Адаптированная рабочая программа по географии для 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Адаптированная рабочая программа по географии для 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ составлена на основе авторской программы по географии для общеобразовательных школ (авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда», М., Просвещение, 2015 год.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по географии для 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)»
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по географии для 5класса для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.12года № 273- ФЗ;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 31.01.2015 № 1577; от 29.12.2014 г. № 1644).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам»;
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред.Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 года № 241; от 30.08.2010 года №889; от 03.06.2011 № 1994; от 01.02.2012 № 74);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях" (с изменениями от 24.11.2015г №81;
6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253; от 08.06.2015 № 576; от 28.12.2015 № 1529; от 26.01.2016 № 38; от 21.04.2016 № 459; от 29.12.2016 № 1677; от 08.06.2017 № 535; от 20.06.2017 № 581; от 05.07.2017 № 629).
7. Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 1.
8. Учебный план МАОУ СОШ №1 для 5-8 классов на 2020учебный год.
Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ составлена на основе авторской программы по географии для общеобразовательных школ (авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда», М., Просвещение, 2013 год.)
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «География, серия академических учебников «Полярная звезда»:
Учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина « География: учебник для 5-6 кл.» – М.: Просвещение, 2015г.
Рабочая тетрадь к учебнику «Мой – тренажер», 5 – 6 класс, В.В. Николина, Москва « Просвящение» 2015 г.
География. 5 класс. Атлас. ФГОС. Дрофа. 2016
География. Контурные карты. 5 класс. ФГОС. Дрофа. 2016
Программа учитывает особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития):
• овладение комплексом минимальных географических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний географии, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
• развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
• формирование предметных основных общеучебных умений;
• создание условий для социальной адаптации учащихся.
Основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.
Особенности программы следующие:
• в основу положена программа по географии для общеобразовательных учреждений;
• проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;
• реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;
• предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой
моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной
моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Методы и формы, через которые будет реализована программа для детей с ОВЗ:
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ Индивидуальный подход.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
Использование многократных указаний, упражнений.
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Цель: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями
Основные задачами обучения:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять географические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей
благодаря улучшению социальной ориентировки;
обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных
наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и
продуктивной деятельности;
систематизация знаний и представлений, способствующая повышению
интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной
монологической речи;
улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч)
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление таблицы «Путешественники и учёные». 3. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 ч) Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса. Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».
Тема 3. План и карта (11 ч) Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Составление простейшего плана местности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта — особый источник информации.
Глобус — объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. 5. Составление описания местности по планам и картам, чтение космических снимков и аэрофотоснимков.
Тема 4. Человек на Земле (3 ч)
Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.
Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (11 ч)
Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр, методы изучения.
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.
Резервное время – 2 часа.
Оценочные практикумы:
Построение плана местности.
Определение по карте расстояний и направлений.
Определение по карте и глобусу географических координат объектов.
Сравнение стран мира по политической карте.
Описание гор и равнин по плану.
Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.
Выполнение проектного задания в сотрудничестве.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Тематическое планирование для учащихся 5 классов (Арасланова В., Дубинкин Д., Захарова О., Касаткин Е., Ремянников К., Стародубцева А., Тарханова А., Шулепова В., Палехов Д.) с ОВЗ с учетом психофизических особенностей учащихся
№ п/п
Дата
Тема урока
Основное
содержание урока
Универсальные учебные действия
с учетом корректировки деятельности учащихся
Дом
задание
Время
личностные
предметные
метапредметные
1
Географические методы изучения окружающей среды
Что изучает география.
Значение географических знаний в современной жизни.
Профессии, связанные с географией . Методы географической науки.
Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Определять понятие
« география»
Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.
Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.
.
Познавательные
Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии
Регулятивные
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Устанавливать основные приемы работы с учебником
П. 1
Стр. 4 - 7
30 мин
2
Развитие географических знаний о Земле
Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
Показывать по картам территории древних государств.
Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.
Регулятивные
Работа с картой, сравнение современной карты с древними
Познавательные
Поиск информации по накоплению географических знаний
Коммуникативные
умение слушать другого
П.2
Стр. 10- 12
30 мин
3
Выдающиеся географические открытия
Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизациА.и.
Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама
Х. Колумб
Ф Магеллан, Ф. ДрейкА. Тасман, Дж. Кук
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев
Ермак, И. Москвин,
С. Дежнев
Р. Амундсен
Р. Пири
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО
.
Познавательные
обозначение на контурной карте
Поиск информации о путешественниках
коммуникативный
Обсуждение значения открытий
П. 3
Стр.13 - 15
30 мин
4
Современный этап научных географических исследований.
Источники географической информации. Географические информационные системы
Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.
Познавательные
Определение значения географических исследований для жизни общества
Регулятивные
Работа с учебником, с атласом
коммуникативный
Обсуждение значения географической науки в парах, группах
П. 4
Стр. 16 - 18
30 мин
5
Контрольная работа
« Развитие географических знаний о Земле»
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий
Повторение
пройденного
материала
30 мин
6
Земля – планета Солнечной системы
Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
Находить информацию( в Интернете и других источниках)
Регулятивные
Познавательные
Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы
Коммуникативные
Оценить действие партнеров
П.5
Стр.20 – 21
30 мин
7
Форма, размеры и движение Земли.
Форма и размеры Земли.
Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.
Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-
Находить информацию( в Интернете и других источниках)
Познавательные
Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
П. 6
Стр. 22 – 24
30 мин
8
Пояса освещённости. Часовые пояса.
Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота
ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
Находить информацию( в Интернете и других источниках)
Регулятивные
Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года
П. 7
Стр. 25 - 26
30 мин
9
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли
Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли.
Смена дня и ночи, смена сезонов года.
Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и
ночь.
Пояса освещенности
сохранения и рационального использования;
Находить информацию( в Интернете и других источниках)
Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»
П. 7
Стр. 26 –
27
30 мин
10
Контрольная работа
«Земля – планета Солнечной системы»
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации
Повторение
пройденного
материала
30 мин
11
Ориентирование и способы ориентирования на местности.
План местности.
Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде
План местности.
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
поступки и поступки других людей;
Распознавать условные знаки планов местности
Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Составлять
простейшие планы местности небольшого участка.
Познавательные
Иметь представления о понятиях
Знать определение «Азимут» и уметь определять его
Регулятивные
Научиться читать план местности с помощью условных знаков
П. 8
Стр. 30- 32
30 мин
12
Масштаб и его виды.
Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.
– гармонично развитые социальные чувства и качества
Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб
Познавательные
Иметь представления о понятиях Коммуникативные
Умение слушать товарища
Соблюдать правила поведения в кабинете
П. 9
Стр. 33 - 34
30 мин
13
Практическая работа
«Определение масштаба»
Особенности изображения местности на плане
Условные знаки.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
.
Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Регулятивные
Умение работать с измерительными приборами
Коммуникативные
Работа в группе
П. 9
Стр. 35
30 мин
14
Изображение земной поверхности на плоскости.
Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.
Относительная высота.
Абсолютная высота. Горизонтали.
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.
Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.
Познавательные
Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности
Регулятивные
решение задач по
П. 10
Стр. 36 - 37
30 мин
15
Практическая работа
«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»
Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности
Топографическая карта
Способы глазомерной съемки местности.
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные
Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.
Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков
определению абсолютной и относительной высоты
Уметь составлять план местности простейшим способом
коммуникативный
работа в группах
П.11
Стр.38 - 39
30 мин
30 мин
16
Географическая карта – особый источник информации.
Глобус – объемная модель Земли.
Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.
Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию.
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные
Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас,
Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Регулятивные
Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.
П.12 Стр43.40 -
30 мин
17
Градусная сетка.
Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.
Определение направлений и расстояний по карте
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные
Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан
Познавательные Регулятивные
Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте
П. 13
Стр.44 –
47
30 мин
18
Географическая широта.
Географические координаты.
Географическая широта. Определение географической широты объектов
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные
Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов.
коммуникативные
Самостоятельный анализ .умение слушать другого
П. 14
Стр.48 - 50
30 мин
19
Географическая долгота.
Географические координаты.
Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные
Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.
Познавательные
Отработка навыков по определению географических координат
П. 15
Стр.51 - 53
30 мин
20
Решение практических задач по плану и карте.
Часовые пояса.
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные
Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.
Определять
расстояние с помощью градусной сетки.
Регулятивные
Определение расстояний с помощью градусной сети
П.16
Стр. 54 - 56
30 мин
21
Контрольная работа
« План и карта»
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий
Регулятивные
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Повторение
пройденного
материала
30 мин
22
Заселение человеком Земли
Основные пути расселения древнего человека.
Влияние природных условий и ресурсов на расселение.
-осознание себя как члена общества
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран
Определять по картам ареалы расселения
коммуникативные Организовывать работу в паре
Регулятивные
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
П. 17
Стр.58 - 60
30 мин
23
Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.
Расы и народы мира. Их отличительные особенности.
Численность населения на Земле.
Плотность
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
Определять по картам ведущие страны мира
коммуникативные Умение слушать товарища
Соблюдать правила поведения в кабинете
П. 18
Стр. 61 - 63
30 мин
24
Практическая работа
«Многообразие стран мира»
населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.
Крупные государства и города мира.
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий
Типы земной коры, ее строение под материками и океанами
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Описывать модель строения Земли.
Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.
Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.
Познавательные
Регулятивные
Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.
коммуникативные Оценить действия партнеров
П.20
Стр.68 - 70
30 мин
26
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Овладевать
простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.
Познавательные
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам
коммуникативный
работа в группах
Регулятивные
Сравнивать горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам
П.21
Стр.71 - 73
30 мин
27
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие
Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.
Землетрясения и их причины.
Сейсмические районы и пояса Земли.
Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.
Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.
Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.
Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.
сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой
коммуникативные Работа в группе
П.22
Стр.74 - 76
30 мин
28
Землетрясение и вулканизм.
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.
Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.
Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.
Наносить на контурную карту области распространения суши. Горы и равнины, особенности их образования.
Познавательные
Регулятивные
Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры
коммуникативные Организовывать работу в паре
П. 23
Стр.77 - 79
30 мин
29
Рельеф Земли. Равнины.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.
Основные формы рельефа суши.
Горы и равнины особенности их образования.
Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.
Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа.
Выполнять
практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.
Познавательные
Распознавать на физических картах разные формы рельефа,
Регулятивные
Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой.
Выполнять практические задания по карте и плану.
П. 24
Стр.80 - 83
30 мин
30
Рельеф Земли. Горы.
Различие гор по высоте, возрасту и размерам.
Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах.
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа.
Выполнять
практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.
Анализировать
иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор.
Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит
коммуникативные Оценить действие партнеров
П. 25
Стр. 84 - 87
30 мин
31
Промежуточная аттестация
Тестовая работа
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий
Повторение
пройденного
материала
Не задано
32
Выполнение проекта
« Скульптурный портрет планеты»
Разработка проекта
« Скульптурный портрет планеты»
Правила работы с контурной картой
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах на континентах
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию( в Интернете и других источниках)
коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого
П. 26
Стр. 88 - 89
30 мин
33
Человек и литосфера.
Значение литосферы
для человека
Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
Репродуктивные
Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору
П. 27
Стр. 90 - 92
34
Повторение курса географии 5 класса
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий
коммуникативные Формировать компетентности в общении.