Рабочая программа курса «Эстетика повседневности» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эстетика повседневности»
Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
________
______________________
Протокол № _____
от «____»_________20__г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МОУ «СОШ №54»
________
_____________________________
от «____»_________20__г.
«Утверждаю»
Директор
МОУ «СОШ №54»
_______________________
Приказ №____
от «____»_________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Эстетика повседневности
5 класс
Принято на заседании Составитель:
педагогического совета Цах Ирина Вячеславовна,
Протокол № ___от _______г. учитель музыки
2018-2019
Раздел I. Планируемые предметные результаты освоения курса
Рабочая программа для 5 класса «Эстетика повседневности» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Программа разработана на основе примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, включая Примерную программу внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения), а также авторской программы внеурочной деятельности Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа курса «Эстетика повседневности» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный –аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.
Деятельность организуется во внеурочное время. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы). Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны школьникам, а именно:
отношение к людям (добрый - злой, уважение – высокомерие);
отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);
отношение к вещам (аккуратный–неряха, щедрый – жадный);
честность (честный – лживый);
смелость (смелый – трусливый).
В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтоб перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.
Программа построена с учетом возрастных особенностей, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.
При организации занятий кружка особое значение уделяется подбору заданий. Прежде всего, они должны являться продолжением программного материала и ориентироваться на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью, но и одновременно задания должны быть достаточно сложными, чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даѐтся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания.
Полный курс рассчитан на 1 год обучения, по 1 часу в неделю. Всего на изучение курса «Эстетика повседневности» в 5 классах выделяется 34 часа (1час в неделю).
Данная рабочая программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее УУД).
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-симпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программного материала к концу 5 класса обучающиеся
должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражѐнном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1.Различать хорошие и плохие поступки.
2.Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
3.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4.Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие
воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.
Раздел II. Содержание внеурочного курса
«Эстетика повседневности»,
с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности
5 класс (34 часа)
Содержание учебного предмета
Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий
Этикет. Азбука этики. Культура поведения и такт.
Иметь представление об истории этикета, об основных категориях эстетики,
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.
Групповая, фронтальный
Устное и письменное приглашение на день
рождения.
Строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знать основные моральные нормы и ориентация на их выполнение;
учиться умению слушать и вступать в диалог.
Групповая, парный.
Традиции общения в русской семье: «Домострой»
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знать основные моральные нормы и ориентация на их выполнение;
Групповая, фронтальный
Культура спора
Практическое занятие «Давай поспорим»
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию;
уметь организовывать свою деятельность; оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Групповая, парный.
Этикетные ситуации.
Учиться умению слушать и вступать в диалог;
проявлять симпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Групповая, фронтальный
Эстетика приветствия. Эстетика знакомства.
Иметь представление об эстетике приветствия
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм знакомства. в разных ситуациях
Групповая
Эстетика временных отношений: транспорт
Моделировать свое речевое поведение в ситуации в зависимости от среды общения.
Групповая, парный
Эстетика временных отношений: кино, театр
Уметь применять в своем общении с людьми золотое правило этики, использовать при этом чуткость и деликатность.
Групповая
«Мне абсолютно нечего надеть!» Философия одежды
Дать представление о культуре одежды,
показать связь одежды с культурой и историей.
Групповая, фронтальный
Заповеди.
Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.
Групповая, фронтальный
Афоризмы о совести, о Родине, о дружбе.
Строить понятные для партнера высказывания;
оценивать результаты выполненного задания;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые).
Групповая, фронтальный
Россияне о любви к родине.
Самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить, опираясь на общие для всех простые правила поведения;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые).
Групповая, фронтальный
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
Уметь организовывать свою деятельность;
оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей.
Мой самый близкий человек.
Формирование чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Групповая, индивидуальная работа
Преданный друг.
Оценивать результаты выполненного задания;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знать основные моральные нормы и ориентация на их выполнение.
Групповая, фронтальный
Когда мои друзья со мной
Формирование социальной роли ученика;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знать основные моральные нормы и ориентация на их выполнение.
Групповая, фронтальный
Мои соседи
Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знать основные моральные нормы и ориентация на их выполнение.
Групповая, фронтальный
Об уважительном отношении к старшим
Формирование социальной роли ученика;
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; симпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Групповая, фронтальный
Урок размышления: «Дал слово –держи»
Формирование способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства.
Групповая, индивидуальная работа
Ответственность за поступки
Формирование социальной роли ученика;
формирование положительного отношения;
учиться слушать и вступать в диалог;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Групповая, фронтальный
Кто такой настоящий мужчина и как им стать. Положение и поведение женщины.
Знать обязанности мужчин, моделировать своѐ отношение к женскому полу.
Иметь представление о положении и поведении женщины в современном мире.
Групповая, фронтальный
Урок молчания и думания: мой самый хороший
поступок. Мой самый плохой поступок.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию;
уметь организовывать свою деятельность;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Групповая, индивидуальная работа
Положительные герои в былинах и
сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях.
Симпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
уметь обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Групповая, фронтальный
Золотые правила.
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение.
Групповая, фронтальный
Праздники в жизни человека
уметь организовывать свою деятельность;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Групповая, фронтальный
Мой дом принимает гостей. Я иду в гости.
Уметь быть гостеприимным хозяином, знать правила общения в коллективе.
Знать правила этикета и поведения в гостях, уметь применять правила этикета.
Фронтальный, групповая
Как дарить и принимать подарки.
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях;
знать понятие деловой подарок, учитывая при этом правила этикета.
Работа в парах, фронтальный
Сервировка стола. Столовые приборы.
Научиться различать столовые приборы по назначению;
знать правила поведения воспитанного человека.
Групповая, фронтальный
Эстетика застолья .
Уметь формировать нормы нравственного поведения за столом, соблюдать правила этикета.
Знать правила поведения воспитанного человека.
Групповая, фронтальный
Разговорная речь и ее культура
Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре.
Называть правила вежливости при разговоре.
Объяснять, почему их следует соблюдать
Групповая, работа в парах
Эстетика телефонных разговоров.
Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре;
моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения;
моделировать деловой телефонный разговор в соответствии с условиями общения и принятыми правилами.
Групповая, работа в парах
Интернет- общение и его суть. Электронная переписка и ее особенности.
Дать представление об интернете, о его плюсах и минусах.
Фронтальная
Вот человек. Что скажешь ты о нем?
Самостоятельноделать выбор, какой поступок совершить, опираясь на общие для всех простые правила поведения;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Групповая, индивидуальная работа
Итоговое занятие
Научиться сличать способ действия и его результата с заданным эталоном;
использовать знания в практической деятельности.
Групповая, работа в парах.
III. Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Эстетика повседневности» для 5 класса
№
Тема урока
Кол-во часов
1
Этикет. Азбука этики. Культура поведения и такт.
1
2
Устное и письменное приглашение на день
рождения.
1
3
Традиции общения в русской семье: «Домострой»
1
4
Культура спора
1
5
Этикетные ситуации.
1
6
Эстетика приветствия. Эстетика знакомства.
1
7
Эстетика временных отношений: транспорт
1
8
Эстетика временных отношений: кино ,театр
1
9
«Мне абсолютно нечего надеть!» Философия одежды
1
10
Заповеди.
1
11
Афоризмы о совести, о Родине, о дружбе.
1
12
Россияне о любви к родине.
1
13
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
1
14
Мой самый близкий человек.
1
15
Преданный друг.
1
16
Когда мои друзья со мной
1
17
Мои соседи
1
18
Об уважительном отношении к старшим
1
19
Урок размышления: «Дал слово –держи»
1
20
Ответственность за поступки
1
21
Кто такой настоящий мужчина и как им стать. Положение и поведение женщины.
1
22
Урок молчания и думания: мой самый хороший
поступок. Мой самый плохой поступок.
1
23
Положительные герои в былинах и
сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях.
1
24
Золотые правила.
1
25
Праздники в жизни человека
1
26
Мой дом принимает гостей. Я иду в гости.
1
27
Как дарить и принимать подарки.
1
28
Сервировка стола. Столовые приборы.
1
29
Эстетика застолья .
1
30
Разговорная речь и ее культура
1
31
Эстетика телефонных разговоров.
1
32
Интернет- общение и его суть. Электронная переписка и ее особенности.