Эдвард де Боно /19 мая 1933 г./,– британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом изучал медицину, физиологию, психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из популярных методов. /80-е гг/
Метод шести шляп – это один из самых действенных приёмов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления. В своей книге «шесть шляп мышления» де Боно описывает описывает приёмы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать её более продуктивной и понятной.
Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.
Суть метода шести шляп.
Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:
1. Эмоциями /вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией/
2. Растерянностью / не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность/
3. Путаницей /когда мы пытаемся удержать в голове большой массив информации/.
Итак, шесть думающих шляп.
1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. «Надевая белую шляпу» важно сосредоточиться на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где её раздобыть.
2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Люди делятся эмоциями /страх, негодование, восхищение, радость и т.д./
3. Жёлтая шляпа – позитивная. Мы думаем о преимуществах, котрое даёт решение или несёт предложение, размышляем над выгодой и перспективой, пытаемся выявить положительные ресурсы.
4. Чёрная шляпа полная противоположность жёлтой. Идут исключительно критические оценки ситуации, надо побыть немного пессимистом.
5. Зелёная шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений.
6. Синяя шляпа предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач. Синяя шляпа – определение того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, подведение итога, обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно»
Метод шести шляп мышления
Эдварда де Боно.
Эдвард де Боно /19 мая 1933 г./,– британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом изучал медицину, физиологию, психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из популярных методов. /80-е гг/
Метод шести шляп – это один из самых действенных приёмов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления. В своей книге «шесть шляп мышления» де Боно описывает описывает приёмы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать её более продуктивной и понятной.
Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.
Суть метода шести шляп.
Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:
Эмоциями /вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией/
Растерянностью / не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность/
Путаницей /когда мы пытаемся удержать в голове большой массив информации/.
Итак, шесть думающих шляп.
Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. «Надевая белую шляпу» важно сосредоточиться на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где её раздобыть.
Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Люди делятся эмоциями /страх, негодование, восхищение, радость и т.д./
Жёлтая шляпа – позитивная. Мы думаем о преимуществах, котрое даёт решение или несёт предложение, размышляем над выгодой и перспективой, пытаемся выявить положительные ресурсы.
Чёрная шляпа полная противоположность жёлтой. Идут исключительно критические оценки ситуации, надо побыть немного пессимистом.
Зелёная шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений.
Синяя шляпа предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач. Синяя шляпа – определение того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, подведение итога, обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.
Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления: использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Этот метод можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма. Шестишляпный метод способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. С помощью этого метода мы рассматриваем объект с шести сторон.
Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления. Шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.
Назначение метода.
Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода.
Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами.
Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.