- воспитание культуры общения, умение работать в коллективе
Задачи:
- познакомить с технологией изготовления «куклы-скатки»
- развивать познавательную активность
Ход занятий
Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к занятию
Знакомство с новым материалом
Сообщение педагога
Так уж заложено природой, что женщины связаны с куклами всю свою жизнь. Маленькой девочке их дарят или она сама мастерит. Вырастая, становясь матерью, она играет в куклы со своими детьми, бабушкой – с внуками. Куклы используются не только для игр, но и как сувениры. В последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Вероятно, это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных для авторов свойств: доступностью, вариантностью, возможностью самореализации. «Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, этнографы, педагоги, художники, искусствоведы.
Обычно начинаем занятия с чтения сказки «Василиса Прекрасная» из сборника А.Н. Афанасьева. Сколько загадок и открытий таиться в этой сказке! «…Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «…Я умираю и вместе с родительским благословлением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета…» Дальше выясняем, для чего же ещё была нужна такая игрушка, вычленяем её функции: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии, средство социализации.
Начиная мастерить тряпичную куклу, определяем для себя, какой она будет. В зависимости от конструкции, технологии, материалов, местных диалектов существует множество типов и названий кукол: «закрутки», «столбушки», «навертки» (московская губ.), «скатки, «скрутки», «живульки» и т.д.
Можно комбинировать материалы: ткани, нитки, тесьму, картон бумагу, бересту, лыко, солому, бисер, пуговицы, можно выполнить куклу с использованием иглы и без неё (способом перетяжек), можно сделать её писаной красавицей (лицо белое круглое, брови соколиные, губы маков цвет) или безликой, с ручками-ножками и без них. Автору предоставляется полная творческая свобода.
При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, религиозных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей.
После Покрова (14 октября – н.с.) в русской деревне начались посиделки, на которых девочки обучались многим женским ремеслам. Это самая благоприятное время для знакомства с темой «Народная тряпичная игрушка». Самая распространённая из тряпичных рукотворных кукол – «столбушка» или «скатка», «навертка». Она выполняется способом скатывания валиков-столбиков. Два тугих столбика для туловища и рук соединяются крестообразной перетяжкой, одновременно затягивается столбик по линиям талии и шеи. Часто такого типа куклы делаются без рук.
Закрепление пройденного материала.
Викторина – игра «Покорители – вершины».
Условия игры: дети разделяются на две команды; по очереди отвечая на вопросы, они «поднимаются по ступенькам»; кто дойдёт первым, тот и победил.
Вопросы викторины:
Назовите самые распространённые материалы для изготовления игрушек в далёком прошлом? (солома, дерево, глина, ткань)
Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях? (кукла)
Как называли куклу, призванную охранять человека от лиха и злых духов? (оберег)
Что не использую при изготовлении «куклы – скатки»? (игла)
Кто делал для девочек первую куклу? (мама, бабушка)
Почему не принято было на лице у «куклы-скатки» делать глаза, нос, рот? (священные куклы в них могли вселиться злые духи)
Во что одевали куклу? (яркая одежда в народных традициях)
Какого цвета была голова куклы? (белый, розовый)
В каком количестве изготавливали кукол? (большом)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок народного творчества "Кукла - скатка" »
МБОШ СОШ «Школа-интернат №53»
Открытое занятие
Тема: «Куклы-скатки»
Воспитатель 1 категории
Слобожанина Зинаида Васильевна
Новоуральск, 2012 г
Тема: «Куклы-скатки»
Цели:
- приобщение детей к народной культуре
- развитие активности и самостоятельности
- воспитание культуры общения, умение работать в коллективе
Задачи:
- познакомить с технологией изготовления «куклы-скатки»
- развивать познавательную активность
Ход занятий
Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к занятию
Знакомство с новым материалом
Сообщение педагога
Так уж заложено природой, что женщины связаны с куклами всю свою жизнь. Маленькой девочке их дарят или она сама мастерит. Вырастая, становясь матерью, она играет в куклы со своими детьми, бабушкой – с внуками. Куклы используются не только для игр, но и как сувениры. В последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Вероятно, это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных для авторов свойств: доступностью, вариантностью, возможностью самореализации. «Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, этнографы, педагоги, художники, искусствоведы.
Обычно начинаем занятия с чтения сказки «Василиса Прекрасная» из сборника А.Н. Афанасьева. Сколько загадок и открытий таиться в этой сказке! «…Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «…Я умираю и вместе с родительским благословлением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета…» Дальше выясняем, для чего же ещё была нужна такая игрушка, вычленяем её функции: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии, средство социализации.
Начиная мастерить тряпичную куклу, определяем для себя, какой она будет. В зависимости от конструкции, технологии, материалов, местных диалектов существует множество типов и названий кукол: «закрутки», «столбушки», «навертки» (московская губ.), «скатки, «скрутки», «живульки» и т.д.
Можно комбинировать материалы: ткани, нитки, тесьму, картон бумагу, бересту, лыко, солому, бисер, пуговицы, можно выполнить куклу с использованием иглы и без неё (способом перетяжек), можно сделать её писаной красавицей (лицо белое круглое, брови соколиные, губы маков цвет) или безликой, с ручками-ножками и без них. Автору предоставляется полная творческая свобода.
При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, религиозных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей.
После Покрова (14 октября – н.с.) в русской деревне начались посиделки, на которых девочки обучались многим женским ремеслам. Это самая благоприятное время для знакомства с темой «Народная тряпичная игрушка». Самая распространённая из тряпичных рукотворных кукол – «столбушка» или «скатка», «навертка». Она выполняется способом скатывания валиков-столбиков. Два тугих столбика для туловища и рук соединяются крестообразной перетяжкой, одновременно затягивается столбик по линиям талии и шеи. Часто такого типа куклы делаются без рук.
Закрепление пройденного материала.
Викторина – игра «Покорители – вершины».
Условия игры: дети разделяются на две команды; по очереди отвечая на вопросы, они «поднимаются по ступенькам»; кто дойдёт первым, тот и победил.
Вопросы викторины:
Назовите самые распространённые материалы для изготовления игрушек в далёком прошлом? (солома, дерево, глина, ткань)
Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях? (кукла)
Как называли куклу, призванную охранять человека от лиха и злых духов? (оберег)
Что не использую при изготовлении «куклы – скатки»? (игла)
Кто делал для девочек первую куклу? (мама, бабушка)
Почему не принято было на лице у «куклы-скатки» делать глаза, нос, рот? (священные куклы в них могли вселиться злые духи)
Во что одевали куклу? (яркая одежда в народных традициях)