Здоровый образ жизни - поведение, направленное на достижение полного физического, психологического и социального благополучия. Для того чтобы быть здоровым, вести здоровый образ жизни, нужны знания о факторах, формирующих и разрушающих здоровье, о правилах поведения в условиях опасных ситуаций.
Таким образом,
цель данного факультативного курса:
- расширить и углубить знания учащихся о физиологических особенностях
организма человека, о сохранении его здоровья.
задачи курса:
изучить механизмы физиологических процессов организма человека;
изучить симтоматику заболеваний систем органов;
знать меры профилактики заболеваний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«факультатив " За здоровый образ жизни" »
Пояснительная записка
Здоровый образ жизни - поведение, направленное на достижение полного физического, психологического и социального благополучия. Для того чтобы быть здоровым, вести здоровый образ жизни, нужны знания о факторах, формирующих и разрушающих здоровье, о правилах поведения в условиях опасных ситуаций.
Таким образом,
цель данного факультативного курса:
- расширить и углубить знания учащихся о физиологических особенностях организма человека, о сохранении его здоровья.
задачи курса:
изучить механизмы физиологических процессов организма человека;
изучить симтоматику заболеваний систем органов;
знать меры профилактики заболеваний.
Изучая организм человека уместно раскрыть основы современной физиологии: закономерности гомеостатической регуляции, развития организма, нейрогуморальные механизмы целостного поведения. Эти темы у учащихся вызывают затруднения в усвоении, поэтому включены для изучения в программу факультативного курса.
На занятиях учащиеся познакомятся с заболеваниями, вызванными физиологическими нарушениями систем органов - гастрит, ожирение, гипертония, кариес, гиподинамия, сколиозы и др. Включены вопросы о важности врачебного контроля во время применения различных диет питания. Учащиеся научатся составлять ежедневные рационы питания.
Занятия предполагают разные формы их проведения: деловые игры, дискуссии, решение задач, имитирующих ситуации повседневной жизни: режима дня, выбора одежды, методов планирования семьи, вреда курения и алкоголя, употребления наркотиков.
Методика проведения факультативных занятий нацелена на формирование у учащихся учебно-информационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку зрения), учебно-логических умений (анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать).
Программа факультативного курса «За здоровый образ жизни» рассчитана на 17 часа (0,5 час в неделю). Содержание курса распределено на 7 тем. Программа предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений.
Содержание.
Тема 1. Общий обзор организма человека (2 часа).
Значение знаний анатомии и физиологии человека для правильной организации умственного и физического труда в подростковом возрасте. О человеке языком цифр и фактов. Валеология - наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Слагаемые здоровья. Мое здоровье - основа моей жизни.
Тема 2. Гигиена опорно-двигательной системы. (3 часа).
Физическая активность, чувство «мышечной радости» и особенности скелета подростка. Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки. Виды первой доврачебной помощи при ушибах, вывихах, растяжениях и переломах. Гиподинамия.
Тема 3. Влияние социальной среды на сердечно-сосудистую систему (1 час).
Внутренняя среда организма. Физиологические особенности и гигиена сердечнососудистой системы человека. Нарушения работы сердца и сосудов, их профилактика. Атеросклероз. Тромбофлебит. Инфаркт миокарда. Влияние курения на сердечнососудистую систему. Иммунная защита организма. Иммунодефицит (СПИД) - чума 20 века.
Тема 4. Воздушная среда и функциональная деятельность дыхательной системы (2 часа).
Компоненты воздуха для процесса дыхания человека. Инфекционные болезни, передающиеся воздушно-капельным путем. Грипп, ОРЗ, туберкулез и др. гигиенические условия профилактики болезней органов дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом. Курение - разрушитель организма человека.
Тема 5. Основы рационального питания. Нормы питания (6 часов).
Пищевая ценность продуктов. Особенность питания в подростковом возрасте. Сбалансированность питания и водообмена - условие стабильности обмена веществ. Режим питания. Составление суточного пищевого рациона. Диеты питания. Гигиенические требования к приему пищи. Модифицированные продукты - «за» и «против». Нарушения физиологических процессов в пищеварительном тракте. Кариес. Гастрит. Холецистит - желчнокаменная болезнь. Ожирение. Функции витаминов в обмене веществ. Алкоголь - враг здоровья.
Тема 6. Тайны коры головного мозга (2 часа).
Этические нормы и эстетика поведения. Физиологические и психические функции мозга. Эмоции. Память. Мышление. Общение - компонент жизни личности, психологическое средство самовыражения личности. Токсикомания и наркомания - знак беды.
Тема 7. Физиология закаливания организма (1час).
Укрепление и совершенствование защитных сил организма. Уход за кожей. Косметика - «за» и «против».
Литература
Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда. М. «Просвещение» 1997г.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. «Просвещение» 2001г.
Газеты «Биология» приложение к изданию «Первое сентября».
Влияние социальной среды на сердечно—сосудистую систему.
1
1
-
-
4
Воздушная среда и функциональная
деятельность дыхательной системы
2
2
-
-
5
Основы рационального питания. Нормы
питания.
6
5
1
-
6
Тайны коры головного мозга.
2
2
-
-
7
Физиология закаливания организма.
1
1
-
-
8
Всего:
17
17
2
1
Учебно- тематический план.
Формы текущего контроля Текущий контроль - позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе данного вида контроля устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового материала. Текущий контроль как наиболее оперативная и динамичная проверка результатов позволяет выяснить сдвиг в развитии учеников и содействует организации ритмичной работы учащихся.
Устный контроль- предназначен для проверки умения воспроизводить
изученное, обосновывать отдельные понятия, законы.
При фронтальной работе опрашивается весь класс. Желающие отвечают на вопросы с места, уточняя, дополняя друг друга.
Индивидуальная форма представляет ответы на серию вопросов. Ученики следят за ответами друг друга, расширяют, углубляют их, дают про себя оценку уровню сформированности знаний
Беседа — форма организации урока, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития.
• Письменный контроль- осуществляется в конкретные отрезки времени.
Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность мобилизовать усилия, знания и умение на безошибочное выполнение работы. Уроки письменного
контроля обладают большой мобилизирующей силой, требуя от каждого ученика
проявления наибольшей активности в выполнении предложенных заданий, что
содействует формированию ответственного отношения к учебе.
Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с
целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью
изученной теме программы.
Формами промежуточной аттестации являются задания, нацеленные на проверку трех уровней усвоения.
1уровень воспроизведения (вопросы репродуктивного характера). Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.
2уровень умений и навыков (вопросы на установление последовательности, соответствия, задачи на применение ЗУН в стандартной ситуации). На этом уровне усвоения обучаемый умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые.
3уровень применения ЗУН в нестандартной ситуации, прогнозирования, творчества (проблемные, исследовательские задачи).
УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Изучение программы позволяет формировать активную личность, мотивированную к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Учащиеся должны знать / понимать:
•сущность биологических процессов:
обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция процессов жизнедеятельности;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь:
•объяснять:
- роль различных организмов в жизни человека; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• распознавать и описывать:
- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации:
- находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме: "Органы зрения и слуха" Соотнесите названия структур органа слуха
с их функциями:
Структуры органов чувств
Функции структур
1 .барабанная перепонка
2.белочная оболочка
3. зрачок
4.молоточек, наковальня и стремечко
5. палочка
6.радужная оболочка
7.роговица
8.сосудистая оболочка
9.слуховой нерв
10.слуховая труба
11.улитка
12. хрусталик
A. регулирует поток световых лучей, поступающих внутрь глаза
Б. передает нервные импульсы в головной мозг
B. преломляет световые лучи
Г. рецепторы сумеречного зрения
Д. соединяет среднее ухо с носоглоткой
Е. содержит волокна - слуховые рецепторы
Ж. защищает орган
3. воспринимает звуковые волны и начинает
вибрировать И. снабжает орган кровью К. усиливает звуковые колебания Л. определяет цвет глаз человека М. пропускает внутрь световые лучи
Вариант 2.
Задание 1. Соотнесите названия структур органа зрения
с их функциями:
Структуры органов чувств
Функции структур
13. барабанная перепонка
14. белочная оболочка 15.зрачок
16. молоточек, наковальня и стремечко
17. палочка
18. радужная оболочка
19. роговица
20.сосудистая оболочка
21. слуховой нерв
22. слуховая труба
23. улитка
24. хрусталик
A. регулирует поток световых лучей, поступающих внутрь глаза
Б. передает нервные импульсы в головной мозг
B. преломляет световые лучи
Г. рецепторы сумеречного зрения
Д. соединяет среднее ухо с носоглоткой
Е. содержит волокна - слуховые рецепторы
Ж. защищает орган
3. воспринимает звуковые волны и начинает
вибрировать И. снабжает орган кровью К. усиливает звуковые колебания Л. определяет цвет глаз человека М. пропускает внутрь световые лучи
УРОКИ-ЗАЧЕТЫ Зачет № 1 по теме: "Введение. Опорно-двигательная система." Цель:
• проверить знания учащихся
о клетке и тканях организма человека,
о расположении органов,
о строении и функциях опорно-двигательной системы;
• проверить умения учащихся
распознавать на таблице части клетки,
схематически изображать основные виды тканей,
показывать на таблице кости скелета и основные мышцы человеческого
тела,
умение выявлять на рушение осанки и плоскостопие;
• проверить знание терминов по теме. Форма проведения урока:
Устные ответы у доски.
Письменная работа: заполнение кроссворда.
Кроссворд по теме:
По горизонтали:
- белок, которого особенно много в костях,
- самая сильная мышца человеческого тела,
3 - совокупность клеток (сходность по строению и выполняющих одну функцию) и
межклеточного вещества,
- химический элемент, которого много в костях,
- перелом конечности без повреждения кожи,
- вид мышечной ткани, которая образует скелетные мышцы человека,
- части клетки, имеющие кристы,
- неподвижное соединение костей,
- ткань, в которой очень много межклеточного вещества,
10 - самая длинная мышца человеческого тела.
По вертикали:
- ткань, состоящая из клеток, имеющих отростки разной длины,
- тонкая и плотная пленка из соединительной ткани, которой покрыты кости снаружи,
- кости голени,
- подвижное соединение костей,
- кость пояса верхних конечностей,
- часть тела, выполняющая определенную функцию,
- часть клетки, осуществляющая переваривание различных веществ,
- вещество, из которого состоят плоские кости
- ткань, примером которой служит слизистая оболочка,
- повреждение связок, соединяющих кости в суставе.
Зачет № 2 по теме: "Кровь. Кровообращение. Дыхание." Цель:
• проверить знания учащихся
о составе и функциях крови,
об органах кровообращения: строении и функциях,
о движении крови в организме,
строении и функциях органов дыхания,
влиянии алкоголя и никотина на органы кровообращения и дыхания;
• проверить умения учащихся
определять пульс,
оказывать первую помощь при кровотечениях,
показывать на таблице круги кровообращения и органы дыхания,
владеть приемами искусственного дыхания,
отвечать на вопросы разной степени сложности;
• проверить знания учащихся по теме.
Форма проведения урока:
Устные ответы у доски.
Что такое плазма? (1 балл)
Что такое гемоглобин? (1 балл)
Что такое иммунитет? (1 балл)
Что такое фагоцитоз? (1 балл)
Что такое вакцина? (1 балл)
Что такое аорта? (1 балл)
Что такое пульс? (2 балла)
Почему большой и малый круги кровообращения так называются? (2 балла)
Почему у женщин голос выше, чем у мужчин? (2 балла)
Какие органы относятся к дыхательной системе? (2 балла)
Почему нужно дышать через нос? (2 балла)
Опишите газообмен в тканях. (2 балла)
Сравните эритроциты и лейкоциты. (3 балла)
Сравните эритроциты человека и лягушки. (3 балла)
Сравните артерии, вены и капилляры. (3 балла)
Для чего нужны полулунные клапана? (3 балла)
Сравните большой и малый круги кровообращения. (3 балла)
Почему артериальное кровотечение опасно для жизни? (3 балла)
При каких условиях свертывается кровь? (3 балла)
Почему кровь красного цвета? (3 балла)
Почему у артерий стенки толще, чем у вен? (4 балла)
Почему стенки левого желудочка толще, чем стенки других отделов сердца? (4 балла)
Почему сердце человека может работать 70-80 лет без отдыха?Ƞ(4 балла)
Почему эритроциты живут доѻьше,`чеи лелкоциты? (4$балла)
Докажите, что сердце играет важную роль для ేеловека. (5 баллов)
Докажите, что в артериюх малого крѣга кровообращ萵ния Ҽожет течь только веноషная кровь, а в его венахဠ- только арقериальная. (5 баллов)
ДокҰжите, что органы кровообрꐰщения и дыхания взаимосвязаны. (µ баллов)
ЗаЇет по теме: "Нервᐽая система. Органы чувстԲ.
Высшая нервнذя деятельность." Цель:
• проаерить знаниՏ учащихся
о Ձтр䐾ении и функциях головного и спинного мозга,
об органах чувств, их строении, функциях и гигиене,
о рефлексах, их торможении,
об особенностях ВНД человека,
о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на НС;
• проверить умения учащихся
показывать на таблице отделы спинного и головного мозга, показывать на моделях части органа зрения и органа слуха, применять упражнения по тренировке памяти и внимания;
• проверить знания терминов по теме. Форма проведения урока:
Устные ответы у доски.
Термины по теме:
«Нервная система, органы чувств, высшая нервная деятельность».
1.
Безусловный рефлекс.
2.
Внимание.
3.
Височная доля коры больших
полушарий головного мозга.
4.
Внешнее торможение рефлексов.
5.
Дальнозоркость.
6.
Диалогическая речь.
Зрительная память.7.
Зрачок.
9.
8.
Кора больших полушарий.
10
Колбочки.
11
. Координация движений.
12
. Мозжечок.
Системно-деятельностная основа календарно-тематического плана.