kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по философии по теме "Античная философия" (с элементами технологии критического мышления)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Подготовка квалифицированного специалиста, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, невозможна без разработки соответствующей  системы обучения. Концепция компетентности, играющая существенную роль в профессиональном образовании и становлении современного специалиста, требует такого метода обучения, когда каждый изучаемый компонент осваивается на собственном опыте и превращается в личное достояние студента.

      В представленном уроке по философии использованы следующие методы обучения: элементы проблемного обучения; опережающая самостоятельная работа по группам, элементы технологии критического мышления (метод шести шляп мышления Эдварда де Боно).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по философии по теме "Античная философия" (с элементами технологии критического мышления) »

РАЗРАБОТКА УРОКА (ЗАНЯТИЯ)


Тема: Античная философия.

Цели:

развивающие - развить умение уметь пользоваться современной философской литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования; развить учебные - информационные умения учащихся (сбор информации по теме из различных источников)

воспитательные - воспитать чувства собственного достоинства; логического и образного мышления, умение работать в группе.

образовательные – обобщение и систематизация знаний основных философских школ античности, составление личностных портретов великих философов;


Тип: обобщение и систематизация знаний

Форма: семинарское занятие

Межпредметные связи: литература, история, география,

Наглядные пособия: презентация «Античная философия», ЦОР «Мультимедийный учебный курс Г.А.Торгашев «Основы философии». Изд-во Директмедиа, 2007.

Методы обучения: элементы проблемного обучения; опережающая самостоятельная работа по группам, элементы технологии критического мышления (метод шести шляп мышления Эдварда де Боно)

Оформление аудитории: презентация по теме, презентации студентов, ТСО (документ – камера; интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор), ЦОР

План урока:


Теоретическое обоснование

Содержание этапа.

Приемы, средства, вопросы и задания обучающимся

Приемы работы обучающихся. Ожидаемый результат

Этот этап носит не столько дидактический, сколько психологический характер. Позволяет установить контакт с обучающимися и создать благоприятную атмосферу в группе. Подготовить обучающихся к общению, заинтересовать и повысить их познавательный интерес, настроить на плодотворную работу в течение всего занятия


I. Организационный момент (2 мин)


1. Приветствие обучающихся

2. Проверка готовности обучающихся к занятию

3. Организация внимания обучающихся.




Командир группы сдает доклад преподавателю.

Обучающиеся проверяют наличие материала и оборудования занятия


Этап подготовки к активному усвоению материала.

Преподаватель активизирует и организовывает целенаправленную и познавательную деятельность обучающихся на последующих этапах занятия

II. Этап постановки учебных задач

(5-6 мин)


1. Ознакомление с темой занятия

2. Определение цели занятия (осуществляется обучающимися самостоятельно)

- Внимательно прочтите 2 афоризма и попробуйте сформулировать цель сегодняшнего семинара, это поможет вам добиться успешных результатов в работе:

1. Если человек готов пожертвовать собой ради истины, то он настоящий философ. А если он готов пожертвовать истиной ради ближнего, то он настоящий мудрец.

2. Величие философа и истинность его философии - независимые друг от друга ценности. Жак Маритен


Преподаватель корректирует цель и предлагает записать ее в тетрадь

3. Постановка задач занятия:

- исходя из темы и цели занятия перед нами стоят следующие задачи:

развивающие - развить умение уметь пользоваться современной философской литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования; развить учебные - информационные умения учащихся (сбор информации по теме из различных источников)

воспитательные - воспитать чувства собственного достоинства; логического и образного мышления, умение работать в группе.

образовательные – обобщение и систематизация знаний основных философских школ античности, составление личностных портретов великих философов;







Обучающиеся записывают тему занятия в тетрадь


Обучающиеся формулируют цель:

- обобщить и хронологически систематизировать знания по истории возникновения и развития философской мысли.


Обучающиеся записывают цель в тетрадь.


Развитие критического мышления, углубление знаний раздела программы


Использование метода «6 шляп мышления»

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления студентов интересуют только факты. Они задаются вопросами о том, что мы уже знают, какая еще информация необходима и как ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций. 

В режиме красной шляпы у участников семинара появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках.


Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает студента от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. 

Желтая шляпа требует от студентов переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные сто­роны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. 

Находясь под зеленой шляпой, человек придумывает новые идеи, модифицирует уже существующие, ищет альтернативы, исследует возможности, в целом, дает креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы. 


Работа в группах развивает умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Создание проблемной ситуации.


Проблемная ситуация – активизирует творческий процесс, преподаватель управляет поиском решения проблемы

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале семинара для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.





В процессе дискуссии происходит формулирование вывода всего занятия.


Опережающее домашнее задание.







III. Систематизация и обобщение знаний (40 мин)





Выступление групп:

  1. «Белые шляпы» - информируют группы «других шляп» об общих тенденциях в развитии античной философии. (Приложение 1., презентация «Философия античного мира»)










  1. «Красные шляпы» - на примере древнегреческих философов Сократа и Платона доказывают все положительные добродетели данных философов. Соглашаются с первым афоризмом. (Приложение 2,3. Презентации «Сократ», «Платон»)







3. «Чёрные шляпы » - на примере жизни и деятельности философа Аристотеля пытаются опровергнуть доказательства красных шляп. (Приложение 4. Презентация «Аристотель»)











4. «Жёлтые шляпы» - преподносят аудитории историческое значение античной философии (Приложение 5.)






5. «Зелёные шляпы» - определяют существенную роль и значение философии в современном мире (Приложение 6).











IV. Дискуссия (15 мин).

Преподаватель («Синяя шляпа») предлагает вернуться к философским афоризмам и через призму обобщённых знаний подискутировать об их значении и скрытом смысле.


Преподаватель напоминает правила ведения дискуссии (Приложение 7).


Главное правило во время дискуссии — не надевать две шляпы одновременно и все время себя контролировать!!!
















VI. Подведение итогов, выставление оценок (5 мин).


VII. Домашнее задание (5 мин).


Сообщения об особенностях философии Нового времени. Философские персоналии Нового времени.




VIII. Рефлексия. ( 7 мин). Студентам предлагается оценить себя на каждом из этапов семинара. (Приложение 8).








Студенты демонстрируют подготовленные презентации















Студенты слушают сообщения






















































1 студент зачитывает правила ведения дискуссии.


Участие в дискуссии, в соответствии с цветом шляп.














Студенты фиксируют вывод в своих тетрадях

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Кузьмина Ирина Михайловна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства