Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности «Магия творчества»разработана на основе программно-методического материала по изобразительной деятельности для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ГБОУ СО «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №4 г. Саратова»
на 2019-2020 учебный год.
План работы составила: _____________ /А.А. Гардина/
Пояснительная записка.
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности «Магия творчества»разработана на основе программно-методического материала по изобразительной деятельности для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР.
Рисование, лепка, работа с материалами являются интересными и увлекательными занятиями для детей. Это доступные виды деятельности, которые может освоить ребенок с ТМНР, позволяющие выразить в рисунках и изделиях свое личное впечатление об окружающем мире. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи. Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа при освоении простых техник рисования и лепки. Нетрадиционные техники рисования помогают увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно для передачи красоты окружающего мира. На занятиях учащиеся будут учиться бережному отношению к художественным материалам, осваивать способы сотрудничества и взаимодействия при выполнении коллективных работ.
Цель программы – обучение детей элементарным трудовым навыкам в процессе изготовления поделок из разных материалов.
Задачи:
Формирование интереса к изобразительной деятельности;
Формирование умения использовать разнообразные материалы и инструменты в процессе рисования и лепки;
Овладение основными приемами нетрадиционных техник рисования;
Овладения основными приемами лепки;
Развитие мелкой моторики;
Развитие цветового восприятия;
Развитие творческой активности;
Формирование умения взаимодействовать со взрослым, сверстником в творческой деятельности.
Рабочая программа ориентирована на детей и подростков с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР 5 года обучения. Срок реализации программного материала – 1 год (35 часов). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия не более 40 мин.
Содержание программы представлено различными видами техник изобразительной деятельности, доступных детям с нарушениями развития. Программа построена с учетом принципа «от простого к сложному»: сначала обучающиеся осваивают несложные по способу выполнения техники, постепенно переходят к более сложным видам работ. Основная часть времени на занятиях отводится на выполнение действий, лежащих в основе той или иной изобразительной техники. Их использование развивает воображение, дает свободу для самовыражения.Техники подобраны таким образом, чтобы ребенок с ТМНР имел возможность действовать максимально самостоятельно.
Занятия включают в себя организационную и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов, инструментов и организации рабочего места. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Обучающиеся выполняют действия в определенной технике, результатом, которых становится продукт творческой деятельности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать обучающихся, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы:
пальчиковые краски, акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролон; трубочки коктейльные, кусочек плотного картона либо пластика (55 см); матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти, кисти; клеёнка; мягкие формы для позиционирования, гончарный круг, стека, дощечки для лепки.
Возможные предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:
- оставлять графический след;
- рисовать точки, линии;
- выполнять «набрызг», отпечаток, оттиск;
- раздувать краски (с помощью трубочки, груши и др.)
- использовать различные художественные материалы для работы в разных изобразительных техниках;
- повышение интереса к собственной изобразительной деятельности и изобразительной деятельности друг друга.
Возможные личностные результаты освоения рабочей программы включают: