Просмотр содержимого документа
«Организация экологической деятельности в рамках кружковой работы.»
Организация экологической деятельности в рамках кружковой работы в начальных классах.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.
Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.
В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания.
На протяжении нескольких лет, начиная с 2013 года, организую кружковые занятия «Зелёный патруль». Актуальность кружка заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Каждый педагог работает со своим классом, по своему календарно-тематическому планированию, но некоторые темы требуют совместной работы. Так в 2015-2016 учебных годах, итогом работы по темам «Природа родного края», стала разработка учебного проекта «Сохраним красоту природы», творческое название «Сбережём наш Зелёный дом». Разработать данный проект нам помогли студенты 3 курса Артамонова Алёна и Колесникова Алёна под руководством кандидата сельскохозяйственных наук Поповой Е. В. Целью данного проекта является: научиться любить, беречь и ценить природу родного края, расширять знания о природном разнообразии родного края, научиться самостоятельно ориентироваться в «море» информации. Методической задачей является ответ на вопрос: Какие птицы прилетают к нам весной и чем они питаются? Мальчишки и девчонки составляли меню для каждого вида птиц, узнали о зимующих птицах нашего региона, собирали информацию о редких и исчезающих растениях нашего региона, составляли страницы «Красной книги Балашовского района», узнавали какие первоцветы произрастают на территории Саратовского края, провели практическую работу по высадке первоцветов на пришкольном участке школы № 9 имени П. А. Столыпина г. Балашова Саратовской области.
Основополагающим стал вопрос о том, какие растения и птицы нашего региона нуждаются в охране? Проблемный вопрос учебной темы: Какое участие мы можем принять в сохранении природы нашего края?
Ребята побывали в школьной и районной библиотеках, познакомились с Красной книгой Саратовской области и составили свою Красную книгу Балашовского района, работали с энциклопедиями, интернет-ресурсами, вместе с родителями делали кормушки и развешивали в районе школы, не забывая подкармливать птиц, провели классный час «По страницам Красной книги».
Презентация проекта «Сохраним красоту природы» состоялась как мастер-класс в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения» на базе БИ СГУ имени Н. Г. Чернышевского.
Ученики, получая определённую систему знаний, усваивают нормы и правила нравственно – экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Эти нормы и правила формируются в определённых условиях. Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов. Второе непременное условие – нужно активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, охрана и подкормка птиц, уборка природных территорий, шефство над памятниками природы и тому подобное.
Каждый педагог уверен, что ребёнок, который принял участие в подготовке и проведении такого проекта, не принесёт вред природе, а значит и себе. Его экологическое воспитание не было беспочвенным.