Экологический кружок "Юный эколог" разработан воспитателями Поповой А.Ф. и Гулиевой Н.А. для детей 4-5 лет с целью формирования экологической культуры дошкольников посредством игровой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологический кружок "Юный эколог"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Экологический кружок
«Юный эколог»
Средняя группа «Солнышко»
Воспитатели: Попова А.Ф.
Гулиева Н.А.
П.Берёзово
2020г
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образованиелюдей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения,включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так какв этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающейдействительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.
Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Знания о природе, полученные детьми в процессе различных игр, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.
Цель кружка:
Формирование экологической культуры дошкольников посредством игровой деятельности.
Задачи:
1.Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края, малой Родины.
2.Формировать представления о традициях, праздниках коренных жителей малой Родины.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (подвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций , музыкальных игр.)
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, праздников;
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей (создание атрибутов, гербариев растений, коллекций для сюжетно- ролевых игр)
- постановка сказок, отрывков литературных произведений.
5.Основные направления кружка «Юный эколог»:
1. Познавательно-развлекательное направлениеставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление- изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка лука, цветов.).
3.Исследовательское направлениеосуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Критерии результативности обучения:
-представления о сезонных изменениях;
- представления о диких животных нашего края;
- знания о деревьях и кустарниках:
- знания об овощах и фруктах, ягодах;
- умения называть предметы окружения, их назначения свойства;
- бережное отношение к природе;
- знания о правилах поведения в природе;
- знание экологических игр;
Расписание работы:
Количество занятий- 1 раз в неделю
Возраст детей - 4-5 лет
Количество детей -21
Место проведения- группа, территория детского сада
Участники кружка- дети, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, муз работник.
Тема занятий
Программное содержание
Формы работы
Сентябрь
1.Берёзовский район – наша малая Родина.
(папка:
«Берёзово»)
Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
1.Пальчиковая игра: «Наш поселок»
2.Физминутка: «Здравствуй, мир»
3. Д/игра: «Старичок-Лесовичок»
4.П/игра народов Севера: «Смелые ребята»
2. «Вот она какая, осень золотая! »
(Обухова Л.А. стр.6)
Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
1.Пальчиковая игра: «Осенние листья»
2.Физминутка: «Плыли тучи дождевые»
3. Д/ игра: «Найди такой же листочек».
4.Продуктивная деятельность (лепка овощей, фруктов для сюж.- рол. игры «Магазин»)
3. «Овощи и фрукты»
(Обухова Л.А стр5. Соломенникова О.А. стр.28)
Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
1.Пальчиковая игра: «У Лариски –две редиски»
2. Физминутка: «Удивляемся природе»
3.Д/ Игра: «Угадай на вкус», «Овощи и фрукты»
4. Сюж. -рол. игра: Магазин «Овощи и фрукты»
Октябрь
1. «Грибное царство нашего края».
(Петрова Т.И .,
Ст.р 17)
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
1.Пальчиковая игра: «Грибы»
2. Физминутка: «Гриша шел»
3. Д/ игра: «Найди лишний гриб».
4. П /игра: «Летает, плавает, бегает»
1.«Что растет в нашем лесу? »
(Обухова Л.А., стр. 29)
Накапливать впечатления о деревьях: учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах
Расширять представления об осенних изменениях в природе
Экскурсия по территории детского сада.
4.Праздник
«Осени»
Закрепить знания о времени года «Осень».
Проведение праздника.
Ноябрь
1.«Зелёная аптека»
(Обухова Л.А., стр.54)
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям.
1.Пальчиковая игра:
«Цветок», «Цветы»
2. Физминутка: «На поляне дуб зеленый»
3.Д/и: «Что где растет»
4. П/игра:«Солнце»
2. «В гостях у птиц».
(Обухова Л.А. ,стр.23)
Продолжить знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, синичка, грач, голубь).
1.Пальчиковая игра: «Кормушка»
2.Физминутка: «О чем поют воробушки»
3.Д/и: «Улетают-не улетают»
4.Муз игра: «Птица и птенчики»
3.Мой родной поселок «Березово»
Познакомить детей с достопримечательностями поселка.
1.Пальчиковая игра: «Моя Родина»
2.Физминутка: «Здравствуй, мир»
3. П / игры народов Севера.
4. Продуктивная деятельность (макет «Зимний лес» вырезание животных).
4. Инсценировка «Репка»
Развивать речь через театрализованную (художественную) деятельность
Показ сказки детям 2 мл группы, родителям.
Декабрь
1.«Зимушка-зима»
(Соломенникова О.А., стр. 41)
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.
1.Пальчиковая игра: «Зима»
2.Физминутка: «На дворе у нас мороз»
3. Игры народов Севера: «Льдинки, ветер и мороз»
4.Сюж – рол. игра: «Путешествие в зимний лес»
2.«Домашние животные – друзья человека»
(Обухова Л.А., стр.14)
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).
1.Пальчиковая игра: «Домашние животные»
2.Физминутка: «Котята»
3. Д/и: «Найди детеныша зверя»
4. П. игра: «Кого не стало».
3. «Воздух»
(Обухова Л.А.,
Стр. 36)
Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
(Уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами)
1.Пальчиковая игра: «Зима»
2.Физминутка: «Ветер»
3. Словесная игра: «В воде, в воздухе, на земле»
4.Свойства воздуха.
4.«Путешествие по временам года».
Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года
1.Пальчиковая игра: «Туман»
2.Физминутка: «Мы летим над облаками»
3. Д/ игра: «Какое время года?»
4.Д /игра: «Хорошо-плохо»
5. «Водичка-водичка»
(Обухова стр. 40)
Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды внашей жизни.
1.Пальчиковая игра: «На водопой»
2. Физминутка: «Как приятно в речке плавать»
3.Д\ игра: «Воздух, земля, вода»
Д/ игра: «Хорошо-плохо»
4. П/игра: «Летает, плавает, бегает»
Январь
1.«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят…»
(Обухова Л.А., стр.12)
Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.
1.Пальчикова игра: «Жил да был один налим»
2.Физминутка: « Море волнуется»
3. Д/игра: «Птицы, звери, рыбы»
4. Игры народов Севера: «Рыбаки и рыбки»
Праздник:
«Игры Народов Севера»
Знакомство с бытом северных народов детей через игры
Проведение праздника.
3. «Крылатые соседи»
(Обухова Л.А., стр.23)
Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»
1.Пальчиковая игра: «Птички»
2.Д/ игра: «Опиши птичку»
3. Подвижная игра: «Снегири»
Февраль
1.«Кто живет в лесах нашего края?»
(Обухова стр. 9)
Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным.
1.Пальчиковая игра :«На водопой»
2.Физминутка: «Звериная зарядка»
3.Д /игра «Угадай по описанию».
4. Д /игра: «Животные наших лесов»
5.Продуктивная деятельность (лепка цветов для сюж.- рол. игры «Цветочный магазин»)
2. «Комнатные растения»
(Обухова стр. 25, Соломенникова
стр. 57)
Закрепить названия знакомых растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая
различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
1.Пальчиковая гимнастика: «Посадим цветы»
2. Физминутка: «Подрастает зернышко»
3.Сюж. ролевая игра: «Цветочный магазин»
4. «Водоемы нашего края»
(Обухова стр. 46)
Сформировать у детей представление о реке Сосьва;
Дать представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море).
Расширить кругозор детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов Севера
Показ сказки детям средней группы, родителям.
Март
1.«Весна, идет!»
(Петрова Е.И. стр.43)
Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
1.Пальчиковая игра: «Весна, весна красная»
2. Физминутка: «Солнце»
3.Д/игра: « Скорая помощь»
4.Д/ и: «Весной на деревьях растут листья, а зимой..»
2. «Домашние любимцы»
(Соломенникова О.А. стр. 43)
Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
1.Пальчиковая игра:
«Кролики»
2.Физминутка: «Щенок»
3.Д/игра: «Кто чем питается», «Найди детеныша»
4.Игры народов Севера: «Каюр и собаки»
3. «Посадка лука»
(Обухова Л.А. стр.21)
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта
1.Пальчиковая игра: «Посадим цветы»
2. Физминутка: «На лугу растут цветы»
3.Д\игра: «Что было бы, если из леса исчезли..»
4. Продуктивная деятельность: Посадка лука.
4.«Мир растений».
Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
1.Пальчикова игра: «Ветер и листья»
2. Физминутка: «Мы с друзьями»
3.Д/ игры: «Собери букет»,
«Узнай растение»
4. Песок и его свойства
5.Экологическая тропа весной
(Соломенникова О.А. стр. 66)
Расширять представления о сезонных изменениях в природе.
Экскурсия по территории детского сада.
Апрель
1.«Весенние явления в живой и неживой природе» (Обухова стр.27)
Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
1.Пальчиковая игра: «Ветер и листья»
2.Физминутка: «Кап-кап»
3.Д/игры: «Чудесный мешочек»
4.П/ Игра:« Солнышко и дождик»
2.«Земля - мой дом»
Дать представление о суше и водном пространстве,разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах.
1.Пальчиковая игра: «Здравствуй»
2. Физминутка: «Кап-кап»
3.Д/ Игра: «Кто живёт на суше, а кто в воде».
4.П /Игра: « Море – Суша Земля»
5.Свойства воды
3.Праздник Птиц.
Продолжать закреплять знания о природе, развивать познавательный интерес к жизни пернатых друзей
Проведение праздника.
4.Насекомые
(Соломенникова стр 59, Обухова)
Расширять представления о насекомых. Закреплять знания о строении насекомых
1.Пальчиковая игра: «Жук»
2.Физминутка: «Кузнечики»
3.П\игра: «На полянку пошли насекомых нашли»
(Соломенникова стр.63)
Май
1.Экологическая тропа весной
( Соломенникова,
Стр. 66)
Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отношение к природе.
Беседа по теме.
2.«Растения на территории детского сада».
Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам.
1.Пальчиковая игра: «Радуга»
2.Физминутка: « Детский сад»
3.Д\игра: «Угадай растение»
4. Игры народов Севера: «Успей поймать»
Праздник: «В гостях у Лесовичка»
Закрепить знания детей о природе нашего края.
Проведение праздника.
Список литературы:
1. Москаленко , Н. И. Крылова «Опытно — экспериментальная деятельность» Николаева В.ВС. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999. 3. Николаева С. Н.«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995
4.Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
5. Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников, Москва 2005
6.Рыжова Н.А. «Маленький исследователь в детском саду» 7. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа, Москва 2015.