ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА
ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА
Существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Рождаясь, человек не выбирает, своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век.
В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что есть добро? Что есть красота? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, внутреннюю невозмутимость, самопожертвование и т.д.
Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически относиться к нему [1].
Эстетика – это наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности, о прекрасном в действительности и искусстве.
Внешним выражением духовного богатство человека служит его манера разговаривать, выслушивать собеседника, реагировать на окружающее. Поза, мимика, жесты, даже походка и множество иных тончайших проявлений человека могут свидетельствовать о его эстетическом облике.
Эти внешние признаки духовного богатства детей создаются под влиянием условий жизни, подражания взрослым и сверстникам, системы воспитания в школе и семье.
Эстетика отношений между людьми является основой эстетики повседневной жизни. Здоровые, человечные, красивые отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. По глубине и тонкости эти отношения могут быть сложны и многообразны.
Главная задача педагогов заключается в воспитании понимания красивого в окружающей жизни, в природе, в человеческих отношениях каждым ребёнком.
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой: его надо развивать с детских лет. Это позволит в будущем сделать жизнь человека более осмысленной, яркой, богатой. Прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, оно вдохновляет на высокие, добрые мысли и чувства, на большие дела и подвиги [3].
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями художественно - эстетической культуры, развития способностей к художественно - эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание – это одна из самых важных и сложных сторон системы воспитания.
Эстетическое воспитание имеет широкие и сложные задачи:
- воспитание эстетической чуткости, зоркости восприятия, эстетической внимательности к окружающему миру является основой эстетического развития ребенка.
- формирование эстетических понятий, суждений, оценок.
- развитие творческих художественных способностей детей, их интересов и склонностей в различных областях искусств.
Осуществляя эти задачи, нужно руководствоваться следующими общими педагогическими требованиями [2]:
- основой художественного творчества детей является отражение жизни;
- любой вид художественного творчества требует постоянного и систематического приобщения детей к данной области искусства;
- на развитии творческих способностей губительно сказывается штамп, пустое подражательство, слепое копирование, от которых педагог должен оберегать детское творчество;
- в основе художественного творчества лежит деятельность воображения;
- развитие способностей – процесс тонкий и индивидуальный, поэтому следует всемерно поддерживать у детей даже самые слабые попытки творчества;
- учить добиваться возможно более высоких образов.
В чем же конкретно заключаются задачи эстетического воспитания дошкольников?
в том, чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия и поведение детей.
воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе, общественной жизни, в искусстве.
развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.
В эстетическом воспитании необходимо, прежде всего, предусмотреть овладение дошкольниками теоретическими знаниями. Важно, чтобы дети не только получили конкретные сведения, но и составляли целостное представление об эстетике – науке, изучающей сущность и законы эстетического воспитания и преобразование действительности, общие законы искусства, которые являются высшей формой эстетического освоения мира.
Существенная особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно призвано формировать не только умения верно воспринимать красоту жизни и искусства, а активную нетерпимость ко всему безобразному, потребность и умение создавать прекрасное, преобразовывать жизнь по законам красоты. В ходе эстетического воспитания, двуединая задача формирования эстетической ориентации человека в действительности и одновременно развития его эстетических и творческих способностей. Высокий воспитательный потенциал заключается в искусстве. Существенной особенностью искусства, отличающей его от других видов человеческой деятельности, является то, что оно ориентировано главным образом на удовлетворение эстетических потребностей. Такой ориентации не знает никакой другой вид деятельности, что и позволяет говорить об особой роли искусства в системе эстетического воспитания. Художественно-творческая деятельность как создание конкретного предмета развивает и обогащает у ребёнка человеческую, художественную чувственность [4].
Задача задач эстетического воспитания – формировать на основе развития эстетических чувств, вкуса, эстетического идеала и убеждений высокие качества людей. По мере развития эстетических начал в жизнь сама она всё больше способствует эстетическому развитию человека.
Жизнь утверждает красоту человека как красоту его дел, его подвигов. Жизнь может и должна быть прекрасной – это зависит от нас, людей и особенно от педагога.
Человек – творец прекрасного, создатель эстетических ценностей, и к этому его должна готовить школа.
Литература
Бурбина С.А. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. – М., 2007.
Еланцева Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников. /Начальная школа плюс №12, до и после. – М., 2008.
Конышева Н.М. Художественно - конструкторская деятельность младших школьников. /Начальная школа №7. – М., 2008.
Сластин В.А. Инновационная деятельность. /Педагогика. – М.,1997
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА »
ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА
Балгина А.Д.
Существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Рождаясь, человек не выбирает, своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век.
В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что есть добро? Что есть красота? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, внутреннюю невозмутимость, самопожертвование и т.д.
Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически относиться к нему [1].
Эстетика – это наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности, о прекрасном в действительности и искусстве.
Внешним выражением духовного богатство человека служит его манера разговаривать, выслушивать собеседника, реагировать на окружающее. Поза, мимика, жесты, даже походка и множество иных тончайших проявлений человека могут свидетельствовать о его эстетическом облике.
Эти внешние признаки духовного богатства детей создаются под влиянием условий жизни, подражания взрослым и сверстникам, системы воспитания в школе и семье.
Эстетика отношений между людьми является основой эстетики повседневной жизни. Здоровые, человечные, красивые отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. По глубине и тонкости эти отношения могут быть сложны и многообразны.
Главная задача педагогов заключается в воспитании понимания красивого в окружающей жизни, в природе, в человеческих отношениях каждым ребёнком.
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой: его надо развивать с детских лет. Это позволит в будущем сделать жизнь человека более осмысленной, яркой, богатой. Прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, оно вдохновляет на высокие, добрые мысли и чувства, на большие дела и подвиги [3].
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями художественно - эстетической культуры, развития способностей к художественно - эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание – это одна из самых важных и сложных сторон системы воспитания.
Эстетическое воспитание имеет широкие и сложные задачи:
- воспитание эстетической чуткости, зоркости восприятия, эстетической внимательности к окружающему миру является основой эстетического развития ребенка.
- формирование эстетических понятий, суждений, оценок.
- развитие творческих художественных способностей детей, их интересов и склонностей в различных областях искусств.
Осуществляя эти задачи, нужно руководствоваться следующими общими педагогическими требованиями [2]:
- основой художественного творчества детей является отражение жизни;
- любой вид художественного творчества требует постоянного и систематического приобщения детей к данной области искусства;
- на развитии творческих способностей губительно сказывается штамп, пустое подражательство, слепое копирование, от которых педагог должен оберегать детское творчество;
- в основе художественного творчества лежит деятельность воображения;
- развитие способностей – процесс тонкий и индивидуальный, поэтому следует всемерно поддерживать у детей даже самые слабые попытки творчества;
- учить добиваться возможно более высоких образов.
В чем же конкретно заключаются задачи эстетического воспитания дошкольников?
в том, чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия и поведение детей.
воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе, общественной жизни, в искусстве.
развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.
В эстетическом воспитании необходимо, прежде всего, предусмотреть овладение дошкольниками теоретическими знаниями. Важно, чтобы дети не только получили конкретные сведения, но и составляли целостное представление об эстетике – науке, изучающей сущность и законы эстетического воспитания и преобразование действительности, общие законы искусства, которые являются высшей формой эстетического освоения мира.
Существенная особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно призвано формировать не только умения верно воспринимать красоту жизни и искусства, а активную нетерпимость ко всему безобразному, потребность и умение создавать прекрасное, преобразовывать жизнь по законам красоты. В ходе эстетического воспитания, двуединая задача формирования эстетической ориентации человека в действительности и одновременно развития его эстетических и творческих способностей. Высокий воспитательный потенциал заключается в искусстве. Существенной особенностью искусства, отличающей его от других видов человеческой деятельности, является то, что оно ориентировано главным образом на удовлетворение эстетических потребностей. Такой ориентации не знает никакой другой вид деятельности, что и позволяет говорить об особой роли искусства в системе эстетического воспитания. Художественно-творческая деятельность как создание конкретного предмета развивает и обогащает у ребёнка человеческую, художественную чувственность [4].
Задача задач эстетического воспитания – формировать на основе развития эстетических чувств, вкуса, эстетического идеала и убеждений высокие качества людей. По мере развития эстетических начал в жизнь сама она всё больше способствует эстетическому развитию человека.
Жизнь утверждает красоту человека как красоту его дел, его подвигов. Жизнь может и должна быть прекрасной – это зависит от нас, людей и особенно от педагога.
Человек – творец прекрасного, создатель эстетических ценностей, и к этому его должна готовить школа.
Литература
Бурбина С.А. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. – М., 2007.
Еланцева Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников. /Начальная школа плюс №12, до и после. – М., 2008.
Конышева Н.М. Художественно - конструкторская деятельность младших школьников. /Начальная школа №7. – М., 2008.
Сластин В.А. Инновационная деятельность. /Педагогика. – М.,1997