kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок народного творчества "Кукла - скатка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Куклы-скатки»

Цели:

- приобщение детей к народной культуре

- развитие активности и самостоятельности

- воспитание культуры общения, умение работать в коллективе

Задачи:

- познакомить с технологией изготовления «куклы-скатки»

- развивать познавательную активность

Ход занятий

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к занятию
  2. Знакомство с новым материалом

Сообщение педагога

Так уж заложено природой, что женщины связаны с куклами всю свою жизнь. Маленькой девочке их дарят или она сама мастерит. Вырастая, становясь матерью, она играет в куклы со своими детьми, бабушкой – с внуками. Куклы используются не только для игр, но и как сувениры. В последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Вероятно, это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных для авторов свойств: доступностью, вариантностью, возможностью самореализации. «Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, этнографы, педагоги, художники, искусствоведы.

Обычно начинаем занятия с чтения сказки «Василиса Прекрасная» из сборника А.Н. Афанасьева. Сколько загадок и открытий таиться в этой сказке! «…Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «…Я умираю и вместе с родительским благословлением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета…» Дальше выясняем, для чего же ещё была нужна такая игрушка, вычленяем её функции: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии, средство социализации.

Начиная мастерить тряпичную куклу, определяем для себя, какой она будет. В зависимости от конструкции, технологии, материалов, местных диалектов существует множество типов и названий кукол: «закрутки», «столбушки», «навертки» (московская губ.), «скатки, «скрутки», «живульки» и т.д.

Можно комбинировать материалы: ткани, нитки, тесьму, картон бумагу, бересту, лыко, солому, бисер, пуговицы, можно выполнить куклу с использованием иглы и без неё (способом перетяжек), можно сделать её писаной красавицей (лицо белое круглое, брови соколиные, губы маков цвет) или безликой, с ручками-ножками и без них. Автору предоставляется полная творческая свобода.

При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, религиозных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей.

После Покрова (14 октября – н.с.) в русской деревне начались посиделки, на которых девочки обучались многим женским ремеслам. Это самая благоприятное время для знакомства с темой «Народная тряпичная игрушка». Самая распространённая из тряпичных рукотворных кукол – «столбушка» или «скатка», «навертка». Она выполняется способом скатывания валиков-столбиков. Два тугих столбика для туловища и рук соединяются крестообразной перетяжкой, одновременно затягивается столбик по линиям талии и шеи. Часто такого типа куклы делаются без рук.

  1. Закрепление пройденного материала.

Викторина – игра «Покорители – вершины».

Условия игры: дети разделяются на две команды; по очереди отвечая на вопросы, они «поднимаются по ступенькам»; кто дойдёт первым, тот и победил.

Вопросы викторины:

  1. Назовите самые распространённые материалы для изготовления игрушек в далёком прошлом?  (солома, дерево, глина, ткань)
  2. Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях? (кукла)
  3. Как называли куклу, призванную охранять человека от лиха и злых духов? (оберег)
  4. Что не использую при изготовлении «куклы – скатки»? (игла)
  5. Кто делал для девочек первую куклу? (мама, бабушка)
  6. Почему не принято было на лице у «куклы-скатки» делать глаза, нос, рот? (священные куклы в них могли вселиться злые духи)
  7. Во что одевали куклу? (яркая одежда в народных традициях)
  8. Какого цвета была голова куклы? (белый, розовый)

В каком количестве изготавливали кукол? (большом)
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок народного творчества "Кукла - скатка" »

МБОШ СОШ «Школа-интернат №53»

















Открытое занятие

Тема: «Куклы-скатки»













Воспитатель 1 категории

Слобожанина Зинаида Васильевна









Новоуральск, 2012 г

Тема: «Куклы-скатки»

Цели:

- приобщение детей к народной культуре

- развитие активности и самостоятельности

- воспитание культуры общения, умение работать в коллективе

Задачи:

- познакомить с технологией изготовления «куклы-скатки»

- развивать познавательную активность

Ход занятий

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к занятию

  2. Знакомство с новым материалом

Сообщение педагога

Так уж заложено природой, что женщины связаны с куклами всю свою жизнь. Маленькой девочке их дарят или она сама мастерит. Вырастая, становясь матерью, она играет в куклы со своими детьми, бабушкой – с внуками. Куклы используются не только для игр, но и как сувениры. В последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Вероятно, это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных для авторов свойств: доступностью, вариантностью, возможностью самореализации. «Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, этнографы, педагоги, художники, искусствоведы.

Обычно начинаем занятия с чтения сказки «Василиса Прекрасная» из сборника А.Н. Афанасьева. Сколько загадок и открытий таиться в этой сказке! «…Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «…Я умираю и вместе с родительским благословлением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета…» Дальше выясняем, для чего же ещё была нужна такая игрушка, вычленяем её функции: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии, средство социализации.

Начиная мастерить тряпичную куклу, определяем для себя, какой она будет. В зависимости от конструкции, технологии, материалов, местных диалектов существует множество типов и названий кукол: «закрутки», «столбушки», «навертки» (московская губ.), «скатки, «скрутки», «живульки» и т.д.

Можно комбинировать материалы: ткани, нитки, тесьму, картон бумагу, бересту, лыко, солому, бисер, пуговицы, можно выполнить куклу с использованием иглы и без неё (способом перетяжек), можно сделать её писаной красавицей (лицо белое круглое, брови соколиные, губы маков цвет) или безликой, с ручками-ножками и без них. Автору предоставляется полная творческая свобода.

При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, религиозных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей.

После Покрова (14 октября – н.с.) в русской деревне начались посиделки, на которых девочки обучались многим женским ремеслам. Это самая благоприятное время для знакомства с темой «Народная тряпичная игрушка». Самая распространённая из тряпичных рукотворных кукол – «столбушка» или «скатка», «навертка». Она выполняется способом скатывания валиков-столбиков. Два тугих столбика для туловища и рук соединяются крестообразной перетяжкой, одновременно затягивается столбик по линиям талии и шеи. Часто такого типа куклы делаются без рук.

  1. Закрепление пройденного материала.

Викторина – игра «Покорители – вершины».

Условия игры: дети разделяются на две команды; по очереди отвечая на вопросы, они «поднимаются по ступенькам»; кто дойдёт первым, тот и победил.

Вопросы викторины:

  1. Назовите самые распространённые материалы для изготовления игрушек в далёком прошлом? (солома, дерево, глина, ткань)

  2. Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях? (кукла)

  3. Как называли куклу, призванную охранять человека от лиха и злых духов? (оберег)

  4. Что не использую при изготовлении «куклы – скатки»? (игла)

  5. Кто делал для девочек первую куклу? (мама, бабушка)

  6. Почему не принято было на лице у «куклы-скатки» делать глаза, нос, рот? (священные куклы в них могли вселиться злые духи)

  7. Во что одевали куклу? (яркая одежда в народных традициях)

  8. Какого цвета была голова куклы? (белый, розовый)

  9. В каком количестве изготавливали кукол? (большом)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок народного творчества "Кукла - скатка"

Автор: Слобожанина Зинаида Васильевна

Дата: 21.10.2014

Номер свидетельства: 121132


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства