Данная программа предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, с учётом возрастных особенностей и личных предпочтений. В современных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания обучающихся на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознание себя как части природы, в первую очередь, природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому экологический кружок «Зелёная планета» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только обучающихся общеобразовательного учреждения,, но и современным образовательным тенденциям в их воспитании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования
__ _______ 20___ №_____
УТВЕРДЖЕНО
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
__ _______ 20___ №_____
Образовательная программа
«Зелёная планета»
возраст обучающихся – 1-4 классы
срок реализации – 1 год
Автор Кириленко Лидия Константиновна, педагог дополнительного образования Донецкого Республиканского эколого-натуралистического центра
Донецк – 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Зелёная планета» рассчитана на один год обучения для обучающихся 1-4 классов
Программа дополнительного образования детей «Зеленая аптека Донбасса» составлена согласно документам:
- Конституции Донецкой Народной Республики (Статья №36 «О праве на образование»);
- Закону «Об образовании» (статья №72 «Дополнительное образование детей и взрослых») Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС);
- Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности», принят постановлением Народного Совета 29.05.2015 г.;
- Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии терроризму», принят постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;
- Закону Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, принят постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. №8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.07.2016 г. №793 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. №392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. №322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. №94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 г. №815 «Об утверждении Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. №379 «Об утверждении Типового порядка проведения Республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. №310 «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16..08.2017 г. №832 «Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики».
Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).
Данная программа предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, с учётом возрастных особенностей и личных предпочтений. В современных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания обучающихся на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознание себя как части природы, в первую очередь, природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому экологический кружок «Зелёная планета» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только обучающихся общеобразовательного учреждения,, но и современным образовательным тенденциям в их воспитании.
Направленность программы – эколого-биологическая.
Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная проектная деятельность воспитанников организация деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участию в реальной природоохранной деятельности своего региона.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Создание данной программы вызвано необходимостью развития у обучающихся экологического сознания как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации обучающихся научатся решать простейшие экологические задачи, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности, у них сформируются экологическая грамотность, разовьется познавательный интерес к биологическим закономерностям живой природы.
Цель программы:
Развивать стремление бережно относиться к окружающей среде, внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни
Для достижения цели предусматривается решение таких задач:
а) Обучающие:
- расширение знаний о видовом разнообразии грибов, растений и животных и их пользе для человека;
- расширение и систематизация знаний обучающихся об особо охраняемых природных территориях Донбасса;
- расширение знаний о домашних животных, аквариумных рыбах и растениях;
- формирование системы специальных знаний, умений, навыков, в том числе навыков экологической культуры;
- обучение наблюдению, проведению опытов, обобщению.
б) Развивающие:
- развитие интереса к природе родного края;
- расширение кругозора;
- развитие у учащихся навыков слаженности в работе;
-обеспечение свободного творческого интеллектуального развития обучающихся;
- развитие самостоятельности, ответственности, активности.
в) Воспитательные:
- воспитание у обучающихся интереса и потребности к познанию живой природы;
- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатую работу до конца, взаимопомощи при выполнении работы;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового обучения, которое сохраняет неповторимость и уникальность каждого человека.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своего края. Деятельность обучающихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача кружка. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания обучающихся, способствующих сохранению их здоровья с опорой на знания об окружающей среде. Особую роль приобретает программа дополнительного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношения человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Формирование прогнозируемых знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на теоретических занятиях (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума и экскурсий (практическая часть).
Программа реализует дидактические принципы:
- систематичность;
- непрерывность;
- доступность;
- межпредметность содержания.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. Приоритетное направление деятельности кружка – стимулирование творческой активности обучающихся, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для их самореализации; формирование навыков здорового образа жизни.
Отличительные особенности:
Данная программа отличается от других программ практической направленностью. Восприятие окружающей природы происходит не только интеллектуально, но и эмоционально, что дает более прочное и надежное усвоение материала.
В работе кружка предусмотрено использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практических работ на местности, соматометрические измерения, встречи с интересными людьми (врачами, цветоводами, экологами).
Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения. При проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений.
Возраст воспитанников: обучающиеся 1 – 4 классов.
Формы и методы: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций. В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- проявление сезонных явлений у различных растений;
- особенности и характерные признаки различных пород деревьев;
- особенности проявления листопада у растений;
- виды и особенности цветковых культур, произрастающих в городе;
- виды краснокнижных растений;
- виды и характеристику растений первоцветов в Донбассе;
-разнообразие комнатных растений, их родину и биологические особенности;
- способы размножения комнатных растений;
- значение и использование некоторых видов лекарственных растений;
- особенности растений различных групп;
- съедобные и ядовитые грибы, ядовитые растения и их отличительные особенности;
- растения- часы, индикаторы, барометры и принцип их использования;
- растения – компас и определение с их помощью сторон света;
- пряноароматические и эфиромасличные культуры и их использование;
- растения – красители и способы получения из них пищевой краски;
- особенности аквариумных рыб и их кормление;
- особенности подводных растений и их значение.
Обучающиеся должны уметь:
- определять виды различных пород древесных пород по семенам;
- происхождение и виды растений в цветочных часах;
- составление народного календаря по приметам растений и животных;
- проводить паспортизацию комнатных растений в кабинете;
- проводить уход и наблюдения за комнатными растениями;
- использовать лекарственные растения при первой необходимости;
- определять виды различных культур (плодовых, ягодных, цитрусовых);
- приготавливать простейшие витаминные чаи;
- проводить уход и наблюдения за аквариумными рыбами;
- охранять краснокнижные растения и первоцветы.
.
Формы подведения итогов: Проведение итогового квеста, согласно разработанному и опубликованному сценарию «Зеленая планета» (Интернет-проект «копилка уроков сайт для учителей», №332664), оформление выставки рисунков воспитанников.
.
Учебно-тематический план
Наименование тем и разделов
Теорет.
Практич.
Всего
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с обучающимися. Традиции и обязанности членов кружка.
Зеленый мир вокруг нас. Разнообразие растений. Самые древние растения: папоротник и хвощи. О чем говорят названия растений. Человек и растения. Растения-индивидумы, растения гиганты и карлики.
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес. Они пришли к нам из древности»
Практическое занятие. Просмотр видеофильма «Зеленая планета»
Практическое занятие. Проведение викторины «Зеленый мир вокруг нас»
Итого по теме
2
2
2
2
2
2
6
8
Тема 2. Природа – наш дом.
2.1 Разнообразие двух царств природы.
2.2. Цветы, которые нас окружают. Цветы в нашей жизни. Загадочный мир цветов. Цветы со всего мира.
Цветы в легендах. Цветы Донецка.
Практическое занятие. Работа с иллюстрациями цветов.
Практическое занятие. Заслушивание рассказов о цветах.
Практическое занятие . Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес. Эти цветы украшают наш город»
Практическое занятие. Проведение конкурса на лучший рисунок осенних цветов
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной викторины «»Мой любимый цветок»
2.3. Культурные растения вокруг нас
Практическое занятие. Проведение конкурса знатоков культурных растений «Путешествие по дальним странам»
Практическое занятие. Определение культурных растений по семенам
Практическое занятие. Заслушивание сообщений по культурным растениям
Итого по теме
2
2
2
6
2
2
2
2
2
2
2
2
16
22
Тема 3. Сезонные изменения растений
3.1. Осенние краски растений. Подготовка растений к зиме. Окраска листьев деревьев и кустарников.
Практическое занятие. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
Практическое занятие. Проведение конкурса «Осенняя пора, очей очарованье»
Практическое занятие. Проведение конкурса «Осень в стихах А.С. Пушкина»
3.2. В мире интересного. Редкие погодные явления, народные приметы. Народный календарь. Появление народного календаря на Руси. Русский народный календарь примет, его связь с растениями, животными и птицами.
Практическое занятие. Встреча с библиотекарем школы. Рассказ о народных приметах и растениях осенью. Составление народного календаря.
3.3.Жизнь растений и животных зимой, Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь растений под снегом.
Практическое занятие . Проведение наблюдений за состоянием зимующих растений и птиц возле учебного заведения.
Практическое занятие. Заслушивание сообщений «О чем могут поведать зимние узоры?»
Практическое занятие. Проведение конкурса «Сказки зимнего леса»
Практическое занятие. Литературная гостиная. Конкурс на лучшего знатока стихотворений о зиме.
Итого по теме
2
2
2
6
2
2
2
2
2
2
2
16
22
Тема 4. Лесной мир Донбасса
4.1. Понятие о лесе и лесных насаждениях
4.2. Основные сведения о лесных ресурсах Донбасса
Основные лесные породы: береза, липа, клен, рябина, ель, сосна и др. Лес в живописи русских художников.
Практическое занятие. Изучение иллюстраций лесных пород деревьев
Практическое занятие. Создание рисунков о лесе и организация их выставки в учебном учреждении
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Лес – мир добра и чудес!»
Практическое занятие. Определение пород деревьев по внешнему виду семян
4.3. Лес – кладовая витаминов. Ядовитые растения в лесу: бузина травянистая, ландыш, болиголов, белладонна, паслен сладко-горький, волчья ягода и др.
Практическое занятие. Изучение ядовитых и съедобных грибов по определителю
Практическое занятие. Составление памятки об ядовитых грибах и ягодах леса
Практическое занятие. Определение видов ягод и кустарников по рисункам и гербариям
Практическое занятие. Конкурс рисунков «Спасем лес от пожара!»
Практическое занятие. Приготовление витаминных напитков из лесных ягод (калины, малины, ежевики, черники и др.).
Практическое занятие . Изучение и составление памятки поведения в лесу
Итого по теме
2
2
2
6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
20
26
Тема 5. Водный режим Донбасса и биогеоценоза, связанного с ним
5.1. Растения в природных и искусственных биогеоценозах
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Водная гладь Донбасса»
5.2. Аквариум – искусственная среда экосистем и ее обитатели.
Практическое занятие. Изучение поведения обитателей аквариума.
Практическое занятие. Конкурс рисунков «Подводный мир аквариума»
5.3. Растения местных водоемов
Практическое занятие. Проведение викторины «Эти забавные рыбки»
Практическое занятие. Проведение конкурса рисунков «Забота о чистой воде и чистом воздухе
Итого по теме
2
2
2
6
2
2
2
2
2
2
12
18
Тема 6. Они нас любят, они нас лечат
6.1. Лекарственные растения, их использование в лечебных целях
Практическое занятие. Изучение гербарного материала лекарственных растений
6.2. Растения – скорая помощь при ушибах и порезах: подорожник, сфагнум, лопух, пустырник и др.
Практическое занятие. Изучение гербарного материала
6.3. Растения – помощники при головной боли: пион, пустырник, мята, мелисса и др.
Практическое занятие. Изучение гербарного материала
6.4. Растения – помощники при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: зверобой, крапива, спорыш, укроп, календула, мята и др.
Практическое занятие. Изучение гербарного материала
6.5. Растения – кладезь витаминов. Плодово-ягодные и овощные культуры – источники витаминов. Витамины А, группы В, С, их особенности.
Практическое занятие. Составление таблицы содержания витаминов в разных группах растений.
Практическое занятие. Проведение игры-викторины «Путешествие в страну чудо –овощ, чудо -фрукт»
Практическое занятие. Составление рецептур витаминных чаев, их приготовление и дегустация.
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес. За здоровьем в сад!»
6.6. Цитрусовые культуры, их значение для детского организма (хурма, апельсин, мандарин, грейпфрут)
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры – викторины «Знакомые и незнакомые цитрусовые»
Практическое занятие. Изготовление рисунков и поделок. Организация их выставки.
Практическое занятие. Проведение интеллектуального квеста «Наши помощники в домашних условиях»
Практическое занятие. Проведение игры – загадки о витаминах
Итого по теме
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
24
36
Тема 7. Растения – индикаторы в природе
7.1. История индикаторов биологически активных веществ в природе. Легенды о растениях-индикаторах. Растения –индикаторы высокого плодородия почвы: лютик, крапива, цикорий, пустырник. Растения – показатели низкого плодородия почв (ромашка, полынь, лебеда, хвощ).
Растения – индикаторы изменения состояния окружающей среды: лишайники, мхи. «Лишайниковые пустыни». С их помощью обнаруживают полезные ископаемые: полынь, мак, солодка, фиалка, адонис, лилии, сон-трава. Предсказатель извержения вулканов – примула.
Практическое занятие. Изучение гербарного материала разнообразных растений-индикаторов в природе
7.2. Растения, реагирующие на изменение окружающей среды. Растения – индикаторы изменения состояния окружающей среды: лишайники, мхи. «Лишайниковые пустыни». С их помощью обнаруживают полезные ископаемые: полынь, мак, солодка, фиалка, адонис, лилии, сон-трава. Предсказатель извержения вулканов – примула.
Практическое занятие. Просмотр видеофильма о растениях – индикаторах
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес. Растения - индикаторы внешней среды»
7.3 Растения – барометры
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Они предсказывают нам погоду»
Практическое занятие. Работа с литературой: составление прогнозов погоды по растениям, изучение народных примет, связанных с растениями-синоптиками
7.4. Растение часы. История создания растений часов.
Цветочные часы Карла Линнея. Описание и принцип работы цветочных часов. Правила работы цветочных часов. Цветы – часы.
Практическое занятие. Просмотр видео фильма о Карле Линнее.
Практическое занятие. Работа с литературой, поиск пословиц, поговорок и загадок по теме
Практическое занятие. Составление «часов» из растений
7.5. Растения компасы. Определение сторон света по растениям-компасам. Особенности растений компасов: лук-латун, мох и лишайники, эвкалипт, подсолнечник, пижма. Американское растение –компас – сильфиум и его особенности
Практическое занятие . Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес. Растения – компасы».
Итого по теме
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
2
2
2
2
18
28
Тема 8. Растения в быту
8.1. Растения в быту человека. Пряноароматические растения (перец, фенхель, укроп и др.). Эфиромасличные растения (мята, лаванда и др), их использование в нашем питании, ингаляции при простудных заболеваниях.
Практическое занятие. Изготовление рисунков пряноароматических и эфиромасличных растений, организация выставки «Они в нашей жизни»
Практическое занятие. Выращивание петрушки, укропа и др. на подоконнике.
Практическое занятие. Проведение игры-викторины «Наши верные помощники»
8.2. Растения – красители. Пигменты – растительные краски. Растения: амарант, петрушка, береза (лист), свекла и др. Получение растительных красок в домашних условиях. Растительные краски на полотне.
Практическое занятие. Получение вытяжек растительных красок из листьев березы, свеклы и петрушки
Итого по теме
2
2
4
2
2
2
2
8
12
Тема 9. Растения и красота вашего дома
8.1. География комнатных растений. История происхождения некоторых комнатных растений. Донецкий ботанический сад. Оранжерея Донецкого ботанического сада и ее структура и растения. Школьный ботанический сад города Докучаевска.
Уход за комнатными растениями в домашних условиях
8.2. Характеристика некоторых комнатных растений (Рео, бальзамин, плектрантус, колеус, бегония, монстера и др.)
Практическое занятие. Наблюдение за комнатными растениями в кабинете
Практическое занятие. Составление карточек комнатных растений
Практическое занятие. Размножение бальзамина, плектрантуса и колеуса в условиях кабинета
Практическое занятие. Изготовление рисунков «Мой любимый комнатный цветок», оформление выставки
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры – конкурса знатоков комнатных растений
8.3. Комнатные растения и здоровье. Комнатные растения – аллергены.
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Лекарственные комнатные растения на подоконнике»
8.4. Комнатные растения – суккуленты: алоэ, каланхоэ и др. Кактусы, их виды.
Практическое занятие. Проведение конкурса знатоков кактусов
Итого по теме
2
2
2
2
8
2
2
2
2
2
2
2
14
22
Тема 10. Экологические проблемы зеленого мира родного края
10.1. Охраняемые природные места Донбасса
Понятие о биосферном заповеднике. Биосферные заповедники в Донецкой Народной Республике. Заказники и памятники природы.
Практическое занятие. Просмотр видеофильма «Заповедник Хомутовская степь»
Практическое занятие. Проведение викторины «Путешествие по заповедным местам Донбасса»
Практическое занятие. Изучение памятников природы.
10.2. Редкие и исчезающие растения Донбасса. Красная книга и история ее создания. Энциклопедия Красной книги. Охраняемые виды растений и животных. Первоцветы, их характеристика и значение их охраны. Охраняемые первоцветы в Донбассе: пион узколистный, тюльпан Шренка, сибирская пролеска, хохлатка, чистяк весенний, ветреница дубравная, адонис весенний и др.
Практическое занятие. Составление каталога охраняемых видов растений и животных.
Практическое занятие. Конкурс рисунков редких и исчезающих растений и животных Донбасса
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с обучающимися. Традиции и обязанности членов кружка.
Зеленый мир вокруг нас (8 часов)
Зеленый мир вокруг нас. Разнообразие растений. Самые древние растения: папоротник и хвощи. О чем говорят названия растений. Человек и растения. Растения-индивидумы, растения гиганты и карлики (2 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес. Они пришли к нам из древности» (2 часа)
Практическое занятие. Просмотр видеофильма «Зеленая планета» (2 часа)
Практическое занятие . 3 Проведение викторины «Зеленый мир вокруг нас» (2 часа)
Тема 2. Природа – наш дом (22 часа)
2.1 Разнообразие двух царств природы.
2.2. Цветы, которые нас окружают. Цветы в нашей жизни. Загадочный мир цветов. Цветы со всего мира.
Цветы в легендах. Цветы Донецка. (2 часа)
Практическое занятие.. Работа с иллюстрациями цветов (2 часа)
Практическое занятие. Заслушивание рассказов о цветах (2 часа)
Практическое занятие . Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес. Эти цветы украшают наш город» (2 часа)
Практическое занятие. Проведение конкурса на лучший рисунок осенних цветов (2 часа)
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной викторины «»Мой любимый цветок» (2 часа)
2.3. Культурные растения вокруг нас (2 часа)
Практическое занятие. Проведение конкурса знатоков культурных растений «Путешествие по дальним странам» (2 часа)
Практическое занятие. Определение культурных растений по семенам (2 часа)
Практическое занятие. Заслушивание сообщений по культурным растениям (2 часа)
Тема 3. Сезонные изменения растений (22 часа)
3.1. Осенние краски растений. Подготовка растений к зиме. Окраска листьев деревьев и кустарников (2 часа)
Практическое занятие . Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников осенью (2 часа)
Практическое занятие. Проведение конкурса «Осенняя пора, очей очарованье» (2 часа)
Практическое занятие. Проведение конкурса «Осень в стихах А.С. Пушкина (2 часа)
3.2. В мире интересного. Редкие погодные явления, народные приметы (2 часа). Народный календарь. Появление народного календаря на Руси. Русский народный календарь примет, его связь с растениями, животными и птицами..
Практическое занятие. Встреча с библиотекарем школы. Рассказ о народных приметах и растениях осенью. Составление народного календаря (2 часа)
3.3.Жизнь растений и животных зимой, Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь растений под снегом (2 часа).
Практическое занятие. Проведение наблюдений за состоянием зимующих растений и птиц возле учебного заведения (2 часа).
Практическое занятие. Заслушивание сообщений «О чем могут поведать зимние узоры?» (2 часа)
Практическое занятие . Проведение конкурса «Сказки зимнего леса» (2 часа)
Практическое занятие8. Литературная гостиная. Конкурс на лучшего знатока стихотворений о зиме.(2 часа)
Тема 4. Лесной мир Донбасса (26 часов)
4.1. Понятие о лесе и лесных насаждениях (2 часа)
4.2. Основные сведения о лесных ресурсах Донбасса (2 часа)
Основные лесные породы: береза, липа, клен, рябина, ель, сосна и др. Лес в живописи русских художников.
Практическое занятие. Изучение иллюстраций лесных пород деревьев (2 часа)
Практическое занятие Создание рисунков о лесе и организация их выставки в учебном учреждении (2 часа)
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Лес – мир добра и чудес!» (2 часа)
Практическое занятие. Определение пород деревьев по внешнему виду семян (2 часа)
4.3. Лес – кладовая витаминов. Ядовитые растения в лесу: бузина травянистая, ландыш, болиголов, белладонна, паслен сладко-горький, волчья ягода и др. (2 часа)
Практическое занятие. Изучение ядовитых и съедобных грибов по определителю (2 часа)
Практическое занятие. Составление памятки об ядовитых грибах и ягодах леса (2 часа)
Практическое занятие. Определение видов ягод и кустарников по рисункам и гербариям (2 часа)
Практическое занятие. Конкурс рисунков «Спасем лес от пожара!» (2 часа)
Практическое занятие. Приготовление витаминных напитков из лесных ягод (калины, малины, ежевики, черники и др.) (2 часа).
Практическое занятие 10. Изучение и составление памятки поведения в лесу (2 часа)
Тема 5. Водный режим Донбасса и биогеоценоза, связанного с ним (18 часов)
5.1. Растения в природных искусственных биогеоценозах (2 часа)
Практическое занятие . Проведение интеллектуальной игры «Водная гладь Донбасса» (2 часа)
5.2. Аквариум – искусственная среда экосистем и ее обитатели (2 часа).
Практическое занятие. Изучение поведения обитателей аквариума (2 часа).
Практическое занятие. Конкурс рисунков «Подводный мир аквариума» (2 часа)
5.3. Растения местных водоемов (2 часа)
Практическое занятие. Проведение викторины «Эти забавные рыбки» (2 часа)
Практическое занятие. Проведение конкурса рисунков «Забота о чистой воде и чистом воздухе (2 часа)
Тема 6. Они нас любят, они нас лечат (36 часов)
6.1. Лекарственные растения, их использование в лечебных целях (2 часа)
Практическое занятие. Изучение гербарного материала лекарственных растений (2 часа)
6.2. Растения – скорая помощь при ушибах и порезах: подорожник, сфагнум, лопух, пустырник и др. (2 часа)
Практическое занятие. Изучение гербарного материала (2 часа)
6.3. Растения – помощники при головной боли: пион, пустырник, мята, мелисса и др. (2 часа)
Практическое занятие. Изучение гербарного материала (2 часа)
6.4. Растения – помощники при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: зверобой, крапива, спорыш, укроп, календула и др. (2 часа)
Практическое занятие. Изучение гербарного материала (2 часа)
6.5. Растения – кладезь витаминов. Плодово-ягодные и овощные культуры – источники витаминов. Витамины А, группы В, С, их особенности (2 часа).
Практическое занятие . Составление таблицы содержания витаминов в разных группах растений (2 часа)
Практическое занятие. Проведение игры-викторины «Путешествие в страну Легумию (2 часа)
Практическое занятие.7Составление рецептур витаминных чаев, их приготовление и дегустация (2 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес. За здоровьем в сад!» (2 часа)
6.6. Цитрусовые культуры, их значение для детского организма (хурма, апельсин, мандарин, грейпфрут) (2 часа)
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры – викторины «Знакомые и незнакомые цитрусовые» (2 часа)
Практическое занятие. Изготовление рисунков и поделок. Организация их выставки (2 часа)
Практическое занятие. Проведение интеллектуального квеста «Наши помощники в домашних условиях» (2 часа)
Практическое занятие . Проведение игры – загадки о витаминах (2 часа)
Тема 7. Растения – индикаторы в природе (36 часов)
7.1. История индикаторов биологически активных веществ в природе. Легенды о растениях-индикаторах. Растения –индикаторы высокого плодородия почвы: лютик, крапива, цикорий, пустырник. Растения – показатели низкого плодородия почв (ромашка, полынь, лебеда, хвощ. (2 часа)
Растения – индикаторы изменения состояния окружающей среды: лишайники, мхи. «Лишайниковые пустыни». С их помощью обнаруживают полезные ископаемые: полынь, мак, солодка, фиалка, адонис, лилии, сон-трава. Предсказатель извержения вулканов – примула.
Практическое занятие. Изучение гербарного материала разнообразных растений-индикаторов в природе (2 часа)
7.2. Растения, реагирующие на изменение окружающей среды. Растения – индикаторы изменения состояния окружающей среды: лишайники, мхи. «Лишайниковые пустыни». С их помощью обнаруживают полезные ископаемые: полынь, мак, солодка, фиалка, адонис, лилии, сон-трава. Предсказатель извержения вулканов – примула (2 часа)
Практическое занятие. Просмотр видеофильма о растениях – индикаторах (2 часа)
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес. Растения индикаторы внешней среды» (2 часа)
7.3 Растения – барометры (2 часа)
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Они предсказывают нам погоду» (2 часа)
Практическое занятие. Работа с литературой: составление прогнозов погоды по растениям, изучение народных примет, связанных с растениями-синоптиками (2 часа)
7.4. Растение часы. История создания растений часов.
Цветочные часы Карла Линнея. Описание и принцип работы цветочных часов. Правила работы цветочных часов. Цветы – часы (2 часа).
Практическое занятие. Просмотр видео фильма о Карле Линнее (2 часа).
Практическое занятие. Работа с литературой, поиск пословиц, поговорок и загадок по теме (2 часа)
Практическое занятие. Составление «часов» из растений (2 часа)
7.5. Растения компасы. Определение сторон света по растениям-компасам. Особенности растений компасов: лук-латун, мох и лишайники, эвкалипт, подсолнечник, пижма. Американское растение –компас – сильфиум и его особенности (2 часа)
Практическое занятие . Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес. Растения – компасы» (2 часа)
Тема 8. Растения в быту (12 часов)
8.1. Растения в быту человека. Пряноароматические растения (перец, фенхель, укроп и др.). Эфиромасличные растения (мята, лаванда и др), их использование в нашем питании, ингаляции при простудных заболеваниях (2 часа).
Практическое занятие. Изготовление рисунков пряноароматических и эфиромасличных растений, организация выставки «Они в нашей жизни» (2 часа)
Практическое занятие. Выращивание петрушки, укропа и др. на подоконнике (2 часа).
Практическое занятие. Проведение игры-викторины «Наши верные помощники» (2 часа)
8.2. Растения – красители. Пигменты – растительные краски. Растения: амарант, петрушка, береза (лист), свекла и др. Получение растительных красок в домашних условиях. Растительные краски на полотне (2 часа).
Практическое занятие. Получение вытяжек растительных красок из листьев березы, свеклы и петрушки (2 часа)
Тема 9. Растения и красота вашего дома (22 часа)
9.1. География комнатных растений. История происхождения некоторых комнатных растений. Донецкий ботанический сад. Оранжерея Донецкого ботанического сада и ее структура и растения. Школьный ботанический сад города Докучаевска .
Уход за комнатными растениями в домашних условиях (2 часа)
9.2. Характеристика некоторых комнатных растений (Рео, бальзамин, плектрантус, колеус, бегония, монстера и др.) (2 часа)
Практическое занятие. Наблюдение за комнатными растениями в кабинете (2 часа)
Практическое занятие. Составление карточек комнатных растений (2 часа)
Практическое занятие. Размножение бальзамина, плектрантуса и колеуса в условиях кабинета (2 часа)
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры – конкурса знатоков комнатных растений (2 часа)
9.3. Комнатные растения и здоровье. Комнатные растения – аллергены (2 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Лекарственные комнатные растения на подоконнике» (2 часа)
9.4. Комнатные растения – суккуленты: алоэ, каланхоэ и др. Кактусы, их виды (2 часа).
Практическое занятие. Проведение конкурса знатоков кактусов (2 часа)
Тема 10. Экологические проблемы зеленого мира родного края (18 часов)
10.1. Охраняемые природные места Донбасса (2 часа)
Понятие о биосферном заповеднике. Биосферные заповедники в Донецкой Народной Республике. Заказники и памятники природы (2 часа)
Практическое занятие. Просмотр видеофильма «Заповедник Хомутовская степь» (2 часа)
Практическое занятие. Проведение викторины «Путешествие по заповедным местам Донбасса» (2 часа)
Практическое занятие. Изучение памятников природы (2 часа).
10.2. Редкие и исчезающие растения Донбасса. Красная книга и история ее создания. Энциклопедия Красной книги. Охраняемые виды растений и животных. Первоцветы, их характеристика и значение их охраны. Охраняемые первоцветы в Донбассе: пион узколистный, тюльпан Шренка, сибирская пролеска, хохлатка, чистяк весенний, ветреница дубравная, адонис весенний и др. (2 часа)
Практическое занятие. Составление каталога охраняемых видов растений и животных (2 часа)
Практическое занятие. Конкурс рисунков редких и исчезающих растений и животных Донбасса (2 часа)
Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет» ped –kopilka.ru.
34463
Виды дидактического материалов
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются виды дидактических материалов:
- естественный и натуральный: гербарии культурных, дикорастущих и лекарственных растений, семена различных культур;
- объемный: муляжи овощных и плодовых культур;
- схематический: рисунки, коллажи лекарственных растений; таблицы: «Охрана природных ресурсов», «Основные группы растений в Донбассе», «Карта заповедных природных зон Донбасса».
- картинный: фотоматериалы по заповедным участкам, иллюстрации, раскраски;
- дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы для устного опроса, игры «лото»;
- тематические подборки материалов (сценарии массовых мероприятий и игр).
Дидактический материал систематизирован в соответствии с учебно-тематическим планом по каждой теме.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
Для реализации образовательного процесса по программе используется следующее материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- оборудование (классная доска, столы и стулья для обучающихся и руководителя, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов);
- материалы для занятий (ватман, клей, краски, фломастеры, цветные карандаши, ножницы);
- учебный материал для обучающихся (тетрадь, ручки, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом для зарисовок).
Перечень рефератов:
Роль воды в организме.
Зеленое топливо.
Выращивание лесных культур из разных зон Донбасса из семян.
Значение мохообразных и лишайников в экосистемах, их использование человеком.
Дикорастущие лекарственные растения Донбасса.
Лекарственные растения на подоконнике.
Значение водорослей в экосистемах и в жизни человека.
Какие я знаю витамины.
Растения в природе против авитаминоза человека.
Использование красок из растений в домашних условиях.
Заповедные места Донбасса.
Глоссарий
Авитаминоз — заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.
Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработано Владимиром Сукачёвым в 1942 году.
Биосферный заповедник – охраняемые законами, в т.ч. международными, эталонные участки определённых природных зон, на которых сохраняется типичное биологическое разнообразие, ведутся наблюдения за естественными биогеоценозами, проводятся научные исследования.
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, педагогики и других.
Витамины – биологически активные вещества, необходимые для роста и обновления клетки, течения обменных процессов в организме. Недостаточное поступление их в организм, нарушение усвоения в пищеварительном канале, несоответствие между повышенной потребностью в них и поступлением приводит к развитию гипо- и авитаминозов, что клинически проявляется определенным симптомокомплексом (рахит, пеллагра, цинга, полиневрит и др.)
Гидрофиты — многолетние (реже однолетние) растения, необходимое условие жизни которых — пребывание в пресной (большей частью), солёной или солоноватой воде. от др.-греч. ὑγρός — влажный + φυτόν — растение) — растения, произрастающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы.
Заповедные места(запове́дники) — участки территории (акватории), на которых сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на их территории запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.
Ксерофиты(от др.-греч. ξερός — сухой и φυτόν — растение) — растения сухих мест обитания, способные переносить продолжительную засуху и воздействие высоких температур («засухоустойчивые»).
Лекарственные растения (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.
Растения-аллергены – это растения, выделяющие антигены, которые вызывают у чувствительных к ним людей аллергические реакции.
Растения-суккуленты (от лат. succulentus, «сочный») — растения, имеющие специальные ткани для запаса воды. Как правило, они произрастают в местах с засушливым климатом.
Реликтовые растения (лат. relictum — остаток) в биологии — живые организмы, сохранившиеся в современной биоте или в определённом регионе как остаток предковой группы, более широко распространённой или игравшей большую роль в экосистемах в прошедшие геологические эпохи.
Реликт — остаточное проявление прошлого в наше время.
Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).
Экосистема от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
Список литературы
Книги
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения: М. Просвещение, 1989 -384 с.
Биологический эксперимент в школе (текст): Кн. Для учителя / А.В.Бинас и др. – М.: Просвещение, 1990 – 123 с.;
Биологические экскурсии (Текст): Кн. Для учителя /И.В.Измайлов, В.Е.Михлин и др. – М.: Просвещение, 1983 – 114 с.;
Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителя / А.И.Никишов и др. – 2-е изд. Перераб. – М.: Просвещение – 1980 – 48 с.;
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М. Просвещение, 2008. – 238 с.
Захлебный А.Н., Суравегин И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст). Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1984. – 46 с.
Смирнов А.В. Мир растений – М.: Молодая гвардия, 1981. – 300 с.;
Стороженко Л.Н. Как вырастить комнатные цветы. – М. Просвещение, 1978. – 96 с.
Экологическая этика от А до Я: пособие для школьников, их учителей и родителей /Е.В.Корейко, Т.В.Мишаткина, Л.С.Чумаков под общей редакцией Т.В.Мишаткиной, Минск, МГЭУ им. А.Д.Сахарова, 2008. – 172 с.
Нормативные документы
Закон об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС)
Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04 августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»)
Требования к программам дополнительного образования (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11 августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»)
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»)
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332)
Типовое временное Положение об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438)
Креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).