Эстетическое воспитание личности на уроках физики
Физика - наука естественная, фундаментальная, ее строгий язык описания позволяет получить максимально емкое и точное знание об объекте исследования. Предполагается, что школьный курс физики должен являться не только источником фундаментальных знаний о явлениях природы, но и вносить существенный вклад в развитие ученика, формировать у него диалектическое мышление, научить ориентироваться в шкале культурных ценностей.
Все средства эстетического воспитания на уроках физики можно разбить на три группы: наглядно-декоративные; вербально - акустические; структурно- логические.
К первой группе можно отнести создание красивой обстановки учения: эстетика интерьера кабинета физики, наглядных пособий, записей на доске и т. д. Ко второй группе - использование музыкального фона на уроке, мысленный эксперимент и т.д. И к последнему средству относятся красота физических теорий, законов, формул, эстетика межпредметных связей, вывод формул, плана решения задач и т.д.
На уроках я часто подчеркиваю важность органов чувств человека для наблюдения за явлениями природы, одновременно указываю на то, что, полагаясь на одни только органы чувств, при определенных обстоятельствах можно легко ошибиться. 11ример - известные оптические парадоксы или опыты по восприятию степени нагретости тела па ощупь. Оживляю изложение материала и облегчаю понимание разбором знакомых ученикам из повседневной практики примеров, используя слайды, картины художников, отрывки из прозы. Например при изучении темы в 7 классе «Агрегатные состояния вещества» использую рассказ М. И. Пришвина «Кочки оттаивают» или при изучении темы «Криволинейное движение» в 9 классе при решении задач по данной теме использую отрывок из произведений Ершов «Конек - горбунок» и Пушкина А. С. «Руслан и Людмила». 11а лучших образцах художественной литературы кроме расширения кругозора, активизации мышления, возбуждения интереса, решается задача эстетической организации культуры учащихся.
Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. А такие уроки не могут не стать толчком для духовного и нравственного роста молодого человека, для зарождения у него искр познания, самых чистых и светлых чувств, которыми только и жива душа человека.