Рабочая программа по внеурочной деятельности "Брянский край" 8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Брянский край" 8 класс
Цели:
-вызвать у учащихся интерес к истории родного края. -прививать интерес и любовь к родному краю, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине; -показать наиболее яркие личности и их роль в истории и культуре нашего края; - создать конкретные образы исторической эпохи становления Брянской области через формирование пространственных и временных представлений учащихся; -представить различные точки зрения на те, или иные исторические события через изучение и художественное осмысление культуры народов Брянщины; -осветить экономическое развитие территории Брянщины в разные времена, различные формы социального и политического строя;
Задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Брянский край" 8 класс»
МБОУ «Молодьковская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МГЛИНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
Руководитель МО:
_______________________
Протокол №____ от
«____»____________20___г.
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР
_____________________
«____»____________20___г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
___________________
Приказ №____ от
«____»________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Брянский край» 8 КЛАСС
предмет, класс
Учитель: Штырхунова Людмила Ивановна
Ф.И.О.учителя
Учитель высшей квалификационной категории
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметная линия учебников Г.П.Поляков, А.А.Чубур, И.В.Алферова, В.Ф.Блохин 8-9 классы - Брянск: Издательство «Курсив», 2012, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО).
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Реализация учебной программы обеспечивается учебником: «История Брянского края с древнейших времён до конца ΧѴIII века». Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы учебника Г.П.Поляков, А.А.Чубур. Под редакцией В.Ф.Блохина. – Брянск: Издательство «Курсив», 2012.
Цели:
-вызвать у учащихся интерес к истории родного края. -прививать интерес и любовь к родному краю, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине; -показать наиболее яркие личности и их роль в истории и культуре нашего края; создать конкретные образы исторической эпохи становления Брянской области через формирование пространственных и временных представлений учащихся; -представить различные точки зрения на те, или иные исторические события через изучение и художественное осмысление культуры народов Брянщины; -осветить экономическое развитие территории Брянщины в разные времена, различные формы социального и политического строя;
Задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Предметные результаты:
- знать: - даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древности до конца XIX века на территории Брянской области;
- знать особенности культуры Брянщины и выдающихся деятелей Брянской области;
- знать важнейшие достижения культуры Брянского края;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся до конца XIX века;
- изученные виды исторических источников.
- уметь: - сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий,
- дискутировать,
- анализировать исторический источник,
- самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение,
- читать историческую карту,
- группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
- уметь давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям культуры.
Метапредметные результаты:
В процессе изучения курса планируется достичь следующих результатов:
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, документе;
- дискутировать,
- рассматривать общественные явления в развитии;
- анализировать явления,
- систематизировать полученную информацию,
- осуществлять перенос знаний,
- решать ситуативные задачи, в том числе на основе собственного опыта;
- определять свою личную точку зрения, осуществлять оценочные суждения;
- владеть устной и письменной речью,
- вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, уметь участвовать в групповых формах работы;
- определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
- осуществлять самоконтроль и самооценку
Формы работы:
- Рассказ учителя.
- Беседа.
- Учебная игра.
- Экскурсия.
- Презентация.
- Игровые занятия.
- Творческие проекты.
- Творческие конкурсы.
- Викторины.
- Виртуальное путешествие. (Интернет)
- Исследовательские работы.
- Экспедиции по сбору материала.
- Обработка собранного материала.
Виды деятельности:
- работа с картой, иллюстрациями, текстом и обсуждение результатов;
- выполнение проблемных, творческих и тестовых заданий;
- создание презентаций, сообщений, докладов, викторин, мини-проектов;
- обсуждение увиденного на экскурсии, во время виртуального путешествия (Интернет);
- участие в ролевой игре;
- разработка экскурсионных маршрутов;
- обработка собранного материала.
Содержание программы внеурочной деятельности «Брянский край» .
Введение в историю Брянского края 1час.
Географическое положение, соседние регионы, площадь в кв. км, реки, озера, видные политические деятели, связанные с Брянским краем.
История краеведения, известные краеведческие музеи Брянской области; имена выдающихся ученых, поэтов, художников, меценатов
Брянский край в древности. 5ч.
Первые люди на Брянской земле. Палеолит (древнекаменный век) Природа Брянщины 100-150тыс. лет назад, палеолит, стоянки в Хотылево, Юдиново, Елисеевичах; орудия труда первобытных людей, типы жилищ
Мезолит и неолит (средний и новый каменный век)
Мезолит, неолит, археологическая культура, культура «боевых топоров», юхновская, зарубинецкая культуры; различия в занятиях, типах жилищ, орудиях труда.
Бронзовый век.Ранний железный век. Заселение Брянщины славянами.
Брянская земля в составе древнерусского государства в IX-XII вв. 6ч.
Северяне, вятичи, кривичи, радимичи и их соседи на территории Брянского края; «Повесть временных лет» монаха Нестора, городища и селища
Участие брянцев в событиях, происходивших в IX-Xв.в.; варяги-викинги, полюдье, Чашин курган в Брянске
Радимичи, их поселения, культура; история исследования курганов в Сосонках и вблизи х. Клинок, находки археологов в них; современное состояние
Пантеон языческих богов, принятие христианства; развитие монашества, роль святых проповедников в распространении христианства, святой Кукша
Занятия славян, разделение труда, типы земледелия, ловища, рало, бортничество, княжеские и боярские вотчины
Устройство городища в Ормине ; история возникновения Мглина
Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы XIII-начале 90-х годов XVвека. 5ч.
Северщина, Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц, правление дома Ольговичей в Чернигово-Северской земле.
Дебрянск, Радощ, Радогощ, Вщиж, Трубчевск, Севсько, Синин Мост, Рогов, Росусь, Ропск и др., их политическое значение в прошлом и настоящее состояние
Политическая история Вщижского и Трубчевского княжеств, крупнейшие поселения в них, раскопки и находки археологов
Татарское нашествие на Русь, судьба Михаила Всеволодовича Черниговского, падение роли Брянска и укрепление во время правления Романа Михайловича, заслуги князя
Князь Олег Романович, брянские монастыри и святые земли брянской; родословная Михаила Черниговского, его потомки в русской истории
Сражение 1310года с татарами под Брянском, роль митрополита московского Петра, борьба с Литвой; Брянская епископская кафедра
Отношения Московского и литовского княжеств; борьба за первенство; литовские князья: Ольгерд, Ягайло, Свидригайло, Витовт, Гедимин. Русь и Литва в Куликовской битве
Персоналии: Захарий Тютчев, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Сергий Радонежский, князь Дмитрий Иванович, Дмитрий Брянский, Глеб Брянский, боярин Вельяминов. Значение Куликовской битвы
Политика СвидригайлоОльгердовича Брянского и Сигизмунда Стародубского; отзвуки феодальной войны в Московском гос-ве в Брянском крае
Брянское княжество в XVв, гонения на православных, преподобный Поликарп Брянский, князья Трубецкие; переход под власть Москвы, значение этого события
Брянский край в составе Великого княжества Московского и Московского царства(XVI-XVII вв.)7ч.
Войны с Литвой; набеги крымских татар; ликвидация последних уделов на Брянской земле; роль Почепа, Брянска, Стародуба, Карачева, Трубчевска как пограничных городов
Военная история Брянского края в XVI веке, дворяне-воины Трубецкие, Воротынские, Серебряные, Бахтины, Тютчевы, Алымовы; творчество И.С.Пересветова
Причины Смуты, основные события на Брянщине в это время; персоналии Лжедмитрий I, Иван Болотников, Лжедмитрий II
Последствия Смуты для северского края; борьба с «лисовчиками», условия Деулинского перемирия с Речью Посполитой; войны с Речью Посполитой; подъем хозяйства
Земли, отошедшие к Польше; политика польского правительства по отношению к вновь приобретенным территориям; учреждение казачества; участие в освободительных войнах Б.Хмельницкого
Брянский край в XVIII столетии. 10ч.
Административные перемены на территории Брянского края в ХVIII веке. Поселения.
Население. Сословия.
Брянский край в период Северной войны
Брянское Адмиралтейство и флотилия. Брянский Арсенал
Экономическое состояние Брянского края в ХVIII в.
Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями
Система образования в Брянском крае в XVIIIвеке
Архитектура, музыка, живопись.
Архитектура. Дворянские усадьбы.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
1.
Введение в историю Брянского края
1
Брянский край в древности.
5ч.
2.
Первые люди на Брянской земле. Палеолит (древнекаменный век)
1
3.
Мезолит и неолит (средний и новый каменный век)
1
4.
Бронзовый век
1
5.
Ранний железный век
1
6.
Древние славяне
1
Брянская земля в составе древнерусского государства в IX-XIвв.
6ч.
7.
Славянские племенные союзы VIII—Х веков на территории Брянского края
1
8.
Возникновение Русского государства. Основание Брянска
1
9.
Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц
1
10.
Хозяйственная деятельность населения Брянского края ХI—ХIIIв.в.
1
11.
Культура населения края в домонгольский период
1
12
Культура населения края в домонгольский период
1
Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы XIIIв -начале 90-х годов XVвека.
5ч.
13.
Правление дома Михаила Черниговского
1
14.
Брянское Великое княжество в конце XIII- на рубеже XVвека.
1
15.
Великое княжество Литовское и Русское. Битва при Ворскле.
1
16.
Брянское, Стародубское, Трубчевское княжества в XV-XVIIв.в.
1
17.
Население и культура Брянского края в XIII-XVв.в.
1
Брянский край в составе Великого княжества Московского и Московского царства(XVI-XVII вв.)
7ч.
18.
Пограничный край Московского государства.
1
19-20.
Хозяйство, быт и нравы брянчан в XVI-XVII веках
2
21-22.
Военно-политическая история края в ХVI—ХVIIвеках. Смута.
2
23.
Брянский край в конце ХVII века
1
24
Брянский край в конце ХVII века
1
Брянский край в XVIIIстолетии.
10ч.
25.
Административные перемены на территории Брянского края в ХVIII веке. Поселения.
1
26.
Население. Сословия.
1
27.
Брянский край в период Северной войны
1
28.
Брянское Адмиралтейство и флотилия. Брянский Арсенал
1
29-30.
Экономическое состояние Брянского края в ХVIII в.
2
31.
Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями
1
32.
Система образования в Брянском крае в XVIIIвеке
1
33.
Архитектура, музыка, живопись.
1
34.
Архитектура. Дворянские усадьбы.
1
35
Итоговое занятие по курсу «История Брянского края»
1
Информационно-методическое обеспечение.
Видеоматериалы:
Диск № 1. Брянский край в древности.
Диск №2. Брянская земля 9-15 веках.
Диск № 3. Брянский край в 16-17 веках.
Диск №4. Брянский край в 18 столетии.
Литература:
5.Хрестоматия по история Брянского края. Учебно – методическое пособие для учителей школ. Часть 1. Коллектив авторов по руководством научного редактора И.В.Алферова. - Брянск: «Курсив», 2012.
1.Брянщина через века. Электронный учебник.
2. «Край мой деревенский» под редакцией А.Н.Иваниной. Издательство «Читай-город», 2007 г.
3.Поляков Г.П., Чубур А.А.История Брянского края : С древнейших времён до конца 18 века./Под редакцией В.Ф. Блохина - Брянск: Издательство «Курсив», 2012.
4.История Брянского края. Методическое пособие для учителей. Гражданско – правовое образование. г.Брянск, 2006.
5.Хрестоматия по история Брянского края. Учебно – методическое пособие для учителей школ. Часть 1. Коллектив авторов по руководством научного редактора И.В.Алферова. - Брянск: «Курсив», 2012.