kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Шесть шляп мышления"- технология критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.
Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Шесть шляп мышления"- технология критического мышления»

« Технология критического мышления»    « Ш е с т ь ш л я п м ы ш л е н и я »   тренинг Метод Эдварда де Боно

« Технология критического мышления» « Ш е с т ь ш л я п м ы ш л е н и я » тренинг

Метод Эдварда де Боно

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.  Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Концепция

Концепция

  • Это - простой, но эффективный метод, позволяющий
  • стать лучшим мыслителем.
  • Боно разделяет мышление на шесть отличных друг
  • от друга режимов, обозначенных шляпами разного
  • цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление,
  • «смена» шляпы изменяет его направление.
  • Когда разные части мыслительного процесса четко
  • определены, мышление может стать более
  • сосредоточенным и продуктивным.
  • Используя в качестве примеров ситуации из
  • реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии,
  • которые показывают, как эффективнее
  • использовать шляпы мышления.
Суть метода

Суть метода

  • В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.
  • Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя  главными сложностями: эмоциями, растерянностью, путаницей.
  • Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди
Правила переодевания шляп Используется следующий вариант. Учитель знакомит учащихся с поставленной задачей. Начинать обсуждение целесообразно в белой шляпе, то есть надо собрать и рассмотреть все имеющиеся факты. Затем исходные данные рассматриваются в негативном ракурсе — разумеется, в черной шляпе.  После этого наступает очередь желтой шляпы, и в обнаруженных фактах находят позитивные стороны.   После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные. Учитель, мысленно сидящий в синей шляпе, внимательно контролирует процесс — не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно, а также периодически разрешает им выпустить пар в красной шляпе. Новые идеи опять-таки анализируются в черной и желтой шляпе. А в конце надевают синюю шляпу и подводится итог дискуссии. Таким образом, мыслительные потоки не пересекаются и не запутываются, как клубок шерсти.

Правила переодевания шляп

  • Используется следующий вариант.
  • Учитель знакомит учащихся с поставленной задачей.
  • Начинать обсуждение целесообразно в белой шляпе, то есть надо собрать и рассмотреть все имеющиеся факты.
  • Затем исходные данные рассматриваются в негативном ракурсе — разумеется, в черной шляпе.
  • После этого наступает очередь желтой шляпы, и в обнаруженных фактах находят позитивные стороны.
  •   После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные.
  • Учитель, мысленно сидящий в синей шляпе, внимательно контролирует процесс — не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно, а также периодически разрешает им выпустить пар в красной шляпе.
  • Новые идеи опять-таки анализируются в черной и желтой шляпе.
  • А в конце надевают синюю шляпу и подводится итог дискуссии.

Таким образом, мыслительные потоки не пересекаются и не запутываются, как клубок шерсти.

Поисковые системы Рунета  На примере G o o g l e

Поисковые системы Рунета

На примере G o o g l e

ПРИТЧА

ПРИТЧА

  • В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
  • Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
  • Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
  • Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
  • Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
  • Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
  • Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
  • Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
  • Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
  • Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Белая шляпа

Белая шляпа

  • Участники в белой шляпе будут искать в обсуждаемой проблеме только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты .
Красная шляпа

Красная шляпа

  • Участники в красной шляпе будут анализировать проблему с позиции чувств, им нужно рассказать нам, что почувствовали, какие испытали чувства.
Черная  шляпа

Черная шляпа

  • В чёрной шляпе выступающему нужно попытаться предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.
Желтая шляпа

Желтая шляпа

  • Выступающие будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание изучаемой проблемы только с позиции оптимиста.
Зеленая шляпа

Зеленая шляпа

  • В зелёной шляпе выступающий попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.
Синяя шляпа

Синяя шляпа

  • Контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия.
ВЫВОД: Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги)))

ВЫВОД:

Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу – ключевая идея метода де Боно.

Меняйте шляпы, коллеги)))

Метод  признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент .

Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент .

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ !!! Автор работы Янко Оксана Александровна, педагог- психолог МБОУ «Новопокровская ОШ» Кировский район  Республика Крым

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ !!!

Автор работы

Янко Оксана Александровна, педагог- психолог

МБОУ «Новопокровская ОШ» Кировский район

Республика Крым


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Шесть шляп мышления"- технология критического мышления

Автор: Янко Оксана Александровна

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(41) "tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "217655"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433415203"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Методическая разработка урока по философии по теме "Античная философия" (с элементами технологии критического мышления) "
    ["seo_title"] => string(135) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-filosofii-po-tiemie-antichnaia-filosofiia-s-eliemientami-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139388"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707621"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Опыт работы «Использование современных технологий в коррекционной педагогике на логопедических занятиях»"
    ["seo_title"] => string(80) "opyt_raboty_ispol_zovaniie_sovriemiennykh_tiekhnologhii_v_korriektsionnoi_piedag"
    ["file_id"] => string(6) "461210"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1520661725"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(66) "razvitiie-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-angliiskogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "124906"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414843928"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока математики "Умножение десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-matiematiki-umnozhieniie-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "101201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410298"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства