АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, проект в редакции от 13 января 2015 г. и Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
Цель воспитательной работы в группе: формирование основ личностной самооценки обучающихся: корректировкапроблем поведенческого характера у обучающихся; знакомство с правилами безопасности; воспитание ответственности за свое здоровье, здорового образа жизни.
В программе указан механизм формирования продуктивного общения, на материале освоенных моделей коммуникативного поведения. Учитывая возрастные особенности в группе, предлагаются проблемные ситуации, побуждающие обучающихся отбирать нужные модели поведения из своих «запасов», дополняя и видоизменяя их в зависимости от меняющихся условий среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направление деятельности
Познавательно-информационное
Гражданско-патриотическое
Познавательно-информационное
Духовно-нравственное
Спортивно-оздоровительная
Экологическое
Общественно-полезная (трудовая)
Художественно-эстетическое
Общественно-полезная
Художественно-эстетическое
Виды деятельности
Проблемно-ценностное общение (ПЦО)
Проектная
Познавательная (ПД)
Туристко-краеведческая
Спортивно-оздоровительная (СОД)
Игровая (ИД)
Познавательная (ПД)
Досугово-развлекательная (ДРД)
Трудовая деятельность (ТД)
Социальное творчество (СТ)
Художественное творчество (ХТ)
1 четверть
Темы
01.09
Всероссийский урок «Готов к труду и обороне»
02.09 ПД ОБЖ
Инструктаж
«Правила поведения в школе».
03.09 ХТ
Акция
«Нет терроризму»
04.09 ХТ
«Мои каникулы».
Темы
07.09 ПЦО
Беседа-ознакомление
«Это надо знать! Противопожарная безопасность».
08.09 ПД
Экскурсия
«Сентябрь».
09.09 ИД СБО
«Правила поведения в общественных местах».
10.09 ТД
Практикум
«Клумбы осенью».
11.09 ХТ
«Деревья осенью».
Темы
14.09 ПЦО
«Наша школа».
15.09 ПД
Внеклассное чтение
«Поэзия осени».
16.09 ИД
«Найди ошибку. Спорт».
17.09 ТД
«Труд людей осенью».
18.09 ХТ
Акция
«Береги лес».
Темы
21.09 ПЦО
Беседа
«Наша Родина».
22.09 ПД
«Экскурсия по городу».
23.09 ПД ОБЖ
Инструктаж
«Безопасное поведение на улице»
24.09 СТ
«Фотовыставка. Город Курск»
25.09 Т-К
Экскурсия
«День города"
Темы
28.09 ПЦО
Беседа-презентация
«Столица нашей Родины».
29.09 ПД
«Равные права – равные возможности».
30.09 Беседа-
практикум
«Открытка к празднику»
01.10 ДРД
«Примите наши поздравления».
02.10 СТ
День самоуправления.
Темы
05.10 ПЦО
Беседа
«Профессия – учитель»
06.10 Т-К
Виртуальная экскурсия
«Моя малая Родина»
07.10 ИД СБО
«Можно или нельзя. Продукты».
08.10 ТД СБО
Практикум
«Сделать бутерброд».
09.10 Т-К
Экскурсия
«Краски осени»
Темы
12.10 Проект
«Город, в котором я живу»
13.10 ТК
Экскурсия
«Интересное рядом».
14.10 ИД ОБЖ
«Если в доме пожар».
15.10 ТД
Практикум
«Уход за одеждой»
16.10 СТ
«Мир профессий».
Темы
19.10 Проект
«Мой адрес».
20.10 ПД
Беседа-путешествие
«Родная природа».
21.10 ИД
«Телефон спасения».
22.10 ДРД
«В гости к осени»
23.10 ПД
Инструктаж
«Поведение на каникулах».
Результативность
• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения.);
• уважение родителей, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• представление о культуре России;
• опыт эмоционального постижения народного творчества, фольклора народов России;
• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• осознание ценности экологического воспитания, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
• знание и уважение трудовых традиций своей семьи;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать своё время, и соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных задач;
• ценностное отношение к прекрасному;
• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
Корректировка
2 четверть
Темы
02.11 ПЦО
«Наша Родина – Россия».
03.11 ПД
Внеклассное чтение
04.11
«4 ноября – День народного единства и согласия».
05.11 ХТ
«Моя малая Родина».
06.11 ПД
«Интересное рядом».
Темы
09.11 ПЦО
Дискуссия
«Я и мои друзья».
10.11 ПД
Внеклассное чтение
11.11 СОЗ
Беседа
«Береги здоровье».
12.11 ТД
Практикум
«Правила использования электроприборов».
13.11 ХТ
Акция
«Курению мы говорим, нет».
Темы
16.11 Проект
«Город, в котором я жив».
17.11 ПД
«Сезонные изменения в природе».
18.11ПД ОБЖ
Беседа
«Природа и человек».
19..11 ПД
Акция
«День отказа от курения»
20.11 СТ
«Осенние работы»
Темы
23.11 ПЦО
Беседа-информация
«Россия. Новости сегодня».
24.11 ПД
Дискуссия
«Подросток и интернет».
25.11 ИД ЗОЖ
Викторина
«Вредно или полезно?»
26.11 ХТ
Конкурс рисунков
«День матери»
27.11 СТ
«Поздравляем любимых мам».
Темы
30.11 Проект
«Город, в котором я живу».
01.12 СТ
«Декада инвалидов»
02.12 ПД ОБЖ
Инструктаж
«Правила поведения зимой».
03.12 ТД
Беседа-практикум
«Моющие средства»
04.12 СТ
«Встреча с интересными людьми».
Темы
07.12 ПЦО
Правовая беседа
«Права детей».
08.12 ПД
Внеклассное чтение
09.12 ПД СБО
Практикум
«Первая медпомощь».
10.12 ТД
Практикум
«Приготовить салат».
11.12 ПД
Беседа-демонстрация
«День Конституции»
Темы
14.12 Проект
«Город, в котором я живу».
15.12 ПД
Внеклассное чтение.
16.12 ИД ОБЖ
«Внимание! Это опасно!».
17..12 ХТ
Практикум
«Игрушки на ёлку».
18.12 СТ
«Приглашение в гости».
Темы
21.12 ПЦО
Беседа-сюжет
«Когда в доме праздник».
22.12 Т-К
Экскурсия
«Новогодняя ёлка».
23.12ОБЖ
Инструктаж
«Правила поведения во время новогодних праздников».
24.12 ДРД
«Новогодняя фантазия».
25.12 ПД
Инструктаж
«Правила поведения дома на каникулах».
Результативность
• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье;
• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• знание национальных традиций и важнейших событий истории России;
• самоопределение в области своих познавательных интересов;
• знание традиций отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
• начальный опыт участия в общественно значимых делах;
• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
• интерес к занятиям творческого характера, художественной самодеятельности;
• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
Корректировка
3 четверть
Темы
11.01 ПЦО
Беседа-иллюстрация
«Природа зимой».
12.01 ПД
Представление
« О народных традициях».
13.01 ИД
Викторина
«Угадай праздник».
14. 01 ТД
Беседа-демонстрация
«Первые и вторые блюда»
15.01 ХТ
Конкурс
«Рисунки к празднику».
Темы
18.01 Проект
«Мой Курск».
19.01 ПД Т-К
Экскурсия
«Крещение».
20.01 ПД ОБЖ
«Внимание, пожар».
21.01 ТД
Практикум
«Уход за постельным бельём».
22.01 СТ
«Я среди людей»
Темы
25.01 ПЦО
Беседа
«Характер человека».
26.01 ПД
«Наши имена».
27.01 ПД СБО
«Угадай, кто рядом».
28.01 ТД
Практикум
«Пылесос в доме».
29.01 ПД
«Характер и поступки».
Темы
01.02 ПЦО
Дискуссия
«Права и обязанности ученика».
02.02 ПД
Внеклассное чтение.
03.02 ПД ОБЖ
«Осторожно, гололёд!»
04.02 ХТ
Акция
«Рисунки о войне».
05.02 СТ
Экскурсия
«Городская библиотека»
Темы
08.02 ПЦО
Видезанятие
«День освобождения города Курска».
09.02 ПД
Внеклассное чтение.
10.02 ПД СБО
«Книга-твой друг».
11.02 ТД
Практикум
«С заботой о птицах. Кормушка».
12.02. ХТ
Конкурс
«Рисунки к празднику».
Темы
15.02 ПЦО
Беседа-презентация
«Родная Армия»
16.02 ПД
Экскурсия в музей.
17.02 ПД ОБЖ
Инструктаж
«Правила поведения во время праздников».
18.02 ДРД
«День защитника Отечества».
19.02 СТ
«Мы вместе»
Темы
22.02 ПЦО
«Примите наши поздравления».
23.02
День защитника Отечества.
24.02 ИД СБО
«Я покупатель, ты продавец».
25.02 ТД
Практикум
«Уход за обувью»
26.02 ХТ
«Подарки к празднику».
Темы
29.02 ПЦО
Монтаж
«Слово о женщине».
01.03 ПД
Внеклассное чтение
Стихи о женщине.
02.03 ИД
«Подари подарок».
03.03ДРД
«Международный женский день».
04.03 ПД
«Родная природа. Март».
Темы
07.03 ПЦО
«Примите наши поздравления».
08.03 Международный женский день.
09.03 ПД СБО
«Масленица, масленица».
10.03 ТД
Практикум
«Приготовление блинов».
11.03 СТ
Экскурсия
«Встречая, Масленицу».
Темы
14.03 ПЦО
Беседа-ознакомление
«Транспорт».
15.03 ТК
Экскурсия в природу.
16.03 ИД
Диалог
«В автобусе».
17.03 ТД
«Бытовая химия».
18.03 СТ
Инструктаж
«Поведение дома на каникулах».
Результативность
• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
• знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
• понимание нравственных основ образования;
• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
• потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
Корректировка
4 четверть
Темы
30.03 ИД
«Весенний парк».
31.03 ХТ
Рисунки
«Улыбнись вместе с нами»
01.04 СТ
Фестиваль
«День смеха».
Темы
04.04 Проект
«Город, в котором я живу»
05.04 ПД
Инструктаж
«Поведение в общественных местах».
06.04 ПД ОБЖ
Инструктаж
«Поведение весной».
07.04 ТД
«Своими руками».
08.04 СТ
Экскурсия
«Поход в театр»
Темы
11.04 ПЦО
«Первый космонавт Земли».
12.04 Внеклассное чтение
13.04 ИД СБО
«Мир спорта».
14.04 ТД
«Клумбы весной».
15.04 СТ
Экскурсия
«Музей космонавтики».
Темы
18.04 ПЦО
«Зачем нужен спорт?»
19.04 Т-К
«Весенний Курск»
20.04 ПД СБО
«Если хочешь быть здоров»
21.04 ТД
Практикум
«Правила стирки одежды».
22.04 Т-К
Экскурсия
«В весеннем парке».
Темы
25.04 ПЦО
Беседа-презентация
«Майские праздники».
26.04 ПД
Внеклассное чтение
«Мир, труд, май».
27.04 ПД ОБЖ
«Осторожно, дорога».
28.04 ХТ
Рисунки
«День Победы».
29.04. СТ
«Рисунки к празднику».
Темы
02.05
03.05 ПД
Внеклассное чтение
«Стихи о ВОв».
04.05 ПД
Кинопоказ
«Этот День Победы».
05.05 ДРД
«День Победы»
06.05 ХТ
«Примите наши поздравления».
Темы
09.05
10.05 Т-К
«Мемориал павшим в годы ВОв».
11.05 ИД
Викторина
«Виды спорта».
12.05 ТД
Практикум
«Цветочная клумба».
13.05 СТ
«Мы рисуем мир».
Темы
16.05 Проект
«Город, в котором я живу».
17.05 ПД
«Занятия в спортивной секции»
18.05 ОБЖ
Инструктаж
«Правила поведение летом»
19.05 ТД
Рисунки на асфальте
«Интересные профессии».
20.05 СТ
День бизнеса
Темы
23.05 ПЦО
Обсуждение
«Итоги за 6 класс»
24.05 ПД
«Лето, солнце и вода – наши лучшие друзья».
25.05 ОБЖ
Инструктаж
«Правила поведения на каникулах».
26.0 5 ТД
Практикум
«Чистота и порядок в классе и спальне».
27.05 СТ
Конкурс
«Впереди лето!»
Тема
30.05 ПЦО
Живой журнал
«Летние каникулы»
31.05
«Школа, до свидания».
Результативность
• умение вести диалог и достигать взаимопонимания;
• опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов.
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
• понимание взаимосвязи здоровья семьи и школьного коллектив и здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье,
• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
• умение оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
• сформированность первоначальных профессиональных интересов;
• умение моделировать простые социальные отношения, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;
Корректировка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, проект в редакции от 13 января 2015 г. и Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Цель воспитательной работы в группе: формирование основ личностной самооценки обучающихся: корректировка проблем поведенческого характера у обучающихся; знакомство с правилами безопасности; воспитание ответственности за свое здоровье, здорового образа жизни. В программе указан механизм формирования продуктивного общения, на материале освоенных моделей коммуникативного поведения. Учитывая возрастные особенности в группе, предлагаются проблемные ситуации, побуждающие обучающихся отбирать нужные модели поведения из своих «запасов», дополняя и видоизменяя их в зависимости от меняющихся условий среды. В связи с поставленной целью в группе решаются следующие задачи:
• помощь обучающимся в построении их отношений к миру, с миром, к себе в мире, в определении своего места в жизни и обществе;
• приобщение обучающихся к культурным ценностям страны и мира, формирование потребности в дальнейшем духовном совершенствовании;
• развитие творческих способностей каждого обучающегося в различных сферах деятельности;
• воспитание уважения к труду и формирование потребности в труде, развитие качеств и способностей, важных для осуществления разнообразной трудовой деятельности;
• формирование личности, гуманной во всех отношениях с окружающим миром;
• развитие способности к рефлексии, самооценке и регуляции своего поведения, чувства собственного достоинства;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Поставленные цель и задачи актуальны для воспитания лиц с ОВЗ, когда речь идёт о подготовке их к жизни в качестве полноценных членов общества.
Цели и задачи решаются через включение обучающихся в виды деятельности и использования различных методов и форм (практическое задание, самостоятельная работа, беседа и т.д.) воспитательной работы.
Важным фактором эффективности программы является работа по развитию общей психологической компетентности
у обучающихся с ОВЗ. Это предполагает включение в каждое занятие отработку умений: — адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт; уметь его понять; — принимать помощь, поддержку другого ребенка, старшего и младшего по возрасту; — адекватно реагировать на свой успех и неудачу.
Основные мотивы в этом возрасте: 1) достигнуть высоких результатов в учёбе;
2) утвердиться в обществе сверстников; 3) ориентация на оценки, суждения взрослого, требования педагогов; 4) возникает потребность к личной самостоятельности; Учитывая возрастные особенности и возможности обучающихся, используются методы:
Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО, ИКТ.
Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа.
Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование.
Убеждения, упражнения и положительного примера.
В разработанной программе учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, состояние слуховой функции.
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Вид деятельности
Формы работы
Количество часов
в четверть
1.
Проблемно-ценностное общение (ПЦО)
Беседы
Дискуссии
Диспуты
1 – 6 3 – 9
2 - 5 4- 6
2.
Познавательная (ПД)
Беседа
Информация
Экскурсия
1 – 10 3 – 15
2 - 13 4 - 13
3.
Туристско-краеведческая
Поиск
Экскурсия
Беседа
1 –3 3 – 1
2 - 2 4 - 2
4.
Спортивно-оздоровительная (СОЗ)
Инструктирование
Практикум
Игра
1 –1 3 –1
2 - 2 4- 1
5.
Игровая (ИД)
Подвижная
Сюжетно-ролевая
Деловая
Ситуативная
1 – 5 3 – 1
2 - 2 4- 2
6.
Художественное творчество (ХТ)
Рисунки Аппликации
Поделки
1 – 3 3 – 4
2 - 3 4 - 4
7.
Досугово-развлекательная (ДРД)
Праздничные программы
Конкурсы
Викторины
1 –2 3 – 2
2 - 1 4 - 1
8.
Трудовая деятельность
Беседа
Инструктирование
Практикум
1 – 4 3 – 6
2 - 3 4 - 6
9.
Социальное творчество (СТ)
Проектная деятельность
Проекты
1 – 6 3 – 7
2 - 8 4 - 7
Всего часов
169
4.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Программа воспитательной работы в группе выделяет следующие направления воспитания:
- духовно-нравственное
- гражданско-патриотическое
- художественно-эстетическое
- экологическое
- спортивно-оздоровительное
- общественно-полезная деятельность (трудовое)
- познавательно-информационное
Духовно-нравственное воспитание – процесс формирования у обучающихся нравственного поведения, чувств, сознания. Оно осуществляется в ходе постоянного общения воспитуемых и воспитателей. Уровень духовно-нравственного развития человека определяет его жизненные цели, духовные ценности, потребности личности. Основным фактором духовно-нравственного воспитания является деятельность. Любой деятельности присущ нравственный смысл, т.к. в этом случае человек неизбежно вступает в определенные отношения с окружающим миром (людьми, общественными и природными явлениями, объектами), и нравственность данных отношений проявляется в его поведении.
Гражданско-патриотическое воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки обучающихся к взаимодействию и функционированию в условиях современного общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой нравственный, правовой и политический выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
В гражданско-патриотическом воспитании можно выделить 2 направления деятельности педагога:
- патриотическое воспитание,
- правовое воспитание. Процесс патриотического воспитания начинается с воспитания любви к своей семье. В силу ограниченности социальных контактов дети с ОВЗ сильно привязаны к своему близкому окружению, но это обычно связывают с потребностью в защите, заботе со стороны взрослых. Задача воспитателя – поддержка и развитие теплых чувств обучающихся к близким родным людям, превращение их любви их эмоционального отношения в действие посредством:
- беседы о взаимоотношениях в семье, о семейных традициях, о знаках внимания к членам семьи;
- написание писем, поздравительных открыток;
- изготовление подарков своими руками;
- оказание помощи семье в домашних делах.
Художественно-эстетическое воспитание – процесс формирования эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно обеспечивает рост уровня культуры личности, становление человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений действительности.
Цель художественно-эстетического воспитания – развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и окружающем; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области духовной, художественной и физической культуры.
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания нравственного. Интерес к природе как к большому, красивому и загадочному миру появляется в детстве. Учитывая данное обстоятельство, важно продолжать и развивать это отношение к жизни вообще, к природе как дому каждого человека. Стоят задачи формирования у обучающихся экологических знаний, экологической культуры.
Обучающиеся знакомятся с природой на внеклассных занятиях (внеклассном чтении, беседах, прогулках, экскурсиях, выставках, во время викторин, утренников и т.д.). Методами овладения знаниями о природе является наблюдения, работа с природным материалом, с книгой.
Спортивно-оздоровительное воспитание.
Целью данного направления воспитания является разностороннее развитие личности, физических качеств и способностей человека, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья. Нарушения здоровья возникает под воздействием различных факторов, приводящих организм к ослаблению. У детей с нарушением слуха, ДЦП нарушается деятельность вестибулярного аппарата, контролирующего положение в пространстве. Кроме того, страдает кинестетическая чувствительность, контролирующая движения, из-за чего движения детей часто бывают неуклюжими, порывистыми. Ослабленные дети быстрее устают, теряют работоспособность, что затрудняет учебно- воспитательный процесс. Все это требует специального подхода к физическому воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Общественно-полезная деятельность (трудовое воспитание_ – сложный процесс, предполагающий вовлечение в разнообразную трудовую деятельность. Задачей его является нравственная, психологическая и практическая подготовка к труду. Важный компонент трудового воспитания — формирование положительного отношения к труду. Оно включает в себя мировоззренческий и нравственный аспекты. Первый подразумевает формирование отношения к труду как основе жизни, источнику развития общества и самого человека, заботе каждого о людях и о себе. Второй — признание ценности человека как труженика, мастера своего дела, созидающей личности и стремление работать для пользы общества и человека.
Познавательно-информационное воспитание – целенаправленная деятельность педагога по формированию и развитию познавательных способностей, с целью их дальнейшего практического применения. Воспитание личностных качеств, повышающих эффективность умственной деятельности.
