kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: «Классификация дополнительных образовательных программ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема классификации программ дополнительного образования является актуальной для всех, кто имеет отношение к дополнительному образованию детей и взрослых. Поэтому для педагога дополнительного образования важно знать типы и виды программ, чтобы реализуемая им программа находилась в рамках нормативно-правового поля дополнительного образования и была максимально приближена к условиям образовательной организации и особенностям детского коллектива.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Классификация дополнительных образовательных программ»»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Межшкольный учебный комбинат»

 

 

 

 

  

Методическая разработка

на тему

«Классификация дополнительных образовательных программ»

 

 

 

 

 

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

Захарова Тамара Григорьевна

 

  





  

г. Ханты-Мансийск, 2022 г.

Введение

Тема классификации программ дополнительного образования является актуальной для всех, кто имеет отношение к дополнительному образованию детей и взрослых. За время существования системы дополнительного образования предпринимались попытки классифицировать программы дополнительного образования по различным признакам. Современное дополнительное образование реализуется в соответствии с разработанными программами дополнительного образования.  Поэтому для педагога дополнительного образования важно знать типы и виды программ, чтобы реализуемая им программа находилась в рамках нормативно-правового поля дополнительного образования и была максимально приближена к условиям образовательной организации и особенностям детского коллектива.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – это нормативный документ, регламентирующий деятельность педагогического работника и представляющий собой комплекс основных характеристик программы:

  • соответствует нормативно-правовой базе образования;

  • устанавливает цели и задачи;

  • регламентирует содержание образования;

  • определяет прогнозируемые результаты;

  • устанавливает возрастной ценз обучающихся, режим занятий (объем времени, затраченный на реализацию образовательных услуг);

  • определяет комплекс организационно-педагогических условий (календарный учебный график; условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; информационные источники).


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – программа) должна быть ориентирована на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени. Программа, предназначенная для детей в возрасте от 5 до 18 лет, должна быть нацелена на обеспечение их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Программы дополнительного образования, как любые образовательные программы, могут быть разработаны, приняты и утверждены образовательной организацией самостоятельно или на основе переработки примерных (типовых) программ.

Для педагогов дополнительного образования умение разрабатывать собственные программы деятельности является на сегодняшний день одним из актуальных умений. Особенно важным это умение становится при разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей, направленных на реализацию государственного заказа в адрес системы дополнительного образования, а также социального заказа детей и их родителей (законных представителей).

В соответствии с ФЗ РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. (ФЗ №273, гл.10 ст.75 п.2).

Министерством образования и науки Российской Федерации определены следующие направленности образовательной деятельности в дополнительном образовании: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной (приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП», п.9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДООП).

Существующие направления дополнительного образования (ДО) делают посещение кружков и секций интересным каждому ребенку в стране. Занятия разносторонне развивают познавательную, творческую активность и стимулируют детей к дальнейшему изучению понравившейся области.

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (№273-ФЗ, ст.3, п.25).

Основная часть

Программа дополнительного образования – это нормативно-управленческий документ, который определяет содержание дополнительного образования.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

Она разрабатывается по одному из направлений дополнительного образования и представляет собой комплекс методов и средств обучения, воспитания, развития, оздоровления учащихся, реализуемый на основании имеющихся у образовательного учреждения материальных, технических, кадровых ресурсов и в соответствии с социальным заказом.

Сегодня существуют разные подходы к классификации дополнительных образовательных программ по уровню их разработки.

Наиболее распространена в дополнительном образовании классификация, которая подразделяет образовательные программы на следующие виды: типовые (примерные), модифицированные (адаптированные), экспериментальные, авторские.

1.     В зависимости от вида программ:

          типовая (примернаяпрограмма, это программа, утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

          модифицированная программа — это программа, измененная педагогом с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;

          экспериментальная программа — это программа, разработанная педагогом с целью изменения содержания, организационно - педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий

          авторская программа — это программа, полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

2.     В зависимости от целей обучения:

  • общеразвивающие программы дополнительного образования,

направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знания о мире и о себе, его социального опыта;

          специализированные программы дополнительного образования направленны на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы направлены на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения;

          профессионально - ориентированные программы, позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства;

          познавательные дополнительные образовательные программы направлены на формирование общей культуры ребёнка, расширение знаний о мире и о себе, дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор.

          программы социальной адаптации решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты их прав, адаптации к конкретным условиям, направлена на помощь ребенку в освоении окружающей среды, поддержки их творческих способностей.

3.     В дополнительном образовании под уровнем понимают степень

сложности и объема содержательного компонента программы. В зависимости от уровня усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы могут иметь: ознакомительный, базовый и углубленный уровень.

          ознакомительный уровень предполагает предоставление возможности «погружения» в деятельность, предусмотренную программой, знакомство с основными понятиями выбранной области. Для обучающихся программы ознакомительного уровня – это возможность обучающимся попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности. Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности.

          базовый уровень для обучающихся – это возможность приобрести базовый минимум знаний, умений и навыков по конкретному направлению деятельности; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, детской одаренности.

          углубленный уровень предполагает углубление знаний по выбранному виду деятельности, создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности.

Данный уровень включает программы, предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся. Происходит обучение в процессе участия в исследовательской, творчески – продуктивной и поисковой деятельности. Данный уровень ориентирован на развитие и профессиональное становление личности.

4.   Дополнительные общеобразовательные программы, направленные на развитие конкретной сферы детской одарённости и способностей;

5.   В зависимости от формы содержания и процесса образовательной деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.


          комплексные программы дополнительного образования представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности, процессов в единое целое:

 программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, музыкальные, спортивные и т.д.);

 программы детских объединений с разносторонней подготовкой, к какой - либо деятельности по профессии;

программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающими по разным образовательным областям;

          интегрированные дополнительные образовательные программы – программы, объединяющие, восстанавливающие целостность на основе того или иного единства. Программы интересны межпредметными связями;

          модульные программы -  это программы составлены из самостоятельных целостных блоков могут входить в интегрированные и комплексные программы;

 сквозные программы реализуют общую цель через несколько программ.

6.     В зависимости от сроков реализации программы:

          краткосрочные (до года) рекомендуется разрабатывать для временных детских объединений в каникулярное время; образовательная программа, ограниченная сроком реализации не более 4 месяцев и объемом не менее 8 академических часов;

          одногодичные программы рекомендованы для детей младшего возраста, либо для детского коллектива с целью решения конкретной проблемы;

          двухгодичные программы являются основным видом программ дополнительного образования детей ознакомительного и базового уровня;

          трёх и более лет реализации – для более глубокого и детального знакомства с выбранным видом деятельности.

В целом такой подход к классификации дополнительных программ разделяется всеми педагогами и экспертами.

Разделяя образовательную деятельность в учреждении дополнительного образования на функции, можно предложить следующую классификацию программ:

          учебная программа направлена на формирование знаний, умений и навыков по конкретной направленности дополнительного образования;

          воспитательная программа направлена на формирование личностных качеств ребёнка в процессе освоения программы, формирование определенной направленности личности: социальной, нравственной, патриотической, общекультурной и др.;

          развивающая программа направлена на качественные изменения личности, предполагающие изменение ее сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической и сферы саморегуляции;

  • комплексная дополнительная образовательная программа реализует

комплексную модель, содержащую цели, содержание, методы обучения, воспитания и развития как триединого процесса (могут быть варианты комплексных двуединых программ, например, учебно-воспитательная, учебно-развивающая).

Рассматривая социально-педагогическую деятельность через модели функций, можно предложить следующую классификацию социально-педагогических программ:

          досуговая программа направлена на удовлетворение духовных,

физических и других социально значимых потребностей детей в их свободное время;

          программа допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки направлена на формирование профессионального интереса детей, их профессионального самоопределения, адаптацию к избранной профессии;

          программа оздоровления направлена на формирование физического, психического, физиологического здоровья детей или пропаганду здорового образа жизни;

       программа социальной адаптации детей направлена на помощь ребенку в освоении окружающей среды;

       программа рекреации, компенсации, коммуникации детей, реализующие модели соответствующих функций.

К социально-педагогическим программам можно отнести также программы работы с родителями или семьей, направленные на решение проблем, возникающих во взаимодействии детей, родителей и педагогов.

Заключение

Рассмотрев основные способы классификации дополнительных образовательных программ, можно сделать выводы:

       существует несколько подходов к классификации программ дополнительного образования;

       педагогам дополнительного образования при разработке программ необходимо ознакомится с видами программ;

       грамотно разработанная дополнительная образовательная программа может реализоваться с максимальной эффективностью в детском объединении;

       развитие и совершенствование дополнительных образовательных программ способствует повышению качества дополнительного образования в ОУ, повышению уровня мотивации к образовательной деятельности обучающихся, т.к. программа является основой организации образовательного процесса.


Список литературы


1.     Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 №196 с изменениями и дополнениями «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

2.     Письмо Минобрнауки РФ от  18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

3.     Буйлова Л.Н., Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы; Методическое пособие. – М.,2015

4.     Буйлова Л.Н., Дополнительные общеобразовательные программы: Нормативно-правовой аспект//Справочник заместителя директора школы. 2015. №12. с. 60-75;

5.     Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы./Методические рекомендации по разработке и реализации.- Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦ РТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с.

6.     Логинова Л.Г., Оценивание качества в дополнительном образовании детей: практико-ориентированная монография/- Чебоксары: ИД «Среда»,2019. – 432 с.

7.       [Электронный ресурс]:

https://ddtomut.ucoz.ru/metod/klassifikacija_programm.pdf

8.     [Электронный ресурс]:

http://www.cdoisk.ru/Docs/2018/Classifikatciia_programm.pdf

9.     [Электронный ресурс]:

https://studme.org/223670/pedagogika/klassifikatsiya_obrazovatelnyh_programm_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Захарова Тамара Григорьевна

Дата: 24.04.2022

Номер свидетельства: 605561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа Технология.Технический труд-7 класс"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaiaproghrammatiekhnologhiiatiekhnichieskiitrud7klass"
    ["file_id"] => string(6) "268167"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450583760"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ХИМИЯ», 11 класс   ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-11-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "131246"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416126662"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия» 5 класс "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-naghliadnaia-ghieomietriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422266039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства