kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа «Зелёная планета»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Зелёная планета» рассчитана на один год обучения для учеников 2-5 классов

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа «Зелёная планета»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Учреждение дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»



СОГЛАСОВАНО

Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования

__ _______ 20___ №_____

УТВЕРДЖЕНО

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

__ _______ 20___ №_____





Образовательная программа



«Зелёная планета»

возраст обучающихся – ученики 2-5 классов

срок реализации – 1 год




Автор Кириленко Лидия Константиновна, педагог дополнительного образования Донецкого Республиканского эколого-натуралистического центра










Донецк – 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Зелёная планета» рассчитана на один год обучения для учеников 2-5 классов. Составлена согласно Закону об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС), Стандарту государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»), требованиям к программам дополнительного образования (Утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»), Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»), Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332), Типовому временному Положению об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438), Креатив-плану научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).

Данная программа предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, с учётом возрастных особенностей и личных предпочтений. В современных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания детей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознание себя как части природы, в первую очередь, природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому экологический кружок «Зелёная планета» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и современным образовательным тенденциям в воспитании детей.

Направленность программы – экологическая.

Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная проектная деятельность воспитанников организация деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участию в реальной природоохранной деятельности своего региона.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Создание данной программы вызвано необходимостью развития у воспитанников экологического сознания как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации учащиеся научатся решать простейшие экологические задачи, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности, у учащихся сформируются экологическая грамотность, разовьется познавательный интерес к биологическим закономерностям живой природы.

Цель программы:

Развивать стремление бережно относиться к окружающей среде, внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни

Для достижения цели предусматривается решение таких задач:

а) Обучающие:

- расширение знаний о видовом разнообразии грибов, растений и животных и их пользе для человека;

- расширение и систематизация знаний детей об особо охраняемых природных территориях Донбасса;

- расширение знаний о домашних животных, аквариумных рыбах и растениях;

- формирование системы специальных знаний, умений, навыков, в том числе навыков экологической культуры;

- обучение наблюдению, проведению опытов, обобщению.

б) Развивающие:

- развитие интереса к природе родного края;

- расширение кругозор;

- развитие у учащихся навыков слаженности в работе;

-обеспечение свободного творческого интеллектуального развития детей;

- развитие самостоятельности, ответственности, активности.

в) Воспитательные:

- воспитание у детей интереса и потребности к познанию живой природы;

- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатую работу до конца, взаимопомощи при выполнении работы;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового обучения, которое сохраняет неповторность и уникальность каждого человека.

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своего края. Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача кружка. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующих сохранению их здоровья с опорой на знания об окружающей среде. Особую роль приобретает программа дополнительного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношения человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Формирование прогнозируемых знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на теоретических занятиях (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума и экскурсий (практическая часть).

Программа реализует дидактические принципы:

- систематичность;

- непрерывность;

- доступность;

- межпредметность содержания.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. Приоритетное направление деятельности кружка – стимулирование творческой активности учащихся, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для их самореализации; формирование навыков здорового образа жизни.

Отличительные особенности:

Данная программа отличается от других программ практической направленностью. Восприятие окружающей природы происходит не только интеллектуально, но и эмоционально, что дает более прочное и надежное усвоение материала.

В работе кружка предусмотрено использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практических работ на местности, соматометрические измерения, встречи с интересными людьми (врачами, цветоводами, экологами).

Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения. При проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений.

Возраст воспитанников: ученики 2 – 5 классов.

Формы и методы: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций. В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- определение основных экологических понятий (факторы среды и др.);

- типы взаимодействия организмов;

- современные проблемы охраны природы;

- рациональное использование и охрану водных ресурсов;

- современное состояние, использование и охрану растительности;

- вредные для здоровья факторы;

- способы охраны территорий и объектов своей местности.

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- подкармливать и охранять птиц и животных;

- объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели.

Формы подведения итогов: обобщающие занятия, оформление выставок работ воспитанников, викторины.

Учебно-тематический план


Наименование разделов

и тем

Количество часов

Всего

Тео

рия

Прак

тика

Тема 1. Вводные занятия

    1. Знакомство с учащимися. Устав кружка. Традиции, обязанности членов кружка. «Что ты знаешь об экологии».

Итого по теме:




4

4




2

2




2

2

Тема 2. Природа – наш дом

2.1. Разнообразие двух царств природы.

2.2. Растения в доме и в школе. Уход за растениями в классе и школе

2.3. Цветы, которые нас окружают.

2.4. Комнатные растения: гости и хозяева нашего дома.

2.5. Значение культурных растений в естественных биогеоценозах.

2.6. Проведение выставки цветов

2.7. Они нас любят (беседа о любимых домашних животных и цветах). Составление кроссвордов и викторин о животных и цветах

2.8. Экскурсия в осенний лес

Итого по теме:


2


4

2


2


2

2

2



2

18


1


2

1


1


1

1

1



-

8


1


2

1


1


1

1

1



2

10

Тема 3. Условия жизни растений в различных природных объектах

3.1. Условие, необходимое для существования растений в природе.

3.2. Условие жизни растений в оранжерее. Размножение растений черенками

3.3. Экскурсия по изучению изменений у деревьев и кустарников. Составление гербария

3.4. Гидрофиты и ксерофиты

3.5. Тропические экзотики

3.6. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада. Участие в выставке кактусов.

3.7. Изготовление поделок из природных материалов

3.8. Проведение конкурса «Золотая осень»

Итого по теме:




2


2



4

2

2



4


2

2

20




1


1



2

1

1



2


1

1

10




1


1



2

1

1



2


1

1

10

Тема 4. Водный режим Донбасса и биогеоценоза, связанные с ним

4.1. Растения в природных искусственных биогеоценозах.

4.2. Изучение растений искусственных систем.

4.3. Экскурсия в лесничество.

4.4. Аквариум – искусственная среда экосистем и ее обитателей.

4.5. Изучение поведения обитателей аквариума

4.6. Посещение выставочного зала «Аквариум»

4.7. Растения местных водоемов.

4.8. Анализ воды местного водоема

4.9. Реликтовые растения Донбасса

4.10. Экскурсия в зоологический музей Донецкого университета

4.11. Проведение конкурса «Почему нужно беречь природу»

4.12. Экскурсия по чистке родника.

Итого по теме:




4

2

2


2

2

2

2

2

2


2


2


2

26




2

1

-


1

1

-

1

1

1


-


1


-

9




2

1

2


1

1

2

1

1

1


2


1


2

17

Тема 5. Они нас любят. Они нас лечат

5.1. Растения – сырье для лечебных целей.

5.2. Сбор лекарственных растений.

5.3. Изучение гербарного материала.

5.4. Растения – скорая помощь при ушибах и порезах.

5.5. Растения – помощники при головной боли.

5.6. Растения – помощники при желудочно-кишечных заболеваниях.

5.7. Растения – кладезь витаминов. Проведение игры «Что я знаю о витаминах».

5.8. Составление рецептур витаминных чаев и их дегустация.

5.9. Составление чаев из лекарственного сырья – растений радиопротекторов.

5.10. Экскурсия на кафедру фармакологии Донецкого медицинского университета.

5.11. Экскурсия в Донецкий ботанический сад.

5.12. Проведение конференции «Наши помощники в домашних условиях».

Итого по теме:


2

2

2


2

2


2


2


2


2


2

2


4

26


1

-

1


1

1


1


1


1


1


-

-


-

8


1

2

1


1

1


1


1


1


1


2

2


4

18

Тема 6. Растения - индикаторы в природе

6.1. История индикаторов биологически активных веществ.

6.2. Практическая работа по изучению гербарного материала по разнообразию растений – индикаторов в природе Донецкой области.

6.3. Местные растения, реагирующие на изменения окружающей среды.

6.4.Экскурсия в Пролетарское лесное хозяйство.

6.5. Испытание растительной вытяжки на свойства кислотности и щелочности.

6.6. Проведение конкурса «Мы должны это знать»

6.7. Кислотность среды и ее роль в реакции на изменение состояние растений.

6.8. Последствия экологического загрязнения Лабораторная работа «Анализ воды местных водоемов».

6.9. Экскурсия на водоочистительные сооружения.

6.10. Растения-барометры. Проведение викторины «Растения - барометры».

6.11. Народные приметы, связанные с растениями-синоптиками.

6.12. Растения-часы. Проведение викторины «Растения-часы».

6.13. Заочная видео-экскурсия.

6.14.Экскурсия в Донецкий ботанический сад.

6.15. Работа с литературой (поиск пословиц, поговорок и загадок по теме).

Итого по теме:



2




4


2


4


2


2


2



4


4


4


2


2

2

4


2

42



1




2


1


2


-


-


1



2


-


2


1


1

1

-


1

15



1




2


1


2


2


2


1



2


4


2


1


1

1

4


1

27

Тема 7.Растения - помощники в быту

7.1. Растения в быту человека.

7.2. Игра-викторина «Это ты можешь»

7.3. Экскурсия в Петровское лесничество

7.4. Технологические подходы к окрашиванию.

7.5. Окрашивание растительными красителями.

7.6. Растительные краски на полотне.

7.7. Конкурс «Получение растительных красок из различных растений».

7.8. Экскурсия в Донецкий химико-технологический техникум в лабораторию природных красителей.

Итого по теме:


4

2

4

2

2

2


4



4

24


2

1

-

1

1

1


-



-

6


2

1

4

1

1

1


4



4

18

Тема 8. Растения и красота домашнего жилья.

8.1. Комнатные растения и география.

8.2. Уход за комнатными растениями в домашних условиях.

8.3. Заочная видео-экскурсия «В мире комнатных растений».

8.4. Составление цветочного интерьера городской квартиры.

8.5. Заочное путешествие с комнатными растениями на их Родину.

8.6. Комнатные растения в интерьере помещения.

8.7. Изготовление карты распределения комнатных растений в кабинетах школы.

8.8. Комнатные растения и здоровье.

8.9. Заочная экскурсия «Растения-суккуленты»

8.10. Комнатные растения-аллергены.

8.11. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада.

8.12. Экскурсия в школьный ботанический сад г. Докучаевска.

Итого по теме:


2


2


2


2


2


2


2

2

2

2


2


2

24


1


1


1


1


1


1


1

1

1

1


-


-

8


1


1


1


1


1


1


1

1

1

1


2


2

16

Тема 9. Заповедные зоны Донбасса.

9.1. Охранные природные места Донбасса. Викторина «Заповедные места Донбасса».

9.2. Понятие о биосферном заповеднике и биосферном заповеднике Донбасса.

9.3. Знакомство с животными Красной книги.

9.4. Экскурсия в школьный зоопарк села Придорожное Старобешевского района.

9.5. Растения Красной книги Донбасса. Знакомство с гербарным материалом Красной книги.

9.6. Животные Красной книги Донбасса.

9.7. Составление карты заповедника.

9.8. Заказники и памятники природы Донбасса.

9.9. Экскурсия в заповедник «Хомутовская степь».

9.10. Экскурсия в региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж».

9.11. Охрана природы промышленных районов Донбасса и города.

9.12. Составление карты-диаграммы «Измене-ние растений под влиянием промышленных от-ходов и кислотных дождей».

Итого по теме:



2


2

2


4



2

2

2

2


6


6


2



2

34



1


1

1


-



1

1

-

1


-


-


1



1

8



1


1

1


4



1

1

2



6


6


1



1

26

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводные занятия (4 часа).

Знакомство с учащимися. Устав кружка. Традиции и обязанности членов кружка. Проведение ознакомительного мероприятия «Что ты знаешь об экологии?»

Тема 2. Природа – наш дом (18 часов).

Разнообразие двух царств природы. Растения в доме и школе. Цветы, которые нас окружают. Комнатные растения – гости и хозяева нашего быта. Значение культурных растений в естественных биогеоценозах. Практическое занятие «Они нас любят» (о любимых домашних животных и цветах). Практическое занятие: проведение выставки цветов. Практическое занятие «Уход за растениями в классе и школе». Практическое занятие: Составление кроссвордов и викторин. Экскурсия в осенний лес.

Тема 3. Условия жизни растений в различных природных объектах (20 часов).

Условия, необходимые для существования растений в природе. Условия жизни растений в оранжерее. Гидрофиты и ксерофиты. Тропические экзотики. Практическое занятие: составление гербария. Практическое занятие: размножение растений черенками. Практическое занятие: изготовление поделок из природного материала. Экскурсия в Богодуховскую балку г. Донецка по изучению сезонных изменений у деревьев и кустарников. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада. Участие в выставке кактусов. Проведение конкурса «Золотая осень».

Тема 4. Водный режим Донбасса и биогеоценозы, связанные с ним (26 часов).

Растения в природных и искусственных биогеоценозах. Аквариум – искусственная среда экосистемы и ее обитатели. Растения местных водоемов. Реликтовые растения Донбасса. Практическое занятие: изучение поведения обитателей аквариума. Практическое занятие: изучение растений искусственных систем. Практическое занятие: анализ воды местного водоема. Экскурсия в Петровское лесничество. Экскурсия: посещение выставочного зала «Аквариум». Экскурсия в зоологический музей Донецкого университета. Экскурсия в Путиловскую рощу по очистке родника. Конкурс «Почему нужно беречь природу?».

Тема 5. Они нас любят. Они нас лечат (26 часов).

Растения – сырье для лечебных целей. Растения – скорая помощь при ушибах и порезах. Растения – помощники при головной боли. Растения – помощники при желудочно-кишечных заболеваниях. Растения – кладезь витаминов. Практическое занятие по сбору лекарственных растений. Практическое занятие: изучение гербарного материала лекарственных растений. Практическое занятие: Составление рецептур витаминных чаев и их дегустация. Практическое занятие: Составление чаев из лекарственного сырья – растений радиопротекторов. Проведение конференции «Наши помощники в домашних условиях». Проведение игры «Что я знаю о витаминах». Экскурсия на кафедру фармакологии Донецкого медицинского университета. Экскурсия в Донецкий ботанический сад.

Тема 6. Растения - индикаторы в природе (42 часа).

История индикаторов биологически активных веществ. Местные растения, реагирующие на изменения окружающей среды. Кислотность среды и ее роль в реакции на изменение состояния растений. Последствия экологического загрязнения местности. Растения-барометры. Растения-часы. Народные приметы, связанные с растениями-синоптиками. Проведение конкурса «Мы должны это знать». Практическая работа по изучению гербарного материала по разнообразию растений индикаторов в природе Донецкой области.

Практическое занятие. Испытание растительной вытяжки на свойства кислотности и щелочности. Лабораторная работа: «Анализ воды в местных водоемах». Проведение викторины «Растения-часы». Проведение викторины «Растения-барометры». Практическое занятие: работа с литературой (поиск пословиц, поговорок и загадок по теме). Проведение КВН по растениям-индикаторам. Экскурсия в Пролетарский лесхоз. Экскурсия на водоочистительное сооружение. Экскурсия в Донецкий ботанический сад. Заочная видео-экскурсия.

Тема 7. Растения – помощники в быту (22 часа).

Растения – красители в быту человека. Технологические подходы к окрашиванию. Практическое занятие: окрашивание растительными красителями. Практическое занятие: растительные краски на полотне. Конкурс «Получение растительных красок из различных растений». Проведение игры – викторины «Это ты можешь». Экскурсия в Петровское лесничество. Экскурсия в Донецкий химико-технологический техникум в лабораторию природных красителей.

Тема 8. Растения и красота домашнего жилья (24 часа).

Комнатные растения и их география. Путешествия с комнатными растениями на их родину. Комнатные растения в интерьере помещения. Комнатные растения и здоровье. Комнатные растения – аллергены. Практическое занятие: уход за комнатными растениями в домашних условиях. Практическое занятие: Изготовление карты распространения комнатных растений в кабинетах школы. Практическое занятие: составление цветочного интерьера в городской квартире. Заочная экскурсия «В мире комнатных растений» (видео). Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада. Заочная экскурсия «Растения-суккуленты» (видео). Экскурсия в школьный ботанический сад г. Докучаевска.

Тема 9. Заповедные зоны Донбасса (34 часа).

Природоохранные места Донбасса. Понятие о биосферном заповеднике и биосферные заповедники Донбасса. Растения Красной книги Донбасса. Животные Красной книги Донбасса. Заказники и памятники природы Донбасса. Охрана природы в промышленных районах Донбасса. Проведение викторины «Заповедные места Донбасса». Практическое занятие: составление карты заповедника. Практическое занятие: знакомство с гербарным материалом Красной книги. Практическое занятие: знакомство с животными Красной книги. Практическое занятие: составление карты-диаграммы «Изменение растений под влиянием промышленных отходов и кислотных дождей». Экскурсия в заповедник «Хомутовская степь». Экскурсия в Региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж». Экскурсия в школьный зоопарк села Придорожное Старобешевского района.

Ориентировочный перечень оборудования:

Учебные пособия: гербарии («Культурные растения», «Дикорастущие растения» и др.).

Коллекции: семян деревьев и кустарников, цветочных растений.

Таблицы: «Охрана природных ресурсов», «Основные группы растений в Донбассе», «Карта заповедных природных зон Донбасса».

Инструменты и приспособления: микроскоп, лупа ручная, приспособление для измерения прозрачности воды; термометр водяной, приспособление рН.

Перечень рефератов:

  1. Роль воды в организме.

  2. Зеленое топливо.

  3. Выращивание лесных культур из разных зон Донбасса из семян.

  4. Значение мохообразных и лишайников в экосистемах, их использование человеком.

  5. Дикорастущие лекарственные растения Донбасса.

  6. Лекарственные растения на подоконнике.

  7. Значение водорослей в экосистемах и в жизни человека.

  8. Химическая природа витаминов.

  9. Растения в природе против авитаминоза человека.

  10. Использование красок из растений в домашних условиях.

  11. Заповедные места Донбасса.

Глоссарий

Авитаминоз — заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.

Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработано Владимиром Сукачёвым в 1942 году.

Биосферный заповедник – охраняемые законами, в т.ч. международными, эталонные участки определённых природных зон, на которых сохраняется типичное биологическое разнообразие, ведутся наблюдения за естественными биогеоценозами, проводятся научные исследования.

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, педагогики и других. 

Витамины – биологически активные вещества, необходимые для роста и обновления клетки, течения обменных процессов в организме. Недостаточное поступление их в организм, нарушение усвоения в пищеварительном канале, несоответствие между повышенной потребностью в них и поступлением приводит к развитию гипо- и авитаминозов, что клинически проявляется определенным симптомокомплексом (рахит, пеллагра, цинга, полиневрит и др.)

Гидрофиты — многолетние (реже однолетние) растения, необходимое условие жизни которых — пребывание в пресной (большей частью), солёной или солоноватой воде. от др.-греч. ὑγρός — влажный + φυτόν — растение) — растения, произрастающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы.

Заповедные места (запове́дники) — участки территории (акватории), на которых сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на их территории запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования. 

Ксерофиты (от др.-греч. ξερός — сухой и φυτόν — растение) — растения сухих мест обитания, способные переносить продолжительную засуху и воздействие высоких температур («засухоустойчивые»).

Лекарственные растения (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Растения-аллергены – это растения, выделяющие  антигены, которые вызывают у чувствительных к ним людей аллергические реакции.

Растения-радиопротекторы – растения, поглощающие радиоактивное излучение.

Растения-суккуленты (от лат. succulentus, «сочный») — растения, имеющие специальные ткани для запаса воды. Как правило, они произрастают в местах с засушливым климатом.

Реликтовые растения (лат. relictum — остаток) в биологии — живые организмы, сохранившиеся в современной биоте или в определённом регионе как остаток предковой группы, более широко распространённой или игравшей большую роль в экосистемах в прошедшие геологические эпохи. 

Реликт — остаточное проявление прошлого в наше время.

Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

Экосистема от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.

Список литературы

Книги

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения: М. Просвещение, 1989 -384 с.

  2. Биологический эксперимент в школе (текст): Кн. Для учителя / А.В.Бинас и др. – М.: Просвещение, 1990 – 123 с.;

  3. Биологические экскурсии (Текст): Кн. Для учителя /И.В.Измайлов, В.Е.Михлин и др. – М.: Просвещение, 1983 – 114 с.;

  4. Борейко В.Е. Охрана вековых деревьев. Серия: Охрана дикой природы. В.2: К. Киевский экол.культ.центр, 1996. – 80 с.;

  5. Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителя / А.И.Никишов и др. – 2-е изд. Перераб. – М.: Просвещение – 1980 – 48 с.;

  6. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М. Просвещение, 2008. – 238 с.

  7. Захлебный А.Н., Суравегин И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст). Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1984. – 46 с.

  8. Рахманов А.И. Домашний зооуголок. – Смоленск, 1996. – 540 с.;

  9. Свечникова В.В., Чибисова О.И.. Большая энциклопедия знаний. Жизнь на земле. – М.: Просвещение, 2008. – 512 с.;

  10. Семенова А.Н. Комнатные растения: друзья и враги. – СПб.: 2000. – 160 с.;

  11. Смирнов А.В. Мир растений – М.: Молодая гвардия, 1981. – 300 с.;

  12. Стороженко Л.Н. Как вырастить комнатные цветы. – М. Просвещение, 1978. – 96 с.

  13. Экологическая этика от А до Я: пособие для школьников, их учителей и родителей /Е.В.Корейко, Т.В.Мишаткина, Л.С.Чумаков под общей редакцией Т.В.Мишаткиной, Минск, МГЭУ им. А.Д.Сахарова, 2008. – 172 с.

Нормативные документы

  1. Закон об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС)

  2. Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04 августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»)

  3. Требования к программам дополнительного образования (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11 августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»)

  4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»)

  5. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332)

  6. Типовое временное Положение об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438)

  7. Креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Образовательная программа «Зелёная планета»

Автор: Кириленко Лидия Константиновна

Дата: 14.08.2017

Номер свидетельства: 425367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа внеурочной деятельности по ФГОС для начальной школы "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА""
    ["seo_title"] => string(79) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostipofgosdlianachalnoishkolyzielionaiaplanieta"
    ["file_id"] => string(6) "315624"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459933915"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "урок путешествие с применением ИКТ по теме "Нумерация чисел второго десятка. Решение задач." "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-putieshiestviie-s-primienieniiem-ikt-po-tiemie-numieratsiia-chisiel-vtorogho-diesiatka-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "139504"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417721222"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Насекомые, звери, птицы, рыбы""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nasiekomyie-zvieri-ptitsy-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "302072"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457059301"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства