Цель урока: Развитие творческого мышления через восприятие произведений музыки и живописи.
Задачи образовательные: совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки; формирование умения перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого (с «языка» живописи на «язык» музыки).
Задачи развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления, воображения; вокально-хоровых навыков.
Задача воспитывающая: воспитание любви к искусству.
Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, анализ, обобщение, создание проблемно-поисковых ситуаций.
Ход урока
1. Вход учащихся: звучит «Менуэт» И.С. Баха.
У: Ребята, когда вы входили в класс, звучала красивая музыка. Вы узнали её?
Д: Да, звучал «Менуэт» И.С. Баха.
Запомните свое впечатление об этом произведении, оно будет волшебным музыкальном ключиком, который поможет вам в дальнейшей работе на уроке.
Учитель предлагает учащимся разучить новое музыкальное приветствие со словами:
У: «Здравствуйте ребята!»
Д: «Здравствуйте учитель!»
У: Я рада снова видеть вас.
Д: Мы вместе в этот час!
Мелодия приветствия – в нотной записи на доске.
(мелодия «Канцоны» Ф. Милано; произведение не называется).
2. У: Сегодня мы с вами продолжим наш разговор о том, как взаимодействуют такие прекрасные искусства как живопись и музыка.
Наш урок называется «Звучащие картины».
Великий художник Микеланджело Буонарроти сказал:
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
На уроке мы с вами постараемся найти подтверждение этим словам.
3. На экране видеоряд слайдов с репродукций картин:
М. Караваджо «Лютнист»
М. Б. Греков «Трубачи Первой Конной».
Б. Шаляпин. Портрет С. В. Рахманинова.
В. А. Тропинин «Гитарист».
Неизвестный нидерландский художник XVI в. «Музыкантши».
Картина неизвестного художника.
У: Что сближает эти картины?
Д: Изображены музыканты.
Учитель рассказывает о том, что художники во все времена изображали людей, играющих на музыкальных инструментах. Первые такие изображения пришли к нам из глубокой древности: стены храмов в Египте, вазы и амфоры Греции, картины художников эпохи Возрождения; у живописцев-романтиков произведения «напоены» музыкой.
У: Можно назвать эти картины «звучащими»? Почему.
Д: Да, потому что художники запечатлели процесс игры на музыкальных инструментах: это подчеркивается позой музыкантов, положением рук, мимикой лица, эмоциями.
У: Какая музыка вам слышится в картине В. А. Тропинина «Гитарист»?
У: В каком музыкальном произведении нам уже встречался образ музыканта-трубача?
Д: «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина, только там он драматический, напряженный.
У: Где музыка в песне звучит также ярко, победно, как знамя на картине М. Грекова?
Д: Когда маленький трубач заиграл «Интернационал» и повёл за собой полк.
В исполнении учащихся звучит «Песня о маленьком трубаче».
4. Учитель вновь обращает внимание учащихся на видеоряд.
У: Найдите две картины, которые сближает что-то общее, но они отличаются от всех остальных. В этом вам поможет «Менуэт», который звучал в начале урока.
Учащиеся показывают на картины «Лютнист» и «Музыкантши».
Д: Эти картины очень старинные, их сближает эпоха.
У: Что указывает на время создания этих полотен?
Д: Облик персонажей, их одежда, прически, предметы интерьера, музыкальные инструменты.
У: Каждая эпоха рождала свои слова, понятия.
Учитель предлагает учащимся поработать с карточками и выбрать те слова, которые характеризуют эпоху создания картин.
телевизор компьютер канцона реверанс
бал видеоклип кружева веер
вуаль менуэт автомобиль век скоростей
Учитель называет картины, авторов и время создания – XV – XVI век
У: Вы заметили, что на обеих картинах изображен один и тот же старинный инструмент – лютня.
-На экране изображение инструмента-
У: Это струнно-щипковый инструмент, ему 2 тысячи лет, в XV, XVI, XVII веках лютня была любимым инструментом, её изображали художники, под её звуки танцевали, пели, поэты посвящали ей стихи:
…её пленительные звуки дарили радость и покой,
И вмиг снимали, как рукой, любви и ненависти муки.
(Пьер Жан Беранже «Волшебная лютня»)
У: Давайте с помощью живописи и музыки соприкоснёмся с жизнью, которая была почти 500 лет назад. Прозвучит произведение придворного музыканта-лютниста XVI века Ф. Милано «Канцона» из сюиты для лютни.
Учитель поясняет что такое «канцона».
- Слушание произведения -
У: Что нам рассказала музыка о жизни того века? Какой она была?
Д: Спокойной, неторопливой, размеренной.
У: В каком характере звучала музыка?
Д: Поэтично, напевно, изящно, плавно.
У: Какими средствами музыкальной выразительности выражен характер?