Рабочая программа кружка "Культура Брянского края" 4 класс
Рабочая программа кружка "Культура Брянского края" 4 класс
Содержание курса «Брянский край» отражает комплексно – системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана на 2014 – 2015 учебный год, рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край».
В базисный учебный план нашей школы включён предмет регионального компонента «Брянский край». В 4 классе изучается «Культура родного края».
Цель курса – знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона, всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Задача курса – расширить кругозор учащихся, глубже изучить природу родного края, пробудить интерес к окружающей природе, пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. Культура родного края».
Реализация курса «Брянский край» осуществляется в рамках внеурочной деятельности.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Лупоядов В. Н., Лупоядова Л.Ю. Культура родного края: учебное пособие для 4 класса- Брянск: «Курсив», 2012.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание курса «Брянский край» отражает комплексно – системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход дает возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного края.
Изучение курса:
• направлено на приобретение учащимися первоначальных навыков исторического наблюдения, через знакомство с различными историческими источниками;
• призвано способствовать становлению у школьников самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;
• помогает установить первичные логические связи, являющиеся фундаментом для формирования целостного взгляда на историческое развитие цивилизации в целом, обществе, государстве и месте человека в истории;
• знакомит с навыками использования в процессе обучения научно-исторических понятий, с методами исторического исследования, приемами работы с историческими источниками;
• обеспечивает развитие школьников, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов;
• воспитывает эмоционально-положительный взгляд на мир, способствует формированию в единстве этических и эстетических чувств;
• обеспечивает более четкую преемственность и перспективность изучения истории родного края и страны в начальном и среднем звене школы
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона.
Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. Культура родного края»:
- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;
- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;
- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.
III.Описание места в учебном плане.
В соответствии с образовательной программой школы на изучение курса «Брянский край. Культура родного края» в 4 классе отводится 34 часа ( 1 час в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно- нравственного развития ребенка, определенных в « Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни его родного края. Здесь наполняются конкретным , чувственным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в жизни, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знаний истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и осуществляет реализацию межпредметных связей в обучении.
V.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов курса.
Личностные результаты
умение ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
умение оценивать нравственное содержание и смысл поступков, как собственных, так и окружающих людей;
осознание чувства сопричастности и гордости за свой край и народ;
формирование мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;
Метапредметные результаты
овладение навыками планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнение учебных действий в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявление инициативы действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельное оценивание правильности выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.;
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
Предметные результаты
знать и понимать основные понятия курса;
ориентироваться в «ленте времени»;
знать археологические памятники Брянской области;
знать геральдику края;
уметь составлять генеалогическое древо;
знать основные исторические события и место Брянской области в них.
узнавать символику Брянского края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях, исторических событиях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, интернета
работать с картой Брянской области и уметь на ней ориентироваться;
устанавливать причинно-следственные связи;
Планируемые результаты изучения курса «Брянский край» - 4 класс
Четвероклассник научится:
ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета; работать с картой;
находить на карте свой край и город; устанавливать причинно-следственные связи;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Четвероклассник получит возможность:
формирования мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы; привития чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия; самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;
работать в семейных архивах, готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
VI.Содержание учебного курса.
Как жили славяне (3ч)
Занятия славян
Язычество древних славян
Принятие христианства на Руси. (2ч)
Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.
Крестьянский дом. (2ч)
Мастера Злынки. Резные кружева.
Занятия крестьян. (9ч)
Не боги горшки обжигают.
Долог день до вечера
По одёжке встречают
Делу время, потехе час.
Жители России (1ч)
«Что даёт мой край стране» (3ч)
Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод.
Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы - город текстильщиков.
Парки и усадьбы (2ч)
Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им. А.К.Толстого. «Соловьи. Городской парк Трубчевска – на родине Бояна.
Дорогие мои земляки (2ч)
Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И.Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская.
Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия (2ч)
По памятным местам. Партизанская поляна и др. (5ч)
Образование, спорт, искусство, литература сегодня (3ч)
Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина.
Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам…
Учебно-тематический план.
№ п/п
Название тем
Количество часов
1
Как жили славяне.
7ч
2
Занятия крестьян.
9ч
3
Жители России
1ч
4
Что дает мой край стране
3ч
5
Парки и усадьбы.
2ч
6
Дорогие мои земляки
2ч
7
Где учимся. Школы. ВУЗы.
2ч
8
По памятным местам.
5ч
9
Образование, спорт, искусство, литература сегодня.
3ч
Итого:
34ч
Календарно-тематическое планирование
№
п/п урока
Наименование раздела тема урока
Количество часов
Дата
Содержание и форма контроля знаний, ОУУН и СД, УУД
Ученик должен знать и уметь.
По плану
Фактически
1
Как жили славяне (с.4-8)
1
Знать особенности жизни славян.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
2
Занятия славян (с.9-12)
1
Знать, чем занимались славяне
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
3
Чем питались славяне (с.13-14)
1
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
4
Язычество древних славян (с.15-17)
1
Знать понятия религия, язычество, славянские боги
5
Принятие христианства на Руси (с.18-19)
1
Знать понятие «христианство»
6
Что получила Русь, приняв христианскую веру (с.20-22)
1
Уметь объяснить значение христианства для Руси.
7
Кукша (с.22-23)
1
Знать о подвигах Кукши и причислении его к лику Святых
8
Храмы Брянского края (с.24-27)
1
Знать особенности храмов Брянского края.
9
Свенский Успенский монастырь (с.28-33)
1
Знать особенности храмов Брянского края.
10
Крестьянский дом (с.34-39)
1
Знать убранство крестьянского дома. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное,
11
Мастера Злынки (с.40-41)
1
Знать, чем занимались крестьяне.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
12
Занятия крестьян (с.42-47)
1
Знать ремёсла славян. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
13
Не Боги горшки обжигают (с.49-53)
1
Знать, чем занимались крестьяне.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
14
Брянский музей этнографии и ремёсел (с.53-54)
1
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
15
Долог день до вечера (с.55)
1
Знать распорядок дня славян
16
По одёжке встречают (с.56-58)
1
Знать, как одевались славяне.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
17
Мастерицы Брянского края (с.59-60)
1
Знать, как одевались славяне.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
18
Мир крестьянской семьи (с.61-63)
1
Знать семейные традиции крестьян
19
Делу время, потехе час. Рождество. Масленица. (с.64-72)
1
Знать славянские праздники. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
20
Пасха. Праздник Ивана Купалы (с.72-74)
1
Знать славянские праздники. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
21
Праздники наших дней (с.75-77)
1
Знать праздники наших дней. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
22
Народные игрушки. Мглинская игрушка (с.78-81)
1
Знать об отличительных особенностях народных игрушек Брянского края
23-24
Жители России (с.82-87)
2
Знать, какие сословия жили на Руси.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
25
Что мой край даёт стране. БМЗ. Брянский «Арсенал» (с.88-92)
1
Знать, какое значение имеет Брянщина для страны. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
26
Дятьково. Клинцы. (с.92-97)
1
Знать, какое значение имеет Брянщина для страны. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
27
Свенская ярмарка. Локоть. (с.98-103)
1
Знать, какое значение имеет Брянщина для страны. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
28
Памятные места Брянского края.
Трубчевск - родина певца Бояна.
(с.104-107)
1
Знать парки, музеи Брянщины, готовить сообщения о них.
29
Парк-музей имени А.К. Толстого. Музей имени А.К. Толстого в Красном Роге
(с.108-112)
1
Знать парки, музеи Брянщины, готовить сообщения о них. Знать людей, прославивших наш край.Уметь рассказать о А.К. Толстом.