Возрастание роли познавательного воспитания в современных условиях связано с постоянно увеличивающимся потоком разнообразной информации, ее переработки и усвоения как для общей осведомленности в окружающей действительности, так и для успешного осуществления профессиональной деятельности.
Использование специальных методов и форм обучения и воспитания, направленных на овладение определенными знаниями, умениями, навыками, позволяет достигнуть высоких показателей, как в речевом, так и в общем развитии обучающихся.
Цель познавательно-информационного воспитания: обогащение представлений обучающихся школы-интерната в окружающей деятельности, способствующее интеллектуальному развитию. Формированию полезных привычек, разносторонних познавательных потребностей, наклонностей.
Задачами воспитания являются:
- формирование запаса знаний и совершенствование их качества;
- развитие и коррекция способов умственной деятельности;
- воспитание интеллектуальных качеств личности;
- формирование культуры умственного труда;
- овладение методами приобретения и применения знаний, превращение их в орудие мышления и деятельности.
Следует помнить, что чем выше уровень овладения языком, тем успешнее формируется запас знаний, совершенствуется их качество.
Виды деятельности:
Познавательная деятельность
Внеурочная познавательная деятельность организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п. Объектом познавательной деятельности является социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Проблемно-ценностное общение
Проблемно-ценностное общение затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно-ценностное общение школьников может быть организовано в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.
Этическая беседа — это не лекция педагога по морально-нравственной проблематике. Это обращенное к слушателям развёрнутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.
Досугово-развлекательная деятельность
Досугово-развлекательная деятельность (приобретение школьниками социальных знаний) может быть организована в культпоходах в театр, музей, концертный зал, галерею. На достижение в досугово - развлекательной деятельности детей воспитательных результатов нацелены такие формы, как концерт, инсценировка, праздничный «огонёк», разумеется, при условии их организации силами самих школьников. В самодеятельном творчестве школьников концерты чаще всего подразумевают выступление перед аудиторией родителей, гостей, сверстников.
Игровая деятельность
Игра - действие, протекающее в определённых рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъёма и напряжения. Игра создаёт возможности для сотворчества, совместного творческого развития взрослого и ребёнка
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, и наконец, к играм, в которых главным выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.
Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность)
Социальное творчество — высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Социальное творчество школьников – это добровольное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом происходит в форме коллективного творческого дела (сокращённо — КТД), т.е жёсткой организационной форме, завязанной на определённую направленность деятельности - пользу, радость людям. В режиме КТД дети получают опыт самостоятельного общественного действия.
Художественное творчество - не только увлекательный путь познания мира, но и сложный путь познания самого себя. В процессе творчества формируются эмоциональные, интеллектуальные и моральные стороны личности. Особенно важна роль художественного творчества в становлении личности подростка, так как именно в этот период происходит самоопределение человека, его культурная идентификация. Подросток активно осваивает мир, формируя нравственные, эстетические, социальные установки.
Воспитание посредством художественного творчества способствует развитию личности подростка, как ни какой другой вид деятельности, так как благодаря ему происходит утончение человеческой души. Проявляется способность к сопереживанию, состраданию, способность к пониманию внутреннего мира другого человека. В целом, художественное творчество способствует:
- творческой самореализации личности через формирование в процессе художественной деятельности свободы самовыражения;
- формированию системы духовно-нравственных ценностей;
- развитию творческого воображения, мышления.
Трудовая деятельность(производственная деятельность) - есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
Трудовая деятельность, во-первых, предполагает наличие определенных практических умений (например, умений пользоваться простейшими орудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов. Во-вторых, она требует развития интеллектуальных качеств, например способности, планировать свои действия и предусматривать их результаты. В-третьих, она предполагает определенный уровень развития детской воли - устойчивого стремления к достижению поставленной цели, к получению заранее представляемого продукта и умения подчинить свое поведение поставленным целям.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.
Проектная деятельность - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.
Экологическая деятельность – система норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Включает все виды и формы деятельности связанные как с охраной и улучшением окружающей среды, так и с развитием экологической культурой личности.
Задачи:
воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
формирование здорового образа жизни учащихся.
Спортивно – оздоровительная деятельность- систематическое осуществление взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья воспитанников, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности. нацелена на формирование у воспитанников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек.
Цели:
охранение и укрепление здоровья учащихся;
дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта;
формирование навыков и развитие мотивации учащихся к выбору здорового образа жизни.
Коррекционная работа во внеурочное время.
Формировать слуховое восприятие и воспроизведение устной речи неслышащих и слабослышащих обучающихся на основе результатов комплексного обследования в школе-интернате.
Формировать у неслышащих воспитанников слухо-зрительное восприятие речи, навыков произношения.
Проводить текущие наблюдения навыков восприятия и воспроизведения устной речи.
Осуществлять преемственность в работе над устной речью на всех режимных моментах.
Обращать внимание на построение фраз, предложений, постановку ударений, соблюдение орфоэпических норм воспитанниками
Работа с родителями.
Работа с родителями основывается на положениях Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, проект в редакции от 13 января 2015 г. и Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации направлена на:
повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
развитие общественно-государственной системы воспитания;
доступность для всех категорий детей качественного воспитания;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;
развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;
повышение уровня информационной безопасности детей.
Формы работы с родителями
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
посещение на дому;
приглашение в школу;
индивидуальные консультации;
переписка;
родительский лекторий;
тематические консультации;
классные групповые мероприятия;
классные родительские собрания;
общешкольные родительские собрания;
дни открытых дверей;
концерты;
выставки детских работ;
Примерная тематика родительских консультаций на учебный год.
Сентябрь
«Семья и школа - единство в воспитании обучающихся с недостатками слуха».
Октябрь
“Проблемы взросления детей и их преодоления в семье и школе”.
Ноябрь
«Культура семьи и общества, как один из факторов развития обучающихся».
Декабрь
“Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении учебного материала».
Январь
“Особенности индивидуального развития слабослышащих обучающихся”.
Февраль
“Трудовая деятельность - основа воспитания детей. Воспитание у детей потребности трудиться”.
Март
“Характер межличностных отношений обучающихся в подростковый период ”.
Апрель
“Трудовое воспитание обучающихся в семье и школе”.
Май
“Организация свободного времени детей в период летних каникул”.
Примерная тематика выступлений на родительских собраниях.
I четверть -
«Режим дня и его значение для обучающихся».
II четверть -
«Основы успешности обучения обучающихся с недостатками слуха в школе-интернате».
III четверть -
«Вредные привычки. Профилактика в семье и в школе».
IV четверть -
«Занятость подростков в летний период».
5. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся в группе должны быть достигнуты определённые результаты.
Духовно-нравственное
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
• представление об институтах гражданского общества,
• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
• знание национальных героев и важнейших событий истории России;
• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Гражданско-патриотическое
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
• позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
• умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
• умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
• ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.
• ценностное отношение к школе, своему городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;;
• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.
• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
Спортивно-оздоровительное и экологическое
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
Общественно-полезная деятельность
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
• самоопределение в области своих познавательных интересов;
• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• начальный опыт участия в общественно значимых делах;
• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
• сформированность первоначальных профессиональных знаний;
• общие представления о трудовом законодательстве.
Художественно-эстетическое
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
• ценностное отношение к прекрасному;
• понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• представление об искусстве народов России;
• опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации".
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, проект в редакции от 13 января 2015. - Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
- Организация внеклассной работы в школе слабослышащих. -КАРО,КАРО, 2008 г.
- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981. —191 с, ил.
- Речицкая, Богданова, Горбунова: Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах 1 и 2 вида. В 2 частях.-М.,ВЛАДОС,2013.
- Худенко Е. Д., Г. Ф.Гаврилычева, Е. Ю.Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2010.
Областное казённое общеобразовательное учреждение
«Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена
на заседании МО
Протокол №____
от «__»________20__г.
Согласована
зам. директора по ВР
_________ Карпенкова Е.Г.
«_____»________20__г.
Утверждаю
Директор школы-интерната
__________Л.Н. Малихова
Приказ № ___ от «_____»__________20__г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитателя Слесаревой В.Г. группы 6Б
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья