Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Культура общения"»
«Культура общения»
Духовное возрождение общества не может идти вне активной борьбы за культурное эстетическое восприятие мира во всем обширном его понимании. Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими - трудно? Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся?
Количество кратковременных контактов между людьми значительно возросло. В течение дня мы встречаемся с сотнями и даже тысячами людей. Людям необходимо общение, так как это - процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками. В общении выражена сложившаяся культура нации. Эстетика, культура общения не бывает вне культуры поведения и наоборот. Культура поведения, культура общения и ее эстетика - все, что связано с понятием "культура", сегодня чрезвычайно актуально.
Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Построение интимно-личностных отношений в подростковом возрасте должно опираться на определенные психологические механизмы, формирующиеся в младшем школьном возрасте. В рамках систематического обучения в школе не заложено часов на этот предмет.
Занятия по программе «Культура общения» призваны ответить на эти вопросы для младших школьников, а так же познакомить с правилами, выполнение которых поможет наладить хорошие отношения с людьми. Дети знакомятся с видами, формами общения, с некоторыми национальными особенностям культуры общения. Занятия создают условия для самореализации и социализации младших школьников.
Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Общение младших школьников характеризуются прежде всего узостью межличностных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намечающихся подструктур — мальчиков и девочек. Лидерство здесь носит одиночный и расширенный характер, причем каждая из подструктур имеет своих лидеров.
Исследователи сходятся и в том, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный характер. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их недостаточная обобщенность и устойчивость.
Занятия по программе «Культура общения» призваны обогатить сферу общения, раскрыть роль культуры и эстетики общения. Ориентируясь на тот факт, что взрослый, тем более педагог, является для детей этого возраста наиболее значимым, дать положительные установки в коммуникациях, дать базу для последующего развития межличностного общения в подростковом возрасте.