kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура Брянского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по «Культура родного края»для  4 класса разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности, авторской программы В.Н. Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой «Культура родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области. и соответствует базисному плану

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой одним из приоритетных направлений развития школ в области является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

    В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень  важным, так как  это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой  для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений,  предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

     Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.

В обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения.

Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая,  во- первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности,  во-вторых, воспитанию чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитанию на приоритете общечеловеческих ценностей.

Программа рассчитана на 4 класс (1 час в неделю). 

Просмотр содержимого документа
«Культура Брянского края »

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Культура родного края»для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности, авторской программы В.Н. Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой «Культура родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области. и соответствует базисному плану

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой одним из приоритетных направлений развития школ в области является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.

В обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения.

Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая, во- первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности, во-вторых, воспитанию чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитанию на приоритете общечеловеческих ценностей .

Программа рассчитана на 4 класс (1 час в неделю).


Цель программы:

Сохранить культуру Брянской области во всем ее многообразии.

Задачи программы:

1.Возрождение, сохранение и развитие прикладных видов народного искусства;

2. Развитие в учащихся творчества, высокого художественного вкуса;

3. Воспитание экономичности, трудолюбия, осуждение праздности, лени.

4. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине.

5. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.

6. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.

7. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.

Для выполнения поставленных задач учащиеся имеют достаточные знания, умения и навыки, полученные в начальных классах на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, чувашского языка и чувашского слова.

Основные методы работы:

- словесные;

- наглядные;

Формы работы:

- экскурсии в краеведческие музеи (школьный, районный), музей г.Брянска;

- посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла;

- изучение литературы;

- выполнение практических работ;

-выполнение лабораторных работ по предмету;

- создание творческих проектов;

- проведение выставок работ учащихся;

- создание мультимедийных презентаций;

- составление исследовательских работ;

- создание электронных программ для контроля знаний.

Формы и методы, технологии обучения

Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.

Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Практические методы: для развития практических умений и навыков.

Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.

Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.

Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).

Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать

явления.

Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.


Прогнозируемые результаты
.Учащиеся будут знать все о шитье на руках, начиная с организации рабочего места и инструментов для шитья и кончая непростыми швами (косой шов с украшениями, прямой старинный шов, ажурные швы, различные стежки); научатся вышивать, используя различные швы и их разновидности (солнце, огонь, вода, небосвод и др.); научатся бисероплетению, бисерному тканью, вышиванию бисером, будут изготовлять изделия из бисера, изготовят полный комплект чувашского девичьего наряда (одежда, головной убор, украшения).

Ожидаемый результат

Овладение знаниями и умениями, способствующими сохранению чувашской культуры, формированию заинтересованного и уважительного отношения современного ребенка к миру его дедов и прадедов, осоз­нанного восприятии детьми своей принадлежности народу, Чувашии, России, Земле и ответственности за все это.

Знание истории родного края, его природных особенностей. Повышение уровня обученности школьников и качества знаний по истории, географии, биологии. Увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.


В построении программы присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является история и культура на разных этапах развития.

Программа предоставляет возможность систематически использовать следующие формы изучения материала: уроки-лекции, семинары, деловые игры, путешествия в прошлое, творческие задания, экскурсии, задания индивидуального исследовательского характера, рефераты, электронные учебники, мультимедийные презентации, электронные программы для контроля знаний и т.д.

Интеграция с предметами

литература, история, музыка, физическая культура, ИЗО, география.



Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен уметь рассказывать:

  1. О создании мира и мироустройстве

  2. Об отражении представлений о мироустройстве в элементах материальной культуры

  3. О числовой символике в мифологии

  4. Об обрядах и традициях, связанных с человеком, семьей, обществом

  5. О богах и духах

  6. О славянском дворе, доме, поселении

  7. О воспитании детей в семье.

  8. О героях - мглинчанах

  9. Об одежде.

Ученик должен уметь делить на группы:

  1. Богов и духов

  2. Обряды в зависимости от назначения: обряды, связанные с человеком, трудовые обряды, календарные обряды, охранные обряды.

  3. Игрушки в зависимости от материала, из чего сделаны.

  4. Одежду по этногруппам.

  5. Одежду в зависимости от назначения: нательную, верхнюю, обрядову..

  6. Головные уюоры: мужские, женские, девичьи.

  7. Украшения: наушные, накосные, шейные, нагрудные, поясные.

Ученик должен знать:

1Русские народные сказки.

2. Обрядовые песни: свадебные, рекрутские.

3. Правила человеческой жизни.

4. Песню о Мглине

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:

домашние задания.

  • разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)

  • подготовка сообщения по теме

  • выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;

  • защита мини - рефератов,

  • защита проектов;

  • написание сочинений

Итоговой формой контроля является тестовая работа, контрольная работа






Основная литература

Родной край.Учебное пособие для 4класса

Учебно-методический комплекс

Родной край : рабочая тетрадь


Электронные пособия и ресурсы интернета в организации учебной деятельности учащихся и учителя

  • Электронные пособия по предмету КРК:

  • 1. Видео-приложения к учебному пособию «Родной край.

  • .

  • 3. Звенящее серебро тухьи (видеофильм).

  • 4. На земле на земле брянской).

  • 5.Брянск– чистый и благоустроенный город (видеофильм).

  • 6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  • 7. Иллюстрированный энциклопедический словарь.

  • 8. Энциклопедия истории России. 852-1917 год.

  • 9.Большая энциклопедия языков мира.

  • 10.История искусства

  • 11. Энциклопедия: этнография России.

12.Т.С. Антонова, А.А. Данилова, А.Л. Харитонова «История России ХХ век».









Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:

домашние задания.

  • разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)

  • подготовка сообщения по теме

  • выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;

  • защита мини - рефератов,

  • защита проектов;

  • написание сочинений

Итоговой формой контроля является тестовая работа, контрольная работа






Основная литература

Родной край.Учебное пособие для 4класса

Учебно-методический комплекс

Родной край : рабочая тетрадь


Электронные пособия и ресурсы интернета в организации учебной деятельности учащихся и учителя

  • Электронные пособия по предмету КРК:

  • 1. Видео-приложения к учебному пособию «Родной край.

  • .

  • 3. Звенящее серебро тухьи (видеофильм).

  • 4. На земле на земле брянской).

  • 5.Брянск– чистый и благоустроенный город (видеофильм).

  • 6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  • 7. Иллюстрированный энциклопедический словарь.

  • 8. Энциклопедия истории России. 852-1917 год.

  • 9.Большая энциклопедия языков мира.

  • 10.История искусства

  • 11. Энциклопедия: этнография России.

12.Т.С. Антонова, А.А. Данилова, А.Л. Харитонова «История России ХХ век».

















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название раздела, тема урока

Виды деятельности учащихся

Дата проведения




1.


Вводный урок. Что такое культура.



Знать, что такое культура.


2.

Как жили славяне

Знать особенности жизни славян.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное,


3.

Занятия славян

Знать, чем занимались славяне

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное,


4.

Язычество древних славян

Знать понятия религия, язычество, славянские боги.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное,


5-6.

Принятие христианства на Руси (Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.

Знать понятие «христианство», храмы Брянщины.

Уметь объяснить значение христианства для Руси.


7-8.

Крестьянский дом. Мастера Злынки, Красной Горы. Резные кружева.

Знать убранство крестьянского дома. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное,


9-10.

Занятия крестьян

Знать, чем занимались крестьяне.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное


11-12.

Не боги горшки обжигают

Знать ремёсла славян. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное


13.

Долог день до вечера

Знать, чем занимались крестьяне.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное


14.


По одёжке встречают.(

Знать, как одевались славяне.



15


Мастерицы Брянского края

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное


16



Делу время, потехе час.


Знать славянские праздники.



17

Праздники наших дней

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное


18

Мглинская народная игрушка

Знать история создания




19.

Жители России.

Знать, какие сословия жили на Руси.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное


20.

Что даёт мой край стране.

БМЗ..Брянский Арсенал

Знать, какое значение имеет Брянщина для страны.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное


21.

Дятьковский хрустальный завод. Клинцы – город текстильщиков.

Знать, какое значение имеет Брянщина для страны.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное


22.

Свенская ярмарка. Локотской конезавод

Знать, какое значение имеет Брянщина для страны.

Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное


23

Парк «Соловьи». Городской парк Трубчевска. На родине Бояна.

Знать парки, музеи Брянщины, готовить сообщения о них.


24.

Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им. А.К.Толстого.

Знать парки, музеи Брянщины, готовить сообщения о них.


25.

Дорогие мои земляки. Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева.

Знать людей, прославивших наш край.

Уметь рассказать о Ф.И. Тютчеве.


26.

Путешествие в Красный Рог. А.К. Толстой. Братья Могилевцевы. Тенешевы.

Знать людей, прославивших наш край.

Уметь рассказать о А.К. Толстом.


27.

Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия.

Знать учебные заведения Брянщины.


28.

По памятным местам. Партизанская поляна.

Знать памятные места Брянщины.


29

Брянщина –родина Героя Советского Союза -

Знать биографию героя Советского Союза -


30

Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянский театр.

Знать о Брянском театре.


31.

Дом детского и юношеского творчества .г Мглин

Знать, чем живёт сегодня ДДТ


32.

Экскурсия в краеведческий музей школы

Знать историю своего посёлка.


33

Экскурсия в краеведческий музей с.Высокое

Знать историю своего посёлка.


34.

Итоговое занятие «Я люблю тебя, мой край родной». Защита презентаций о родном крае.

Уметь создать презентацию о родном крае и защитить её.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Культура Брянского края

Автор: Кондрат Валентина Петровна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа кружка "Культура Брянского края" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_proghramma_kruzhka_kul_tura_brianskogho_kraia_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "344343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474199944"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Календарно-тематическое планирование по курсу Брянский край 4 класс"
    ["seo_title"] => string(74) "kaliendarno_tiematichieskoie_planirovaniie_po_kursu_brianskii_krai_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "465609"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1523292846"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Ранний железный век"
    ["seo_title"] => string(23) "rannii-zhielieznyi-viek"
    ["file_id"] => string(6) "248982"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446810699"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Занятие по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Брянский край"ТЕМА: Славянская азбука, письменность и культура»"
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatie_po_vneurochnoi_deiatelnosti_dukhovno_nravstvennogo_napravleniia_briansk"
    ["file_id"] => string(6) "500528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1550585715"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Исследовательская  работа "Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края" "
    ["seo_title"] => string(93) "issliedovatiel-skaia-rabota-linghvistichieskii-aspiekt-v-izuchienii-toponimiki-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "220304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434574511"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства