Данная программа кружковой работы "Лоскуток" рассчитана на 3 года. Возраст детей, которые могут заниматься лоскутным шитьем по данной программе, 5-7 класс. Занятия в данном кружке познакомят учащихся с технологией изготовления изделий во многих лоскутных техниках, таких как, "Шитье из квадратов и прямоугольных треугольников", Шитье на шаблонах", "Витражи", "Пуфики", "Шитье по кальке", "Шитье по растровой сетке", "Шитье с преодолением тупого угла" и другие. Данная программа позволяет летям самим разработать собственные узоры и схемы в лоскутной технике. Желаю творческих успехов!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружковой работы "Лоскуток" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №76
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Лоскуток»
(на 2014-2015 года обучения)
Возраст учащихся – 5-8 классы
Срок реализации программы 3 года
Автор программы Фильцина Г.Н.
учитель технологии школы № 76
Нижний Новгород
2014 г.
Пояснительная записка
Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутков, появилось в России в незапамятные времена, но особую популярность оно получило во второй половине 19 века. Рачительные хозяйки кроили и шили одежду, а лоскутки собирали, из которых впоследствии шили всевозможные изделия (панно, наволочки на диванные подушки, покрывала, одеяла, жилеты, сумочки, игрушки и др.).
В наше время техника пэчворк не потеряла своей актуальности, а, наоборот, набирает новый виток. Появились новые технологии в лоскутном шитье, которые называются "ускоренные техники": треугольники, из отдельных полос, кайма, квилт в роли панно.
Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания и профориентации школьников.
Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), приобщиться к народному творчеству, возможность выразиться самому.
Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов. В этой технике могут работать дети, не имеющие швейной машинки и с небольшим материальным достатком.
Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.
Целью программы является создание условий для развития природных творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия.
Задачи программы:
Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, формирование самостоятельности
Обучающие: обучение мастерству ручного шитья, обучение искусству гармоничного подбора цветов, обучение технологии сборки изделий из лоскутов, обучение приемам шитья на швейной машинке.
Развивающие: знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, знакомство детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.
Система оценки результатов
Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно индивидуальную (качество индивидуальной работы).
Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Итогом работы детей является участие их в районных, городских и областных выставках и конкурсах.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе первого года обучения предполагается, что дети получат следующие знания и умения: умение выполнять все виды ручных швов, делать машинную строчку, используемых в технике пэчворк; умение конструировать несложные узоры, умение изготавливать несложные панно, игрушки и другие изделия.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе второго года обучения предполагается, что дети получат следующие знания и умения: знание и умение выполнения машинных швов, умение корректировать выкройку в большую или меньшую сторону, умение изготавливать более сложные панно, подушки, покрывала, сумки и т.д.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе третьего года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение выполнять сложные композиции, умение самостоятельно разрабатывать узоры, умение изготавливать одежду из лоскутов.
Организация работы кружка
Образовательный курс программы по лоскутного шитья рассчитан на 3 года. Возраст детей в группе первого года обучения – 10-11 лет, в группе второго года обучения – 12-14 лет, в группе третьего года обучения - 15 лет. Режим работы кружка
Режим работы кружка
Занятие в кружке проходят 1 раз в неделю по 2 часа.
Тематическое планирование занятий кружка
«Лоскуток» первого года обучения
№
Тема занятия
Количество
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
1.
Подготовка к работе.
Правила ТБ.
1
1
2
Из истории лоскутного шитья. Материалы и инструменты.
1
1
2.
Шитье из квадратов и прямоугольных треугольников
14
2
12
3.
Сборка лоскутного полотна из квадратов и прямоугольных треугольников.
1
1
4.
Сборка лоскутного полотна из квадратов и прямоугольных треугольников.
1
1
5.
Разработка собственных узоров.
1
1
6.
Изготовление шаблонов. Раскрой деталей.
7.
Соединение деталей в изделие.
1
1
8.
Соединение деталей в изделие.
1
1
9.
Виды стежки
1
1
10.
Применение стежки в лоскутном изделии.
1
1
11.
Выполнение стежки в изделии.
1
1
12.
Выполнение стежки в изделии.
1
1
13.
Обработка края лоскутного изделия.
1
1
14.
Обработка края лоскутного изделия.
1
1
15.
Обработка края лоскутного изделия.
1
1
16.
Изготовление кулиски.
1
1
3.
Шитье на шаблонах
8
1
7
17.
Шитье на шаблонах: узоры, последовательность изготовления.
1
1
18.
Изготовление шаблонов для мячика.
1
1
19.
Раскрой. Соединение деталей.
1
1
20.
Соединение деталей.
1
1
21.
Соединение деталей на шаблонах.
1
1
22.
Соединение деталей на шаблонах.
1
1
23.
Набивка.
1
1
24.
Окончательная отделка изделия.
1
1
4.
Техника «Йо-Йо»
10
1
9
25.
Техника «Йо-йо» и ее применение в изделиях.
1
1
26.
Обмеловка и раскрой деталей для панно.
1
1
27.
Изготовление йо-йошек.
1
1
28.
Изготовление йо-йошек.
1
1
29.
Изготовление йо-йошек.
1
1
30.
Изготовление йо-йошек.
1
1
31.
Изготовление йо-йошек и соединение их между собой в композицию.
1
1
32.
соединение йо-йошек между собой в композицию.
1
1
33..
Изготовление панно
1
1
34.
Окончательная отделка.
1
1
5.
«Жгутики и косички»
6
0,5
5,5
35.
«Жгутики и косички» в изделиях. Технология изготовления.
1
0,5
0,5
36.
Раскрой полос для косичек.
1
1
37.
Изготовление ковриков.
1
1
38.
Изготовление ковриков.
1
1
39.
Изготовление ковриков.
1
1
40.
Отделка изделия.
1
1
6.
Кукла-закрутка
10
1
9
41.
Безликие куклы как оберег. Детали кроя.
1
1
42.
Раскрой.
1
1
43.
Изготовление куклы девочки.
1
1
44.
Изготовление куклы девочки.
1
1
45.
Изготовление куклы мальчика.
1
1
46.
Изготовление куклы мальчика.
1
1
47.
Варианты оформления кукол.
1
1
48.
Оформление кукол в панно.
1
1
49.
Оформление кукол в панно.
1
1
50.
Оформление кукол в панно.
1
1
7.
«Забавные уголки»
10
1
9
51..
Изделия из уголков. Технология изготовления сборки.
1
1
52.
Раскрой деталей.
1
1
53.
Присоединение уголка на основу.
1
1
54.
Присоединение уголков на основу.
1
1
55..
Присоединение уголков на основу.
1
1
56.
Присоединение уголков на основу.
1
1
57.
Присоединение уголков на основу.
1
1
58.
Присоединение уголков на основу.
1
1
59.
Окантовка изделия.
1
1
60.
Окончательная отделка изделия
1
1
8.
«Пуфики»
14
1
13
61.
«Пуфики»: варианты применения и технология изготовления.
1
1
62.
Раскрой деталей для изделия.
1
1
63.
Соединение деталей и набивка пуфика.
1
1
64.
Соединение деталей и набивка пуфика.
1
1
65..
Соединение деталей и набивка пуфика.
1
1
66.
Соединение деталей и набивка пуфика.
1
1
9.
Заключительные занятия.
2
2
67.
Заключительное занятие. Оформление выставки работ.
1
1
68.
Проведение выставки.
1
1
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Содержание деятельности в кружке. Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности.
Тема 2. Шитье из квадратов и прямоугольных треугольников.
Сборка лоскутного полотна из квадратов. Сборка полотна из прямоугольных треугольников по типу полотна из квадратов, сборка по диагонали, сборка по типу «Алмаз». Узоры из квадратов: «Шахматка», «Вокруг света». Узоры из квадратов и прямоугольных треугольников, выполненные по сетке 3х3, 4х4, 5х5, 7х7. Разработка собственных узоров. Виды шаблонов и их изготовление. Последовательность соединения узоров. Влажно-тепловая обработка. Сборка и стежка лоскутного изделия. Сборка сэндвича. Шов для стежки «в канавку», шов для «фигурной» стежки и стежки «на ребро». Обработка края лоскутного изделия. Раскрой косых беек. Последовательность окантовки края изделия. Параллельная окантовка. Пришивание кулиски. Подпись и лэйбл.
Тема 3. Шитье на шаблонах.
Узоры, изготовленные на шаблонах: «Соты», «Кольцо дружбы», «Дрезденская тарелка», «Кубики». Виды шаблонов и их изготовление. Соединение деталей швом «через край». Удаление шаблонов. Соединение узора с основой.
Тема 4. Техника «Йо-йо».
Оформление изделий из йо-йошек. Формы йо-йошек, технология изготовления и соединения между собой. Разработка вариантов собственных изделий из йо-йошек.
Тема 5. «Жгутики и косички».
«Жгутики и косички» в изделиях. Технология изготовления. Раскрой. Соединение косичек и жгутиков. Изготовление ковриков.
Тема 6. Кукла-закрутка.
Безликие куклы как оберег. Детали куклы. Обмеловка и раскрой. Изготовление куклы мальчика и девочки. Создание панно из кукол.
Тема 7. «Забавные уголки»
Изделия из уголков: грелки на чайник, коврики и другие. Технология складывания уголков. Обмеловка и раскрой деталей. Соединение уголков с основной деталью.
Тема 8. «Пуфики»
Изделия из пуфиков: панно, сидушки, грелки на чайник, подстилка для загара. Различные формы пуфиков: квадратные, прямоугольные, треугольные, круглые. Детали для пуфика, соединение их между собой.
Тематическое планирование занятий кружка
«Лоскуток» второго года обучения
№
Тема занятия
Количество
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
1.
Содержание программы на новый учебный год. Подготовка к работе.
Правила ТБ.
1
1
2.
Подготовка к работе.
Правила ТБ.
1
1
2.
Шитье из полос
32
32
3.
Сборка лоскутного полотна из полос. Диагональная и прямая раскладка.
1
1
4.
Диагональная и прямая раскладка.
1
1
5.
Диагональная и прямая раскладка.
1
1
6.
Диагональная и прямая раскладка.
1
1
7.
Шитье из полос: сборка от центра.
1
1
8.
Шитье из полос: сборка от центра.
1
1
9.
Изготовление узоров от центра.
1
1
10.
Изготовление узоров от центра.
1
1
11.
Сшивание цепочкой.
1
1
12.
Сшивание цепочкой.
1
1
13.
Углы-коннекторы
1
1
14.
Углы-коннекторы
1
1
15.
Изготовление узоров из отдельных полос.
1
1
16.
Изготовление узоров из отдельных полос.
1
1
17.
Изготовление узоров из отдельных полос.
1
1
18.
Изготовление узоров из отдельных полос.
1
1
19.
Разработка авторских изделий из полос. Выполнение эскизов блоков.
1
1
20.
Подбор материала и раскрой.
1
1
21.
Соединение деталей кроя.
1
1
22.
Соединение деталей кроя.
1
1
23.
Соединение деталей кроя.
1
1
24.
Соединение деталей кроя.
1
1
25.
Соединение деталей кроя.
1
1
26.
Соединение деталей кроя.
1
1
27.
Стежка изделия.
1
1
28.
Стежка изделия.
1
1
29.
Стежка изделия.
1
1
30.
Стежка изделия.
1
1
31.
Окантовка изделия.
1
1
32.
Окантовка изделия.
1
1
33.
Окончательная отделка.
1
1
34.
Окончательная отделка.
1
1
3.
Сборка деталей с закругленными срезами.
30
3
27
35.
Варианты узоров с закругленными срезами в изделиях.
1
1
36.
Выполнение шаблонов.
1
1
37.
Выполнение эскизов узоров. Раскрой.
1
1
38.
Раскрой.
1
1
39.
Сшивание деталей.
1
1
40.
Сшивание деталей.
1
1
41.
Узор «Веер». Последовательность сборки.
1
1
42.
Изготовление узора «Веер».
1
1
43.
Изготовление узора «Веер».
1
1
44.
Изготовление узора «Веер».
1
1
45.
Изготовление узора «Веер».
1
1
46.
Изготовление узора «Веер».
1
1
47.
Узор «Бабье лето». Построение сетки узора.
1
1
48.
Выполнение узора «Бабье лето».
1
1
49.
Выполнение узора «Бабье лето».
1
1
50.
Выполнение узора «Бабье лето».
1
1
51.
Выполнение узора «Бабье лето».
1
1
52.
Выполнение узора «Бабье лето».
1
1
53.
Разработка собственных вариантов полотен, построенных на основе схемы «Веер», «Бабье лето».
1
1
54.
Разработка изделия.
1
1
55.
Выполнение фрагментов узоров для изделия.
1
1
56.
Выполнение фрагментов для изделия.
1
1
57.
Выполнение фрагментов для изделия.
1
1
58.
Выполнение фрагментов для изделия.
1
1
59.
Соединение фрагментов в изделие.
1
1
60.
Соединение фрагментов в изделие.
1
1
61.
Стежка «сэндвича».
1
1
62.
Стежка «сэндвича».
1
1
63.
Окантовка и отделка.
1
1
64.
Варианты отделки изделия.
1
1
65.
Отделка изделия.
1
1
66.
Окончательная отделка. ВТО изделия.
1
1
4.
Заключительные занятия.
2
2
67.
Заключительное занятие. Подготовка к выставке изделий.
1
1
68
Подготовка к выставке изделий.
1
1
Содержание программы второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Содержание программы на новый учебный год. Подготовка к работе. Правила техники безопасности.
Выполнение шаблонов. Подготовка деталей. Сшивание деталей. Блоки «Извилистая дорожка», «Мельничное колесо», «Чудо мира», «Кольцо любви», «Виноградная лоза». Разработка собственных блоков. Узор «Веер»: последовательность сборки, варианты выполнения узора «Веер».
Узор «Бабье лето». Построение сетки узора «Бабье лето». Разработка собственных узоров.
Тематическое планирование занятий кружка
«Лоскуток» третьего года обучения
№
Тема занятия
Количество
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
1.
Содержание программы на новый учебный год.
1
1
2.
Подготовка к работе.
Правила ТБ.
1
1
1
2.
Сборка по радиальной сетке
12
3
9
3.
Узоры на радиальной сетке.
1
1
4.
Принцип построения сетки.
1
1
5..
Узор «Звездный путь» и порядок его сборки.
1
1
6.
Нанесение сетки.
1
1
7.
Изготовление сборки «Звездный путь».
1
1
8.
Изготовление сборки «Звездный путь».
1
1
9.
«Сцепленные квадраты». Нанесение сетки.
1
1
10.
Порядок сборки.
1
1
11.
Изготовление сборки «Сцепленные квадраты».
1
1
12.
Изготовление сборки «Сцепленные квадраты».
1
1
13.
Разработка собственных узоров на радиальной сетке.
1
1
14.
Изготовление собственных узоров.
1
1
3.
Узоры с применением технологии преодоления тупого угла.
12
1
11
15.
Узоры, выполненные по технологии преодоления тупого угла по сетке 3х3.
1
1
16.
Принцип сборки.
1
1
17..
Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 3х3.
1
1
18.
Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 3х3.
1
1
19.
Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 3х3.
1
1
20.
Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 3х3.
1
1
21.
Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 4х4.
1
1
22.
Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 4х4.
1
1
23.
Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 4х4.
1
1
24.
Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 4х4.
1
1
25.
Разработка собственных узоров с применением технологии преодоления тупого угла по сетке 5х5, 7х7.
1
1
26.
Изготовление собственных узоров.
1
1
4.
Аппликация
10
1
9
27.
Виды и способы выполнения аппликации.
1
1
28.
Изготовление шаблонов.
1
1
29.
Разработка собственной аппликации.
1
1
30.
Изготовление шаблонов.
1
1
31.
Раскрой.
1
1
32.
Раскрой.
1
1
33.
Сборка аппликации.
1
1
34.
Сборка аппликации.
1
1
35.
Сборка аппликации.
1
1
36.
Сборка аппликации.
1
1
5.
Барджелло
18
2
16
37.
Полотна, собранные по принципу барджелло.
1
1
38.
Порядок сборки. Цветовые решения.
1
1
39.
Создание заготовки в технике барджелло. Разработка изделий в эскизе.
1
1
40.
Побор материала.
1
1
41.
Раскрой.
1
1
42.
Соединение полос в полотно.
1
1
43.
Разрезание полос и их смещение.
1
1
44.
Разрезание полос и их смещение.
1
1
45.
Соединение смещенных полос.
1
1
46.
Соединение смещенных полос.
1
1
47.
Барджелло в круге. Порядок сборки.
1
1
48.
Раскрой.
1
1
49.
Соединение полос в полотно.
1
1
50.
Соединение полос в полотно.
1
1
51.
Разрезание полотна из полос под углом.
1
1
52.
Соединение секторов.
1
1
53.
Соединение секторов.
1
1
54.
Соединение секторов.
1
1
6.
Применение элементов лоскутного шитья в одежде.
13
2
11
55.
Запуск проекта. Определение потребности. Первоначальные идеи.
1
1
57.
Выбор лучшей идеи. Проработка лучшей идеи
1
1
58.
Исследование.
1
1
59.
Снятие мерок. Расчет по инструкционной карте.
1
1
60.
Построение чертежа в натуральную величину.
1
1
61.
Нанесение фасонных линий.
1
1
62.
Моделирование.
1
1
63.
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.
1
1
64.
Подготовка изделия к примерке. Устранение дефектов.
1
1
65.
Технологическая карта. Изготовление изделия.
1
1
66.
Экономическая оценка изделия.
1
1
67.
Самооценка изделия.
1
1
68.
Показ изделий. Защита творческих проектов.
1
1
Содержание программы третьего года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Содержание программы на новый учебный год. Подготовка к работе. Правила техники безопасности.
Тема 2. Сборка по радиальной сетке.
Узоры, выполненные по радиальной сетке. Порядок сборки блока «Звездный путь», «Сцепные квадраты». Нанесение сетки, определение размера деталей и направления долевой нити в ткани при раскрое.
Тема 3. Узоры с применением технологии преодоления тупого угла.
Узоры, выполненные с преодолением тупого угла по сетке 3х3, 4х4, 5х5, 7х7. Разработка собственных узоров. Изготовление узора.
Тема 4. Аппликация.
Виды и способы выполнения аппликации. Аппликации нашивная и прорезная. Изготовление шаблонов. Раскрой деталей и сборка.
Тема 5. Барджелло.
Полотна, собранные по принципу барджелло. Порядок сборки. Цветовые решения. Раскрой полос и их последовательность соединения. Соединение полос в полотно. Выполнение эскиза изделия. Барджелло в круге. Последовательность изготовления.
Тема 6. Применение элементов лоскутного шитья в одежде.
Запуск проекта. Определение потребности. Исследование. Первоначальные идеи. Выбор лучшей идеи. Проработка лучшей идеи. Снятие мерок. Работа с инструкционной картой построения чертежа. Расчет. Построение чертежа в натуральную величину. Нанесение фасонных линий. Моделирование чертежа основы. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Изготовление элементов одежды в технике лоскутного шитья. Подготовка изделия к первой примерке. Первая примерка и устранение дефектов. Подготовка изделия ко второй примерке. Вторая примерка. Отделка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия. Технологическая карта. Возможности оформления проекта на ПК. Экономическая оценка изделия и рекламный проспект. Самооценка изделия и оценка изделия другими. Защита творческих проектов.