kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа «Школа юного исследователя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Школа юного исследователя» рассчитана на два года обучения для учащихся 11-13 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа «Школа юного исследователя»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Учреждение дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»



СОГЛАСОВАНО

Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования

__ _______ 20___ №_____

УТВЕРДЖЕНО

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

__ _______ 20___ №_____





Образовательная программа


«Школа юного исследователя»

возраст обучающихся – учащиеся 11-13 лет

срок реализации – 2 года




Автор Кирилленко Светлана Константиновна, заведующая отделом сельского хозяйства Донецкого Республиканского эколого-натуралистического центра, кандидат биологических наук








Донецк – 2015

Пояснительная записка

Образовательная программа «Школа юного исследователя» составлена на основе типовой программы Дополнительного образования «Исследователи природы», относится к биолого-сельскохозяйственному направлению с элементами опытнической и исследовательской деятельности.

Программа кружка «Школа юного исследователя» рассчитана на два года обучения для учащихся 11-13 лет. Составлена согласно Закону об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС), Стандарту государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04 августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»), требованиям к программам дополнительного образования (Утвержденных Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»), Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»), Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332), Типовому временному Положению об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438), Креатив-плану научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).

Направленность программы – сельскохозяйственная.

Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по сельскохозяйственному направлению.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Создание данной программы вызвано необходимостью решения проблемы популяризации биологических и сельскохозяйственных знаний, углубить знания по отдельным разделам сельскохозяйственной биологии, привить практические навыки и умения научно-исследовательской и творческой деятельности. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации обучающиеся овладеют знаниями, навыками и умениями, которые направлены на расширение кругозора, популяризации у них биологических знаний, формирования приемов организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности в закладке и проведении опытов.

Цель программы:

Привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению растительного богатства Донбасса, по изучению влияния различных факторов внешней среды на растительный покров.

Для достижения цели предусматривается решение таких задач:

Обучающие:

- развитие познавательного интереса к изучению агробиологических проблем в Донбассе;

- формирование системы специальных знаний и умений, в том числе в области агробиологии.

Развивающие:

- развитие самостоятельности, ответственности, активности;

- формирование навыков и умений в практической деятельности, навыков исследовательской деятельности в области агробиологии, обработки результатов наблюдений и исследований;

- формирование творческой активности учащихся;

- развитие интереса к биологии и технологии выращивания сельскохозяйственных растений;

Воспитательные:

- формирование общественной активности, гражданской позиции, культуры общения;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатую работу до конца, взаимопомощи при выполнении работы;

- воспитание всесторонне развитой в области биологии и агробиологии личности;

- воспитывать чувство ответственности за порученное дело;

- воспитывать чувство коллективизма.

Организация занятий позволяет учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого кружковца. Именно здесь учащиеся в полной мере раскрываются, общаются в непринуждённой обстановке. Работа в кружке способствует проявлению инициативности. В кружке есть возможность объединять индивидуальную творческую работу каждого учащегося с коллективной. В основу кружка положены практические занятия, наблюдения, в процессе проведения которых формируются знания по изучению и сохранению растительного богатства Донбасса, по изучению влияния различных факторов внешней среды на растительный покров.

Программа реализует принципы воспитания:

- системность;

- непрерывность;

- межпредметность связей;

- доступность;

- наглядность.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии.

Приоритетное направление деятельности кружка – стимулирование творческой активности учащихся, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для их самореализации; формирование навыков здорового образа жизни.

Отличительные особенности:

в процессе занятий происходит углубленное изучение основ ботаники, растениеводства, селекции растений, активное участие учащихся в опытнической и исследовательской работе, а также практическая деятельность учащихся в изучении многообразия растительного мира. В программу кружка введен практикум, цель которого – дать учащимся специальные знания и навыки исследовательской работы. По окончании практикума проходит обсуждение выполненной работы и ее оценка;

При проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений.

Возраст воспитанников 11 – 13 лет.

Формы и режим занятий. Используются инновационные формы организации занятий, эффективные методы образовательно-воспитательной деятельности работы с учащимися: беседа-обсуждение, беседа-демонстрация, лекции, ситуационно-ролевые игры, игры-конкурсы, викторины, самостоятельная работа, экскурсии, проведение исследовательских работ. Подготовка и написание рефератов. Каждое занятие заканчивается подведением итогов работы. Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ, проведение экскурсий, полевых практик, проведение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие учащихся в общественно-полезном труде. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практику и практических работ используются учащимися для написания исследовательских работ, с последующим выступлением на научно-практических конференциях, а также во внеклассной работе по биологии. Кроме того, в процессе занятий предусматривается широкое участие членов кружка в подготовке и проведении сельскохозяйственных и биологических праздников, участие в школьных, республиканских и Международных конкурсах, викторинах, в трудовых операциях.

При изучении отдельных тем предусматривается изготовление наглядных пособий. Предусматривается в программе кружка и игровая форма работы. Вопросы для тематических викторин, составленных учащимися на основе своих наблюдений, помогают закреплению материала, организации досуга. Отведенные часы для работы по изучению отдельных вопросов с использованием видеофильмов, аудиоматериалов позволяют учащимся самостоятельно приобщиться к использованию компьютерной информации, а также выработать навыки общения с информационной (компьютерной) техникой.

Ожидаемые результаты

В конце 1-го года обучения учащиеся должны знать:

- формы и методы исследовательской деятельности;

- правила работы с источниками получения информации;

- особенности чтения научно-популярной литературы;

- особенности и приемы конспектирования;

- виды исследований в природе;

- влияние температуры воздуха на жизнь растений;

- преобладающие виды осадков по сезонам года;

- особенности климата Донбасса;

- биологические ритмы у растений;

- растения-индивидумы и их особенности;

- особенности и характерные признаки различных деревьев (лиственных и хвойных) в Донбассе;

- сезонные явления у растений;

- особенности пигментного комплекса у лиственных растений в осенний период;

- приспособленность растений к переносу низких температур и к неблагоприятным условиям;

- сроки наступления сокодвижения и цветения у различных пород деревьев;

- виды и особенности раннецветущих растений в Донбассе;

- способы охраны раннецветущих растений и виды флоры Донбасса, нуждающиеся в охране;

- вопросы охраны природы и Красную книгу Донбасса;

- виды флоры Донбасса, нуждающиеся в охране;

- особенности проявления сезонных явлений на растения;

-разнообразие комнатных растений, их родину и биологические особенности;

- требования комнатных растений к условиям содержания;

- способы размножения комнатных растений;

- фитонцидную активность различных комнатных растений;

- значение лекарственных растений в жизни человека;

- способы охраны и приемы заготовки лекарственных растений в Донбассе;

- основные группы лекарственных растений Донбасса;

- съедобные и ядовитые растения Донбасса и их отличительные особенности.

В конце обучения 2-го года учащиеся должны знать:

- понятие целей и задач исследований;

- правила составления рабочего плана исследований ;

- правила оформления исследовательской работы (глав работы);

- правила размещения наглядного материала (таблиц, графиков и др.);

- особенности растительного организма и его функции;

- виды культурных растений и разнообразие растительного мира;

- виды культурных растений, выращиваемых в Донбассе (полевые и овощные, орехоплодные, виноград);

- нетрадиционные и малораспространенные в Донбассе культуры и их значение;

- виды растений, обладающие тонизирующим действием и их значение;

- состав и свойства различных видов почвы;

- пути повышения плодородия почвы;

- виды органических и минеральных удобрений;

- законы земледелия;

- понятие севооборота и его значение;

- разновидности сорных растений, встречающиеся в Донбассе;

- меры борьбы с сорной растительностью и карантинными сорняками;

- факторы жизни растений (свет, тепло, вода);

- транспирационные коэффициенты у различных культур;

- особенности растений длинного и короткого дня;

- взаимное влияние животных и растений;

- различия ветро- и насекомоопыляемых растений;

- методику закладки опытов для проведения исследовательской работы;

- основы статистической обработки результатов.

В конце 1-го года обучения учащиеся должны уметь:

-конспектировать и анализировать научно-популярную литературу;

- оформлять дневник изучения климатических условий;

- обладать простыми навыками исследовательской работы;

- сравнивать и различать различные породы лиственных деревьев;

- проводить паспортизацию комнатных растений в кабинетах;

- получать спиртовую вытяжку пигментов листьев в различные периоды года;

- проводить уход за комнатными растениями, вегетативное их размножение;

- готовить растворы ростактиваторов и проводить подкормку комнатных растений;

- определять фитонцидную активность различных комнатных растений;

- использовать ростактиваторы и изучать их влияние на засухоустойчивость комнатных растений;

- проводить сбор лекарственного сырья различных групп лекарственных растений Донбасса;

- использовать лекарственные растения в домашних условиях;

- собирать и изготавливать гербарии различных растений;

- анализировать влияние различных факторов на растения.

В конце 2-го года обучения учащиеся должны уметь:

- составлять рабочий план исследований;

- логически выстраивать текстовой материал;

- конспектировать научно-практическую статью;

- проводить классификацию плодов и семян для изготовления наглядных пособий;

- определять виды полевых и овощных культур по семенам;

- определять виды нетрадиционных, малораспространенных, цитрусовых и других культур;

- выращивать цитрусовые, орехоплодные, субтропические культуры из косточек;

- анализировать плоды каштана и ореха из различных мест произрастания;

- приготавливать чаи их разных видов чая;

- определять, описывать и использовать различные виды удобрений;

- составлять схемы севооборота для различного количества полевых и овощных культур;

- проводить меры борьбы с сорняками;

- определять влияние сорных растений на всхожесть и динамику роста различных растений;

- изучать строение листьев свето- и тенелюбивых растений под микроскопом;

- определять всхожесть семян, энергию прорастания и динамику роста различных растений;

- давать характеристику влияния выращивания растений в открытом грунте и под пленкой;

- определять ветро- и насекомоопыляемые растения;

- основы методики закладки опытов и выстраивать схему их закладки;

- докладывать результаты исследований перед аудиторией (на школе, на конференции и др.)

Основные формы и методы работы с обучающимися по Программе кружка:

- Лекционные и семинарские занятия, практикумы;

- выявление проблемы с последующим ее разрешением, в том числе, алгоритма ее решения;

- анализ материалов;

- устные сообщения учащихся с последующей их дискуссией;

- работа над проектом выбранной темы;

- защита исследовательской работы, в ходе которой проверяется степень овладения учащимися требуемых умений и навыков.

Формы подведения итогов: обобщающие занятия, оформление выставок работ воспитанников, викторины, рефераты.


Учебно-тематический план 1 года обучения

Наименование разделов и тем

Всего часов

Всего

Теорет. часов

Практ. часов

Тема 1. Введение. Формы и методы исследовательской деятельности

1.1.Введение. Формы и методы исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы и др. Правила работы с ними.

1.2. Особенности чтения научно-познавательной и методической литературы. Чтение, просмотр: выборочный, полный (сплошной) с проработкой и изучением

материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

1.3. Практическая работа. Работа с картотекой по отбору литературы.

Итого по теме:















9





3




3







6















3

3


Тема 2. Виды исследований в природе. Навыки исследовательской работы в природе.

2.1. Изучение климата Донбасса и его значение для биологии и сельского хозяйства, Метеорология как наука. Долгосрочный краткосрочный прогноз погоды. Народные приметы состояния погоды.

2.2. Осадки, преобладающие виды осадков в различное время года. Организация метеонаблюдений. Обработка результатов метеонаблюдений. Ведение дневника погоды. Наблюдения за деятельностью природных факторов (осадков, ветра, температуры воздуха, суточного хода температур). Измерение температуры воздуха.

2.3. Практическая работа. Обработка результатов метеонаблюдений. Ведение дневника погоды.

Итого по теме:























15





6






6












12




















3



3

Тема 3. Биологические ритмы у растений.

3.1. Особенности биоритмов у растений. Бионика. Рекорды живой природы.

3.2. Растения-барометры, растения-синоптики, растения гиганты и карлики. Растения-индикаторы.

3.3.Биоритмы у растений.

Всего:








9


3


3



3

9


Тема 4. Исследовательская работа в природе.

4.1. Растения мира. Характерные признаки растений. Распространение деревьев, кустарников, травянистых растений в Донбассе.

4.2. Знакомство с лиственными породами деревьев и кустарников, видами декоративных трав.

4.3. Знакомство с хвойными породами деревьев в Донбассе, их отличительными особенностями.

4.4. Вопросы охраны природы. Красная Книга Донбасса. Виды флоры Донбасса, нуждающейся в охране.

4.5. Практическая работа. Работа с гербарным материалом. Знакомство с лиственными и хвойными породами деревьев, произрастающих на территории учебного заведения и составление их описания. Учет площади зеленых насаждений.

Итого по теме:






















39


9




6



6



6










27















12







12

Тема 5. Сезонные явления в жизни растений

5.1. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Понятие о пигментах листьев: хлорофилл, ксантофилл и другие пигменты, их особенности. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников, в том числе в различных частях кроны.

5.2. Практическая работа. Проведение фенологических наблюдений. Выделение пигментов из осенних листьев у различных пород деревьев. Сбор листьев, семян и плодов для изготовления наглядных пособий и поделок.

5.3. Проведение массовых мероприятий. Участие в Республиканском конкурсе детских творческих работ «Зеленая при рода».

5.4. Растения зимой. Процессы жизнедеятельности растений зимой. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Покой и его значение в жизни растений. Приспособление растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом.

5.5. Практическая работа. Проведение наблюдений за состоянием зимующих растений возле учебного заведения.

5.6. Весенние явления в жизни растений. Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Набухание почек.

5.7. Цветение деревьев и кустарников. Сроки цветения. Раннецветущие растения открытого грунта.

5.8. Практическая работа. Изучение раннецветущих растений под снегом. Проведение фенологических наблюдений.

Итого по теме:









































66


21

















12













3



3






39









12






6














3









6



27

Тема 6. Зеленые спутники человека.

6.1. Знакомство с комнатными растениями. Разнообразие комнатных растений. Родина различных комнатных растений. Группировка комнатных растений, их биологические особенности.

6.2. Практическая работа. Паспортизация и изучение комнатных растений в кабинетах учебного заведения. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Оформление этикеток.

6.3. Требования комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуры, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки их проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года.

6.4. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этих работ. Вегетативное размножение комнатных растений. Управление ростом растений.

6.5. Практическая работа. Изучение влияния различных условий на размножение традесканций, бегоний, колеуса, бальзамина, драцены и других комнатных растений. Размножение комнатных растений листом, стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами.

6.6. Обрезка и прищипка комнатных растений. Выявление сроков и способов черенкования комнатных растений на приживаемость. Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений для комнатных растений, их характеристика и свойства. Ростактиваторы для различных групп комнатных растений. Сроки, правила и количество подкормок комнатных растений в течение вегетационного периода.

6.7. Вредители комнатных растений и их биологические особенности. Меры борьбы с ними.

6.8. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Профилактика заболеваний комнатных растений.

6.9. Практическая работа. Приготовление удобрений и ростактиваторов (имеющихся в магазинах) и проведение подкормки комнатных растений. Проведение сравнительной оценки влияния подкормки комнатных растений на их рост и развитие. Ведение дневника наблюдений.

6.10. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада.

6.11. Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха. Понятие о фитонцидах. Фитонцидная активность комнатных растений. Космическая роль зеленых растений.

6.12. Практическая работа. Определение фитонцидной активности различных комнатных растений в кабинетах учебного заведения. Изучение влияния ростактиваторов на засухоустойчивость комнатных растений.

Итого по теме:






































































60


6










6






3












9












6



6













3












39







6
















6


























3







3








6






21

Тема 7. Зеленая аптека

7.1. Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности.

7.2. Охрана лекарственных растений. Приемы заготовки лекарственного сырья. Правила сушки и хранения лекарственного сырья.

7.3. Основные группы лекарственных растений в Донбассе. Краснокнижные лекарственные растения Донбасса.

7.4. Комнатные лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения природной флоры Донбасса, их отличительные особенности.

7.5. Практическая работа. Сбор и лабораторная обработка раннецветущих лекарственных растений, их анализ. Изготовление гербария. Изготовление листовок о лекарственных растениях Донбасса.

Итого по теме:






















15


3



3




3



3










12
















3






3

Тема 8. Итоговое занятие

3


3

Всего

216

144

72


Учебно-тематический план 2 года обучения

Наименование разделов и тем

Всего часов

Всего

Теорет.

часов

Практич. часов

Тема 1. Введение. Оформление исследовательских работ. Основы научного исследования

1.1. Проблема научного исследования, выдвижение гипотезы, формулировка целей и задач научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Сбор, анализ научно-познавательной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследований.

1.2. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем. Размещение фотографий и рисунков. Научный язык и стиль. Сокращения и обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое и оформление результатов эксперимента. Выводы и оформление «Заключения».

1.3. Практическая работа. Конспектирование научно-практической статьи по теме исследований.

Итого по теме:



























9




3







3
















6
























3



3

Тема 2. Исследования в области биологии и выращивания различных групп растений.

2.1. Растительный организм и его функции. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность растительной клетки.

2.2. Внутреннее строение корня. Стебель, его происхождение и функции. Назначение стебля. Строение и значение побегов у растений. Видоизмененные побеги. Внутреннее строение листа. Старение листа, явление листопада. Видоизменение подземных побегов. Строение, функции и типы цветков. Соцветия.

2.3. Многообразие и значение плодов. Классификация плодов: сухие и сочные плоды. Сборные и сложные плоды, соплодия. Значение плодов в жизни человека. Виды плодов: боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.

2.4. Практическая работа. Сбор плодов и семян различных растений для изготовления наглядных пособий. Работа с микроскопом.

Итого по теме:























12



3



3








3









9




















3



3

Тема 3. Многообразие растительного мира

3.1. Беседа: виды культурных растений. Общее знакомство с культурными растениями.

3.2. Центры происхождения культурных растений. Н.И.Вавилов и его роль в изучении культурных растений мира.

3.3. Самые древние культурные растения, их описание и значение.

3.4. Разнообразие, развитие и размножение культурных растений.

3.5. Практическая работа. Работа с гербарным материалом и определителями культурных растений Донбасса.

Итого по теме:















15


3



3



3


3





12













3


3

Тема 4. Виды культурных растений, выращиваемых в Донбассе.

4.1. Полевые злаковые и крупяные культуры (пшеница и ее виды, ячмень и его виды, просо, овес и его виды, гречиха и др.). Биологические особенности зерновых хлебных культур. Зерновые бобовые культуры (соя, горох, фасоль, нут и др.). Биологические особенности зерновых бобовых культур.

4.2. Крахмалоносные растения (картофель, сорго зерновое и др.). Сахароносные культуры (сахарный тростник, сахарная свекла, сахарное сорго). Масличные культуры (подсолнечник, рапс, сафлор, клещевина и др.). Пряные и пряноароматические растения (базилик, тимьян и др.). Волокнистые растения (джут, кенаф). Значение хлопчатника.

4.3. Каучуконосные растения. Кормовые бобовые растения (люцерна посевная и бразильская, эспарцет песчаный, клевер и его виды).

4.4. Овощные культуры и их народнохозяйственное значение. Пасленовые культуры (томат, перец, баклажан, физалис и его виды). Капустные культуры (капуста белокачанная, цветная, пекинская, кольраби, абиссинская и др.).

4.5. Тыквенные культуры (тыква, арбуз, дыня, огурец, лагенария и др.). Луковые культуры (лук репчатый. Лук-порей и другие разновидности лука). Чеснок. Фитонцидные растения открытого грунта. Корнеплоды (морковь, свекла, петрушка, сельдерей, спаржа).

4.6. Практическая работа. Работа с определителем культурных растений. Написание рефератов по различным видам культурных растений. Проведение праздника « Страна Легумия».

Итого по теме:










































33



6








6









3




6






6












27





































6





6

Тема 5. Нетрадиционные и малораспространенные культуры.

5.1. Значение малораспространенных растений и их виды. Долихос, просо африканское, гвоздичное и хлебное дерево, коричное дерево, мускатное дерево и др.

5.2. Зеленные культуры и их значение для человека. Петрушка, укроп, салат и его виды и др.

5.3. Практическая работа. Написание и заслушивание рефератов по малораспространенным и нетрадиционным для Донбасса культурам.

Итого по теме:














9



3




3







6










3




3

Тема 6. Цитрусовые и тропические культуры.

6.1. Значение цитрусовых культур для человека.

6.2. Виды цитрусовых культур (лимон, апельсин, мандарин, манго и др.)

6.3. Тропические разноплодные культуры.

6.4. Практическая работа. Написание и заслушивание рефератов по теме. Выращивание цитрусовых и тропических разноплодных культур из косточек. Проведение игровой программы – викторины «Необычные пришельцы».

Итого по теме:














27



3


6


9







18








9






9

Тема 7. Растения субтропической зоны.

7.1. Виноград, хурма, гранат, финиковая пальма, инжир, фейхоа, унаби, кизил, шелковица и ее виды.

7.2. Практическая работа. Выращивание разноплодных субтропических культур из косточек. Вегетативное размножение и его роль в технологии выращивания ягодных кустарников и винограда.

Итого по теме:










9


6








6





3





3

Тема 8. Орехоплодные культуры Донбасса

8.1.Значение орехоплодных культур для человека. Виды орехоплодных культур.

8.2. Характеристика ореха грецкого. Разновидности ореха. Особенности фисташки, лещины. Виды каштана. Каштан конский. Миндаль и его использование.

8.3. Практическая работа. Изучение плодов каштана из различных мест произрастания. Изучение плодов ореха грецкого из различных мест произрастания. Составление коллекции орехоплодных.

Итого по теме:













12


3


3









6








6





6

Тема 9. Растения с тонизирующим действием.

9.1. Значение и свойства растений с тонизирующим действием. Родина их произрастания. Особенности действия на организм человека растений с тонизирующим действием.

9.2. Разновидности растений с тонизирующим действием. Виды кофе, какао, колы, чая. Особенности растений чая из различных мест произрастания – чая парагвайского, цейлонского, китайского и др.

9.3. Практическая работа. Приготовление и дегустация чаев из различных мест произрастания. Определение их вкусовых особенностей.

Итого по теме:


















9



3





3










6














3




3

Тема 10. Понятие о почве и ее плодородии

10.1. Состав и свойства различных видов почв. Понятие о плодородии почв. Пути повышения плодородия почв. Удобрения и их виды: минеральные и органические. Виды органических удобрений: навоз, птичий помет, торф, солома. Понятие о «зеленом удобрении», Бактериологические препараты. Основные типы почв Донбасса. Способы повышения плодородия почв в Донбассе и защита почв от эрозии. Растения зеленого конвейера. Растения-сидераты.

10.2. Практическая работа. Описание и определение вида удобрений. Изучение влияния сока различных комнатных растений при проращивании полевых культур, изучение роста и развития растений.

Итого по теме:



















6


3

















3













3





3

Тема 11. Законы земледелия.

11.1. Закон возврата, незаменимости и равнозначности факторов жизни. Закон минимального и максимального оптимума. Закон совокупности действия факторов развития растений.

11.2. Закон чередования культур. Научные основы чередования культур. Понятие «севооборот», его значение.

11.3. Практическая работа. Составление севооборота для различного количества полевых и овощных культур.

Итого по теме:













12


3





3






6










6



6

Тема 12. Сорные растения Донбасса

12.1. Относительность понятия «СОРНЫЕ РАСТЕНИЯ». Плодовитость сорных растений. Одно-, двулетние и многолетние сорные растения. Сорные растения – путешественники.

12.2. Карантинные сорные растения. Их особенности. Амброзия полыннолистная и меры борьбы с ней. Наиболее распространенные сорные растения в Донбассе и современные методы борьбы с ними. Сорные растения – целители. Растительные препараты для борьбы с болезнями и вредителями растений.

12.3. Практическая работа. Работа с определителем сорных растений. Сбор сорных растений для гербария. Изучение влияния вытяжки из различных сорных растений на всхожесть и ростовые процессы некоторых полевых и овощных культур (по выбору). Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков.

Итого по теме:























9


3





3
















6















3








3

Тема 13. Факторы жизни растений

13.1. Свет и фотосинтез, Растения длинного и короткого дня. Фотопериодизм у растений. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения.

13.2. Практическая работа. Изучение и сравнение строения листьев свето- и тенелюбивых растений под микроскопом.

13.3. Роль тепла в жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Приспособление растений к различным температурам.

13.4. Практическая работа. Определение всхожести, энергии прорастания и динамики роста растений различных сельскохозяйственных культур (по выбору). Сравнительная характеристика разных способов выращивания сеянцев различных овощных культур (по выбору) в открытом грунте и под пленкой (парнике).

13.5. Вода в жизни растений. Значение воды для питания, роста и развития растений. Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Суккуленты. Понятие о транспирационном коэффициенте, его значение у различных культур.

13.6. Практическая работа. Изучение влияния тепла и воды на прорастание семян различных культур (по выбору). Изучение особенностей строения растений с различным транспирационным коэффициентом.

13.7. Растительные и животные сообщества. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления растений. Значение растений для животных. Растения-хищники. Ветро- и насекомоопыляемые растения, их особенности.

13.8. Практическая работа. Изучение приспособленности растений к ветроопылению и опылению насекомыми.

Итого по теме:










































36


6







3












3












3









18






3







9














6












3



18

Тема 14. Основы исследовательской работы

14.1. Методика закладки опыта в полевых условиях. Схема опыта. Понятие о повторностях и вариантах, их количество. Рендомизация закладки опыта исследований.

14.2. Характеристика погодных условий в процессе вегетации растений1. Фенологические наблюдения.

14.3. Биометрические наблюдения. Учет густоты стояния растений. Определение потребности растений в питательных веществах. Учет урожая в опыте и его статистическая обработка.

14.4. Практическая работа. Составление схемы закладки опытов по выбранной теме исследований. Изучение влияния срока сбора семян различных культур (по количеству членов кружка) на всхожесть и ростовые процессы растений.

Итого по теме:





















15


3





3



3











9















6






6

Тема 15. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Заслушивание результатов опытнической работы. Подготовка к научно-практической конференции. Проведение конкурса-выставки работ членов кружка за год.

6

6


ИТОГО:

219

144

75



Содержание программы

1 год обучения

1. Введение (9 часов).

1.1.Знакомство с учащимися. Устав кружка. Цели и задачи кружка.

Введение. Формы и методы исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, таблицы, справочники, словари, энциклопедии. Правила работы с ними. 1.2.Особенности чтения научно-познавательной и методической литературы. Чтение просмотр: выборочное, полное (сплошное) с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. 1.3.Практическая работа. Работа с картотекой по отбору литературы.

2. Виды исследований в природе. Навыки исследовательской работы в природе (15 часов).

2.1.Изучение климата Донбасса и его значение для биологии и сельского хозяйства. Метеорология как наука. Долгосрочный и краткосрочный прогноз погоды. Народные приметы состояния погоды.

2.2. Осадки, преобладающие виды осадков в различное время года. Организация метеонаблюдений. Обработка результатов метеонаблюдений. 2.3.Практическая работа. Обработка результатов метеонаблюдений. Ведение дневника погоды. Наблюдения за деятельностью природных факторов (осадков, ветра, температуры воздуха, хода температур). Измерение температуры воздуха. Экскурсия на метеостанцию.

3. Биологические ритмы у растений (9 часов).

3.1.Особенности биологических ритмов у растений. Бионика. Рекорды живой природы.

3.2. Растения – барометры, растения – синоптики. Растения – гиганты и карлики. Растения – индикаторы.

3.3. Биологические ритмы у растений.

4. Исследовательская работа в природе (39 часов).

4.1. Растительный мир. Характерные признаки растений. Распространение деревьев, кустарников, травянистых растений в Донбассе.

4.2. Знакомство с лиственными породами деревьев и кустарников, видами декоративных трав. 4.3.Знакомство с хвойными породами деревьев в Донбассе, их отличительными особенностями.

4.4. Вопросы охраны природы. Красная книга Донбасса. Виды флоры Донбасса, нуждающиеся в охране.

4.5. Практическая работа. Экскурсия в природу. Работа с гербарным материалом. Знакомство с лиственными и хвойными породами деревьев, произрастающих на территории учебного заведения и составление их описания. Учет площади зеленых насаждений.

5. Сезонные явления в жизни растений (39 часов).

5.1. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Понятие о пигментах листьев. Хлорофилл, ксантофилл и другие пигменты, их особенности. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников, в том числе в различных частях кроны.

5.2. Практическая работа. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений. Выделение пигментов из осенних листьев у различных пород деревьев. Сбор листьев, семян и плодов для изготовления наглядных пособий и изготовление поделок. Проведение бала осенних цветов. Участие в Республиканском конкурсе детских творческих работ «Зеленая природа».

5.3. Растения зимой. Процессы жизнедеятельности растений зимой. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Покой и его значение в жизни растений. Приспособление растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом. 5.4.Практическая работа. Наблюдения за состоянием зимующих растений возле учебного заведения.

5.5. Весенние явления в жизни растений. Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников, Сроки цветения. Раннецветущие растения открытого грунта.

5.6.Практическая работа. Изучение раннецветущих растений под снегом. Проведение фенологических наблюдений.

6. Зеленые спутники человека (60 часов).

6.1.Знакомство с комнатными растениями. Разнообразие комнатных растений. Родина различных комнатных растений. Группировка комнатных растений, биологические особенности.

6.2. Практическая работа. Паспортизация и изучение комнатных растений в кабинетах учебного заведения. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Оформление этикеток.

6.3. Требования комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки их проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года.

6.4. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растения. Сроки и техника проведения этих работ.

6.5. Вегетативное размножение комнатных растений. Управление ростом растений.

6.6. Практическая работа. Изучение влияния различных условий на размножение традесканции, бегонии, колеуса, бальзамина, драцены и других комнатных растений. Размножение комнатных растений листом, стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами.

6.7. Обрезка и прищипка комнатных растений. Выявление сроков и способов черенкования комнатных растений на приживаемость. Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений для комнатных растений, их характеристика и свойства. Ростактиваторы для различных групп комнатных растений. Сроки, правила и количество подкормок комнатных растений в течение вегетационного периода.

6.8. Вредители комнатных растений и их биологические особенности. Меры борьбы с ними.

6.9. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Профилактика заболеваний комнатных растений.

6.10. Практическая работа. Приготовление растворов ростактиваторов для подкормки комнатных растений. Проведение подкормки комнатных растений. Проведение сравнительной оценки влияния подкормки комнатных растений на их рост и развитие. Ведение дневника наблюдений.

6.11. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада.

6.12. Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении. Понятие о фитонцидах. Фитонцидная активность комнатных растений. Космическая роль зеленых растений. 6.13.Практическая работа. Определение фитонцидной активности различных комнатных растений в кабинетах учебного заведения. Изучение влияния ростактиваторов на засухоустойчивость комнатных растений.

7. Зеленая аптека (15 часов).

7.1.Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений. Приемы заготовки лекарственного сырья. Правила сушки лекарственного сырья.

7.2. Основные группы лекарственных растений, произрастающие в Донбассе. Краснокнижные лекарственные растения Донбасса. Комнатные лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения природной флоры Донбасса, их отличительные особенности.

7.3. Практическая работа. Сбор и лабораторная обработка раннецветущих лекарственных растений. Их анализ. Изготовление гербария. Изготовление листовок о лекарственных растениях Донбасса.

8. Итоговое занятие (3 часа).

Заслушивание рефератов и результатов опытнической работы членов кружка по различным темам.

2-й год обучения

1. Введение. Оформление исследовательских работ. Основы научного исследования (9 часов).

1.1.Проблема научного исследования, выдвижение гипотезы, формулировка целей и задач научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Сбор, анализ методической и научно-познавательной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследований.

1.2. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и др. Размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов эксперимента. Выводы и оформление «Заключения».

1.3. Практическая работа. Конспектирование научно-практической статьи по теме исследований.

2. Исследования в области биологии и выращивания различных групп растений (12 часов).

2.1.Растительный организм и его функции. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность растительной клетки.

2.2. Внутреннее строение корня. Стебель и его происхождение, назначение. Строение и значение побегов у растений. Видоизмененные побеги. Внутреннее строение листа. Старение листа, явление листопада. Биологический смысл листопада. Видоизменение подземных побегов. Строение, функции и типы цветков. Соцветия.

2.3. Многообразие и значение плодов. Классификация плодов: сухие и сочные. Сборные и сложные плоды, соплодия. Значение плодов в жизни человека. Виды плодов: боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.

2.4.Практическая работа. Сбор плодов и семян различных растений для изготовления наглядных пособий. Работа с микроскопом.

3. Многообразие растительного мира (15 часов).

3.1. Виды культурных растений. Общее знакомство с культурными растениями.

3.2. Центры происхождения культурных растений.

3.3. Самые древние культурные растения. Формы и продолжительность жизни культурных растений.

3.4. Разнообразие, развитие и размножение культурных растений. 3.5.Практическая работа. Работа с гербарным материалом. Работа с определителем культурных растений.

4. Виды культурных растений, выращиваемых в Донбассе. Их характеристика (33 часа).

4.1.Полевые злаковые и крупяные культуры (пшеница и ее виды, ячмень и его виды, просо, овес, гречиха и др.). Зерновые бобовые культуры (соя, горох, фасоль, нут и др.). Биологические особенности зерновых хлебных культур.

4.2. Крахмалоносные растения (картофель, сорго зерновое и др.), сахароносные культуры (сахарный тростник, сахарная свекла, сахарное сорго). Масличные культуры (подсолнечник, рапс, сафлор, клещевина). Пряные и пряноароматические растения (базилик, тимьян и др.). Волокнистые растения (джут, кенаф). Значение хлопчатника.

4.3. Каучуконосные растения (кенаф и др.). Кормовые бобовые (люцерна посевная и бразильская, эспарцет песчаный, клевер и его виды). 4.4.Овощные культуры и их народнохозяйственное значение.. Пасленовые (томат, перец, баклажан, физалис). Капустные (капуста белокачанная, цветная, кольраби, капуста абиссинская).

4.5. Тыквенные (тыква, арбуз, дыня, огурец, лагенария). Луковые (лук репчатый, порей и др. разновидности лука), чеснок. Фитонцидные растения открытого грунта. Корнеплоды (морковь, свекла, петрушка, сельдерей, спаржа). Биологические особенности зерновых бобовых культур. 4.6.Практическая работа. Экскурсия на коллекционный участок Донецкого ботанического сада. Работа с определителем культурных растений. Написание рефератов по различным видам культурных растений. Проведение «Праздника Легумии».

5. Нетрадиционные и малораспространенные растения в Донбассе (9 часов).

5.1.Значение малораспространенных растений и их виды. Долихос, просо африканское, гвоздичное дерево, коричное дерево, мускатное дерево, куркума, слоновая трава, гвинейская трава, бермудская трава, росичка лежачая, соя яванская и др.).

5.2.Зеленные культуры и их значение для человека.

5.3.Практическая работа. Написание рефератов по малораспространенным и нетрадиционным растениям.

6. Цитрусовые и тропические культуры (27 часов).

6.1.Значение цитрусовых культур для человека. Виды цитрусовых культур (апельсин сладкий и кислый, лимон, лайм, мандарин, грейпфрут, цитрон). 6.2.Тропические разноплодные культуры (банан, манго, ананас, папайя, авокадо, хлебное дерево, пассифлора, томатное дерево).

6.3.Практическая работа. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада. Написание рефератов по теме. Выращивание цитрусовых и тропических разноплодных культур из косточек. Использование ростактиваторов при выращивании. Игровая программа-викторина «Необычные пришельцы».

7. Растения разноплодных субтропической зоны (9 часов).

7.1.Виноград, хурма, гранат, финиковая пальма, инжир, фейхоа, унаби, кизил, шелковица.

7.2.Практическая работа. Выращивание разноплодных субтропической зоны из косточек (гранат, финик, хурма, кизил). Использование ростактиваторов при выращивании. Вегетативное размножение и его роль в технологии выращивания ягодных кустарников и винограда.

8. Орехоплодные культуры и их разновидности (12 часов).

8.1. Значение орехоплодных культур для человека. Виды орехоплодных культур.

8.2. Характеристика ореха грецкого. Особенности фисташки, лещины. Каштан конский. Миндаль и его использование.

8.3.Практическая работа. Изучение плодов каштана из различных мест произрастания. Изучение плодов ореха грецкого из различных мест произрастания. Составление коллекции орехов. Экскурсия в природу.

9. Растения с тонизирующим действием (9 часов).

9.1. Значение и свойства растений с тонизирующим действием. Родина их произрастания. Особенности действия на организм человека растений с тонизирующим действием.

9.2. Разновидности растений с тонизирующим действием. Виды кофе, какао, колы, чая. Особенности чая парагвайского, цейлонского, китайского. 9.3.Практическая работа. Приготовление чаев с использованием различных трав. Экскурсия в оранжерею Донецкого ботанического сада.

10. Понятие о почве и ее плодородии (6 часов).

10.1.Состав и свойства различных видов почв. Плодородие почвы. Пути повышения плодородия почвы. Удобрения и их виды: минеральные и органические. Виды органических удобрений: навоз, птичий помет, торф, солома. Понятие о зеленом удобрении. Бактериальные препараты. Основные типы почв Донбасса. Способы повышения почвенного плодородия и защита почв от эрозии. Растения зеленого конвейера.

10.2. Практическая работа. Описание и определение вида удобрений. Изучение применения сока различных комнатных растений при проращивании полевых сельскохозяйственных культур и изучение роста и развития растений.

11. Законы земледелия (12 часов).

11.1.Закон возврата, незаменимости и равнозначности факторов жизни. Закон минимального и максимального оптимума. Закон совокупности действия факторов развития растений.

11.2. Закон чередования культур. Научные основы чередования культур. Понятие севооборота, его значение.

11.3. Практическая работа. Составление севооборота для различного количества полевых и овощных культур.

12. Сорные растения (9 часов).

12.1.Относительность понятия «сорные растения». Плодовитость сорных растений. Одно-, двулетние и многолетние сорные растения. Сорные растения – путешественники.

12.2. Карантинные сорные растения, их особенности. Амброзия полыннолистная и меры борьбы с ней. Наиболее распространенные сорные растения в Донбассе и современные методы борьбы с ними. Сорные растения – целители. Растительные препараты для борьбы с болезнями и вредителями растений.

12.3. Практическая работа. Работа с определителем сорных растений. Сбор сорных растений для гербария. Изучение влияния вытяжки из различных сорных растений на всхожесть и ростовые процессы некоторых полевых и овощных культур. Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков.

13. Факторы жизни растений (36 часов).

13.1. Свет и фотосинтез. Растения длинного и короткого дня. Фотопериодизм у растений. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. 13.2.Практическая работа. Изучение и сравнение строения листьев свето- и тенелюбивых растений под микроскопом.

13.3. Роль тепла в жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Приспособленность растений к различным температурам.

13.4. Практическая работа. Определение всхожести, энергии прорастания и динамики роста растений различных сельскохозяйственных культур. Определение зависимости роста сеянцев клена остролистного от минеральных и органических удобрений, от вида и концентрации различных ростактиваторов. Сравнительная характеристика разных способов выращивания сеянцев различных овощных культур в открытом грунте и под пленкой (парнике).

13.5. Вода в жизни растений. Значение воды для питания, роста и развития растений. Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Суккуленты. Понятие о транспирационном коэффициенте, его значения у различных культур. 13.6.Практическая работа. Изучение влияния тепла и воды на прорастание семян различных культур. Изучение особенностей строения растений с различным транспирационным коэффициентом.

13.7. Растительные и животные сообщества. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления растений. Значение растений для животных. Растения – хищники. Ветро- и насекомоопыляемые растения, их особенности.

13.8. Практическая работа. Изучение приспособленности растений к ветроопылению и опылению насекомыми.

14. Основы исследовательской работы (15 часов).

14.1.Методика закладки опыта в полевых условиях. Схема опыта. Понятие о повторностях и вариантах, их количество. Рендомизация закладки опыта исследований.

14.2. Характеристика погодных условий в процессе вегетации растений. Фенологические наблюдения.

14.3. Биометрические наблюдения. Учет густоты стояния растений. Определение потребности растений в питательных веществах. Учет урожая в опыте и его статистическая обработка.

14.4. Практическая работа. Составление методики закладки опытов по выбранной теме исследований. Изучение влияния срока сбора семян различных культур (по количеству членов кружка) на их всхожесть и развитие растений. Изучение влияния различных условий хранения клубней георгин однолетних на всхожесть, рост и развитие растений.

15. Итоговое занятие (6 часов).

Подведение итогов за год. Заслушивание результатов опытнических работ. Подготовка к научно-практической конференции. Проведение конкурса-выставки работ членов кружка за год.

Глоссарий

Биологические ритмы у растений – (от греческого βίος — bios, «жизнь»  и ῥυθμός — rhythmos, «любое повторяющееся движение, ритм») — периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений.

Биологические часы – способность организмов к ориентации во времени, возникшая в процессе их эволюционной адаптации к цикличности ряда процессов, происходящих в окружающей среде (смена дня и ночи, времен года), и объясняющаяся установившейся периодизацией.

Биометрические наблюдения – (от био... и ...метрия) раздел биологии, основные задачи которого – планирование количественных биологических экспериментов и обработка результатов методами математической статистики. Основы биометрии заложены в конце XIX в. работами английских ученых Ф. Гальтона и К. Пирсона.

Бионика – (от др.-греч. βίον — живущее) — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги. Другими словами, бионика — это соединение биологии и техники. 

Вегетация растений – (вегетация; от лат. vegetatio — оживление, произрастание) — период года, в который возможны рост и развитие (вегетация) растений. Продолжительность периода зависит главным образом от географической широты и климата.

Вегетативное размножение – образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.

Ветроопыление – или анемофилия (от греческого ανεμος — ветер, φιλια — любовь, дружба) — перенос пыльцы с одного растения на другое с помощью ветра, вид перекрёстного опыления. К ветроопыляемым принадлежит около 15—20 % видов покрытосеменных растений (почти все злаки, осока, берёза, бук, крапива, подорожник).

Всхожесть семян – способность семян давать за установленный срок нормальные проростки при определённых условиях проращивания.  Это количество появившихся всходов, выраженное в процентах к количеству высеянных семян.

Закладка опытов – это перенос на земельный участок схематического плана опыта. 

Засухоустойчивость – способность растений противостоять засухе. У культурных растений – способность переносить засуху с наименьшим снижением урожая.

Исследовательская деятельность это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы.

Ксантофилл – жёлтый растительный пигмент, находящийся вместе с хлорофиллом в хлоропластах. 

Метеонаблюдения – инструментальные измерения и визуальные оценки метеорологических величин, характеристик и атмосферных явлений в пунктах наблюдений.

Насекомоопыляемые растения – растения, которые привлекают нектаром, окраской, запахом или формой цветков насекомых для переноса пыльцы на пестики.

Пигменты – (лат. pigmentum — краска) — компонент наполненных композиционных материалов, придающий материалам непрозрачность, цвет, противокоррозийные и другие свойства. 

Растения (лат. Plantae, или Vegetabilia) — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые расте-ния. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы и др.

Растения-индикаторы –  растения, для которых характерна резко выраженная адаптация к определённым условиям окружающей среды. При наличии таких растений можно качественно или количественно оценить условия окружающей среды.

Растения-синоптики – растения, по поведению которых можно предсказать погоду на определенное время.

Растения-хищники – используются также термины хи́щные растения и плотоя́дные растения) — собирательное название около 630 видов растений из 19 семейств, которые приспособились к ловле и перевариванию небольших животных, в основном насекомых. Таким образом, они дополняют своё нормальное автотрофное питание (фотосинтез) одной из форм гетеротрофного питания. В результате насекомоядные растения менее зависят от почвенного неорганического азота, необходимого для синтеза их собственных белков.

Рендомизация – (от англ. Random – случайный, выбранный наугад), получение случайной выборки данных о биоценозе. При рендомизации положение каждой точки не должно зависеть от других.

Ростактиватор – препараты, регулирующие развитие растений.

Транспирационный коэффициент – количество воды (в граммах), расходуемое на образование 1 г сухого вещества растения. Зависит от климатических и почвенных условий, а также от вида растений, может варьировать от 200 до 1000 и более. Транспирационный коэффициент необходим для вычисления поливных норм для орошаемых культур в разных почвенно-климатических условиях и рационализации приёмов орошения.

Фенологические наблюдения – наблюдения за сезонными явлениями и процессами в жизни растений и животных и предсказание сроков их наступления. При проведении фенологических наблюдений регистрируют даты наступления фаз развития дикорастущих и культурных растений.

Фитонциды – выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий.

Фотосинтез – образование в клетках зелёных растений и водорослей углеводов из углекислоты и воды под воздействием света, поглощаемого хлорофиллом растений.

Хлорофилл – зелёное красящее вещество листьев и др. органов растений, обусловливающее усвоение растениями углекислоты воздуха.



Список литературы

Книги

1. Биггс Т. Овощные культуры. М.: Мир, 2006. 392 с.

2. Вавилов Н.И. Пять континентов. М.: Мысль, 1987. – 340 с.

3. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.Просвещение, 1984. – 306 с.

4. Евдокимова Р.Н. Внеклассная работа по биологии. – Саратов: Лицей, 2005. -288 с.

5. Ермилов Г.Б. Определитель сорных растений. – М. Россельхозиздат, 1988. – 231 с.

6. Лапин А.Г. Основы агрономии для школьников. СПб, Гидрометеоиздат, 1990. – 147 с.

7. Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся (Под ред. Л.В.Егорова) – Чебоксары, 1999. – 106 с.

8. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения – Дрофа, 2002, - 416 с.

9.Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. Кн. Для учащихся, учителей и родителей. М.:АСТ-ПРЕСС, 2002. – 239 с.

10. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для школьников. – Самара: Изд. «Уч. Литература», 2010. – 32 с.

11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. – Самара: Изд. «Учебная литература» издат. Дома «Федоров», 2011. – 224 с.

12. Смирнов А. Мир растений (в 4 томах). М.: Молодая гвардия, 1991. – 879 с.

13. Федоров Ф.В.Дикорастущие пищевые растения. – Чебоксары: Чувашское кн. Издательство, 1989. – 216 с.

14. Шпиленя С.Е. Азбука природы. М.: Знание, 1999. – 214 с.

15. Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки. М.: Родина, 1990. – 49 с.

Нормативные документы

  1. Закон об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС)

  2. Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04 августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»)

  3. Требования к программам дополнительного образования (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11 августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»)

  4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»)

  5. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332)

  6. Типовое временное Положение об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438)

  7. Креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Образовательная программа «Школа юного исследователя»

Автор: Кирилленко Светлана Константиновна

Дата: 14.08.2017

Номер свидетельства: 425362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Рабочая программа краеведческого кружка «Юный исследователь» "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-kraieviedchieskogho-kruzhka-iunyi-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "242486"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445462637"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "История родного края" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-istoriia-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "194333"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427751661"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Робототехника в Инженерной школе "
    ["seo_title"] => string(39) "robototiekhnika-v-inzhieniernoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "100458"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402381094"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеурочная деятельность по биологии в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(54) "vnieurochnaiadieiatielnostpobiologhiivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "264558"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449747313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства