kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Шесть думающих шляп

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Методика «Шесть шляп» универсальна – ее используют чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время, она применяется и индивидуально. Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний. Правила надевания шляп Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно – человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи. Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо собы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Синяя шляпа: управление процессом Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Шесть думающих шляп»

Технологии креативного мышления

Технологии креативного мышления

«Качество мышления – основной ресурс успешности»    «В способности думать  заключена основа  человеческой деятельности»    Э. де Боно

«Качество мышления –

основной ресурс

успешности»

  • «В способности думать

заключена основа

человеческой деятельности»

Э. де Боно

Эдвард де Боно  Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. номинант Нобелевской премии 2005года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. За последние 30 лет де Боно работал более чем с 50 крупными компаниями, преподавал в университетах Гарварда, Лондона, Оксфорда и Кембриджа. Автор 58 книг, переведенных на 34 языка, выступал с лекциями в 52 странах мира.

Эдвард де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. номинант Нобелевской премии 2005года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. За последние 30 лет де Боно работал более чем с 50 крупными компаниями, преподавал в университетах Гарварда, Лондона, Оксфорда и Кембриджа.

Автор 58 книг, переведенных на 34 языка, выступал с лекциями в 52 странах мира.

Эдвард де Боно  На международной конференции по мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах. Одной из уникальных особенностей работ Эдварда де Боно является их широкий спектр: от обучения пятилетних детей в подготовительных группах детских садов до работы с руководителями крупнейших корпораций мира.

Эдвард де Боно

На международной конференции по мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах. Одной из уникальных особенностей работ Эдварда де Боно является их широкий спектр: от обучения пятилетних детей в подготовительных группах детских садов до работы с руководителями крупнейших корпораций мира.

Эдвард де Боно  В сентябре 1996 года в Мельбурне начал свою работу

Эдвард де Боно

В сентябре 1996 года в Мельбурне начал свою работу "Институт де Боно" - всемирный центр нового мышления. Фонд Адрюса пожертвовал на это 8,5 миллионов долларов.

В 1969 была опубликована его книга «Принцип действия ума» в которой было показано, как нейронные сети мозга формируют ассиметричные паттерны, служащие основой восприятия. Недавнее исследование Европейской Творческой Ассоциации показало, что 40% ее членов считают, что доктор де Боно оказал самое существенное влияние на область творчества.

Награды и достижения Эдварда де Боно  В 1992 году он был первым человеком,  получившим европейский Капирский приз  за выдающиеся достижения.  В 1994 году удостоен Приза  Первоисследователя в области Мышления на Международной Конференции по Мышлению, проходившей в MIT (Бостон, США).

Награды и достижения

Эдварда де Боно

  • В 1992 году он был первым человеком,

получившим европейский Капирский приз

за выдающиеся достижения.

  • В 1994 году удостоен Приза

Первоисследователя в области Мышления на Международной Конференции по Мышлению, проходившей в MIT (Бостон, США).

  • В январе 1995 года доктор де Боно был награжден президентом Мальты Национальным Орденом «За заслуги».
  • В 2005 году он был номинирован на Нобелевскую премию по экономике.
Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Технология

Технология

" Шесть шляп мышления"

формирует компетенции:

Технология

" Шесть шляп мышления"

позволяет развивать :

  • - Организационную
  • - Коммуникативную
  • -Информационную
  • -Самообразовательную

  • -Творческое мышление
  • -Критическое мышление
  • -Позитивное мышление
  • -Толерантность
Надеть шляпу . В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить”? “Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме”? “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

Надеть шляпу . В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить”? “Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме”? “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

Снять шляпу . Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее. “ Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”. “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”. “ Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

Снять шляпу . Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.

“ Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”. “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.

“ Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

Сменить шляпу . Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. “ Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?” “ Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”. “Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.

Сменить шляпу . Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

“ Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

“ Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”. “Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.

Обозначить свое мышление

Обозначить свое мышление

Что такое  «Шесть шляп мышления»?

Что такое «Шесть шляп мышления»?

  • Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:
  • Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  • Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  • Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.
Что такое  «Шесть шляп мышления»?

Что такое «Шесть шляп мышления»?

Шесть шляп – метод тренировки группового мышления Особенности группового мышления: Почему решение сложных проблем зачастую проще осуществлять индивидуально, а не в команде. Что мешает максимально эффективно использовать потенциал всех участников команды. Принципы параллельного мышления: Как улучшить коммуникацию в команде . Концепция Шести Шляп:

Шесть шляп – метод тренировки группового мышления

Особенности группового мышления:

  • Почему решение сложных проблем зачастую проще осуществлять индивидуально, а не в команде. Что мешает максимально эффективно использовать потенциал всех участников команды.

Принципы параллельного мышления:

  • Как улучшить коммуникацию в команде .

Концепция Шести Шляп:

  • Какие существуют типы мышления. Почему необходимо использовать все типы. Как структурировать и организовать групповое мышление.
Шесть шляп – метод тренировки  группового мышления Использование последовательностей Шести Шляп: Каковы эффективные последовательности типов мышления. Как пользоваться инструментами группового мышления . Индивидуальное использование Шести Шляп: Как быстро найти эффективное решение, взглянув на ситуацию

Шесть шляп – метод тренировки группового мышления

Использование последовательностей

Шести Шляп:

  • Каковы эффективные последовательности типов мышления. Как пользоваться инструментами группового мышления .

Индивидуальное использование Шести Шляп:

  • Как быстро найти эффективное решение, взглянув на ситуацию "под другим углом ".

Системное использование Шляп:

  • Как управлять групповым мышлением .
Отдельная Шляпа и  Использование в Последовательности  Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Шляпы используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп может использоваться как структура для обдумывания темы. Эта структура определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.

Отдельная Шляпа и Использование в Последовательности

Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Шляпы используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп может использоваться как структура для обдумывания темы. Эта структура определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.

Красная шляпа Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Красная шляпа

Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Белая шляпа Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Белая шляпа

Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Чёрная шляпа Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Чёрная шляпа

Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это?

В чем недостатки?

Что здесь неправильно?

Жёлтая шляпа Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Жёлтая шляпа

Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Зелёная шляпа Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Зелёная шляпа

Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Синяя шляпа

Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Желтая шляпа: Красная шляпа:  Зеленая шляпа : Белая шляпа: Черная шляпа Синяя шляпа :

Желтая шляпа:

Красная шляпа:

Зеленая шляпа :

  • Белая шляпа:

    Черная шляпа

    Синяя шляпа :

    Спасибо!

    Спасибо!


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Математика

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: Прочее.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Шесть думающих шляп

    Автор: Федорцова Наталья Ивановна

    Дата: 13.07.2015

    Номер свидетельства: 222762

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(76) "Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно"
        ["seo_title"] => string(50) "mietod-shiesti-shliap-myshlieniia-edvarda-die-bono"
        ["file_id"] => string(6) "303234"
        ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
        ["date"] => string(10) "1457459887"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(67) "инновационный урок "Прилагательное" "
        ["seo_title"] => string(37) "innovatsionnyi-urok-prilaghatiel-noie"
        ["file_id"] => string(6) "131857"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1416239408"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(77) "Конспект урока истории Презентация урока "
        ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-istorii-priezientatsiia-uroka"
        ["file_id"] => string(6) "118690"
        ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1413215215"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства