Просмотр содержимого документа
«Инновации в педагогике»
Педагогическая инновация
Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
Инновационная деятельность педагога зависит от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
• личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:
— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),
— относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Содержание и формы инновационной деятельности педагога дополнительного образования:
1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе:
проектные технологии предполагают включение детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами);
личностно-ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.
исследовательские и практические работы предполагают в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью;
информационно-коммуникативные технологии: компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентаций по темам программы, мастер-классов с поэтапным выполнением изделий ДПИ и т.д. Также компьютер и Интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях;
учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы);
технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога;
работа в малых группах – одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.