kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по географии для 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ составлена на основе авторской программы по географии для общеобразовательных школ (авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, География. 5-9 классы.  Предметная линия учебников «Полярная звезда», М., Просвещение, 2015 год.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по географии для 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)»

Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по географии для 5класса для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.12года № 273- ФЗ;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 31.01.2015 № 1577; от 29.12.2014 г. № 1644).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам»;

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред.Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 года № 241; от 30.08.2010 года №889; от 03.06.2011 № 1994; от 01.02.2012 № 74);

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях" (с изменениями от 24.11.2015г №81;

6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253; от 08.06.2015 № 576; от 28.12.2015 № 1529; от 26.01.2016 № 38; от 21.04.2016 № 459; от 29.12.2016 № 1677; от 08.06.2017 № 535; от 20.06.2017 № 581; от 05.07.2017 № 629).

7. Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 1.

8. Учебный план МАОУ СОШ №1 для 5-8 классов на 2020учебный год.



Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ составлена на основе авторской программы по географии для общеобразовательных школ (авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда», М., Просвещение, 2013 год.)

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «География, серия академических учебников «Полярная звезда»:

  • Учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина « География: учебник для 5-6 кл.» – М.: Просвещение, 2015г.

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Мой – тренажер», 5 – 6 класс, В.В. Николина, Москва « Просвящение» 2015 г.

  • География. 5 класс. Атлас. ФГОС. Дрофа. 2016

  • География. Контурные карты. 5 класс. ФГОС. Дрофа. 2016

Программа учитывает особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития):


• овладение комплексом минимальных географических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний географии, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;

• развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

• формирование предметных основных общеучебных умений;

• создание условий для социальной адаптации учащихся.

Основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Особенности программы следующие:

• в основу положена программа по географии для общеобразовательных учреждений;

• проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;

• реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;

• предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса.


Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической

направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой

моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной

моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие

восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,

анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие

инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения

преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция

нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция

диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Методы и формы, через которые будет реализована программа для детей с ОВЗ:

  • Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

  • Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ Индивидуальный подход.

  • Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

  • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

  • Использование многократных указаний, упражнений.

  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

  • Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.


Цель: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями


Основные задачами обучения:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

  • овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять географические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Коррекционные задачи:


  • расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей

благодаря улучшению социальной ориентировки;

  • обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных

наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и

продуктивной деятельности;

  • систематизация знаний и представлений, способствующая повышению

интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

  • уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной

монологической речи;

  • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

  • активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);

  • систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).



Содержание учебного предмета.

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч)

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жиз­ни. Профессии, связанные с географией. Методы географи­ческой науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические от­крытия. Современный этап научных географических исследований.

Практикум. 1. Анализ источников географической ин­формации. 2. Составление таблицы «Путешественники и учёные». 3. Составление схемы «Источники географи­ческой информации в нашей жизни».


Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 ч)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Север­ный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса. 
Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Тема 3. План и карта (11 ч)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ори­ентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Ус­ловные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверх­ности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Сос­тавление простейшего плана местности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирова­ния на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и оп­ределение направлений на местности и плане. Способы изобра­жения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта — особый источник информации.

Глобус — объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древ­ние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Геогра­фические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современ­ные способы создания карт. Часовые пояса.  Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. На­блюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.

Практикум. 1. Ориентирование на местности при по­мощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определе­ние по карте и глобусу с помощью приборов географичес­ких координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. 5. Составление описания местности по планам и картам, чтение космических снимков и аэрофотоснимков.


Тема 4. Человек на Земле (3 ч)

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных усло­вий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к ус­ловиям жизни на разных этапах развития общества. Соз­дание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы ми­ра. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.
Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (11 ч)


Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Гор­ные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр, методы изучения.

Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулка­низм. Условия жизни людей в районах распространения земле­трясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океа­на. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа терри­тории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предуп­реждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на лито­сферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.


Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и ми­нералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вул­канов. 3. Разработка правил безопасного поведения во вре­мя стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.

Резервное время – 2 часа.

Оценочные практикумы:

  1. Построение плана местности.

  2. Определение по карте расстояний и направлений.

  3. Определение по карте и глобусу географических координат объектов.

  4. Сравнение стран мира по политической карте.

  5. Описание гор и равнин по плану.

  6. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

  7. Выполнение проектного задания в сотрудничестве.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



Учебно- методическое обеспечение

  1. А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»

География 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.

  1. В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 класс/Москва « Просвещение» 2012 г.

  2. В.В. Николина География Поурочные разработки5 – 6 классМосква « Просвещение» 2012 г.

  3. Диск к учебнику А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда» География 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.

  4. Оборудование:


  • Физическая карта полушарий

  • Плотность населения мира.

  • Карты мира (политическая и физическая).

  • Домашний репетитор «Физическая география мира»

  • Интерактивные уроки. КиМ. География 7 класс.

  • Презентации, глобусы, коллекция полезных ископаемых

Тематическое планирование для учащихся 5 классов (Арасланова В., Дубинкин Д., Захарова О., Касаткин Е., Ремянников К., Стародубцева А., Тарханова А., Шулепова В., Палехов Д.) с ОВЗ с учетом психофизических особенностей учащихся

№ п/п

Дата

Тема урока

Основное

содержание урока

Универсальные учебные действия

с учетом корректировки деятельности учащихся

Дом

задание

Время

личностные

предметные

метапредметные



1


Географические методы изучения окружающей среды

Что изучает география.

Значение географических знаний в современной жизни.

Профессии, связанные с географией . Методы географической науки.

Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 


 Определять понятие

 « география»

 Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

.

Познавательные

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником



П. 1

Стр. 4 - 7

30 мин

2


Развитие географических знаний о Земле

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;


Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.

Регулятивные

Работа с картой, сравнение современной карты с древними

Познавательные

Поиск информации по накоплению географических знаний

Коммуникативные

умение слушать другого

П.2

Стр. 10- 12

30 мин

3


Выдающиеся географические открытия

Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизациА.и.

Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама

Х. Колумб

Ф Магеллан, Ф. ДрейкА. Тасман, Дж. Кук

Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

Ермак, И. Москвин,

С. Дежнев

Р. Амундсен

Р. Пири


-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);


Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО

 .

Познавательные

обозначение на контурной карте

Поиск информации о путешественниках

коммуникативный

Обсуждение значения открытий


П. 3

Стр.13 - 15


30 мин

4


Современный этап научных географических исследований.

Источники географической информации. Географические информационные системы

Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.






Познавательные

Определение значения географических исследований для жизни общества

Регулятивные

Работа с учебником, с атласом

коммуникативный

Обсуждение значения географической науки в парах, группах


П. 4

Стр. 16 - 18

30 мин

5


Контрольная работа

« Развитие географических знаний о Земле»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида


Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий




Повторение

пройденного

материала

30 мин

6


Земля – планета Солнечной системы

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;


Находить информацию( в Интернете и других источниках)

Регулятивные

Познавательные

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы

Коммуникативные

Оценить действие партнеров

П.5

Стр.20 – 21

30 мин

7


Форма, размеры и движение Земли.

Форма и размеры Земли.

Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.

Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-


Находить информацию( в Интернете и других источниках)

Познавательные

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси

П. 6

Стр. 22 – 24

30 мин

8


Пояса освещённости. Часовые пояса.

Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота

ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее

Находить информацию( в Интернете и других источниках)

Регулятивные

Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года

П. 7

Стр. 25 - 26

30 мин

9


Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли

Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли.

Смена дня и ночи, смена сезонов года.

Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и

ночь.

Пояса освещенности

сохранения и рационального использования;

Находить информацию( в Интернете и других источниках)


Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»


П. 7

Стр. 26 –

27

30 мин

10


Контрольная работа

«Земля – планета Солнечной системы»


Тестовая контрольная работа из заданий разного вида






Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий


Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации


Повторение

пройденного

материала

30 мин

11


Ориентирование и способы ориентирования на местности.

План местности.

Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде

План местности.


-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 поступки и поступки других людей;

Распознавать условные знаки планов  местности

Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Составлять

простейшие планы местности небольшого участка.

Познавательные

Иметь представления о понятиях

Знать определение «Азимут» и уметь определять его

Регулятивные

Научиться читать план местности с помощью условных знаков


П. 8

Стр. 30- 32

30 мин

12


Масштаб и его виды.

Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.

– гармонично развитые социальные чувства и качества

Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб

Познавательные

Иметь представления о понятиях Коммуникативные

Умение слушать товарища

Соблюдать правила поведения в кабинете


П. 9

Стр. 33 - 34

30 мин

13


Практическая работа

«Определение масштаба»

Особенности изображения местности на плане

Условные знаки.

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Коммуникативные

Работа в группе

П. 9

Стр. 35

30 мин


14


Изображение земной поверхности на плоскости.


Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Относительная высота.

Абсолютная высота. Горизонтали.

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

 Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.


Познавательные

Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности

Регулятивные

решение задач по

П. 10

Стр. 36 - 37

30 мин

15


Практическая работа

«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»


Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности

Топографическая карта

Способы глазомерной съемки местности.

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков

определению абсолютной и относительной высоты

Уметь составлять план местности простейшим способом

коммуникативный

работа в группах

П.11

Стр.38 - 39

30 мин


30 мин

16


Географическая карта – особый источник информации.

Глобус – объемная модель Земли.

Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.

Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию.

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас,

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.


Регулятивные

Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.


П.12 Стр43.40 -

30 мин



17


Градусная сетка.

Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.

Определение направлений и расстояний по карте

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан

Познавательные Регулятивные

Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте


П. 13

Стр.44 –

47

30 мин


18


Географическая широта.

Географические координаты.

Географическая широта. Определение географической широты объектов


– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные

Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов.

коммуникативные

Самостоятельный анализ .умение слушать другого

П. 14

Стр.48 - 50

30 мин

19


Географическая долгота.

Географические координаты.

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.


Познавательные

Отработка навыков по определению географических координат

П. 15

Стр.51 - 53

30 мин

20


Решение практических задач по плану и карте.

Часовые пояса.

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

 Определять

расстояние  с помощью градусной сетки.

Регулятивные

Определение расстояний с помощью градусной сети

П.16

Стр. 54 - 56

30 мин

21


Контрольная работа

« План и карта»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий


Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное


Повторение

пройденного

материала

30 мин

22


Заселение человеком Земли

Основные пути расселения древнего человека.

Влияние природных условий и ресурсов на расселение.

-осознание себя как члена общества

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран

Определять по картам ареалы расселения

коммуникативные Организовывать работу в паре

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное


П. 17

Стр.58 - 60

30 мин

23


Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

Расы и народы мира. Их отличительные особенности.

Численность населения на Земле.

Плотность

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

Определять по картам ведущие страны мира

коммуникативные Умение слушать товарища

Соблюдать правила поведения в кабинете

П. 18

Стр. 61 - 63

30 мин

24


Практическая работа

«Многообразие стран мира»

населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.

Крупные государства и города мира.

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий


Коммуникативные

Позитивная самооценка

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником


П. 19

Стр. 64 - 66

30 мин

25


Земная кора и литосфера.

Внешние и внутренние силы Земли

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора

Типы земной коры, ее строение под материками и океанами

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);


Описывать модель строения Земли. 

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. 

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.


Познавательные

Регулятивные

Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.

коммуникативные Оценить действия партнеров

П.20

Стр.68 - 70

30 мин

26


Горные породы, минералы, полезные ископаемые.


Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;


Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

 Овладевать

простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.


Познавательные

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам

коммуникативный

работа в группах

Регулятивные

Сравнивать  горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам

П.21

Стр.71 - 73

30 мин

27


Литосферные плиты, их движение и взаимодействие

Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.

Землетрясения и их причины.

Сейсмические районы и пояса Земли.

Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.

Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо.

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Познавательные

Регулятивные

сравнивать и  анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой

коммуникативные Работа в группе

П.22

Стр.74 - 76

30 мин

28


Землетрясение и вулканизм.


– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;


 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.

  Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения   суши. Горы и равнины, особенности их образования.

Познавательные

Регулятивные

Выявлять  при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры  

коммуникативные Организовывать работу в паре

П. 23

Стр.77 - 79

30 мин

29


Рельеф Земли. Равнины.

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Основные формы рельефа суши.

Горы и равнины особенности их образования.

Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.

Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.


-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);


Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять

практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 


Познавательные

Распознавать на физических картах разные формы рельефа,

Регулятивные

Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой.

Выполнять  практические задания по карте и плану.


П. 24

Стр.80 - 83

30 мин

30


Рельеф Земли. Горы.

Различие гор по высоте, возрасту и размерам.

Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах.

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;


Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять

практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

Анализировать

иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор.

Сопоставлять расположение крупных  форм  рельефа дна океана с границами литосферных  плит

коммуникативные Оценить действие партнеров

П. 25

Стр. 84 - 87

30 мин

31


Промежуточная аттестация

Тестовая работа

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;


Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий



Повторение

пройденного

материала

Не задано

32


Выполнение проекта

« Скульптурный портрет планеты»

Разработка проекта

« Скульптурный портрет планеты»

Правила работы с контурной картой

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;


Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках)


коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого

П. 26

Стр. 88 - 89

30 мин

33



Человек и литосфера.

Значение литосферы

для человека

Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;



Репродуктивные

Готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору


П. 27

Стр. 90 - 92


34


Повторение курса географии 5 класса



-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);


Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий


коммуникативные Формировать компетентности в общении.

Повторение

пройденного

материала

Не задано





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казанцева Виктория Анатольевна

Дата: 26.02.2020

Номер свидетельства: 541262


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства