kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа «Зелёная планета»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Зелёная планета» рассчитана на один год обучения для учеников 2-5 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа «Зелёная планета»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Учреждение дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»



СОГЛАСОВАНО

Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования

__ _______ 20___ №_____

УТВЕРДЖЕНО

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

__ _______ 20___ №_____





Образовательная программа



«Зелёная планета»

возраст обучающихся – ученики 2-5 классов

срок реализации – 1 год




Автор Кириленко Лидия Константиновна, педагог дополнительного образования Донецкого Республиканского эколого-натуралистического центра










Донецк – 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Зелёная планета» рассчитана на один год обучения для учеников 2-5 классов. Составлена согласно Закону об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС), Стандарту государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»), требованиям к программам дополнительного образования (Утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»), Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»), Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332), Типовому временному Положению об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438), Креатив-плану научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).

Данная программа предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, с учётом возрастных особенностей и личных предпочтений. В современных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания детей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознание себя как части природы, в первую очередь, природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому экологический кружок «Зелёная планета» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и современным образовательным тенденциям в воспитании детей.

Направленность программы – экологическая.

Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная проектная деятельность воспитанников организация деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участию в реальной природоохранной деятельности своего региона.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Создание данной программы вызвано необходимостью развития у воспитанников экологического сознания как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации учащиеся научатся решать простейшие экологические задачи, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности, у учащихся сформируются экологическая грамотность, разовьется познавательный интерес к биологическим закономерностям живой природы.

Цель программы:

Развивать стремление бережно относиться к окружающей среде, внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни

Для достижения цели предусматривается решение таких задач:

а) Обучающие:

- расширение знаний о видовом разнообразии грибов, растений и животных и их пользе для человека;

- расширение и систематизация знаний детей об особо охраняемых природных территориях Донбасса;

- расширение знаний о домашних животных, аквариумных рыбах и растениях;

- формирование системы специальных знаний, умений, навыков, в том числе навыков экологической культуры;

- обучение наблюдению, проведению опытов, обобщению.

б) Развивающие:

- развитие интереса к природе родного края;

- расширение кругозор;

- развитие у учащихся навыков слаженности в работе;

-обеспечение свободного творческого интеллектуального развития детей;

- развитие самостоятельности, ответственности, активности.

в) Воспитательные:

- воспитание у детей интереса и потребности к познанию живой природы;

- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатую работу до конца, взаимопомощи при выполнении работы;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового обучения, которое сохраняет неповторность и уникальность каждого человека.

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своего края. Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача кружка. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующих сохранению их здоровья с опорой на знания об окружающей среде. Особую роль приобретает программа дополнительного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношения человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Формирование прогнозируемых знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на теоретических занятиях (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума и экскурсий (практическая часть).

Программа реализует дидактические принципы:

- систематичность;

- непрерывность;

- доступность;

- межпредметность содержания.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. Приоритетное направление деятельности кружка – стимулирование творческой активности учащихся, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для их самореализации; формирование навыков здорового образа жизни.

Отличительные особенности:

Данная программа отличается от других программ практической направленностью. Восприятие окружающей природы происходит не только интеллектуально, но и эмоционально, что дает более прочное и надежное усвоение материала.

В работе кружка предусмотрено использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практических работ на местности, соматометрические измерения, встречи с интересными людьми (врачами, цветоводами, экологами).

Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения. При проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений.

Возраст воспитанников: ученики 2 – 5 классов.

Формы и методы: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций. В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- определение основных экологических понятий (факторы среды и др.);

- типы взаимодействия организмов;

- современные проблемы охраны природы;

- рациональное использование и охрану водных ресурсов;

- современное состояние, использование и охрану растительности;

- вредные для здоровья факторы;

- способы охраны территорий и объектов своей местности.

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- подкармливать и охранять птиц и животных;

- объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели.

Формы подведения итогов: обобщающие занятия, оформление выставок работ воспитанников, викторины.

Учебно-тематический план


Наименование разделов

и тем

Количество часов

Всего

Тео

рия

Прак

тика

Тема 1. Вводные занятия

    1. Знакомство с учащимися. Устав кружка. Традиции, обязанности членов кружка. «Что ты знаешь об экологии».

Итого по теме:




4

4




2

2




2

2

Тема 2. Природа – наш дом

2.1. Разнообразие двух царств природы.

2.2. Растения в доме и в школе. Уход за растениями в классе и школе

2.3. Цветы, которые нас окружают.

2.4. Комнатные растения: гости и хозяева нашего дома.

2.5. Значение культурных растений в естественных биогеоценозах.

2.6. Проведение выставки цветов

2.7. Они нас любят (беседа о любимых домашних животных и цветах). Составление кроссвордов и викторин о животных и цветах

2.8. Экскурсия в осенний лес

Итого по теме:


2


4

2


2


2

2

2



2

18


1


2

1


1


1

1

1



-

8


1


2

1


1


1

1

1



2

10

Тема 3. Условия жизни растений в различных природных объектах

3.1. Условие, необходимое для существования растений в природе.

3.2. Условие жизни растений в оранжерее. Размножение растений черенками

3.3. Экскурсия по изучению изменений у деревьев и кустарников. Составление гербария

3.4. Гидрофиты и ксерофиты

3.5. Тропические экзотики

3.6. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада. Участие в выставке кактусов.

3.7. Изготовление поделок из природных материалов

3.8. Проведение конкурса «Золотая осень»

Итого по теме:




2


2



4

2

2



4


2

2

20




1


1



2

1

1



2


1

1

10




1


1



2

1

1



2


1

1

10

Тема 4. Водный режим Донбасса и биогеоценоза, связанные с ним

4.1. Растения в природных искусственных биогеоценозах.

4.2. Изучение растений искусственных систем.

4.3. Экскурсия в лесничество.

4.4. Аквариум – искусственная среда экосистем и ее обитателей.

4.5. Изучение поведения обитателей аквариума

4.6. Посещение выставочного зала «Аквариум»

4.7. Растения местных водоемов.

4.8. Анализ воды местного водоема

4.9. Реликтовые растения Донбасса

4.10. Экскурсия в зоологический музей Донецкого университета

4.11. Проведение конкурса «Почему нужно беречь природу»

4.12. Экскурсия по чистке родника.

Итого по теме:




4

2

2


2

2

2

2

2

2


2


2


2

26




2

1

-


1

1

-

1

1

1


-


1


-

9




2

1

2


1

1

2

1

1

1


2


1


2

17

Тема 5. Они нас любят. Они нас лечат

5.1. Растения – сырье для лечебных целей.

5.2. Сбор лекарственных растений.

5.3. Изучение гербарного материала.

5.4. Растения – скорая помощь при ушибах и порезах.

5.5. Растения – помощники при головной боли.

5.6. Растения – помощники при желудочно-кишечных заболеваниях.

5.7. Растения – кладезь витаминов. Проведение игры «Что я знаю о витаминах».

5.8. Составление рецептур витаминных чаев и их дегустация.

5.9. Составление чаев из лекарственного сырья – растений радиопротекторов.

5.10. Экскурсия на кафедру фармакологии Донецкого медицинского университета.

5.11. Экскурсия в Донецкий ботанический сад.

5.12. Проведение конференции «Наши помощники в домашних условиях».

Итого по теме:


2

2

2


2

2


2


2


2


2


2

2


4

26


1

-

1


1

1


1


1


1


1


-

-


-

8


1

2

1


1

1


1


1


1


1


2

2


4

18

Тема 6. Растения - индикаторы в природе

6.1. История индикаторов биологически активных веществ.

6.2. Практическая работа по изучению гербарного материала по разнообразию растений – индикаторов в природе Донецкой области.

6.3. Местные растения, реагирующие на изменения окружающей среды.

6.4.Экскурсия в Пролетарское лесное хозяйство.

6.5. Испытание растительной вытяжки на свойства кислотности и щелочности.

6.6. Проведение конкурса «Мы должны это знать»

6.7. Кислотность среды и ее роль в реакции на изменение состояние растений.

6.8. Последствия экологического загрязнения Лабораторная работа «Анализ воды местных водоемов».

6.9. Экскурсия на водоочистительные сооружения.

6.10. Растения-барометры. Проведение викторины «Растения - барометры».

6.11. Народные приметы, связанные с растениями-синоптиками.

6.12. Растения-часы. Проведение викторины «Растения-часы».

6.13. Заочная видео-экскурсия.

6.14.Экскурсия в Донецкий ботанический сад.

6.15. Работа с литературой (поиск пословиц, поговорок и загадок по теме).

Итого по теме:



2




4


2


4


2


2


2



4


4


4


2


2

2

4


2

42



1




2


1


2


-


-


1



2


-


2


1


1

1

-


1

15



1




2


1


2


2


2


1



2


4


2


1


1

1

4


1

27

Тема 7.Растения - помощники в быту

7.1. Растения в быту человека.

7.2. Игра-викторина «Это ты можешь»

7.3. Экскурсия в Петровское лесничество

7.4. Технологические подходы к окрашиванию.

7.5. Окрашивание растительными красителями.

7.6. Растительные краски на полотне.

7.7. Конкурс «Получение растительных красок из различных растений».

7.8. Экскурсия в Донецкий химико-технологический техникум в лабораторию природных красителей.

Итого по теме:


4

2

4

2

2

2


4



4

24


2

1

-

1

1

1


-



-

6


2

1

4

1

1

1


4



4

18

Тема 8. Растения и красота домашнего жилья.

8.1. Комнатные растения и география.

8.2. Уход за комнатными растениями в домашних условиях.

8.3. Заочная видео-экскурсия «В мире комнатных растений».

8.4. Составление цветочного интерьера городской квартиры.

8.5. Заочное путешествие с комнатными растениями на их Родину.

8.6. Комнатные растения в интерьере помещения.

8.7. Изготовление карты распределения комнатных растений в кабинетах школы.

8.8. Комнатные растения и здоровье.

8.9. Заочная экскурсия «Растения-суккуленты»

8.10. Комнатные растения-аллергены.

8.11. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада.

8.12. Экскурсия в школьный ботанический сад г. Докучаевска.

Итого по теме:


2


2


2


2


2


2


2

2

2

2


2


2

24


1


1


1


1


1


1


1

1

1

1


-


-

8


1


1


1


1


1


1


1

1

1

1


2


2

16

Тема 9. Заповедные зоны Донбасса.

9.1. Охранные природные места Донбасса. Викторина «Заповедные места Донбасса».

9.2. Понятие о биосферном заповеднике и биосферном заповеднике Донбасса.

9.3. Знакомство с животными Красной книги.

9.4. Экскурсия в школьный зоопарк села Придорожное Старобешевского района.

9.5. Растения Красной книги Донбасса. Знакомство с гербарным материалом Красной книги.

9.6. Животные Красной книги Донбасса.

9.7. Составление карты заповедника.

9.8. Заказники и памятники природы Донбасса.

9.9. Экскурсия в заповедник «Хомутовская степь».

9.10. Экскурсия в региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж».

9.11. Охрана природы промышленных районов Донбасса и города.

9.12. Составление карты-диаграммы «Измене-ние растений под влиянием промышленных от-ходов и кислотных дождей».

Итого по теме:



2


2

2


4



2

2

2

2


6


6


2



2

34



1


1

1


-



1

1

-

1


-


-


1



1

8



1


1

1


4



1

1

2



6


6


1



1

26

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводные занятия (4 часа).

Знакомство с учащимися. Устав кружка. Традиции и обязанности членов кружка. Проведение ознакомительного мероприятия «Что ты знаешь об экологии?»

Тема 2. Природа – наш дом (18 часов).

Разнообразие двух царств природы. Растения в доме и школе. Цветы, которые нас окружают. Комнатные растения – гости и хозяева нашего быта. Значение культурных растений в естественных биогеоценозах. Практическое занятие «Они нас любят» (о любимых домашних животных и цветах). Практическое занятие: проведение выставки цветов. Практическое занятие «Уход за растениями в классе и школе». Практическое занятие: Составление кроссвордов и викторин. Экскурсия в осенний лес.

Тема 3. Условия жизни растений в различных природных объектах (20 часов).

Условия, необходимые для существования растений в природе. Условия жизни растений в оранжерее. Гидрофиты и ксерофиты. Тропические экзотики. Практическое занятие: составление гербария. Практическое занятие: размножение растений черенками. Практическое занятие: изготовление поделок из природного материала. Экскурсия в Богодуховскую балку г. Донецка по изучению сезонных изменений у деревьев и кустарников. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада. Участие в выставке кактусов. Проведение конкурса «Золотая осень».

Тема 4. Водный режим Донбасса и биогеоценозы, связанные с ним (26 часов).

Растения в природных и искусственных биогеоценозах. Аквариум – искусственная среда экосистемы и ее обитатели. Растения местных водоемов. Реликтовые растения Донбасса. Практическое занятие: изучение поведения обитателей аквариума. Практическое занятие: изучение растений искусственных систем. Практическое занятие: анализ воды местного водоема. Экскурсия в Петровское лесничество. Экскурсия: посещение выставочного зала «Аквариум». Экскурсия в зоологический музей Донецкого университета. Экскурсия в Путиловскую рощу по очистке родника. Конкурс «Почему нужно беречь природу?».

Тема 5. Они нас любят. Они нас лечат (26 часов).

Растения – сырье для лечебных целей. Растения – скорая помощь при ушибах и порезах. Растения – помощники при головной боли. Растения – помощники при желудочно-кишечных заболеваниях. Растения – кладезь витаминов. Практическое занятие по сбору лекарственных растений. Практическое занятие: изучение гербарного материала лекарственных растений. Практическое занятие: Составление рецептур витаминных чаев и их дегустация. Практическое занятие: Составление чаев из лекарственного сырья – растений радиопротекторов. Проведение конференции «Наши помощники в домашних условиях». Проведение игры «Что я знаю о витаминах». Экскурсия на кафедру фармакологии Донецкого медицинского университета. Экскурсия в Донецкий ботанический сад.

Тема 6. Растения - индикаторы в природе (42 часа).

История индикаторов биологически активных веществ. Местные растения, реагирующие на изменения окружающей среды. Кислотность среды и ее роль в реакции на изменение состояния растений. Последствия экологического загрязнения местности. Растения-барометры. Растения-часы. Народные приметы, связанные с растениями-синоптиками. Проведение конкурса «Мы должны это знать». Практическая работа по изучению гербарного материала по разнообразию растений индикаторов в природе Донецкой области.

Практическое занятие. Испытание растительной вытяжки на свойства кислотности и щелочности. Лабораторная работа: «Анализ воды в местных водоемах». Проведение викторины «Растения-часы». Проведение викторины «Растения-барометры». Практическое занятие: работа с литературой (поиск пословиц, поговорок и загадок по теме). Проведение КВН по растениям-индикаторам. Экскурсия в Пролетарский лесхоз. Экскурсия на водоочистительное сооружение. Экскурсия в Донецкий ботанический сад. Заочная видео-экскурсия.

Тема 7. Растения – помощники в быту (22 часа).

Растения – красители в быту человека. Технологические подходы к окрашиванию. Практическое занятие: окрашивание растительными красителями. Практическое занятие: растительные краски на полотне. Конкурс «Получение растительных красок из различных растений». Проведение игры – викторины «Это ты можешь». Экскурсия в Петровское лесничество. Экскурсия в Донецкий химико-технологический техникум в лабораторию природных красителей.

Тема 8. Растения и красота домашнего жилья (24 часа).

Комнатные растения и их география. Путешествия с комнатными растениями на их родину. Комнатные растения в интерьере помещения. Комнатные растения и здоровье. Комнатные растения – аллергены. Практическое занятие: уход за комнатными растениями в домашних условиях. Практическое занятие: Изготовление карты распространения комнатных растений в кабинетах школы. Практическое занятие: составление цветочного интерьера в городской квартире. Заочная экскурсия «В мире комнатных растений» (видео). Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада. Заочная экскурсия «Растения-суккуленты» (видео). Экскурсия в школьный ботанический сад г. Докучаевска.

Тема 9. Заповедные зоны Донбасса (34 часа).

Природоохранные места Донбасса. Понятие о биосферном заповеднике и биосферные заповедники Донбасса. Растения Красной книги Донбасса. Животные Красной книги Донбасса. Заказники и памятники природы Донбасса. Охрана природы в промышленных районах Донбасса. Проведение викторины «Заповедные места Донбасса». Практическое занятие: составление карты заповедника. Практическое занятие: знакомство с гербарным материалом Красной книги. Практическое занятие: знакомство с животными Красной книги. Практическое занятие: составление карты-диаграммы «Изменение растений под влиянием промышленных отходов и кислотных дождей». Экскурсия в заповедник «Хомутовская степь». Экскурсия в Региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж». Экскурсия в школьный зоопарк села Придорожное Старобешевского района.

Ориентировочный перечень оборудования:

Учебные пособия: гербарии («Культурные растения», «Дикорастущие растения» и др.).

Коллекции: семян деревьев и кустарников, цветочных растений.

Таблицы: «Охрана природных ресурсов», «Основные группы растений в Донбассе», «Карта заповедных природных зон Донбасса».

Инструменты и приспособления: микроскоп, лупа ручная, приспособление для измерения прозрачности воды; термометр водяной, приспособление рН.

Перечень рефератов:

  1. Роль воды в организме.

  2. Зеленое топливо.

  3. Выращивание лесных культур из разных зон Донбасса из семян.

  4. Значение мохообразных и лишайников в экосистемах, их использование человеком.

  5. Дикорастущие лекарственные растения Донбасса.

  6. Лекарственные растения на подоконнике.

  7. Значение водорослей в экосистемах и в жизни человека.

  8. Химическая природа витаминов.

  9. Растения в природе против авитаминоза человека.

  10. Использование красок из растений в домашних условиях.

  11. Заповедные места Донбасса.

Глоссарий

Авитаминоз — заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.

Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработано Владимиром Сукачёвым в 1942 году.

Биосферный заповедник – охраняемые законами, в т.ч. международными, эталонные участки определённых природных зон, на которых сохраняется типичное биологическое разнообразие, ведутся наблюдения за естественными биогеоценозами, проводятся научные исследования.

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, педагогики и других. 

Витамины – биологически активные вещества, необходимые для роста и обновления клетки, течения обменных процессов в организме. Недостаточное поступление их в организм, нарушение усвоения в пищеварительном канале, несоответствие между повышенной потребностью в них и поступлением приводит к развитию гипо- и авитаминозов, что клинически проявляется определенным симптомокомплексом (рахит, пеллагра, цинга, полиневрит и др.)

Гидрофиты — многолетние (реже однолетние) растения, необходимое условие жизни которых — пребывание в пресной (большей частью), солёной или солоноватой воде. от др.-греч. ὑγρός — влажный + φυτόν — растение) — растения, произрастающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы.

Заповедные места (запове́дники) — участки территории (акватории), на которых сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на их территории запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования. 

Ксерофиты (от др.-греч. ξερός — сухой и φυτόν — растение) — растения сухих мест обитания, способные переносить продолжительную засуху и воздействие высоких температур («засухоустойчивые»).

Лекарственные растения (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Растения-аллергены – это растения, выделяющие  антигены, которые вызывают у чувствительных к ним людей аллергические реакции.

Растения-радиопротекторы – растения, поглощающие радиоактивное излучение.

Растения-суккуленты (от лат. succulentus, «сочный») — растения, имеющие специальные ткани для запаса воды. Как правило, они произрастают в местах с засушливым климатом.

Реликтовые растения (лат. relictum — остаток) в биологии — живые организмы, сохранившиеся в современной биоте или в определённом регионе как остаток предковой группы, более широко распространённой или игравшей большую роль в экосистемах в прошедшие геологические эпохи. 

Реликт — остаточное проявление прошлого в наше время.

Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

Экосистема от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.

Список литературы

Книги

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения: М. Просвещение, 1989 -384 с.

  2. Биологический эксперимент в школе (текст): Кн. Для учителя / А.В.Бинас и др. – М.: Просвещение, 1990 – 123 с.;

  3. Биологические экскурсии (Текст): Кн. Для учителя /И.В.Измайлов, В.Е.Михлин и др. – М.: Просвещение, 1983 – 114 с.;

  4. Борейко В.Е. Охрана вековых деревьев. Серия: Охрана дикой природы. В.2: К. Киевский экол.культ.центр, 1996. – 80 с.;

  5. Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителя / А.И.Никишов и др. – 2-е изд. Перераб. – М.: Просвещение – 1980 – 48 с.;

  6. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М. Просвещение, 2008. – 238 с.

  7. Захлебный А.Н., Суравегин И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст). Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1984. – 46 с.

  8. Рахманов А.И. Домашний зооуголок. – Смоленск, 1996. – 540 с.;

  9. Свечникова В.В., Чибисова О.И.. Большая энциклопедия знаний. Жизнь на земле. – М.: Просвещение, 2008. – 512 с.;

  10. Семенова А.Н. Комнатные растения: друзья и враги. – СПб.: 2000. – 160 с.;

  11. Смирнов А.В. Мир растений – М.: Молодая гвардия, 1981. – 300 с.;

  12. Стороженко Л.Н. Как вырастить комнатные цветы. – М. Просвещение, 1978. – 96 с.

  13. Экологическая этика от А до Я: пособие для школьников, их учителей и родителей /Е.В.Корейко, Т.В.Мишаткина, Л.С.Чумаков под общей редакцией Т.В.Мишаткиной, Минск, МГЭУ им. А.Д.Сахарова, 2008. – 172 с.

Нормативные документы

  1. Закон об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС)

  2. Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04 августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»)

  3. Требования к программам дополнительного образования (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11 августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»)

  4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»)

  5. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332)

  6. Типовое временное Положение об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438)

  7. Креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Образовательная программа «Зелёная планета»

Автор: Кириленко Лидия Константиновна

Дата: 14.08.2017

Номер свидетельства: 425367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа внеурочной деятельности по ФГОС для начальной школы "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА""
    ["seo_title"] => string(79) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostipofgosdlianachalnoishkolyzielionaiaplanieta"
    ["file_id"] => string(6) "315624"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459933915"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Программа "Зеленая планета""
    ["seo_title"] => string(26) "programma_zelenaia_planeta"
    ["file_id"] => string(6) "519449"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568134521"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "урок путешествие с применением ИКТ по теме "Нумерация чисел второго десятка. Решение задач." "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-putieshiestviie-s-primienieniiem-ikt-po-tiemie-numieratsiia-chisiel-vtorogho-diesiatka-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "139504"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417721222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства