kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звучащие картины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект был использован на занятии по  дополнительному образованию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Звучащие картины»


Звучащие картины

5 класс

Тема четверти: «Можем ли мы услышать живопись?»

Тема урока: «Звучащие картины».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: углубление темы четверти.

Цель урока: Развитие творческого мышления через восприятие произведений музыки и живописи.

    Задачи образовательные: совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки; формирование умения перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого (с «языка» живописи на «язык» музыки).

Задачи развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления, воображения; вокально-хоровых навыков.

    Задача воспитывающая: воспитание любви к искусству.

     Эпиграф:

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия.»

(Микеланджело Буонарроти)

5. Оборудование: магнитофон, кассеты, фортепиано, слайды, проектор, нотная хрестоматия, дидактический материал (карточки).

Виды деятельности учащихся:

        выполнение творческих заданий,

        слушание музыки,

        вокально-хоровая работа.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, анализ, обобщение, создание проблемно-поисковых ситуаций.

  

Ход урока

  

1. Вход учащихся:          звучит «Менуэт»  И.С.   Баха.

У: Ребята, когда вы входили в класс, звучала красивая музыка. Вы узнали её?

Д: Да, звучал «Менуэт»  И.С.   Баха.

Запомните свое впечатление об этом произведении,  оно будет волшебным музыкальном ключиком, который поможет вам в дальнейшей работе на уроке.

 Учитель предлагает учащимся разучить новое музыкальное приветствие со словами:

У:  «Здравствуйте ребята!»

Д: «Здравствуйте учитель!»

У:  Я рада снова видеть вас.

Д: Мы вместе в этот час!

Мелодия приветствия – в нотной записи на доске.

(мелодия «Канцоны» Ф. Милано; произведение не называется).

2. У:  Сегодня мы с вами продолжим наш разговор о том, как взаимодействуют такие прекрасные искусства как живопись и музыка.

Наш урок называется «Звучащие картины».

Великий художник Микеланджело Буонарроти сказал:

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

На уроке мы с вами постараемся найти подтверждение этим словам.

3. На экране видеоряд слайдов с репродукций картин:

М. Караваджо «Лютнист»

           

                                                                    

М. Б. Греков «Трубачи Первой Конной».

     

                                                                                 

 Б. Шаляпин. Портрет С. В. Рахманинова.

     

                                                                                

В. А. Тропинин «Гитарист».

     

                                                                                    

Неизвестный нидерландский художник XVI в. «Музыкантши».

     

                 

Картина неизвестного художника.

      

                                                                       

У: Что сближает эти картины?

Д: Изображены музыканты.

Учитель рассказывает о том, что художники во все времена изображали людей, играющих на музыкальных инструментах. Первые такие изображения пришли к нам из глубокой древности: стены храмов в Египте, вазы и амфоры Греции, картины художников эпохи Возрождения; у живописцев-романтиков произведения «напоены» музыкой.

 

У: Можно назвать эти картины «звучащими»? Почему.

Д: Да, потому что художники запечатлели процесс игры на музыкальных инструментах: это подчеркивается позой музыкантов, положением рук, мимикой лица, эмоциями.

У: Какая музыка вам слышится в картине В. А. Тропинина «Гитарист»?

Д: Спокойная, неторопливая, тихая, близкая романсу.

У: Может быть такая? Учитель исполняет романс А. Варламова «На заре ты её не буди».

Д: Да, прозвучавшая музыка созвучна тихому, задушевному настроению картины.

У: На каком живописном полотне мы слышим музыку, контрастному мягкому звучанию романса?

Д: М. Греков «Трубачи Первой Конной».

У: Почему вы пришли к такому выводу?

Д: Изображённые духовые инструменты звучат громко, победно, торжественно, ликующе.

У: Какими живописными красками выражено это звучание?

Д: Солнечный фон, голубое небо, инструменты блестят медью на солнце, развевается алое знамя, подчеркивая мажорность звучания.

У: В каком музыкальном произведении нам уже встречался образ музыканта-трубача?

Д: «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина, только там он драматический, напряженный.

У: Где музыка в песне звучит также ярко, победно, как знамя на картине М. Грекова?

Д: Когда маленький трубач заиграл «Интернационал» и повёл за собой полк.

В исполнении учащихся звучит «Песня о маленьком трубаче».

4. Учитель вновь обращает внимание учащихся на видеоряд.

У: Найдите две картины, которые сближает что-то общее, но они отличаются от всех остальных. В этом вам поможет «Менуэт», который звучал в начале урока.

Учащиеся показывают на картины «Лютнист» и «Музыкантши».

Д: Эти картины очень старинные, их сближает эпоха.

У: Что указывает на время создания этих полотен?

Д: Облик персонажей, их одежда, прически, предметы интерьера, музыкальные инструменты.

 

У: Каждая эпоха рождала свои слова, понятия.

Учитель предлагает учащимся поработать с карточками и выбрать те слова, которые характеризуют эпоху создания картин.



телевизор               компьютер               канцона               реверанс

бал                          видеоклип                кружева               веер

вуаль                       менуэт                   автомобиль           век скоростей

Учитель называет картины, авторов и время создания – XV – XVI век

У: Вы заметили, что на обеих картинах изображен один и тот же старинный  инструмент – лютня.

-На экране изображение инструмента-

У: Это струнно-щипковый инструмент, ему 2 тысячи лет, в XV, XVI, XVII веках лютня была любимым инструментом, её изображали художники, под её звуки танцевали, пели, поэты посвящали ей стихи:

её пленительные звуки дарили радость и покой,

И вмиг снимали, как рукой, любви и ненависти муки.

(Пьер Жан Беранже «Волшебная лютня»)

У: Давайте с помощью живописи и музыки соприкоснёмся с жизнью, которая была почти 500 лет назад. Прозвучит произведение придворного музыканта-лютниста XVI века Ф. Милано «Канцона» из сюиты для лютни.

Учитель поясняет что такое «канцона».

- Слушание произведения -

У: Что нам рассказала музыка о жизни того века? Какой она была?

Д: Спокойной, неторопливой, размеренной.

У: В каком характере звучала музыка?

Д: Поэтично, напевно, изящно, плавно.

У: Какими средствами музыкальной выразительности выражен характер?

Д: Минорный лад, медленный темп, ровный ритм, негромкое звучание,  тембр лютни похож на тембр гитары.

У: Мелодия «Канцоны» вам что-нибудь напомнила?

Д: Да, наше музыкальное приветствие.

У: Эта прекрасная музыка пережила века, и у современного рок-музыканта Б. Гребенщикова зазвучала как песня «Город золотой».

На экране текст песни (слова А. Хвостова и А. Волохонского)

- Слушание песни –

 

У: О чём эта песня? Что называет Гребенщиков «золотым городом»?

Д: Прекрасную мечту, которая есть у каждого человека; счастье; рай.

Разучивание 1 куплета песни

Обратить внимание учащихся на мелодическую линию, интервальные ходы, фразировку.

 

5. Заключение.

У: Чем вам запомнился сегодняшний урок?

Д: Мы узнали, что произведения живописи могут «звучать», мы услышали музыку разных образов и эпох.

У: Во все времена человек стремился в искусстве выразить свои мысли, чувства, эмоции. Сколько бы веков ни прошло, а настоящие шедевры не умирают.

Завершим наш урок известным изречением (закончите фразу):

«Всё  в мире преходяще, а искусство …!» (вечно)

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, внимание, сотворчество.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Звучащие картины

Автор: Дерюгина Инна Анатольевна

Дата: 18.12.2018

Номер свидетельства: 491530

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Звучащие картины"
    ["seo_title"] => string(20) "zvuchashchiiekartiny"
    ["file_id"] => string(6) "263107"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449487947"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока на тему "Звучащие картины. Прощание с Масленицей" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-na-tiemu-zvuchashchiie-kartiny-proshchaniie-s-maslienitsiei"
    ["file_id"] => string(6) "193081"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427562044"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по теме "Звучащие картины. Прощание с масленицей" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zvuchashchiie-kartiny-proshchaniie-s-maslienitsiei"
    ["file_id"] => string(6) "179958"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425104302"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Тема: «Колокольные звоны России. Звучащие картины.»"
    ["seo_title"] => string(47) "tiemakolokolnyiezvonyrossiizvuchashchiiekartiny"
    ["file_id"] => string(6) "270100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450986861"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока музыки на тему:"Музыкальные инструменты. Звучащие картины""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_muzyki_na_tiemu_muzykal_nyie_instrumienty_zvuc"
    ["file_id"] => string(6) "446005"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513946903"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства