kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность по биологии в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной  деятельности «Юный исследователь» для младших подростков (4 классы) разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по биологии в начальной школе»

Внеурочная деятельность по биологии «Юный исследователь»

«Умный вопрос – это уже добрая половина знаний»

Френсис Бекон

1.     Пояснительная записка

Программа внеурочной  деятельности «Юный исследователь» для младших подростков (4 классы) разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии.

Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них предметам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» ориентирована на детей в возрасте 9-10 лет и проходит под девизом «Умный вопрос – это уже добрая половина знаний». В это время у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, само ценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.

Новизна программы – создание системы работы по развитию интеллекта учащихся ГБОУ «Школа №417» в рамках образовательного учреждения.

Предполагаемая результативность программы – у членов внеурочной деятельности значительно повышается уровень успеваемости по основным общеобразовательным дисциплинам; развиваются творческие способности.  

Внеурочная деятельность «Юный исследователь» – это попытка создания объединения для интеллектуально одаренных   ребят школы.

Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга интеллектуально одаренных учащихся ГБОУ «Школа №417» 4 классов

  • Развитие мотивации учащихся к дальнейшему обучению предметов естественно-научной направленности (биологии, химии, физики)



Задачи:

образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;

развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;

воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

Основные направления деятельности интеллектуальной площадки:

– научно-экспериментальная работа;

– мероприятия познавательного характера.

Программа строится на основе следующих принципов:

- равенство всех участников;

- добровольное привлечение к процессу деятельности;

- чередование коллективной и индивидуальной работы;

- свободный выбор вида деятельности;

- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;

- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Основные формы работы в рамках программы внеурочной деятельности «Мудрый совенок» – практическая работа, лабораторный практикум. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Продолжительность занятий строится в основной школе из расчёта – 1 час в неделю.

Объём учебного времени составляет34 часов

Сроки реализации1 год

Программа обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные).

Разделы программы:

I Блок: Биологическая направленность- знакомство с основами биологии, зоологии,

ботаники и анатомии

II Блок: Физическая направленность- знакомство с основами занимательной физики

III Блок: Химическая направленность - знакомство с основами занимательной химии



2. Тематическое планирование I блока программы



№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

теор

практ

1.

Введение

1

 

1

Формируют умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).

2.

1. Занимательная биология

1


1

Учатся правильно формулировать свои мысли. Решать поисковые задачи. Обосновывать свою точку зрения. Формировать системное мышление. Обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану.   Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию.

3.

2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии


5

 

5

Учатся работать с лабораторным оборудованием.

Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения.



4.



3. Познаем себя



5

 



5



Учатся работать с лабораторным оборудованием.

Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы.

 

ИТОГО

12ч.

 

 

 

 

3. Содержание программы I блока программы

Введение (1 ч.)

Практическая часть:

Мозговой штурм «Как разработать план мероприятий?»

1. Занимательная биология (1 ч.)

Практическая часть:

Час ребусов

Биологическая викторина

2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (5 ч.)

Практическая часть:

Час моделирования

Строение микроскопа

Биологические фокусы

Строение растительной клетки

Строение насекомых-удивительное рядом

3. Познай себя (5 ч.)

Практическая часть:

Определение темперамента

Познаем секреты разных видов клеток человека

Оказание первой медицинской помощи

Определяем пульс

Как создать модель клеток крови своими руками?

4. Предполагаемые результаты реализации программы

В процессе прохождения программы интеллектуальной площадки «Юный исследователь» должны быть достигнуты следующие результаты:

1 уровень результатов:

«Приобретение социальных

знаний»

2 уровень результатов:

«Формирование

ценностного отношения к социальной реальности»

3 уровень результатов: «Получение самостоятельного общественного действия»

1) личностные качества:

- уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей;

- формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

 

1) личностные качества:

- навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством учителя;

- навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

1) личностные качества:

- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

 

 

 

 

2) универсальные способности

- умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности;

2) универсальные способности

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- способность передавать эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

 

 

 

Юный исследователь 3)универсальные способности

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

 



5. Формы подведения итогов

В течение года реализации программы учащиеся:

- познакомятся с кабинетами биологии и химии; физики

- совершат различные познавательные виртуальные экскурсии;

- примут участие в выставках, устных журналах, в заседаниях круглого стола;

- проведут различные конкурсы, игры;

- поставят учебные опыты и эксперименты;

- проведут практические работы.

6. Методические рекомендации

Для организации занятий по программе «Юный исследователь» нужен оформленный и оборудованный кабинет.

В кабинете необходимо иметь посуду для практических работ.

Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, видеофильмов о живой природе.

 

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489.

1

2.

Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160.

1

3.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Федоров», 2010.

1

4.

Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебно-методическое пособие. – Паритет, 2012. -256

1

5.

Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256.

1

6.

Якушкина Е.Д. Биология. 5-9 класс. Проектная деятельность учащихся. – Учитель, 2010.

1

2. Технические средства обучения

1

оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

1

 

3. Оборудование кабинета

 

1

Мебель, стенды, наглядные материалы, лабораторное оборудование

По количеству учащихся

 







Календарно-тематическое планирование I блока программы

 

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Форма занятий

Оборудование

Основные учебные действия учащихся

 

 

 

Введение

1

 

 

 

 

1.

Как интересно организовать работу? Как разработать план мероприятий?

1

«Шляпа желаний». Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям.

Презентация, книгопечатная продукция

Развивать способность отстаивать свою точку зрения.

Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело.

 

 

Занимательная биология

5

 

 

 

 

2.

Час ребусов

1

Коллективная работа

Карточки с ребусами

Формировать понятие о видах интеллектуальных игр и их отличительных особенностях и правилах; особенностях конкурсных заданий интеллектуальных конкурсов и подходы к их решению; правилах работы с литературой; принципах работы в команде.

Формировать нравственное сознание, чувства, поведение. развивать способность отстаивать свою точку зрения. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением.

Формировать умение составлять и классифицировать вопросы; работать с книгой; распределять командные роли.

 

 

3.

Биологическая викторина

1

Командная игра

Презентация с разбивкой по секторам

 

 

Занимательные опыты и эксперименты по биологии

5

 

 

 

 

4.

Час моделирования

1

Творческая работа

Бумага, нитки, пластилин ит.д.

Понимать целостность окружающего мира.

Знать основные методы изучения природы.

Владеть основными приемами постановки экспериментов.

Уметь применять полученные знания для проведения наблюдений за природными объектами.

Знать основные понятия, применяемые в курсе биологии.

 

 

5.

Строение микроскопа

1

Практическая работа

Микроскопы

 

6.

Биологические фокусы

1

Индивидуальный эксперимент

 Лабораторная посуда

 

7.

Строение растительной клетки

1

Индивидуальный эксперимент

Наборы микропрепаратов

 

8.

Строение насекомых-удивительное рядом

1

Практическая работа

Наборы микропрепаратов

 

 

Познаем себя

7

 

 

 

 

9.

Определение темперамента

1

Практическая работа

Раздаточный материал

Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Владеть основными приемами постановки экспериментов. Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием.

 

 

10.

Познаем секреты разных видов клеток человека

1

Практическая работа

Раздаточный материал

 

11.

Оказание первой медицинской помощи

1

Практическая работа

Раздаточный материал

 

12.

Определяем пульс

1

Практическая работа

Бинт, жгут, шина

 

13.

Как создать микропрепараты крови своими руками?

1

Практическая работа

Раздаточный материал

 

 

ИТОГО

12 ч.

 

 

 

 

   


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочная деятельность по биологии в начальной школе

Автор: Заболотская Светлана Владимировна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264558

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеурочная деятельность по биологии в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(55) "vnieurochnaiadieiatielnostpobiologhiivnachalnoishkolie1"
    ["file_id"] => string(6) "264559"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449747320"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Неделя осени в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(37) "niedielia-osieni-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "113589"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1410533198"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Краеведение.Программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса"
    ["seo_title"] => string(72) "kraieviedieniieproghrammavnieurochnoidieiatielnostiuchashchikhsia5klassa"
    ["file_id"] => string(6) "274147"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452339555"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - златоустовец!»"
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_ia_zlatoustovets"
    ["file_id"] => string(6) "593888"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1638959134"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Проект программы по внеурочной деятельности "Мой край.МА В?Л?ТЭ Т??ЭМ""
    ["seo_title"] => string(65) "proiektproghrammypovnieurochnoidieiatielnostimoikraimavaltetokhem"
    ["file_id"] => string(6) "320065"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460998591"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства