники - 2016
Читательский слоган
Читайте, завидуйте – я читатель.
Чтение развивает мышление.
Без книг жизнь скучна.
Ни одного дня без прочитанной книги!
Чтение книг – украшение нашей жизни.
Чтение – это движение мысли, стремление быть лучше.
Чтение – это удивительный мир.
Книга в семье – стол мысли, а
за стол приглашается каждый.
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь –
в годы отрочества душа подростка будет пустой,
на свет божий выползает,
как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.
В.А. Сухомлинский
Педагогический проект «Я и моя семья в мире чтения»
Первые шаги в жизни человека. Первые шаги в мире книги. Первые – значит важные.
Станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни – это зависит от нас. Ребёнка надо приучать к чтению книги с детства. Это важный процесс приобщения ребёнка к миру художественного слова, формирования будущего читателя, пытливого, умного, рассудительного. Компьютер не должен заменять книгу, но не следует и забывать, что в современном мире они существуют параллельно
Чтение - это особый мир, в котором ребёнок должен иметь любимую книгу, должен уметь читать, внимательно слушать, воспринимать услышанное, думать, отвечать на вопросы, задумываться над такими вопросами, как:
- Почему эта книга мне понравилась? Почему хочется постоянно её перечитывать?
- Кто из героев вас удивил, порадовал, огорчил?
- О чём говорится в этой книге?
- Какой эпизод запомнился? Почему?
От подбора литературы тоже многое зависит. Детская литература должна оставаться детской.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет
- формировать духовно-нравственную культуру детей;
- формировать познавательно – речевое развитие воспитанников;
- понять родителям глубже своего ребенка;
- сплотить семью через чтение художественных произведений;
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Цель проекта, основные задачи
Цель:
- помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного
средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального
ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха;
- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского
чтения в семье;
- вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи:
- Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать
- Повысить эффективность совместной работы участников
образовательного процесса по приобщению детей к миру книг.
- Возродить традиции семейного чтения.
Ожидаемый результат:
- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
- Возрождение традиции домашнего чтения.
- Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по
приобщению детей к художественной литературе.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания
грамотного читателя.
Основное содержание проекта
Содержание проекта строится так, чтобы в процессе его реализации родители способствовали развитию личности ребенка, его творческих способностей, приобщали детей к общечеловеческим ценностям, формировали творческое воображение, помогали развитию любознательности, познавательной активности.
Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.
Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.
Используются разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми:
- рассказ отдельных эпизодов из биографии писателя;
- необычные вопросы. Как бы ты поступил на месте героя? Какова роль
этого эпизода?
- письмо автору.
Детям предлагается широкий спектр игр:
- сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин»
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в таких продуктивных видах деятельности, как лепка и рисование.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.
Реализация проекта предполагает
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Формы взаимодействия самые разные:
Организация книжного уголка «Мы читаем», «Что читать?»
Беседы: «Какая сказка тебе нравится? Почему?», «Какую книгу вы читали с папой?», «Тоя любимая книга».
«Как относились к книге поэты, писатели?», «Твой любимый сказочник».
Литературные игры, конкурсы, «В мире пословиц о книгах», книжные выставки, выставка рисунков детей «Любимый сказочный герой», открыток.
Встречи с поэтами, библиотекарями.
Презентации родителей: «Опыт приобщения ребёнка к чтению книги»,
«Я читаю вместе с ребёнком», «Семейное чтение».
Тематические консультации, доклады о семейном воспитании для родителей: «Основы семейного воспитания», «Роль отца в приобщении ребёнка к чтению», «Мы читаем вместе», «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка».
Ролевые игры «Я – сказочник», «Я сказочный герой. Какой? Угадайте»,
«Мир волшебных предметов».
Памятки, рекомендации.
Приложение
Доклад «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»
Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.
Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.
Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.
В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос - ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.
Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.
Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей.
Когда ребёнок научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку мама или папа, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вдвоём веселее читать.
Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать.
Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.
Необходимо определить интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется.
Вместе с ребенком постараться выбрать красочную, с крупным шрифтом книгу, которая соответствовала бы интересам ребенка, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и получить от этого удовольствие. Почувствовать успех. Это книги с небольшим текстом и большими буквами. Слабо читающие дети любят стихи, комиксы — стихи легче читать, а в комиксах много картинок и мало текста.
Обязательно надо слушать, как ребенок читает, а после чтения поговорить с ребенком о прочитанном, пусть он почувствует интерес — ему будет приятно. При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какой цвет или запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить.
Памятка для родителей
«СЕМЬЯ И КНИГА»
Семьяформирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.
Семья– это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.
Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.
Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.
Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений,
Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге.
Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Приложение
Тема. Литературные конкурсы «В мире удивительного чтения».
Цель: Привитие интереса детей к вдумчивому, осмысленному чтению;
Формирование творческих навыков детей при чтении;
Развитие эстетического, эмоционального восприятия мира книг.
1. Литературная викторина для детей и родителей.
Вопросы для детей:
Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»?