Рабочая программа кружка «УМНИКИ И УМНИЧКИ»
с умственной неполноценностью характеризуется малым объёмом и замедленным темпом формирования новых связей, быстрой забываемостью.
Несмотря на все вышеуказанные особенности высшей нервной деятельности, памяти и мышления ученики специальной школы усваивают определённый объём знаний по математике.
Одним из способов развития познавательных способностей учащихся специальной коррекционной школы является использование занимательного материала и дидактических игр на факультативных занятиях. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.
Разработанная программа факультатива «Занимательная математика» для 5 класса основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.
Основные цели:
• повысить активность учащихся и расширение их кругозора;
• систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
• создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
• совершенствовать навыки счёта;
• развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;
Основные задачи:
• использовать факультативный курс для общего развития учащихся специальной коррекционной школы;
• направлять содержание факультативного курса на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;
• дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
• повышать мотивацию обучения;
• повышать социокультурную осведомлённость учащихся;
• формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;
• воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Учащиеся должны знать:
• некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
• об истории появления измерительных приборов;
• несколько стихотворений о математике.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять арифметические действия;
• пользоваться измерительными инструментами;
• разбираться в правилах игры и соблюдать их;
• уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.
Факультатив «Занимательная математика» рассчитан на 33 часа, 1час в неделю. Каждое занятие состоит из следующих частей:
• изложение программного материала;
• стихи о математике;
• занимательные задачи;
• дидактические игры.
В конце года проводится урок-обобщение «Математика вокруг нас».
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Название темы Количество
часов
1 Старинные системы записи чисел 2
2 Числа великаны 1
3 Четыре действия арифметики 2
4 Открытие нуля 1
5 История линейки 1
6 Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. 2
7 Возникновение денег 1
8 Денежная система в Древней Руси 1
9 Как люди измерять время 1
10 Изобретение календаря 2
11 Из истории мер массы. Система мер русского народа 2
12 Происхождение метрической системы мер 1
13 Знаменитые математики 2
14 Происхождение дробей 1
15 Из истории цифры 7 1
16 Покорение космоса и математика 1
17 Математика и наш город 2
18 Математика и здоровье человека 2
19 Геометрия – значит «земледелие» 1
20 Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками 1
21 Делится или не делится. Признаки делимости 1
22 Бережливость дороже богатства 1
23 Земля – кормилица 1
24 Экономика и математика 1
25 Урок обобщения «Математика вокруг нас» 2
Всего 34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Старинные системы записи чисел
Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Стихотворение о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.
Тема 2. Числа великаны
История возникновения названия – «миллион». Миллиард, триллион и другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».
Тема 3. Четыре действия арифметики
Как появились знаки «+», « », «?», «:». Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».
Тема 4. Открытие нуля
История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».
Тема 5. История линейки
История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».
Тема 6. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси
Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».
Тема 7. Возникновение денег
Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».
Тема 8. Денежная система в Древней Руси
Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».
Тема 9. Как люди научились измерять время
Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра « Какой цифры не стало».
Тема 10. Изобретение календаря
Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век. Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».
Тема 11. Из истории мер массы. Система мер русского народа
Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».
Тема 12. Происхождение метрической системы мер
Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».
Тема 13. Знаменитые математики
Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик. Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.
Тема 14. Происхождение дробей
Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».
Тема 15. Из истории цифры 7
О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней. Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».
Тема 16. Покорение космоса и математика
Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».
Тема 17. Математика и наш город
История строительства Астраханского Кремля. Занимательные задачи о Кремле. Стихотворения об Астрахани и дельте Волги. Игра-соревнование «Кто быстрее».
Тема 18. Математика и здоровье человека
Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.
Тема19. Геометрия – значит « земледелие»
История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».
Тема 20. Многоугольники. Паркеты – замащения плоскости многоугольниками
Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий. Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.
Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости
Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты», « Лабиринты».
Тема 22. Бережливость дороже богатства
Пути экономии в домашнем хозяйстве. Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».
Тема 23. Земля – кормилица
О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.
Тема 24. Экономика и математика
Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания. Например, надо выбрать правильные названия для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену. Аукцион – 44, ярмарка -49. Из 1 столбика выбрать наименьшее число. Из 2 – наибольшее, из 3 – не наибольшее и не наименьшее. Сумма этих чисел даст правильный ответ.
25 13 41
8 1 0
99 36 3
Тема 25. Урок – обобщение « Математика вокруг нас»
Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Каждое занятие включает в себя: беседу по данной теме, стихи о математике, занимательные задачи и дидактические игры. Предлагается примерное планирование занятий о старинных системах записи чисел.
Занятие №1.
Тема: «История математики. Старинные системы записи чисел».
Цели: «Познакомить со старинными системами записи чисел. Развивать познавательный интерес к математике, её истории. Развивать память, речь, логическое мышление. Расширять кругозор учащихся, повышать их общую культуру».
Оборудование: таблицы.
Ход занятия.
I.Организация класса.
Речевая разминка.
И прекрасна и сильна
Математики страна
Здесь везде кипит работа,
Все подсчитывают что-то.
Сколько домнам угля надо.
А детишкам шоколада.
Сколько звёзд на небесах,
А веснушек на носах.
II. Сообщение целей факультатива и темы занятия.
III. Изучение нового материала. Старинные системы записи числа.
А) Иероглифическая система древних египтян.
Около 3-2,5 тыс. лет до нашей эры древние египтяне придумали свою числовую систему. В ней ключевые числа: 1, 10, 100 и т.д.- изображались специальными значками- иероглифами. Египтяне высекали их на стенах погребальных камер, писали тростниковым пером на свитках папируса.
Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы:
Б) Римские цифры.
Среди множества иероглифических систем счисления, которые существовали в разные времена у разных народов, только одна используется до сих пор. Эти цифры встречаются на циферблатах часов, фронтонах старинных и современных зданий, памятниках, страницах книг. Речь идет о римской системе счисления.
Физкультминутка.
IV. Занимательные задачи.
А) Снежный барс- отличный охотник. На охоте он не уступает в ловкости льву. Сравни массу барса и льва, если известно, что масса снежного барса достигает 40кг, а льва- 2ц. (1ц = 100 кг).
Б) Маленькая мышка, живущая под корнями деревьев, делает запасы на зиму. В норке одной мышки было найдено 5 кг семян. Сколько кг семян перетащат в свои норки 2,3, и т. д. мышки.
V. Игра «Гномик, который любит таблицу умножения».
VI.Итоги.
Занятие №2.
Тема: « История математики. Римские цифры. Алфавитные системы».
Цели: «Познакомить с римскими цифрами и алфавитными системами. Развивать познавательный интерес к математике, её истории. Развивать память, мышление и речь».
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие обозначение чисел римскими цифрами и алфавитные системы.
Ход занятия.
I.Организация класса.
Речевая гимнастика.
II. Римские цифры.
Римским цифрам около 2,5 тыс. лет. Как читать римские цифры? Правило записи римских чисел гласит: « Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей». В наши дни любую из римских цифр запрещается записывать в одном числе более трёх раз подряд. ( V1111)
Единицы Десятки Сотни Тысячи
1 I 10 X 100 C 10000 M
2 II 20 XX 200 CC 20000 MM
3 III 30 XXX 300 CCC 30000 MMM
4 IV 40 XL 400 CD
5 V 50 L 500 D
6 VI 60 LX 600 DC
7 VII 70 LXX 700 DCC
8 VIII 80 LXXX 800 DCCC
9 IX 90 XC 900 CM
Эта таблица позволяет обозначить любое число от 1 до 3999. Вот как будет выглядеть число 3999- МММСМХС1Х.
У многих народов для обозначения числа 1 применялся один и тот же символ- вертикальная чёрточка. Это самое древнее число в истории человечества. Оно возникло из простой черты на земле, из зарубки на дереве или кости.
III. Алфавитные системы.
В древности широко применялись системы, в которых числа обозначались буквами. Для обозначения чисел над буквами сверху ставили специальный значок- титло (~).
Единицы Десятки Сотни
1 А 10 I 100 P
2 В 20 К 200 С
3 Г 30 Л 300 Т
4 Д 40 М 400 У
5 Е 50 N 500 Ф
6 S 60 З 600 Х
7 З 70 О 700 Y
8 И 80 П 800 W
9 О 90 Ч 900 Ц
С помощью этой таблицы можно легко записать любое целое число от 1 до 999 включительно, например.
77- ЗО, 288- СПИ, 498- УЧИ.
IV. Игра. ЭВМ.
V. Итоги.
ах арифметики целых чисел и дробных чисел.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математика 2 класс периметр прямоугольника »
Люблю природу русскую. Весна.
Цели урока:1. Подвести итог работы над разделом.2. Вспомнить пройденные произведения и их авторов.3. Продолжить практиковаться выразительно читать.4. Проверить свои знания полученные при изучении темы.
Читательская разминка:
Гори,солнце, ярче,Лето будет жарче,А зима теплее,А весна милее!
ВЕСНА
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
А.С. Пушкин
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Весной».
«С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо!
Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края.
Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.
Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня – завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат...»
Снег не сошел;
весна просится;
лучи, играя и улыбаясь, купаются
олицетворение - присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Обобщение материала:Назовите фамилии поэтов и их произведения
Конкурс чтецов
Ф.И. Тютчев«Зима недаром злится…»«Весенние воды»
А. Плещеев«Весна»«Сельская песенка»
А. Блок«На лугу»
С. Маршак«Снег уже теперь не тот…»
ФИЗМИНУТКА
ИГРАПодберите ккартинкамназвания из строчекизученныхстихотворений
Кто написал стихотворение«В бурю»?1) С. Маршак2) Ф. Тютчев3) А. Плещеев4) Е. Благинина
3) А. Плещеев
О чём говорится в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»?1) о борьбе зимы с весной2) о борьбе весны с летом3) о борьбе зимы с осенью4) о борьбе весны с осенью
1) о борьбе зимы с весной
О чём говорится в стихотворенииА. Плещеева «Сельская песенка»?1) об отлёте птиц2) о прилёте птиц3) о разливе рек4) о таянии снега
2) о прилёте птиц
Закончи четверостишие А. Блока.…Чу, слышен голос звонкий.Не это ли весна?Нет, это звонко, тонкоВ ручье…1) блестит луна2) журчит вода3) журчит волна4) блестит звезда
3) журчит волна
Вставь пропущенное слово в четверостишие.Всё чернее с каждым днемСтёжки и дорожки.И на вербах …Светятся серёжки.
1) ярко2) огоньками3) золотом4) серебром
4) серебром
Раздели эти произведенияна 2 группы и дай общее название каждой группе.
Лиса и тетерев.
Весенние воды.
Сельская песенка.
Лиса и журавль.
На лугу.
Каша из топора.
Весенние воды.
Сельская песенка.
На лугу.
Лиса и тетерев.
Лиса и журавль.
Каша из топора.
Какие слова связаны с темой «Весна»?
Дождь
Солнце
Гроза
Ручей
Сосулька
Верба
Метель
Тучи
Листопад
Цветы
Дождь
Солнце
Гроза
Ручей
Сосулька
Верба
Тучи
Цветы
Подведение
итогов
Домашнеезадание
стр. 124Iв. –зад. 4(составь по опорным словам рассказ о весне)
IIв. –зад. 5(нарисуй иллюстрацию к стих. о весне, сделай подпись словами текста)
Солнце –вам все понравилось и было интересно на уроке.
Облако –вам понравился урок, но были вопросы, которые вам были непонятны.
Тучка –ничего не понравилось и было все непонятно.