Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования
__ _______ 20___ №_____
УТВЕРДЖЕНО
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
__ _______ 20___ №_____
Образовательная программа
«Зелёная планета»
возраст обучающихся – ученики 2-5 классов
срок реализации – 1 год
Автор Кириленко Лидия Константиновна, педагог дополнительного образования Донецкого Республиканского эколого-натуралистического центра
Донецк – 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Зелёная планета» рассчитана на один год обучения для учеников 2-5 классов. Составлена согласно Закону об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС), Стандарту государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»), требованиям к программам дополнительного образования (Утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»), Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»), Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332), Типовому временному Положению об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438), Креатив-плану научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).
Данная программа предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, с учётом возрастных особенностей и личных предпочтений. В современных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания детей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознание себя как части природы, в первую очередь, природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому экологический кружок «Зелёная планета» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и современным образовательным тенденциям в воспитании детей.
Направленность программы – экологическая.
Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная проектная деятельность воспитанников организация деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участию в реальной природоохранной деятельности своего региона.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Создание данной программы вызвано необходимостью развития у воспитанников экологического сознания как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации учащиеся научатся решать простейшие экологические задачи, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности, у учащихся сформируются экологическая грамотность, разовьется познавательный интерес к биологическим закономерностям живой природы.
Цель программы:
Развивать стремление бережно относиться к окружающей среде, внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни
Для достижения цели предусматривается решение таких задач:
а) Обучающие:
- расширение знаний о видовом разнообразии грибов, растений и животных и их пользе для человека;
- расширение и систематизация знаний детей об особо охраняемых природных территориях Донбасса;
- расширение знаний о домашних животных, аквариумных рыбах и растениях;
- формирование системы специальных знаний, умений, навыков, в том числе навыков экологической культуры;
- обучение наблюдению, проведению опытов, обобщению.
б) Развивающие:
- развитие интереса к природе родного края;
- расширение кругозор;
- развитие у учащихся навыков слаженности в работе;
-обеспечение свободного творческого интеллектуального развития детей;
- развитие самостоятельности, ответственности, активности.
в) Воспитательные:
- воспитание у детей интереса и потребности к познанию живой природы;
- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатую работу до конца, взаимопомощи при выполнении работы;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового обучения, которое сохраняет неповторность и уникальность каждого человека.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своего края. Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача кружка. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующих сохранению их здоровья с опорой на знания об окружающей среде. Особую роль приобретает программа дополнительного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношения человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Формирование прогнозируемых знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на теоретических занятиях (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума и экскурсий (практическая часть).
Программа реализует дидактические принципы:
- систематичность;
- непрерывность;
- доступность;
- межпредметность содержания.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. Приоритетное направление деятельности кружка – стимулирование творческой активности учащихся, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для их самореализации; формирование навыков здорового образа жизни.
Отличительные особенности:
Данная программа отличается от других программ практической направленностью. Восприятие окружающей природы происходит не только интеллектуально, но и эмоционально, что дает более прочное и надежное усвоение материала.
В работе кружка предусмотрено использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практических работ на местности, соматометрические измерения, встречи с интересными людьми (врачами, цветоводами, экологами).
Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения. При проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений.
Возраст воспитанников: ученики 2 – 5 классов.
Формы и методы: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций. В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- определение основных экологических понятий (факторы среды и др.);
- типы взаимодействия организмов;
- современные проблемы охраны природы;
- рациональное использование и охрану водных ресурсов;
- современное состояние, использование и охрану растительности;
- вредные для здоровья факторы;
- способы охраны территорий и объектов своей местности.
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- подкармливать и охранять птиц и животных;
- объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели.
Формы подведения итогов: обобщающие занятия, оформление выставок работ воспитанников, викторины.
Учебно-тематический план
Наименование разделов
и тем
Количество часов
Всего
Тео
рия
Прак
тика
Тема 1. Вводные занятия
Знакомство с учащимися. Устав кружка. Традиции, обязанности членов кружка. «Что ты знаешь об экологии».
Итого по теме:
4
4
2
2
2
2
Тема 2. Природа – наш дом
2.1. Разнообразие двух царств природы.
2.2. Растения в доме и в школе. Уход за растениями в классе и школе
2.3. Цветы, которые нас окружают.
2.4. Комнатные растения: гости и хозяева нашего дома.
2.5. Значение культурных растений в естественных биогеоценозах.
2.6. Проведение выставки цветов
2.7. Они нас любят (беседа о любимых домашних животных и цветах). Составление кроссвордов и викторин о животных и цветах
2.8. Экскурсия в осенний лес
Итого по теме:
2
4
2
2
2
2
2
2
18
1
2
1
1
1
1
1
-
8
1
2
1
1
1
1
1
2
10
Тема 3. Условия жизни растений в различных природных объектах
3.1. Условие, необходимое для существования растений в природе.
3.2. Условие жизни растений в оранжерее. Размножение растений черенками
3.3. Экскурсия по изучению изменений у деревьев и кустарников. Составление гербария
3.4. Гидрофиты и ксерофиты
3.5. Тропические экзотики
3.6. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада. Участие в выставке кактусов.
3.7. Изготовление поделок из природных материалов
3.8. Проведение конкурса «Золотая осень»
Итого по теме:
2
2
4
2
2
4
2
2
20
1
1
2
1
1
2
1
1
10
1
1
2
1
1
2
1
1
10
Тема 4. Водный режим Донбасса и биогеоценоза, связанные с ним
4.1. Растения в природных искусственных биогеоценозах.
4.2. Изучение растений искусственных систем.
4.3. Экскурсия в лесничество.
4.4. Аквариум – искусственная среда экосистем и ее обитателей.
4.5. Изучение поведения обитателей аквариума
4.6. Посещение выставочного зала «Аквариум»
4.7. Растения местных водоемов.
4.8. Анализ воды местного водоема
4.9. Реликтовые растения Донбасса
4.10. Экскурсия в зоологический музей Донецкого университета
4.11. Проведение конкурса «Почему нужно беречь природу»
4.12. Экскурсия по чистке родника.
Итого по теме:
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
26
2
1
-
1
1
-
1
1
1
-
1
-
9
2
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
2
17
Тема 5. Они нас любят. Они нас лечат
5.1. Растения – сырье для лечебных целей.
5.2. Сбор лекарственных растений.
5.3. Изучение гербарного материала.
5.4. Растения – скорая помощь при ушибах и порезах.
5.5. Растения – помощники при головной боли.
5.6. Растения – помощники при желудочно-кишечных заболеваниях.
5.7. Растения – кладезь витаминов. Проведение игры «Что я знаю о витаминах».
5.8. Составление рецептур витаминных чаев и их дегустация.
5.9. Составление чаев из лекарственного сырья – растений радиопротекторов.
5.10. Экскурсия на кафедру фармакологии Донецкого медицинского университета.
5.11. Экскурсия в Донецкий ботанический сад.
5.12. Проведение конференции «Наши помощники в домашних условиях».
Итого по теме:
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
26
1
-
1
1
1
1
1
1
1
-
-
-
8
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
4
18
Тема 6. Растения - индикаторы в природе
6.1. История индикаторов биологически активных веществ.
6.2. Практическая работа по изучению гербарного материала по разнообразию растений – индикаторов в природе Донецкой области.
6.3. Местные растения, реагирующие на изменения окружающей среды.
6.4.Экскурсия в Пролетарское лесное хозяйство.
6.5. Испытание растительной вытяжки на свойства кислотности и щелочности.
6.6. Проведение конкурса «Мы должны это знать»
6.7. Кислотность среды и ее роль в реакции на изменение состояние растений.
6.8. Последствия экологического загрязнения Лабораторная работа «Анализ воды местных водоемов».
6.9. Экскурсия на водоочистительные сооружения.
6.10. Растения-барометры. Проведение викторины «Растения - барометры».
6.11. Народные приметы, связанные с растениями-синоптиками.
6.12. Растения-часы. Проведение викторины «Растения-часы».
6.13. Заочная видео-экскурсия.
6.14.Экскурсия в Донецкий ботанический сад.
6.15. Работа с литературой (поиск пословиц, поговорок и загадок по теме).
Итого по теме:
2
4
2
4
2
2
2
4
4
4
2
2
2
4
2
42
1
2
1
2
-
-
1
2
-
2
1
1
1
-
1
15
1
2
1
2
2
2
1
2
4
2
1
1
1
4
1
27
Тема 7.Растения - помощники в быту
7.1. Растения в быту человека.
7.2. Игра-викторина «Это ты можешь»
7.3. Экскурсия в Петровское лесничество
7.4. Технологические подходы к окрашиванию.
7.5. Окрашивание растительными красителями.
7.6. Растительные краски на полотне.
7.7. Конкурс «Получение растительных красок из различных растений».
7.8. Экскурсия в Донецкий химико-технологический техникум в лабораторию природных красителей.
Итого по теме:
4
2
4
2
2
2
4
4
24
2
1
-
1
1
1
-
-
6
2
1
4
1
1
1
4
4
18
Тема 8. Растения и красота домашнего жилья.
8.1. Комнатные растения и география.
8.2. Уход за комнатными растениями в домашних условиях.
8.3. Заочная видео-экскурсия «В мире комнатных растений».
8.4. Составление цветочного интерьера городской квартиры.
8.5. Заочное путешествие с комнатными растениями на их Родину.
8.6. Комнатные растения в интерьере помещения.
8.7. Изготовление карты распределения комнатных растений в кабинетах школы.
8.8. Комнатные растения и здоровье.
8.9. Заочная экскурсия «Растения-суккуленты»
8.10. Комнатные растения-аллергены.
8.11. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада.
8.12. Экскурсия в школьный ботанический сад г. Докучаевска.
Итого по теме:
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
-
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
16
Тема 9. Заповедные зоны Донбасса.
9.1. Охранные природные места Донбасса. Викторина «Заповедные места Донбасса».
9.2. Понятие о биосферном заповеднике и биосферном заповеднике Донбасса.
9.3. Знакомство с животными Красной книги.
9.4. Экскурсия в школьный зоопарк села Придорожное Старобешевского района.
9.5. Растения Красной книги Донбасса. Знакомство с гербарным материалом Красной книги.
9.6. Животные Красной книги Донбасса.
9.7. Составление карты заповедника.
9.8. Заказники и памятники природы Донбасса.
9.9. Экскурсия в заповедник «Хомутовская степь».
9.10. Экскурсия в региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж».
9.11. Охрана природы промышленных районов Донбасса и города.
9.12. Составление карты-диаграммы «Измене-ние растений под влиянием промышленных от-ходов и кислотных дождей».
Итого по теме:
2
2
2
4
2
2
2
2
6
6
2
2
34
1
1
1
-
1
1
-
1
-
-
1
1
8
1
1
1
4
1
1
2
6
6
1
1
26
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.Вводные занятия (4 часа).
Знакомство с учащимися. Устав кружка. Традиции и обязанности членов кружка. Проведение ознакомительного мероприятия «Что ты знаешь об экологии?»
Тема 2.Природа – наш дом (18 часов).
Разнообразие двух царств природы. Растения в доме и школе. Цветы, которые нас окружают. Комнатные растения – гости и хозяева нашего быта. Значение культурных растений в естественных биогеоценозах. Практическое занятие «Они нас любят» (о любимых домашних животных и цветах). Практическое занятие: проведение выставки цветов. Практическое занятие «Уход за растениями в классе и школе». Практическое занятие: Составление кроссвордов и викторин. Экскурсия в осенний лес.
Тема 3.Условия жизни растений в различных природных объектах (20 часов).
Условия, необходимые для существования растений в природе. Условия жизни растений в оранжерее. Гидрофиты и ксерофиты. Тропические экзотики. Практическое занятие: составление гербария. Практическое занятие: размножение растений черенками. Практическое занятие: изготовление поделок из природного материала. Экскурсия в Богодуховскую балку г. Донецка по изучению сезонных изменений у деревьев и кустарников. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада. Участие в выставке кактусов. Проведение конкурса «Золотая осень».
Тема 4.Водный режим Донбасса и биогеоценозы, связанные с ним (26 часов).
Растения в природных и искусственных биогеоценозах. Аквариум – искусственная среда экосистемы и ее обитатели. Растения местных водоемов. Реликтовые растения Донбасса. Практическое занятие: изучение поведения обитателей аквариума. Практическое занятие: изучение растений искусственных систем. Практическое занятие: анализ воды местного водоема. Экскурсия в Петровское лесничество. Экскурсия: посещение выставочного зала «Аквариум». Экскурсия в зоологический музей Донецкого университета. Экскурсия в Путиловскую рощу по очистке родника. Конкурс «Почему нужно беречь природу?».
Тема 5.Они нас любят. Они нас лечат (26 часов).
Растения – сырье для лечебных целей. Растения – скорая помощь при ушибах и порезах. Растения – помощники при головной боли. Растения – помощники при желудочно-кишечных заболеваниях. Растения – кладезь витаминов. Практическое занятие по сбору лекарственных растений. Практическое занятие: изучение гербарного материала лекарственных растений. Практическое занятие: Составление рецептур витаминных чаев и их дегустация. Практическое занятие: Составление чаев из лекарственного сырья – растений радиопротекторов. Проведение конференции «Наши помощники в домашних условиях». Проведение игры «Что я знаю о витаминах». Экскурсия на кафедру фармакологии Донецкого медицинского университета. Экскурсия в Донецкий ботанический сад.
Тема 6.Растения - индикаторы в природе (42 часа).
История индикаторов биологически активных веществ. Местные растения, реагирующие на изменения окружающей среды. Кислотность среды и ее роль в реакции на изменение состояния растений. Последствия экологического загрязнения местности. Растения-барометры. Растения-часы. Народные приметы, связанные с растениями-синоптиками. Проведение конкурса «Мы должны это знать». Практическая работа по изучению гербарного материала по разнообразию растений индикаторов в природе Донецкой области.
Практическое занятие. Испытание растительной вытяжки на свойства кислотности и щелочности. Лабораторная работа: «Анализ воды в местных водоемах». Проведение викторины «Растения-часы». Проведение викторины «Растения-барометры». Практическое занятие: работа с литературой (поиск пословиц, поговорок и загадок по теме). Проведение КВН по растениям-индикаторам. Экскурсия в Пролетарский лесхоз. Экскурсия на водоочистительное сооружение. Экскурсия в Донецкий ботанический сад. Заочная видео-экскурсия.
Тема 7.Растения – помощники в быту (22 часа).
Растения – красители в быту человека. Технологические подходы к окрашиванию. Практическое занятие: окрашивание растительными красителями. Практическое занятие: растительные краски на полотне. Конкурс «Получение растительных красок из различных растений». Проведение игры – викторины «Это ты можешь». Экскурсия в Петровское лесничество. Экскурсия в Донецкий химико-технологический техникум в лабораторию природных красителей.
Тема 8.Растения и красота домашнего жилья (24 часа).
Комнатные растения и их география. Путешествия с комнатными растениями на их родину. Комнатные растения в интерьере помещения. Комнатные растения и здоровье. Комнатные растения – аллергены. Практическое занятие: уход за комнатными растениями в домашних условиях. Практическое занятие: Изготовление карты распространения комнатных растений в кабинетах школы. Практическое занятие: составление цветочного интерьера в городской квартире. Заочная экскурсия «В мире комнатных растений» (видео). Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада. Заочная экскурсия «Растения-суккуленты» (видео). Экскурсия в школьный ботанический сад г. Докучаевска.
Тема 9.Заповедные зоны Донбасса (34 часа).
Природоохранные места Донбасса. Понятие о биосферном заповеднике и биосферные заповедники Донбасса. Растения Красной книги Донбасса. Животные Красной книги Донбасса. Заказники и памятники природы Донбасса. Охрана природы в промышленных районах Донбасса. Проведение викторины «Заповедные места Донбасса». Практическое занятие: составление карты заповедника. Практическое занятие: знакомство с гербарным материалом Красной книги. Практическое занятие: знакомство с животными Красной книги. Практическое занятие: составление карты-диаграммы «Изменение растений под влиянием промышленных отходов и кислотных дождей». Экскурсия в заповедник «Хомутовская степь». Экскурсия в Региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж». Экскурсия в школьный зоопарк села Придорожное Старобешевского района.
Ориентировочный перечень оборудования:
Учебные пособия: гербарии («Культурные растения», «Дикорастущие растения» и др.).
Коллекции: семян деревьев и кустарников, цветочных растений.
Таблицы: «Охрана природных ресурсов», «Основные группы растений в Донбассе», «Карта заповедных природных зон Донбасса».
Инструменты и приспособления: микроскоп, лупа ручная, приспособление для измерения прозрачности воды; термометр водяной, приспособление рН.
Перечень рефератов:
Роль воды в организме.
Зеленое топливо.
Выращивание лесных культур из разных зон Донбасса из семян.
Значение мохообразных и лишайников в экосистемах, их использование человеком.
Дикорастущие лекарственные растения Донбасса.
Лекарственные растения на подоконнике.
Значение водорослей в экосистемах и в жизни человека.
Химическая природа витаминов.
Растения в природе против авитаминоза человека.
Использование красок из растений в домашних условиях.
Заповедные места Донбасса.
Глоссарий
Авитаминоз — заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.
Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработано Владимиром Сукачёвым в 1942 году.
Биосферный заповедник – охраняемые законами, в т.ч. международными, эталонные участки определённых природных зон, на которых сохраняется типичное биологическое разнообразие, ведутся наблюдения за естественными биогеоценозами, проводятся научные исследования.
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, педагогики и других.
Витамины – биологически активные вещества, необходимые для роста и обновления клетки, течения обменных процессов в организме. Недостаточное поступление их в организм, нарушение усвоения в пищеварительном канале, несоответствие между повышенной потребностью в них и поступлением приводит к развитию гипо- и авитаминозов, что клинически проявляется определенным симптомокомплексом (рахит, пеллагра, цинга, полиневрит и др.)
Гидрофиты — многолетние (реже однолетние) растения, необходимое условие жизни которых — пребывание в пресной (большей частью), солёной или солоноватой воде. от др.-греч. ὑγρός — влажный + φυτόν — растение) — растения, произрастающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы.
Заповедные места(запове́дники) — участки территории (акватории), на которых сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на их территории запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.
Ксерофиты(от др.-греч. ξερός — сухой и φυτόν — растение) — растения сухих мест обитания, способные переносить продолжительную засуху и воздействие высоких температур («засухоустойчивые»).
Лекарственные растения (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.
Растения-аллергены – это растения, выделяющие антигены, которые вызывают у чувствительных к ним людей аллергические реакции.
Растения-суккуленты (от лат. succulentus, «сочный») — растения, имеющие специальные ткани для запаса воды. Как правило, они произрастают в местах с засушливым климатом.
Реликтовые растения (лат. relictum — остаток) в биологии — живые организмы, сохранившиеся в современной биоте или в определённом регионе как остаток предковой группы, более широко распространённой или игравшей большую роль в экосистемах в прошедшие геологические эпохи.
Реликт — остаточное проявление прошлого в наше время.
Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).
Экосистема от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
Список литературы
Книги
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения: М. Просвещение, 1989 -384 с.
Биологический эксперимент в школе (текст): Кн. Для учителя / А.В.Бинас и др. – М.: Просвещение, 1990 – 123 с.;
Биологические экскурсии (Текст): Кн. Для учителя /И.В.Измайлов, В.Е.Михлин и др. – М.: Просвещение, 1983 – 114 с.;
Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителя / А.И.Никишов и др. – 2-е изд. Перераб. – М.: Просвещение – 1980 – 48 с.;
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М. Просвещение, 2008. – 238 с.
Захлебный А.Н., Суравегин И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст). Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1984. – 46 с.
Смирнов А.В. Мир растений – М.: Молодая гвардия, 1981. – 300 с.;
Стороженко Л.Н. Как вырастить комнатные цветы. – М. Просвещение, 1978. – 96 с.
Экологическая этика от А до Я: пособие для школьников, их учителей и родителей /Е.В.Корейко, Т.В.Мишаткина, Л.С.Чумаков под общей редакцией Т.В.Мишаткиной, Минск, МГЭУ им. А.Д.Сахарова, 2008. – 172 с.
Нормативные документы
Закон об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС)
Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04 августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»)
Требования к программам дополнительного образования (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11 августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»)
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»)
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332)
Типовое временное Положение об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438)
Креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).