Методика подготовки и проведения классного часа. Что такое классный час?
Методика подготовки и проведения классного часа. Что такое классный час?
Одной из главных форм проведения внеклассного занятия, одним из способов воздействия на учащегося является КЛАССНЫЙ ЧАС. Это недолгое мероприятие, способное повлиять на усвоение правил поведения ученика, разностороннего его воспитания и образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки и проведения классного часа. Что такое классный час?»
Методика подготовки и проведения классного часа. Что такое классный час? Имеются ли единые требования к проведению данного мероприятия? Чего хочет добиться классный руководитель посредством проведения классного часа? Как часто нужно собирать детской коллектив?
Одной из главных форм проведения внеклассного занятия, одним из способов воздействия на учащегося является КЛАССНЫЙ ЧАС. Это недолгое мероприятие, способное повлиять на усвоение правил поведения ученика, разностороннего его воспитания и образования в частности.
По утверждению В.П.Сергеевой: Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Классный час – это гибкая по составу форма фронтальной, воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов. (Е.Н.Степанов)
Функции классного часа:
Просветительская функция – расширение информационного поля учащихся по этике, эстетике, о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Ориентирующая функция – обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.
Направляющая функция – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем; предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.
Формирующая функция – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.
Классный руководитель самостоятельно, оценив качество знаний, уровень воспитанности школьников, их взгляды, суждения, интересы, проблемы, желания, выявив проблемы в коллективе или пробелы в знаниях, определяет тематику и востребованность тем классных часов.
При составлении педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год педагог действует по следующему алгоритму:
уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
определение времени и места проведения классного часа;
определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
определение участников подготовки и проведения классного час;
распределение заданий между участниками и группами;
проведение классного часа;
анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).
Основные компоненты классного часа. (по Е.Н.Степанову)
Целевой компонент. Целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный компонент. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно - деятельный компонент. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно - аналитический компонент. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Структура классного часа
В современных требованиях ФГОС классный час имеет структуру:
Вступительная часть:
- Самоопределение к деятельности, организационный этап
- Постановка проблемы
- Постановка целей и задач
2. Основная часть:
- Актуализация знаний
- Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
3. Заключительная часть:
- Подведение итогов
- Рефлексия
Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.
Выделяются следующие формы классного часа:
- классное собрание;
- беседа (этическая, нравственная);
- диспуты;
- встречи с интересными людьми;
- викторины по различным областям знаний;
- дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
- КВНы;
- интерактивные игры;
- игры-путешествия;
- театральные премьеры;
- тренинги;
- читательские конференции.
Классное собрание (форма классного часа)
Классное собрание стоит проводить раз в месяц/четверть. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.
Задачи такого собрания:
- распределяет поручения;
- избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
- слушает доклады учеников о выполнении поручений.
Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.