Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа в 6 классе»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоритическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Рабочая программа мастерской по декоративно-прикладному творчеству направлена на развитие творческих способностей детей с нарушением интеллекта, рассчитана на 1 год обучения и проводится один раз в неделю.
Актуальность программы заключается в том, что полученные умения и знания применимы в жизни.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней сочетается несколько видов декоративно-прикладного искусства.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений и направлена на развитие познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности в работе. Центральным звеном в организации работы является занятие. Занятия направлены на комплексное решение ряда задач. Для решения этих задач программой предусмотрены различные виды предметно-практической деятельности, использование различных материалов.
Основные формы занятий:
Изучение новой темы;
Закрепление знаний;
Практическая работа;
Обобщающее занятие.
Формы, методы организации и проведение занятий реализуются через индивидуальный подход в обучении и воспитании с целью:
Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношения ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.
Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники работы с различными материалами, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование.
Методы работы:
обследования;
наглядности;
словесный;
практический;
частично-поисковый;
проблемно-мотивационный;
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
сотворчество;
мотивационный;
жест руки.
Приемы работы:
рассматривание подлинных изделий;
иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
видеофильмов и других наглядных пособий;
беседа, использование художественного слова;
указания, пояснения;
самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий;
использование различных инструментов и материалов для изображения;
убеждение, поощрение.
Методы обучения (словесное обучение, практические упражнения и др.) определяются целями и задачами программы. Главное, чтобы в процессе обучения учащиеся приобретали практический опыт и умения работы, а также теоретические и исторические знания, необходимые для развития творческой инициативы, патриотического чувства.
Формирование знаний и умений происходит от простейших к более сложным элементам.
Основной вид проведения итогов усвоения знаний, формирования практических умений учащихся - просмотр работ. Просмотры делятся на текущие (в конце занятия), полугодовые и итоговые.
В процессе изучения курса учащиеся усваивают необходимые знания, практические умения и постепенно развивают свою познавательную деятельность, применяя полученные знания на практике.
Последовательность в обучении помогает учащимся понять взаимосвязь новых знаний и умений с уже имеющимися, анализировать результаты своей работы, изучать новый материал, выделяя в нём главные моменты.
Рабочая программа содержит инструкции по безопасной работе с инструментами и материалами (Приложение №1), правила подготовки рабочего места перед началом занятия и правила уборки своего рабочего места (Приложение №2), правила работы с природным материалом (Приложение №3), план анализа многодетального образца и словесного отчета о проделанной работе (Приложение №4)
Ожидаемый результат:
- учащиеся должны усвоить правила ТБ и умение пользоваться инструментами. Должны усвоить свойства различных материалов и научиться применять их на практике.
- учащиеся должны не только воспроизводить то, чему они научены, но и самостоятельно раскрывать новые стороны изученного материала.
Отслеживание результатов реализации программы проводится через педагогические наблюдения, оценивание детских работ другими педагогами, выставки детских работ, мониторинги в середине и в конце учебного года.
Результатом воспитательной работы является создание сплочённого творческого коллектива, формирование у обучающихся устойчиво – позитивного отношения к окружающей действительности.
При составлении программы были изучены и переработаны: программа для учреждений дополнительного образования детей (выпуск 12.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2005 г.); примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов (5-9 классы. М.,"Просвещение" 1992 г.); другая специальная литература и собственные педагогические наработки.
Тематическое планирование в 6б классе
(2018-2019 учебный год)
Дата проведения
Тема занятия
Количество занятий
5.09.18г.
Ведение в учебный курс. Вводное занятие. Охрана труда.
1
12.09.18г.
Панно «Осенние фантазии»
1
19.09.18г.
26.09.18г.
Экспозиция из овощей «Чудо природы»
2
03.10.18г.
10.10.18г.
Панно «Осенний букет»
2
17.10.18г.
21.10.18г.
Веер «Незнакомка»
2
31.10.18г.
14.11.18г.
«Весёлые коты».
2
21.11.18г.
«Моё сердце» - сувенир из джута и бисера.
1
28.11.18г.
5.11.18г.
«Новогодний серпантин» - новогодние игрушки из джута и атласных лент.
2
12.12.18г.
19.12.18г.
«Чудо-дерево» - изготовление деревьев из бисера.
2
26.12.18г.
16.01.19г.
Топиарий из атласных лент «Нежность»
2
23.01.19г.
30.01.19г.
Корзинка из газетных трубочек.
2
6.02.19г.
13.02.19г.
Изготовление открыток к 23 февраля.
2
20.02.19г.
27.02.19г.
«Карандашница».
2
06.0319г.
13.03.19г.
«Морские глубины» - панно в технике айрис фолдинг.
2
20.03.19г.
3.04.19г.
Панно «Космос».
2
10.04.19г.
«Лебединая песня» - панно из пластиковых ложек.
1
17.04.19г.
24.04.19г.
«Растеряшкин» - панно из пуговиц.
2
1.05.1г.
08.05.19г.
Веер из пластиковых вилок.
2
15.05.19г.
22.05.19г.
«Наш класса» - коллаж с использованием фотоматериала и бросовых элементов.
2
29.05.19г.
Итоговое занятие – оформление итоговой выставки готовых изделий.
1
Содержание программы
6б класс, 2018-2019 учебный год
Тема занятия
Содержание занятия
№1 Введение в предмет.
Охрана труда.
Цель: дать детям обобщенное представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей.
Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бумаге. Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Знакомство с бумагой (цвет, плотность), самоклеющейся пленкой, бросовым и природным материалом. Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов. Определение бумаги (цветная, белая, чертежная, картон), подбор природного материала.
№2 Поделки из природного материала.
1-е занятие – «Осенние фантазии».
2-занятие –начальный этап работы над коллективной экспозицией «Чудо природы».
3-е занятие – продолжение работы над экспозицией «Чудо природы».
4-е занятие – панно «Осенний букет», начальный этап работы.
5-е занятие – панно «Осенний букет» - завершающий этап работы.
Цель: закреплять способы составления композиций из засушенных растений, веток и коряг. Развивать воображение, фантазию, эстетический вкус.
Материалы и инструменты: сухие растения, ветки, коряги, картон для фона, клей ПВА, кисти клеевые, салфетки, подставки для композиций и для кисточек.
Основные понятия: правила работы (смотри приложение №3).
Коллективная экспозиция из шишек, веточек с использованием пластилина, цветного картона, гофрированного картона.
Для работы необходимы различные овощи и фрукты необычной формы.
Поделка из сухих цветов, шишек и мха.
Оформление и декорирование готового изделия.
Подготовка необходимых элементов для панно
Оформление готового изделия.
№3. Работа с нитками, тканью, лентами и бисером.
1-е занятие – веер «Незнакомка», начальный этап работы.
2-е занятие – веер «Незнакомка», завершающий этап работы.
3-е занятие - «Весёлые коты» - начальный этап работы.
4-е занятие – «Весёлые коты» - завершающий этап работы.
5-е занятие – сувенир из джута «Моё сердце».
6-е занятие - «Новогодний серпантин», начальный этап работы.
7-е занятие - «Новогодний серпантин», завершающий этап работы.
8-е занятие – «Чудо-дерево» - начальный этап работы.
9-е занятие – «Чудо-дерево» - завершающий этап работы.
10-е занятие – топиарий «Нежность» - начальный этап работы.
11-е занятие – топиарий «Нежность» - завершающий этап работы.
Цель: Научить детей делать поделки из нового материала (джутовые нитки). Познакомить с новым способом изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи. Познакомить с разными видами ткани, их свойствами; возможностью из них изготовить игрушки, шить одежду. Рассказать детям о том, что ткань может быть натуральная, состоящая из растительных волокон (лен, хлопок), или животного происхождения (шерсть, шелк), а также искусственная; нитки делятся на швейные, вышивальные, штопальные; наматываются на бобину, на катушку; тонкие нити очень прочные и выдерживают большие нагрузки. Продолжение знакомства с таким материалом, как бисер, показать новые техники выполнения изделий из него.
Материалы и инструменты: ткань различных цветов и фактур, синтепон, иголка, нитки, ножницы, картон, пуговицы, ждут, атласные ленты, бисер разных цветов, проволока.
.
Веер выполнен из джута и бамбуковых шпажек приёмом прямого плетения.
Декорирование готового изделия с помощью атласных лент и бисера.
Коллективная работа над экспозицией – фигурки котов из джута и проволоки.
Декорирование готового изделия с помощью ткани, атласных лент и бисера.
Изделие выполняется из джутового волокла и проволоки, декор с использованием бисера.
Новогодние игрушки из джута и атласных лент, - подготовка каркаса для шаров (из проволоки и пенопласта), начало работы над изделием.
Декорирование готовых изделий (шаров).
Изготовление деревьев из бисера, - подготовка каркаса из проволоки, нанизывание бисерин.
Декорирование готового дерева, придание формы, закрепление в горшочке.
Начальный этап работы над ториарией – подготовка каркаса, заготовка цветов из атласных лент.
Закрепление цветов из лент на каркасе, декорирование готового изделия.
№4. Поделки из бумаги и картона.
1-е занятие – корзинка из бумажных трубочек – начальный этап работы.
2-е занятие – корзинка из бумажных трубочек – завершающий этап работы.
3-е занятие – открытки к 23 февраля – начальный этап работы.
4-е занятие – открытки к 23 февраля – завершающий этап работы.
5-е занятие – «Карандашница» - начальный этап работы.
6-е занятие – «Карандашница» - завершающий этап работы.
7-е занятие – «Морские глубины» - панно в технике айрис фолдинг – начальный этап работы.
8-е занятие - «Морские глубины» - панно в технике айрис фолдинг – завершающий этап работы.
9-е занятие – панно «Космос» - начальный этап работы.
10-е занятие – панно «Космос» - завершающий этап работы.
Цель: Познакомить с видами бумаги: чертежно–рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Освоить такие приёмы: складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки.Совершенствовать навык самостоятельного экспериментирования с различными видами бумаги: гофрированной бумагой, картоном.Развивать пространственное мышление, координацию движений, глазомер, внимание к деталям. Воспитывать желание принимать участие в общественной жизни села, интерес к творческому заданию, настойчивость и терпение в достижении цели.
Материалы и инструменты: гофрированная бумага, ножницы, картон, цветная бумага «Палитра», клей ПВА, бумага для ксерокса.
Подготовка бумажных трубочек, необходимых для работы; плетение донышка.
Завершение работы, декорирование готового изделия.
Изготовление открыток в технике скраббукинг, подготовка основы, заготовка необходимых элементов.
Сборка открыт открыток, декорирование готовых изделий.
Изготовление карандашницы путём плетения из бумажных трубочек, - начальный этап: подготовка трубочек, плетение донышка.
Оформление готового изделия, декорирование с использованием техники квиллинг.
Начальный этап работы над панно подготовка основы, определение цветового решения, заготовка и приклеивание бумажных элементов.
Оформление готового изделие, декорирование лаком серебристого цвета.
Начальный этап работы над панно – нарезка полосок бумаги необходимых цветов, скручивание рулетиков, выбор основы панно.
Приложение работы над панно – приклеивание деталей на основу, декорирование готового изделия.
№6. Поделки из бросового материала.
1-е занятие – «Лебединая песня».
2-е занятие – «Растеряшкин».
3-е занятие – «Растеряшкин».
4-е занятие – веер из пластиковых вилок.
5-е занятие – веер из пластиковых вилок.
6-е занятие - «Наш класса» - коллаж с использованием фотоматериала и бросовых элементов.
7-е занятие - «Наш класса» - коллаж с использованием фотоматериала и бросовых элементов.
Цель: Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами. Практическая работа: изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек из-под ваты, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток.
Материалы и инструменты: нитки, пластиковые бутылки, пластиковые вилки и ложки, клей «Титан», пуговицы, ватные диски, пластиковые тарелки, лампочки.
Панно из пластиковых ложек.
Начальный этап работы над панно «Растеряшкин» - подготовка пуговиц необходимо цвета и размера; подготовка основы.
Продолжение работы над панно- приклеивание пуговиц на основу; завершающий этап – декорирование готового изделия.
Начальный этап работы над веером из пластиковых вилок – подготовка составных элементов.
Продолжение работы над веером – сборка составных элементов, декорирование готового изделия.
Начальный этап работы над коллажем «Наш класс» - подготовка фотоматериалом, коры дерева и семян; подготовка основы.
Продолжение работы над коллажем - приклеивание элемментов на основу; завершающий этап – декорирование готового изделия.
№7. Подведение итогов
года. Выставка
детских работ.
Цель: поощрять проявление творчества.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Воспитанники должны знать:
- технику безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем и другими инструментами, требующими осторожности;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами;
- название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
- обобщенное представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей;
- правила сбора веток, коряг и технологию засушивания растений;
- правила содержания рабочего места при работе с разными материалами;
- технику изготовления панно из разных материалов
- технику изготовления снежной скульптуры
Воспитанники должны уметь:
- правильно организовывать свое рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные умения на практике;
- работать по инструкции воспитателя и самостоятельно;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом технические термины;
- составлять композицию;
- выбирать по своему желанию сюжет;
- моделировать сюжет по данной теме;
- отражать в композиции собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
I. Учебная литература.
II. Научно-методическая литература:
1). Программа для учреждений дополнительного образования детей, выпуск 12. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2005 г.
2). Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов, 5-11 классы. - М., Просвещение, 1992 г.
3). Черныш И. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла. АСТ - Пресс. 2000 г.
4). Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами. Методика и практика. Программа: Я - человек. - М.: Школьная Пресса, 2004 г.
5). Кискальт И. Соленое тесто. - М.: АСТ - Пресс книга, 2003 г.
6). Артамонова Е. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. - М.: ЭКСМО, 2005 г.
7). Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в д /с. - М.: ВЛАДОС, 2002.
8). Геронимус Т. Уроки труда 5 - 9 классы Серебряная паутинка. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2002 г.
9). Перевертень Г.И. Серия: Поделки своими руками. – ООО Издательство АСТ, 2004 г.
10). Новикова И.В. 100 поделок из природных материалов. - Ярославль, 2003 г.
11). Кузин В.С. Изобразительное искусство. - Издательский дом Дрофа, 1995 г.
12). Силаева К. Солёное тесто. Большая книга поделок. - М.: ЭКСМО, 2007 г.
13). Нехотина Т.М. Русские узоры. - М.: Малыш, 1987 г.
15). Проснякова Т.Н. Азбука мастерства. - М., 2005 г.
16). Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004 г.
17). Рогозина Н.И. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского Севера. - ВЛАДОС, 2001 г.
18). Рэй Гибсон. Папье-маше. - М.: РОСМЭН, 1997 г.
19). Александрова А.Г. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. – Издательство: Учитель.
20). Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. - ВЛАДОС, 2004 г.
III. Литература для обучающихся (воспитанников):
1. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm 2. Декоративно-прикладное искусство. Центр Дополнительного Образования детей города Воронежа www.vcdo.ru/dekor.html 3. Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html
4. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
5. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. Изд-во Просвещение. М. 2001.
6. Вохринцева С. В. Гжель. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
7. Вохринцева С. В. Полхов-Майданская роспись. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
8. Вохринцева С. В. Хохлома. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
9. Дрожин Ю. Г. , художник Т. Носова Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2005.
10. Дрожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
11. Русский праздничный народный костюм. Ред.-сост. Дорофеев Ю. Художник О. Птушкина. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
12. Хохлома. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
13. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1998.
Приложение №1
ИНСТРУКЦИИ
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Правила безопасной работы с шилом
1. Храни инструмент в безопасном месте.
2. Работай шилом только на подкладной доске.
3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.
5. После работы убери шило в коробку.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Приложение №2
Правила подготовки рабочего места перед началом занятия
1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
3. Надень рабочую одежду.
4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Приложение №3
Правила работы с засушенными растениями, корягами, ветками
Фон, основа аппликации, должен быть толще и плотнее деталей. Лучше использовать картон или чертёжную бумагу.
Использовать только качественно засушенные растения, ветки, коряги.
Наклеивать детали всей поверхностью, без складок и морщин; использовать клей ПВА или резиновый, наносить его мягкой кистью.
Располагать аппликацию или композицию в пределах рабочего поля, в центре листа или подставки.
Использовать детали крупные, мелкие и средней величины для уравновешивания композиции.
Не изменять или незначительно изменять естественную форму растений, веток и коряг. Она должна соответствовать конкретной детали образа.
Сушить изделие под прессом 10-12 часов.
Использовать детали (растения, ветки, коряги) разные по цвету, форме, величине.